оригиналы (раритеты и уникумы), реплики, копии, новоделы, подделки, фальсификации и мистификации
К настоящему времени произведения искусства стали объектом выгодного вложения денег во всем мире, в том числе и в России. Мода на собирательство породила множество коллекционеров, для которых хобби — это не столько любимое занятие, сколько престиж и определенный статус. Мода порождает спрос, а он, в свою очередь, при отсутствии оригинальных вещей, — подделки и фальсификации. Конечно, в художественном литье из чугуна количество подделок и фальсификаций значительно меньше, чем, например, в живописи. Однако любой коллекционер, даже опытный, при приобретении нового предмета сталкивается с проблемой оценки подлинности произведения искусства. Очень часто на антикварном рынке России предметы художественного литья из чугуна, выполненные в Средней Европе, либо по незнанию (невежеству), либо намеренно атрибутируются неправильно и имеют «красивую легенду». А за поспешной покупкой, как правило, следует разочарование. Учитывая, что специальная литература по этой теме отсутствует, надеюсь, что изложение личного видения автором данной проблемы может помочь кому-то из коллекционеров.
Актуальность исследования вызвана также наличием на антикварном рынке России большого количества художественных изделий из чугуна, выполненных в Средней Европе. Часть из них сохранилась в России с давних времен, другие попали в нашу страну после Второй мировой войны в качестве трофеев, а некоторые привозят сейчас. Среди этих предметов имеются высокохудожественные изделия из чугуна, которые в настоящее время уже не встретишь даже в странах, где они производились: Германии, Австрии, Словакии, Чехии, Венгрии, Польше и Словении. Кроме оригинальных художественных изделий чугунолитейных заводов и частных литейных Средней Европы периода конца XVIII — начала XX века, на антикварном рынке в России представлены не имеющие клейм предметы, выполненные российскими заводами в XIX — начале XX века по «западноевропейским» моделям (выработался такой штамп), новоделы, как европейского, так и российского происхождения, подделки и фальсификации. Поэтому изложение рекомендаций по ориентированию в предметах художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе, необходимо начать с истории их производства и хотя бы краткого описания самих оригиналов исходных объектов (образцов, подлинников).
Художественное литье из чугуна получило широкое распространение в Средней Европе, и особенно в Германии, в конце XVIII — первой половине XIX века В первой прусской чугунолитейной «Малапане», основанной в 1753 году, уже в 1770 году под руководством английских специалистов целенаправленно начали заниматься художественным литьем из чугуна.
В 1796 году открылся Королевский прусский чугунолитейный завод в Гляйвице. Внедрение на этапе строительства всех известных в то время передовых технологий производства чугуна позволило организовать выпуск изделий высокого качества. Уже в 1798 году были отлиты 24 распятия и 1254 предмета медальерного искусства. В 1804 году гляйвицкий завод впервые экспонировал свои изделия художественного литья в количестве 20 штук на выставке берлинской Академии изобразительных искусств. На гляйвицком заводе совместно с открывшейся в 1804 году в Берлине чугунолитейной Гайса начали изготавливать ювелирные украшения из чугуна. Ювелир Иоганн Конрад Гайс (1771—1846) был признанным авторитетом в моделировании и создании разнообразных ювелирных украшений из золота и чугуна. Первое, что использовал Иоганн Гайс в золотых украшениях, — это вставки из чугунных гемм с изображением античных сюжетов. Сначала он ограничивался лишь продажей этих изделий, затем стал разрабатывать эскизы и выполнять модели для гляйвицкого завода. В 1820 году у Иоганна Гайса возникли разногласия с департаментом горнорудной промышленности Пруссии, который развивал на заводе в Гляйвице собственное направление в изготовлении чугунных украшений. С 1820 года на гляйвицком заводе стали самостоятельно отливать чугунные ювелирные украшения, которые имели свой фирменный стиль (илл. 1). На заводе в Гляйвице стали использовать золотую проволоку, сочетали чугун с жемчугом и помещали чугунные рельефы на полированные стальные пластины. Иоганн Гайс, сосредоточившись на работе в собственной чугунолитейной, до 1830 года изготавливал разнообразные ювелирные украшения из чугуна. Сейчас изделия чугунолитейной Гайса из-за их редкости высоко ценятся на антикварном рынке Европы (илл. 2). Первый прейскурант художественного литья гляйвицкого завода был издан в 1822 году. Самым полным и известным считается прейскурант 1847 года (илл. 3). К нему прилагалось 44 таблицы с изображением 709 предметов. Из прейскуранта видно, что на заводе изготавливался достаточно широкий ассортимент изделий. Историю создания и деятельности гляйвицкого и других прусских чугунолитейных заводов подробно описал в 1928 году Эрвин Хинтце в своем труде «Гляйвицкое художественное литье из чугуна» («Gleiwitzer Eisenkunstguss»). Для всех музейных работников, исследователей, коллекционеров и антикваров эта великолепная книга, содержащая 100 таблиц и справочную информацию об авторах, времени создания и размерах моделей, а также о лицах, изображенных на предметах, является настольной библией, позволяющей атрибутировать прусское художественное литье из чугуна.
Художественное литье выпускалось на заводе в Гляйвице с перерывами до Второй мировой войны. История с клеймением изделий гляйвицкого завода такова. В 1801 году завод получил указание от представителя департамента горнорудной промышленности Пруссии маркировать продукцию клеймом, которое должно было состоять из изображения орла, названия литейного завода и года выполнения изделия. Однако до сих пор не найдено ни одного предмета с таким клеймом, да и с любым другим гляйвицким клеймом того времени. Имеющиеся на ряде изделий клейма относятся к XX веку. На одном из них — в овале начальные буквы «HAG (Hiittenamt Gleiwitz) — литейный завод в Гляйвице» и изображение короны. На другом варианте — изображение орла над расположенными накрест молотком и киркой (эмблема горного дела) (илл. 4). Известны случаи, когда такие клейма в Германии затирали, пытаясь выдать на антикварном рынке изделия XX века за предметы, отлитые в первой половине XIX века. Это один из вариантов фальсификации, то есть подделки, изменения с корыстной целью вида или свойства предмета.
