В мае этого года французская почта выпустила специальный блок с портретами известных филателистов мира.
Эмиссия эта приурочена к полуторавековому юбилею создания знаменитой парижской марочной биржи, расположенной неподалеку от Елисейского дворца — резиденции главы французского государства, кстати, нынешний президент франции — Николя Саркози — филателист.
И даже дает в прессе интервью на филателистические темы.
Коллекционеры четко знают, что первая почтовая марка в мире появилась 170 лет назад в мае месяце в столице Соединенного Королевства — Лондоне. Хотя приоритет у ее автора — сэра Роуленда Хилла — оспаривали в свое время и подданный Австро-Венгерской империи Лоренц Кошир, обнародовавший ранее Р. Хилла свою идею оплачивать письма марками, и англичанин Джеймс Чалмерс. Помирились лишь их внуки, уже после кончины обоих спорщиков, признав, что все-таки именно Р. Хилл ввел в обращение марки, а не ограничился описанием самой идеи.
Однако установить, кто в действительности был первым филателистом, доподлинно не удается и до сегодняшнего дня. Хотя уже в середине XIX века некий французский коллекционер из Лилля по имени Виктор Ветцель авторитетно утверждал, что он — первый в мире филателист, а марки начал собирать с 6 мая 1840 (!) года, когда получил из Лондона письмо с приклеенной на конверте маркой «Черный пенни». Вот только сроки доставки писем тогда занимали куда больше времени, если вспомнить, что продавать марки на лондонском почтамте стали с 1 мая, а в обращении их разрешено использовать именно с 6-го!
Тем не менее именно Франции на первом этапе развития филателии принадлежала лидирующая роль. Именно в этой стране в 1865 году другой коллекционер, Жорж Эрпен, впервые ввел в употребление новый термин «филателия», разъяснив в публикации, что новое, модное увлечение собирания марок следует называть не «маркоманией», не «маркофилией», а именно «филателией», что происходит от сочетания двух вполне подходящих по сути явления греческих слов: «филео» — «любовь» и «ателейя» — «освобождение от оплаты», то есть «любовь к знакам, освобождающим от оплаты» (добавим — «от оплаты за пересылку письма»), С той поры термин этот так прижился, что сегодня не каждый филателист сможет правильно объяснить, что же он означает по заложенному в нем смыслу.
Во Франции в начале 60-х годов того же XIX века появились и первые альбомы для марок, ставшие сегодня предметом поиска антикваров во многих странах мира. А до той поры собранные марки хранили по-разному. Кто как мог. Нередко их наклеивали в салонные альбомы.
Причем делали это так основательно, что впоследствии редкие экземпляры было невозможно отделить от альбомных листов. Складывали марки и в специальные миниатюрные коробочки. Значительно позже, уже когда специальные альбомы для марок прочно вошли в обиход, многие ювелиры продолжали изготавливать коробочки в качестве желанных сувениров для коллекционеров, любовно вспоминавших «старые добрые» времена зарождения филателии. Делали подобные коробочки во многих странах, в том числе и такие известные фирмы, как «Тиффани», «Либерти», «Фаберже». И уже значительно позже, когда не только простые обыватели, но даже сами филателисты порядком подзабыли о моде на марочные коробочки в 60—80-е годы XIX века, их продолжали изготавливать известные модные дома — «Кристиан Диор», «Картье», «Хермес», «Ив Сен-Лоран», что автоматически обеспечивало им хороший рынок сбыта в качестве просто украшений интерьера, а не функциональных предметов обихода коллекционера.
Но вернемся к более привычным альбомам. Доподлинно известно, что 17 сентября 1861 года страсбургский книготорговец Оскар Бергер-Левро литографским способом издал первый в мире перечень всех известных ему почтовых марок. А немногим позже другой филателист, Альфред Потике, на этот раз уже в Германии выпустил первый иллюстрированный каталог с непривычным для современного филателиста названием «Обзор всех известных, выпущенных с 1840 по 1862 г. марок».
В 1862 году соотечественник Альфреда Потике, Фредерик Бути, проживавший в английском Брайтоне, выпустил свой вариант каталога марок, снабженный, в отличие от предшественников, почти двумя сотнями иллюстраций известных ему марок. И хотя в это время уже выпускались папки с вкладываемыми в них плотными, очерченными по периметру рамочками, листами для наклейки марок, отмеченные издания произвели настоящую революцию в деле издания альбомов для филателистов. Новые альбомы стали выпускать с напечатанными на их страницах с одной стороны (первоначально марки наклеивались с помощью специальных «шарниров»-наклеек с обоих альбомных листов. Но поскольку при этом они своими зубчиками неизменно цеплялись друг за друга, практика эта в самом скором времени была прекращена) иллюстрациями, на которые с помощью наклеек следовало вклеивать оригинальные марки.
Одним из наиболее старых альбомных издательств в мире, сочетавшим и каталог, и место для вклейки марок, можно считать немецкую филателистическую фирму «Шаубек», названную так ее основателем и хозяином Густавом Баушке, порядком перетасовавшим ради такого случая буквы своей фамилии. Первоначально все альбомы «Шаубек» были стационарными и не позволяли коллекционерам оперативно реагировать на появление новых марок, чтобы вклеить их на пустые, еще не иллюстрированные листы, что создавало некоторые неудобства. Однако уже в 1874 году в Вене появился в продаже так называемый механический перманентный альбом для почтовых марок, изобретателем которого стал Альфред Фридль. Подчеркивая неоспоримые преимущества своего изобретения, он говорил, что его «альбомные листы снабжены аккуратными отверстиями, точно совпадающими со штифтами аппарата, рамкой, местом для помещения названия страны и коричневой сеткой, облегчающей систематизацию по какому-либо каталогу или по собственным идеям». Попутно заметим, что изобретение наклеек,
первоначально называвшихся «шарнирами для марок», равно как и специального устройства — зубцемера, для определения различий в перфорации марок, принадлежит французам. Имя изобретателя этого нехитрого приспособления — Жана-Эмабля Леграна — связано с первыми исследованиями разновидностей марок по бумаге и водяным знакам, что впоследствии легло в основу ценовой (и нередко очень значительной) дифференциации оценки филателистических материалов.
Первый отечественный иллюстрированный альбом для почтовых марок с текстом на русском языке был отпечатан в санкт-петербургском издательстве Отто Кирхнера, страстно увлекавшегося филателией. Его иллюстрированные альбомы «для марок всех стран», как значилось на красивых переплетах, выпускались шестью форматами с различным количеством страниц и стоили по-разному, чтобы представители любых сословий, собиравшие марки, имели к этой продукции равный доступ. Каждый формат, в зависимости от издания, мог иметь не только другое оформление обложки или твердого переплета, но и иное содержание. Различные по формату альбомы выпускались несколькими изданиями. Так, самым ранним из известных сегодня коллекционерам является «Альбом для всевозможных почтовых марок. Первое и единственное русское издание. С 600 литографированными рисунками. Выпуск 1-й (1889)», формат 150x215 мм, 64 страницы. А один из самых последних альбомов (формат 245x295 мм), ставший 14-м изданием, появился предвоенной весной 1914 года. Потом была Первая мировая война...
Андрей СТРЫГИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 79 (сентябрь 2010), стр.138