В 1804 году был основан Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине. И уже в этом же году на заводе в Берлине с помощью приглашенных с гляйвицкого завода скульпторов, формовщиков и литейщиков в небольшом количестве отлили чугунные накладки для мебели и геммы. Местонахождение завода в столице позволило привлечь к сотрудничеству ведущих европейских скульпторов, медальеров, художников и архитекторов. Среди них были Леонард Пош (1750-—1831) и Карл Фридрих Шинкель (1781—1841). Леонард Пош был непревзойденным мастером портретных медальонов малого формата, о чем свидетельствует большое количество этих предметов в чугуне, выполненных в Берлине начиная с 1806 года. На многих портретных медальонах работы Леонарда Поша на аверсе, под обрезом изображения, имеется надпись «L. POSCH» или «POSCH», на чистом поле реверса — надпись с информацией о лице, изображенном на медальоне, год отливки предмета и номер изделия в таблице прейскуранта. Иногда, если монограммы Леонарда Поша не было на аверсе, то на реверсе стояло «Р.». Медальоны работы Леонарда Поша, посвященные императору России и членам императорской семьи, копировались с 20-х годов XIX века Верх-Исетским чугунолитейным заводом и другими заводами в России. С 1816 года Леонард Пош начал создавать модели христианских сакральных художественных изделий, большинство которых, начиная с 1820-го года, многократно копировались как в Средней Европе, так позднее и в России. Это плакеты «Тайная вечеря» (илл. 5), «Христос несет крест» («Несение креста») и «Евангелист Иоанн» («Иоанн Богослов») (илл. 6), многочисленные рельефы с изображением Иисуса Христа, Богоматери Марии и святых апостолов. На оригинальных предметах на аверсе обычно отливалась монограмма «POSCH F.». Леонард Пош на протяжении многих лет продолжал работать над своими произведениями, меняя размеры и отдельные детали изображения, то есть создавал реплики. Реплику в декоративно-прикладном искусстве следует отличать от копии (от лат. copia — множества), хотя эти понятия часто путают. Некоторые исследователи реплику иногда называют точной копией. Но в данном случае слово «реплика» становится жаргонизмом, ибо приобретает значение, характерное не для русского языка, а для английского. Соответственно, как раз копия — это точное воспроизведение произведения, повторение другого произведения, исполненное самим автором либо другим человеком. Копия может отличаться от оригинала по технике и размерам, но, в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.
В 1818 году по модели Леонарда Поша на заводе в Берлине отлили рельеф «Ученый» (его называют еще иногда «Алхимик») (илл. 7), который многократно копировали сначала на гляйвицком заводе, а затем в Средней Европе и России. В 2009 году на стенде одного из антикварных магазинов на Российском антикварном салоне в ЦДХ мне предлагали купить за 50 000 рублей «чугунную икону с изображением одного из апостолов» в полуразрушенном деревянном киоте. Это был покрытый золотой краской чугунный рельеф «Ученый» без клейм, отлитый, скорее всего, в России в XIX веке по немецкой модели. Ошибочно этот рельеф действительно мог использоваться в XIX веке в России в качестве иконы. Но сотрудники солидного антикварного магазина, специализирующегося на иконах и культовых предметах, обладающие определенным уровнем профессиональной подготовки, не должны вводить потенциальных покупателей в заблуждение относительно изображения на рельефе. Покупка предмета происходит в магазине, авторитету которого коллекционер склонен доверять, и часто по принципу — «мне нравится». Затем этот предмет с гордостью всем демонстрируется, пока его не увидит специалист. Никаких потраченных денег, конечно, не вернуть, так как покупатель сам себя ставит в подобное положение, приобретая вещь без сопроводительных документов и полагаясь лишь на свою интуицию. Часто побудительным мотивом совершения быстрой и необдуманной покупки и нежелания проконсультироваться со специалистом становится idee fixe покупателя о возможности приобретения им раритета.
Карл Фридрих Шинкель создал в 20-—30-х годах XIX века по заказу прусской королевской семьи ряд моделей, рисунков, проектов и чертежей декоративных изделий из чугуна, по которым работали литейщики на заводах в Берлине, Гляйвице и Зайне. Карл Фридрих Шинкель — автор многочисленных произведений мелкой пластики из чугуна: тарелок, ваз, подсвечников, канделябров, ножей для открывания писем, медалей, а также садово-парковой мебели: столов, скамеек, кресел и стульев. Многие изделия по его моделям копируются в Германии и сегодня, например, в Лауххаммере на «Lauchhammer Kunstguss GmbH & С° KG».
Изделия, отлитые по моделям Карла Шинкеля и Леонарда Поша, служили образцами для художественного литья на Каслинском, Кусинском и ряде других заводов в России. Но хотелось бы предостеречь от упрощенного подхода к атрибуции большинства вещей, отлитых в Средней Европе, как исполненных только по моделям Леонарда Поша или Карла Шинкеля. Исследователи в Германии изменили в настоящее время атрибуцию ряда предметов с «созданных по моделям Шинкеля» на «созданные в традициях Шинкеля» или «созданные по эскизу Шинкеля».
Всемирную известность Королевскому прусскому чугунолитейному заводу в Берлине принесли новогодние плакетки, которые отливали с 1805 по 1848 год. Вначале они носили представительский характер, и называли их новогодними почтовыми карточками. Это были чугунные пластины, чаще всего размером 60x90 или 70x100 мм. С середины 20-х годов XIX века фоном для чугунных рельефных частей иногда служила стальная полированная пластина. Некоторые плакеты дополнительно обрамлялись в бронзовые, с золочением, стальные или серебряные рамки. После пожара на Королевском прусском чугунолитейном заводе в 1848 году новогодние плакеты больше заводом не отливались.
К концу 1810 года на прусском заводе в Берлине, используя опыт гляйвицкого завода и сотрудничество с ведущими берлинскими ювелирами, начали изготавливать первые ювелирные украшения из чугуна: колье, колье с нагрудными крестами, браслеты, броши, пряжки для поясов, диадемы, серьги, заколки для волос, нагрудные кресты, цепочки с нагрудными крестами (илл. 8, 9), кулоны, кольца, перстни (илл. 10), перстни-печатки (илл. 11) и цепочки для часов. Нагрудный крест на цепочке служил не только показателем принадлежности к христианской религии, но и украшением. А самым дорогим украшением для шеи было колье. Учитывая то, что уже в XVIII веке колье стало элементом бального костюма, в XIX веке изящное колье с нагрудным крестом из чугуна в Германии являлось лучшим украшением к бальному платью. В силу своей дороговизны колье менее всего были подвержены влияниям моды и передавались по наследству от бабушек к внучкам. Такие изделия в 1820—1830-х годах получили большое распространение, но они были хрупкими, поэтому сохранились до настоящего времени в незначительных количествах, в большинстве своем в музейных собраниях. Сегодня они являются украшением любой коллекции художественного литья из чугуна, тем более что воспроизвести эти изделия не могут даже с использованием современных технологий. Секрет изготовления тончайших, почти невесомых чугунных кружев не раскрыт и поныне. Немецкие ювелирные украшения начала XIX века своей невероятной технической сложностью и красотой исполнения способствовали международному признанию fer de Berlin («берлинского железа» — прусского художественного чугунного литья).
Охваченные патриотическими чувствами борьбы с Наполеоном I (1769 — 1821), патриоты Пруссии провели акцию под девизом «Золото отдам я за чугун», собрав для нужд отечества приблизительно 160 тысяч золотых украшений и обменяв их на чугунные украшения. Люди, особо отличившиеся в сборе средств, удостоились личной благодарности короля Пруссии. Так, в 1818 году король Пруссии Фридрих-Вильгельм III (1770—1786) подарил графине Мюнстерской в знак признательности за проявленный патриотизм, выразившийся в значительном пожертвовании ею своих драгоценностей в фонд финансирования войны против Наполеона I, чугунную плакету с изображением Евангелиста Иоанна (илл. 6). Эта плакета «с историей» (оригинальным письмом) была приобретена на аукционе в Англии и находится сейчас в частном собрании.
С немецкими ювелирными украшениями из чугуна связана одна историческая тиражируемая мистификация. Начиная с 60-х годов XX века и по настоящее время сначала в СССР, а затем в России в работах П.И. Уткина («Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII — начала XIX века» (1967); «Русские ювелирные украшения» (1970), каталогах Государственного Эрмитажа (НАЛ. Шарая, Е.Ю. Моисеенко.
«Костюм в России XVIII — начала XIX вв.» (1962); «Художественный металл в России XVII — начала XX века» (1981), учебно-наглядных пособиях Горного музея (например, издание 2008 года, в 2-х книгах) и книге 2006 года «Металл» из серии «Многоликая планета» (Е. Тараканова, Ж. Полярная. «Узор чугунный») активно продвигается атрибуция ювелирных изделий из чугуна, хранящихся в Государственном Эрмитаже и Горном музее, как выполненных в России в «Каслях на Урале», Санкт-Петербургском и Луганском заводах в 1830—1840-х годах. «Под влиянием европейской моды на литые железные украшения, производимые в Германии, в Каслях на Урале начинали делать оригинальные изделия в технике тонкого чугунного литья. Браслеты, ожерелья, пряжки поясов выполнялись литьем виртуозно, не верилось, что они чугунные... но с середины XIX века все заметнее наблюдался упадок художественного стиля». Таким образом, П.И. Уткиным ювелирные украшения из чугуна из Государственного Эрмитажа бездоказательно атрибутированы как выполненные в «Каслях в 30-х годах XIX века» (!). С моей точки зрения, «в Каслях на Урале» сам по себе неудачный термин для определения завода, на котором отливали изделия, так как «в Каслях на Урале», кроме основного завода, выполняли в разное время художественное литье еще как минимум на чугунолитейном заводе М.Н. Тимофеева с сыном, литейном заводе ГЛ. Кобелева с сыновьями, литейных заводах Т.Д. Теплякова, П.Е. Плоти- нова и литейной Г.И. Гуськова. В каталогах Государственного Эрмитажа ювелирные украшения из чугуна атрибутированы примерно так же: «Урал, Касли, 1830-е годы» и «1830-е гг. Каслинский завод, г. Касли». Для 60-х годов XX века такая атрибуция была еще, наверное, объяснима, хотя уже имелись научные исследования по художественному литью Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода («Каталог выставки художественного чугунного литья» в Москве (1940), Б.В. Павловский «Касли» (1957), «Русский художественный металл» (1958).
В настоящее время сотрудники Государственного Эрмитажа готовят каталог имеющихся в собрании музея изделий художественного литья из чугуна. Ведется большая работа, и помощь в атрибуции ювелирных украшений из чугуна оказывают немецкие специалисты из музеев Берлина. Есть понимание, что описание этих изделий будет произведено правильно.
С атрибуцией предметов, хранящихся в Горном музее Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета), еще сложнее. Коллекция художественного чугунного литья Горного музея насчитывает 125 экспонатов, изготовленных в XIX—XX веках на литейных заводах России и Германии. «Поражают тонкой работой кружевные чугунные браслеты и ожерелья Александровского завода Санкт-Петербурга (? — С.Н.) и Луганского завода» (Учебно-наглядное пособие по Горному музею, кн. 1). «Весьма удивительны ожерелье и браслеты из чугуна, отлитые на Луганском заводе в 1839 году. По виду это знаменитое «берлинское железо» (fer de Berlin), тайну изготовления которого ревностно оберегали берлинские литейщики. Превратить грубый и дешевый чугун в такое невесомое, сказочной красоты кружево было под силу только им. Но, оказывается, и российские мастера могли справиться с такой работой» (Описание чугунных ювелирных украшений, хранящихся в собрании Горного музея, данное Е. Таракановой и Ж. Полярной в книге «Металл»). Здесь же приведена атрибуция этих предметов: «Чугунное ожерелье. Луганский завод, Украина, 1840 г.», «Чугунный браслет. Луганский завод, Украина, 1840 г.». Хотя никаких фактов в работах не приводится, позиция сотрудников Горного музея в атрибуции этих предметов следующая: «Предметы поступили с Луганского завода (имеются соответствующие записи и номера поступлений в инвентарных книгах XIX века), и нам этого достаточно для атрибуции, так как мы обязаны верить предкам А как там происходило на Луганском заводе: приехали ли немцы на завод с моделями, привезли ли с собой формовочные пески и хорошую руду или как-то еще, это другой вопрос».
Предлагаю попытаться объективно проанализировать ситуацию. К сожалению, я не могу привести в своей статье даже сами изображения чугунных ювелирных украшений, хранящихся в Горном музее, так как это «страшная тайна». Наличие или отсутствие сопроводительных документов, с которыми прибыли предметы с Луганского завода, и их содержание — тоже «страшная тайна Горного музея». К этой тайне относятся и сведения о наличии или отсутствии клейм на предметах. При посещении и осмотре экспозиции в Горном музее мне не разрешили взять изделия в руки и рассмотреть, например, в отличие от свободной возможности изучения ювелирных украшений в собрании «Markisches Museum» (Музей истории Берлина) и музее Hanns Schell Collection Graz (Австрия).
Мою попытку найти истину в атрибуции ювелирных украшений из чугуна, хранящихся в Горном музее, начнем с письменных документов, оставленных нашими уважаемыми предками. Имеется «Путеводитель по Музеуму», составленный горным инженером М. Мельниковым и изданный под эгидой Горного института императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге в 1898 году. Очень приличный путеводитель — объем 157 страниц, с двумя схемами. На описания, содержащиеся в нем, периодически ссылаются сотрудники Горного музея, но не при атрибуции ювелирных украшений, так как при прочтении путеводителя все запутывается окончательно. На странице 117 путеводителя читаем: «Образцы художественных отливок: ...цепь о семи чугунных звеньях и ггр., завода Мегденш- прунг в Германии; чугунные браслеты и крестики ажурной, чрезвычайно тонкой, отливки Луганского и Александровского (в Петрозаводске) заводов...» А где же ожерелье? Так с какого же завода (в Санкт-Петербурге или Петрозаводске)? Что это за «цепь о семи чугунных звеньях и пр. из Германии»? Что за отдельные крестики? Так, может быть, эта «цепь и пр.» с отдельным крестиком превратилась затем в ожерелье Луганского завода? Возможно, М. Мельников ошибся, а возможно, и нет. Это к вопросу об обязанности безоговорочно верить «предкам». Собственно, чему верить — записи о том, что какие-то предметы были привезены с Луганского завода? Ведь главное в атрибуции — где, когда и кем они были изготовлены. Многие поступления XIX века в собрании Горного музея сопровождаются пояснениями: какой мастер, когда отлил и т. д., но не в данном случае.
Луганский литейный завод начал работу в конце 90-х годов XVIII века, и сразу же, еще в 1800 году, впервые встал вопрос о его закрытии. В дальнейшем завод постоянно боролся за свое выживание, и над ним не раз собирались черные тучи (нерентабельность, брак, частые повреждения доменных печей, пожары и т. д.). Из Санкт-Петербурга неоднократно приезжали комиссии, и по результатам их работы каждый раз принималось решение о дальнейшей судьбе завода. Работающие по контракту в России иностранцы часто получали не только жалование, но и часть из получаемой прибыли завода. Поэтому они, естественно, были заинтересованы в продолжении своей работы на заводе и получении государственных заказов для завода. Помнили они и о том, что по ювелирным украшениям из чугуна в Средней Европе часто оценивали качество литья и самого чугуна. В самой Средней Европе интерес к художественному литью из чугуна в конце 30-х годов XIX века несколько остыл. Приглашенные на работу в Россию иностранные мастера везли с собой не модели, пески, формы, руду и т. д., а, в качестве подтверждения своих возможностей, готовые изделия. Возможно, что в очередной критической ситуации для Луганского завода в конце 30-х годов XIX века иностранный мастер «достал из кармана» привезенные с собой немецкие ювелирные украшения из чугуна (или их элементы) и «создал изделия Луганского завода», которые продемонстрировали комиссии, а затем отправили в Горный музей и, возможно, не только... В Германии ювелирные украшения из чугуна изготавливали как по заказу, так и массово в виде отдельных элементов. На иллюстрации 12 изображены отдельные элементы ювелирных украшений, выполненных в Берлине в 1815—1840-х годах, которые находятся сейчас в собраниях немецких музеев. Из этих и других элементов можно легко собрать находящиеся в собрании Горного музея колье и браслеты, «отлитые на Луганском заводе».
В работе П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII — начала XIX века», на которую часто ссылаются при атрибуции ювелирных украшений из чугуна, находящихся в Горном музее, автор приводит данные о том, что «на первой промышленной выставке русских товаров, состоявшейся в 1829 г. в Санкт-Петербурге, фигурировал представленный от Петербургского и Александровского заводов «Прибор Берлинских отливок из чугуна». Под этим заголовком перечислялись табакерки, кольца, браслеты, печатки. На этой же выставке демонстрировали отливки из чугуна другие заводы. Среди их продукции названы итальянские медальоны, антики мелкие и другие художественные изделия фигурного литья». Разве можно на основании этого тезиса делать вывод, что речь идет о браслетах, отлитых на Санкт-Петербургском заводе и находящихся в настоящее время в экспозиции Горного музея?
Совсем непонятна позиция сотрудников Горного музея, которые непоколебимо хранят «верность» совершенно устаревшим атрибуциям. Хотя, прошу прощения, есть движение! Выражает восхищение появившееся, по-моему, с 2006 года изменение в атрибуции ряда тех же ювелирных украшений. Напомню: «Чугунное ожерелье. Луганский завод, Украина, 1840 г.». Так, что теперь речь идет уже о достижениях не «российских мастеров».
С моей точки зрения, необходимо постоянно продолжать работу по уточнению атрибуции предметов, хранящихся в собрании музея. Ведь дополнительная информация появляется часто неожиданно. Так, например, на одном июньском антикварном аукционе 2010 года в Европе продавался лот, состоящий из подборки контрактов на работу в России, рукописной автобиографии, писем и других документов из домашнего архива (всего 36 листов) шотландского мастера Чарльза Бёрда (1766—1843), прибывшего с Чарльзом Гаскойном в 1786 году для внедрения английской технологии на российских заводах (это коснулось затем и Луганского литейного завода).
Кроме Королевского прусского чугунолитейного завода и уже упоминавшейся мною чугунолитейной Гайса, в Берлине с 1828 года выполняли украшения из чугуна в литейных Деваранна и Лемана. Скульптор и ювелир Симеон Пьер Деваранн (1789—1859) создавал прекрасные золотые, серебряные и чугунные ювелирные украшения. В 1828 году он стал владельцем собственной частной чугуноцинколитейной. В отличие от Иоганна Гайса, большинство изделий Симеона Деваранна украшено орнаментом, не заимствованным у природы (илл. 13). Единственное исключение — его знаменитая бабочка (илл. 14). Чугунное колье с бабочками выполнено в 1840 году, его длина — 430 мм, вес — 12 г (!). Оно хранится в собрании «Markisches Museum». Симеон Пьер Деваранн только в 1840 году, почти на 10 лет позже, чем его основной конкурент Иоганн Гайс, перешел на цинковое литье. Август Фердинанд Леман (1806 — ?) также отливал ювелирные украшения из чугуна, часто по эскизам Иоганна Гайса. Но если сравнить чугунные ювелирные украшения литейных Лемана и Гайса, выполненные по одним моделям, то украшения работы Августа Лемана не такие изящные и качественные, как украшения работы Иоганна Гайса. Практически на всех изделиях Августа Лемана, даже на мелких элементах ювелирных украшений, стояли клейма.
Период с 1810 по 1840 год — самый успешный и плодотворный для Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине. В 1848 году во время пожара, к сожалению, сгорели все модели, формы и документация. Сохранился лишь один, да и то неполный, прейскурант Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине — прейскурант 1836 года с частью таблиц в количестве 10 штук. Работу завода в Берлине и запас моделей восстановили в кратчайшие сроки с использованием гипсовых отливок по гляйвицким образцам. Однако в 1874 году Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине был закрыт.
Всего на нескольких изделиях имеется клеймо Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине —
Королевский прусский чугунолитейный завод в Зайне. Чугунолитейная, основанная в 1769 году, в соответствии с решениями Венского конгресса в 1815 году перешла к Пруссии. С 1816 года здесь начали выполнять художественное литье из чугуна как по собственным моделям, так и по моделям Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине. Большой популярностью у покупателей пользовалась серия плакет с изображениями святых апостолов по моделям Леонарда Поша. На иллюстрации 16 представлена одна из таких плакет с изображением Святого апостола Матфея. В 1827 году был издан первый прейскурант художественных вещей, который издавался до 1846 года. С 1819 по 1865 год на заводе в Зайне отливали великолепные новогодние плакеты. В 1865 году фирма «Крупп» купила завод в Зайне, после чего производство было переориентировано, и из чугуна отливались отдельные художественные изделия. В 1922 году завод прекратил свое существование.
Лишь на некоторых художественных изделиях завода в Зайне имеются клейма. Так, например, буквы «S.Н.» (Sayner Hiitte — зайнская литейная) есть на трех из шести плакетах с изображениями святых апостолов, находящихся в частном собрании в России. Полного набора плакет с изображением святых апостолов, отлитых в Зайне, нет ни в музейном, ни в частном собрании. Шесть плакет — это на сегодняшний день наибольшее количество предметов в одном собрании, известное автору. Клеймо «S.H.» есть и на великолепной чугунной коробочке с изображением Тайной вечери (илл. 17). Еще один вариант клейма представляет собой овал с буквами «S.H.» внутри (илл. 18). На одном из пресс-папье сохранилось клеймо периода владения фирмой «Крупп» заводом в Зайне (илл. 19).
Кроме прусских чугунолитейных заводов, в Германии также работали другие заводы и частные литейные, отливавшие прекрасные художественные изделия. В Берлине, помимо уже указанных выше, работал еще целый ряд литейных: чугунолитейная Мевеса, литейная Мюллера, литейная Зеебаса (потом он перебрался в Ханау, а затем в Оффенбах) и литейная Шванна.
На чугунолитейном заводе в Лауххаммере, начавшем работу в 1725 году, впервые в Германии в 1784 году с помощью восковой модели выполнили из чугуна цельнолитую фигуру больших размеров — скульптуру античной вакханки, а также вазу. Именно с этой вазы большого размера, которая выставлена в настоящее время перед административным зданием «Lauchhammer Kunstguss GmbH & С° KG» (илл. 20), начинается история всего немецкого художественного литья из чугуна. Современники отзывались о чугунолитейном заводе в Лауххаммере как о месте художественного и технического паломничества. Широкий ассортимент художественной продукции был отражен в прейскуранте 1810 года. Завод сотрудничал и с Леонардом Пошем, который специально для чугунолитейного завода в Лауххаммере подготовил модель плакеты «Христос несет крест» (илл. 21), отличающуюся надписью на аверсе от берлинской и гляйвицкой модели. Начиная с 1840 года, бронзовое литье стало постепенно вытеснять на заводе в Лауххаммере художественное чугунное литье. Его возрождение началось в 20-х годах XX века. Новый этап в развитии лауххаммерского художественного литья начался в 1993 году. Благодаря современным технологиям и техническим средствам на «Lauchhammer Kunstguss GmbH & С° KG» сейчас отливают из чугуна прекрасные изделия. Мастера изготавливают копии по сохранившимся 2500 моделям XIX века, в том числе по моделям и эскизам Карла Шинкеля предлагается к отливке 24 изделия.
Повторяют и новогодние плакеты, которые с 1921 года и по сей день отливают на заводе в Лауххаммере. На иллюстрации представлена изготовленная уже после 1993 года новогодняя плакета 1942 года (илл. 22). Размеры практически соответствуют оригинальному предмету. Вес оригинального изделия — 163,6 г, а новодельного больше — 170,9 г. С 1993 года на копиях ранних изделий на предприятии в Лауххаммере ставят специальное клеймо (илл. 23), но, как правило, это, к сожалению, изделия лишь большого размера, да и то не все. Качество литья — высокое, и новоделы (современные копии старинных изделий, отлитые на чугунолитейных заводах и литейных по подлинным моделям или с подлинных изделий и не имеющие клейм, подтверждающих отливку в настоящее время) уже появились на художественном рынке России. Их стоимость, безусловно, на порядок ниже, чем стоимость изделий, отлитых в XIX веке. Единственное, что не смогли повторить на предприятии в Лауххаммере, — это, естественно, ювелирные украшения из чугуна. Сегодня по этим моделям на предприятии в Лауххаммере отливают украшения из серебра, которые затем под чугун красят в черный цвет.
На заводе в Лауххаммере изделия клеймили начиная с 1872 года. Клейма многократно изменялись, что хорошо видно на иллюстрации 24.
Великолепные предметы художественного литья из чугуна выполнялись в Германии в чугунолитейной «Карлсхютте» и литейной Циммерманна в 23
Ханау, в герцогстве Штольберг-Вернигероде литейной в Ильзенбурге и литейной «Будерус» в Хирценхайне, в литейной в Харцгероде «Л. Майер мл. & К» и чугунолитейной в Вернигероде «В. Людерса», в герцогстве Анхальт на чугунолитейном заводе «Мэг- дешпрунг» и швабском заводе в Вассеральфингене. В рамках данной статьи нет возможности подробно рассказать обо всех оригинальных изделиях этих литейных и заводов. Остановлюсь только кратко на интересном факте из истории чугунолитейной «Карлсхютте» и изложении деятельности двух литейных, которые работают и поныне, что, с одной стороны, является положительным моментом, а с другой — ведет к появлению на антикварном рынке новодельных предметов художественного чугунного литья.
Чугунолитейная «Карлсхютте» была основана в 1827 году Маркусом Хартвигом Холером. После его обучения на Королевских прусских чугунолитейных заводах, в «Карлсхютте» было выделено отдельное помещение для организации производства художественного литья. Модели стали поступать как с заводов Берлина, Гляйвица, Зай- на, Лауххаммера, так и из частных литейных Гайса и Дева- ранна. При этом в чугунолитейной «Карлсхютте» из моделей комбинировали в различных вариантах «новые вещи». В результате удалось наладить выпуск достаточно большого «своего» ассортимента предметов.
Первое упоминание о литейной «Будерус» в Хирценхайне относится к 1375 году. Вначале художественное литье из чугуна было представлено здесь плитами для каминов и печей. Литейная много раз переименовывалась и перепрофилировалась. В 1891 году на первый план вышло промышленное литье. Новый этап в литье чугунных художественных изделий наступил в 1947 году — после приглашения на завод в Хирценхайне скульптора Петера Вильгельма Йоханнеса Липа (1902—1975), который плодотворно работал до этого на заводе в Гляйвице. Модельная программа завода «Будерус» в 1947—1967 годах в стилевом отношении придерживалась художественных традиций XIX века.
В 1991 году на базе завода в Хирценхайне создается фирма «Buderus Guss GmbH», которая и по сей день, наряду с аналогичными производствами в городах Лауххаммер и Ильзенбург, предлагает к изготовлению значительное число изделий из чугуна и бронзы: 300 различных каминных и печных плит по моделям начиная с XV века, а также примерно 200 скульптур, рельефов, плакет (как обычных, так и новогодних 1949—2010 годов) и других художественных предметов по моделям XIX века.
Стоимость изделий фирмы «Buderus Guss GmbH», конечно же, ниже, чем изделий XIX века. Так, например, фирма предлагает плакеты по 25—120 евро, новогодние плакеты — по 30—40 евро, декоративные тарелки — по 70—200 евро, подсвечник по модели 1830 года стоит 716 евро. Причем на новогодних плакетах 1949—1990 годов, как правило, дата не ставится. Но по желанию коллекционеров новоделы отольют с датой оригинальной плакеты. Правда, это будет стоить на 20% дороже стандартной цены. С моей точки зрения, это не корректно, так как новодельные изделия могут затем выдавать за оригинальные вещи. И если специалист еще может отличить оригинальный предмет от новодельного, то остальным необходимо быть более осторожными. Продемонстрировать это можно на примере двух предложений о продаже предметов, выставленных в июле 2010 года на интернет-аукционе «Молоток.ру». На иллюстрации 25 представлена ажурная декоративная тарелка (так называемая «тарелка с тритонами и морскими коньками» или «с морскими существами»), которая выполнена после 1991 года (модель XIX века Луиса Бейерхауса по эскизу Карла Шинкеля) фирмой «Buderus Guss GmbH». Имеются следы зачистки клейма. Стоимость такой тарелки на сегодняшний день на фирме «Buderus Guss GmbH» в Германии — 91,30 евро. Предмет позиционируется продавцом на интернет-аукционе «Молоток.ру» как «тарелка для декора, есть клеймо в виде якоря, состояние на фотографии, стоимость 10 000 рублей». Вот и все описание. Нет сомнения, что «старение» предмета и зачистка клейма с удалением современной даты отливки сделаны с корыстной целью. На иллюстрации 26 представлена ажурная декоративная тарелка (так называемая «тарелка с Нептуном и наядами» или «с морскими божествами»), которая выполняется в настоящее время как фирмой «Buderus Guss GmbH», так и «Lauchhammer Kunstguss GmbH & С° KG» (модель XIX века по эскизу Карла Шинкеля). Стоимость такой тарелки, отливаемой, например, фирмой «Buderus Guss GmbH», — 73,86 евро. Позиционируется предмет тем же продавцом на интернет- аукционе «Молоток.ру» как «тарелка с наядами, чугун, Касли старинная, клеймо А. Долгани (?), состояние на фотографии, стоимость 10 000 рублей». Здесь в изготовлении подделки пошли уже дальше: удалив немецкое клеймо, попытались нанести, якобы стершееся от времени, не понятно какое, клеймо российское. Это естественно — в России у коллекционеров и у всех интересующихся изделия отечественных заводов (в первую очередь Каслинского и Кусинского) ценятся выше.
Попыталась фирма «Buderus Guss GmbH» повторить и знаменитые ювелирные украшения из чугуна. Начали, как обычно, с отливки из серебра и покраски в черный цвет двух брошей и нагрудного креста. Затем по моделям Симеона Деваранна отлили две броши из чугуна: с изображением бабочки и в готическом стиле. Их цена — 140 и 255 евро соответственно. На мой взгляд, эти две броши даже близко не похожи на работу берлинских мастеров первой половины XIX века.
Клеймом завода в XIX веке являлась монограмма «BS». Иногда это была просто надпись «BUDERUS». После Второй мировой войны клеймо изменилось, теперь это был круг, внутри него — надпись «BUDERUS», якорь и дата «1731» (илл. 27). Иногда это клеймо дополнялось годом отливки и размерами изделия.
Герцогства Штольберг-Вернигероде литейная в Ильзенбурге была основана еще в 1530 году. Начиная с 1569 года здесь отливали прекрасные чугунные плиты для каминов и печей. С 1820 года на литейной в Ильзенбурге приступили к художественному литью из чугуна. Поначалу на предприятии использовались модели берлинского и гляйвицкого прусских заводов. Причем в документах так и указано, что модели покупали и уже по ним отливали изделия. Особым спросом у покупателей пользовались изделия, исполненные в стиле ренессанса. Каталог образцов художественного литья в Ильзенбурге в то время состоял из 171 таблицы и содержал более 1000 изображений изделий.
Пользовались спросом изделия литейной в Ильзенбурге и в России. Подтверждением этому явилось использование декоративной настенной тарелки «Вступление Генриха IV Наваррского в Париж 22 марта 1594 года» (илл. 28) в качестве модели для копирования заводом Э. Фёрстера в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века. Тарелка заинтересовала завод Э. Фёрстера, так как немецкое литье было очень качественным и высокорельефным. Фигуры людей объемны, видны практически с трех сторон. Но из-за того, что в Санкт-Петербурге отливали не по модели, а с изделия, российский вариант получился гораздо хуже. На оборотной стороне видны, соответственно, клейма как литейной в Ильзенбурге, так и завода Фёрстера. Диаметр тарелки — 329 мм. Она находится в частном собрании. К сожалению, о заводе Э. Фёрстера в Санкт-Петербурге практически ничего не известно. На антикварном рынке в России периодически попадаются отлитые на этом заводе декоративные настенные тарелки. Копировались они в России с разрешения литейной в Ильзенбурге или без такого разрешения, пока неизвестно.
Такое копирование иногда имело дальнейшее продолжение. Так, декоративное настенное блюдо в итальянском стиле литейной в Ильзенбурге было использовано в качестве модели опять же заводом Фёрстера, а затем и Кусинским заводом. Но три клейма на оборотной стороне на Кусинском заводе посчитали неким перебором и ильзенбургское клеймо слегка затерли. Тарелка находится в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Практически на всех изделиях литейной в Ильзенбурге есть клейма (илл. 29). Одним из самых ранних клейм (вторая половина XIX века) была просто надпись «Ilsenburg» в прямоугольнике на лицевой стороне плакет и рельефов.
Основной вариант клейма — шагающий олень в круге с надписью: «FURST STOLBERG HUTTE ILSENBURG». Иногда надпись была краткой: «St.W.». В 1890 году в клеймо добавили слова «GESETZLICH GESCHUTZT» («Защищено законом»). После 1900 года олень помещался в треугольник с надписью «Ilsenburg Harz».
После Первой мировой войны художественные изделия на литейной в Ильзенбурге изготавливать перестали. Новый этап в деятельности завода начался в 1993 году. Предприятие было приватизировано, сейчас на «Fiirst Stolberg Hutte Ilsenburg GmbH» работают 20 человек. Основные направления деятельности: художественное литье по имеющимся моделям, реставрация и изготовление новых вещей по заказам. В каталоге 2009 года предлагается к отливке около 400 предметов. Копируются предметы, которые представляют коммерческий интерес, включая знаменитую чугунную плиту для камина 1569 года (илл. 30). Стоимость новодельной отливки — 342 евро. Ее размеры — 430x670x20 мм. Масса — 18,5 кг.
Продолжим анализ июльских предложений 2010 года на интернет-аукционе «Молоток.ру». Предлагаются два настенных рельефа «Трубящий олень», отлитые на «Fiirst Stolberg Hutte Ilsenburg GmbH» в Ильзенбурге после 1993 года по модели конца XIX — начала XX века (илл. 31). Клейм нет. Стоимость рельефа на предприятии в Германии в настоящее время — 146 евро. Все тот же знакомый нам по декоративным тарелкам продавец позиционирует рельеф как «настенный пласт «Северный олень», винтаж, чугун, Европа, довоенное, стоимость каждого 30000 рублей». Один из них имеет, оказывается, «родной заводской раскрас!!!». На предприятии в Ильзенбурге, хотя об этом, наверное, даже нет необходимости упоминать, никогда не раскрашивали свои изделия. Предметы состарены, для правдоподобности вставлены в какие-то рамы и выставлены на продажу. Классический пример фальсификации. Для объективности хочу добавить, что в «превращении» новодельных предметов в «оригинальные антикварные» существует, как правило, разделение труда: одни состаривают изделия и продают, а другие покупают у них и перепродают. В настоящее время сложилась стройная система работы с новодельными предметами. Их приобретают в Европе на интернет-аукционе eBay, а затем продают здесь, в России, на интернет-аукционе «Молоток.ру».
В 2008 году в одном из антикварных магазинов в Москве, по-моему, за 35 000 рублей был продан рельеф с изображением стада диких свиней в лесу, отлитый после 1993 года на «Fiirst Stolberg Hiitte Ilsenburg GmbH» в Ильзенбурге по модели конца XIX — начала XX века. Стоимость его в Германии в настоящее время — 93 евро. Рельеф даже не состаривали, он от долгого хранения в магазине сам весь покрылся слоем пыли. Такие предложения на интернет-аукционе «Молоток.ру» и в антикварных магазинах рассчитаны, в первую очередь, не на коллекционеров, а на людей, срочно ищущих кому-нибудь подарки. Тут-то обычно включается в дополнение к изделию еще «фантазия» продавца и излагается «красивая легенда».
Конечно, кто-то может сказать, что заработок на таких изделиях не очень большой по сравнению с продажей редких оригинальных предметов художественного литья из чугуна. Но где сейчас эти редкие предметы? Они появляются все реже. А антикварный бизнес, как и любой другой, делается не только на отдельных крупных продажах, но и на увеличении оборота. Да и вероятность продажи таких недорогих предметов гораздо выше. Это все хорошие и правильные рассуждения, если забыть, что мы говорим о фальсификациях и подделках, а не о недорогих оригинальных предметах старины.
Кстати, о редкости предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — первой половине XIX века. Существует мнение, что они отливались в массовых количествах и сохранились также в массовых количествах. Я должен вас разочаровать. Через мои руки прошли не десятки и сотни, а тысячи предметов (имеется в виду их изучение в музеях Германии и Австрии).
При этом изделия редко повторялись, и эти одиночные повторяющиеся изделия хорошо известны специалистам. Причины такого разнообразия — большой ассортиментный ряд заводов и литейных, эксклюзивность создания по заказам, хрупкость предметов. Достаточно большое количество предметов просто пошло на переплавку в условиях нехватки металла во время войн или было уничтожено во время пожаров и бомбежек. Так, например, известная крупная коллекция изделий художественного литья из чугуна Барта/Фишера в Германии серьезно пострадала во время Второй мировой войны. В результате всего этого получилось, что большинство сохранившихся предметов являются раритетами, то есть редкими изделиями, существующими в настоящее время в небольших количествах экземпляров и представляющими собой ценный коллекционный материал. Понятие раритета тесно связано с понятием степени редкости. Так, некоторые авторы считают, что редкость — это когда известно от 2 до 10 экземпляров, другие считают по-другому. Степень редкости обозначается буквами-символами. Степень редкости определяется не только тиражом (а данные о них в Средней Европе по конкретным позициям изделий в прейскурантах заводов и литейных отсутствуют), но и фактическим наличием изделий. Исходя из этого, могу заявить с полным основанием, что большое количество изделий художественного литья из чугуна Средней Европы конца XVIII — первой половины XIX века — это не просто раритеты, а часто уникумы, то есть известны или отлиты всего лишь в одном-единственном экземпляре. Нередко изделие, появившись на антикварном рынке и уйдя в чью- то коллекцию, так и остается все последующее время единственным известным экземпляром. Но при этом все же лучше добавлять — единственный известный экземпляр на сегодняшний день.
Художественное литье из чугуна, особенно в первой половине XIX века, получило в Германии широкое распространение и оказало заметное влияние на искусство художественного литья во всей Средней Европе.
Особенно хочется выделить литейную Гланца в Вене. Йозеф Гланц (1795—1866) был одним из самых способных литейщиков своего времени. Родился он в городе Лемберг, в 1814—1818 годах учился в Венской художественной академии на ювелира и чеканщика, затем работал под началом Даниэля Рауха на Королевском прусском чугунолитейном заводе в Берлине. В 1822 году Гланц был признан там лучшим чеканщиком. В Берлине Йозеф Гланц создавал и модели для литья. В 1831 году Гланц возвращается в Вену и открывает здесь бронзочугунолитейную. Он сохранил хорошие отношения с берлинским заводом и лично с Раухом. В Вене Гланц специализируется на литье маленьких предметов из серебра, бронзы и чугуна. Его изделия пользуются большим спросом в Австрии, что неудивительно: продукция по качеству не уступала ни отливкам Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине, ни изделиям частных литейных Гайса и Деваранна. Гланц продает свои изделия в самой Австрии, а также в Лондоне и Париже. Ассортимент его продукции очень разнообразен: тарелки, подсвечники, подставки под календари и термометры, спичечницы, пепельницы, чернильницы, подчасники, копилки, пресс-папье, коробочки для визиток, экраны для литографий, маленькие фигурки людей и сакральные предметы — распятия (илл. 32), домашние алтари (илл. 33), плакеты религиозного содержания. Изготавливал Йозеф Гланц и чугунные украшения: колье, броши, серьги и браслеты. Изделия Гланца практически всегда имели клейма (илл. 34). После 1863 года упоминаний о его фирме нет.
Большую роль в развитии производства художественного литья из чугуна в Австрии сыграл чугунолитейный завод около города Мариацель. В начале XIX века коллекция модельного кабинета на заводе насчитывала 6000 предметов. Город Мариацель был местом религиозного паломничества, поэтому сакральные предметы (плакеты и медальоны с изображением Божией Матери (илл. 35) и святых, распятия и домашние алтари) пользовались большим спросом у паломников. В прейскуранте художественного и бытового литья завода 1820 года 694 предмета. Часть изделий была посвящена русской тематике: «Казаки в овальной рамке с орлом», медали в честь императора Александра 1(1777—1825), императрицы Елизаветы Алексеевны (1789—1826), генерал-фельдмаршала Барклая-де- Толли (1761—1818), графа А.И. Остермана (1771—1857) и графа М.И. Платова (1751—1818). После издания прейскуранта 1820 года на изделиях завода стали ставить только порядковый номер из этого прейскуранта. Кроме того, вместо клейма на изделиях часто использовали рельефное изображение почитаемой в Мариацеле Божией Матери с Сыном или иконы с их ликами. На иллюстрации 36 представлена чугунная статуэтка «Божия Матерь с Сыном», отлитая на заводе до 1820 года. Модельный кабинет чугунолитейного завода около города Мариацель к 1857 году насчитывал 14 400 (!) предметов. В 1899 году при закрытии завода все модели, к сожалению, были уничтожены. В 1998 году городские власти приняли решение о возрождении производства. В настоящее время небольшая литейная выполняет под заказ 42 изделия художественного литья из чугуна по сохранившимся моделям.
Художественное литье из чугуна в Средней Европе изготавливали также чугунометаллолитейная Майндль/ Брайт в Вене, чугунолитейная в Хорцович-Комарау, литейные в местечке Холаубкау и в Ной-Иоахимсталь, чугунолитейные заводы в Бланско и в Адамсталь, литейная в Хронйец, чугунолитейные в городах фрид- ланд, Мункач, Дернё и Зибенбюргене, чугунолитейная Абрахама Ганца в Будапеште, словенский чугунолитейный завод «Хоф в Краин» и многие другие.
Отрадно, что в настоящее время начался процесс объединения усилий людей, увлеченных исследованиями истории создания и деятельности заводов и литейных Средней Европы, выполнявших художественное литье из чугуна. 22—25 октября 2009 года в музее Hanns Schell Collection (Австрия, Грац) прошла 1-я Международная встреча друзей и коллекционеров художественного литья из чугуна. В этой встрече приняли участие более 70 музейных и научных работников, коллекционеров, антикваров, издателей и представителей действующих в настоящее время чугунолитейных предприятий, выпускающих художественное литье, из Австрии, Америки, Венгрии, Германии, Голландии, России, Словении, Хорватии, Чехии и Швейцарии. В ходе этого мероприятия участниками было сделано 12 докладов (3 — представителями России). Произошел интенсивный обмен мнениями, который послужил дополнительным импульсом к написанию данной статьи, в завершении которой хотел бы сформулировать свои рекомендации всем интересующимся художественным литьем из чугуна, выполненным в Средней Европе.
Краткие рекомендации (в виде памятки) ддя оценки предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — XXI веке, при отсутствии на них заводских клейм
1. Стилистические признаки предметов
Расцвет художественного литья из чугуна пришелся на период первой половины XIX века, начинаясь в эпоху классицизма и заканчиваясь в эпоху историзма. Сначала в литье доминировал античный стиль. Образцами для моделей служили произведения классической античности, воспроизведенные в уменьшенном варианте, а также гравюры живописных работ, работы из камня (камеи и медальоны), гипсовые слепки и предметы, выполненные из фарфора. Например, образцами для моделей одних из первых ранних работ Королевского прусского чугунолитейного завода в Гляйвице, выполненных в 1798—1805 годах 165 небольших медальонов из серии «Головы к истории греков и римлян», были античные камеи. На иллюстрации 37 представлены три таких медальона.
В Средней Европе художественные изделия из чугуна создавали многие знаменитые мастера. После освобождения Европы от Наполеона I национальные настроения способствовали расцвету неоготики, поставленной на службу национальному самоопределению. С начала 30-х годов XIX века прослеживается влияние стиля «Бидермайер» с его жанровыми сценками. Позднее простотой насытились, вновь увлекшись красками и формами второй волны рококо. Некоторый спад интереса к чугуну наблюдается во второй половине XIX века. Поздний историзм был эклектичен и перенасыщен декоративными украшениями. Именно в это время в 1874 году был закрыт Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине.
Знания этих стилистических особенностей, которые можно почерпнуть из научной литературы, изучая коллекции и посещая музеи, очень важны для оценки и для определения возраста предмета.
2. Отнесение предмета к определенным заводам и литейным
Сложность заключается в том, что, как правило, изначально предметы не клеймились. Отсутствие клейм — одна из характерных черт деятельности, в первую очередь, трех Королевских прусских чугунолитейных заводов: в Берлине, Гляйвице и Зайне. Официально был установлен обмен моделями между этими заводами. Нельзя забывать и о сотрудничестве Королевских прусских заводов с частными берлинскими литейными, а также заводами и литейными как Германии, так и всей Средней Европы. В России также использовались многие прусские модели. Кроме того, в Средней Европе в то время существовали тесные семейные и династические отношения. Следует учитывать, что многие мастера, литейщики и чеканщики обучались на Королевских прусских чугунолитейных заводах, а затем переходили с одного предприятия на другое. Скульпторы и художники выполняли модели и эскизы не только для заводов в Берлине, Гляйвице и Зайне. Яркий пример — Иозеф Гланц, который в течение 12 лет обучался в Берлине, позже переехал в Вену и открыл собственную литейную, добившись замечательных результатов.
К счастью, частные берлинские литейщики клеймили свою продукцию либо депонировали предметы в берлинской Академии изобразительных искусств и в соответствующем ведомстве по делам ремесленных промыслов, что стало началом учреждения товарного знака. Он появляется в Германии в середине XIX века. С конца 1870-х годов на изделиях появляется надпись «Musterschiitz» («Образец защищен»), а с 1890 года к клейму заводов и литейных добавляется «Gesetzlich geschutzt» («Защищено законом»). Копии по моделям начала XIX века отливали как в конце XIX, так и в XX веке. В это время продолжали работать литейные производства в Гляйвице, Лауххаммере и Зайне. Так, к примеру, в Германии в архивах есть относящееся к 1910 году упоминание об управлении, в которое входил с 60-х годов XIX века литейный завод в Зайне. Управлению принадлежал запас всех старых моделей, по многим из которых, по специальному заказу, делались копии предметов художественного литья из чугуна. В этом случае необходимо обращать внимание на сборку изделий. Напоминаю, что клейма XX—XXI веков с корыстной целью часто затираются, чтобы выдать копию за изделие XIX века.
3. Признаки качества предметов
Формула 1,4%
Знание того, что копия получается на 1,4% меньше оригинального изделия, с которого отливалась, на практике помогает мало. Где найти каталоги с точными размерами?
Задавая себе вопрос — копия или оригинал, надо быть всегда внимательным. Чаще всего даже в серьезных публикациях, к сожалению, не указываются ни размеры, ни вес описываемых изделий. Необходимо обращать внимание на самые незначительные несоответствия в весе, высоте и так далее. Но не забываем, что были и авторские реплики с различными размерами.
Качество литья
Признаки качества: четкость, наличие четких граней, мелкозернистость. Подозрительные признаки: «одутловатость», размытость, слишком плоский рельеф, крупнозер- нистость.
Наглядным примером тому служат декоративные тарелки. Надо внимательно смотреть на их лицевую и оборотную стороны. В оригинальных декоративных тарелках первой половины XIX века оборотная сторона столь же тонко отлита, что и лицевая. В поздних же копиях филигранность оставляет желать лучшего: изображение на оборотной стороне плоское, а сама она несколько «одутловата». Следует признать, что бывают и оригинальные отливки XIX века не столь четкие и мелкозернистые из-за того, что модель при многократном использовании утратила свои качества. Часто можно заметить, что в сложносоставном предмете его элементы выглядят по-разному. К примеру, верхняя часть подставки для часов в прекрасном исполнении, в то время как нижняя не так хороша. Стоит также присмотреться к «незначительному браку в различных частях изделия». Иногда, когда предмет попадает к реставраторам, некоторые утраченные части отливают заново.
«Легкость» отливки
В начале XIX века в Средней Европе выплавлялось относительно малое количество качественного металла, а его стоимость была достаточно высока. Потому материал старались экономить, и модели были ориентированы на экономию металла. Это можно заметить по тонкому профилю, тонким стенкам, узким подставкам и так далее. То же можно сказать о геммах, медальонах и медалях. Все они — тончайшей работы, тонкостенные и легкие. На оборотной стороне медальонов, плакет и рельефов находится контррельеф — вогнутое изображение лицевой части. Заводы и литейные наносили на изделия имена автора модели, сведения о лице изображенном и/или римские или арабские цифры, соответствующие номеру по прейскуранту. Для оригинальных изделий важнейшим признаком является выдающееся качество литья.
Обработка поверхности
Это следующий идентификационный признак, помогающий датировке изделия. На оригинальное литье начала XIX века наносились множественные слои, состоящие из сложных соединений масел и сажи, призванные уберечь металл от коррозии и придать поверхности красоту. Оттенки цвета покрытия варьировались от коричневого, если наносился лишь один слой, до глубокого черного, если таких слоев было несколько. Более же поздние отливки покрывались черным лаком. Но есть и оригинальные изделия, которые со временем покрыли лаком. В 30-х годах XIX века «простота» и «чернота» покрытия немного утомила. Начались эксперименты с новыми техниками и цветовой палитрой. Литью придавали коричневый цвет, покрывали патиной (к примеру, так называемая «русская зеленая патина»), пробовали гальванотехнику, покрывали золотом и серебром. Нужно помнить, что в оригинальных предметах начала XIX века внутренние полости и основание скульптур почти не обрабатывались, поэтому несут сейчас на себе следы коррозии. Новоделы покрашены полностью, и это покрытие придает изделиям темно-антрацитовый неживой цвет.
4. Сборка предметов
Сборка предмета всегда является очень важным помощником в его определении «на первый взгляд». Предметы художественного литья из чугуна, как правило, состоят из нескольких частей, которые должны быть собраны вместе. Соединяются они с помощью гаек и болтов. Более редкие методы соединения — это заклепки для малых частей, придающие не особо большую стабильность, а также штифты. В Германии с XVIII века по середину XIX века, на которые пришелся расцвет художественного литья из чугуна, каждый производитель решал проблемы монтажа сам — в этом вопросе не существовало каких-либо норм для болтов и гаек. Поэтому такие соединения условно можно назвать соединениями при помощи «диких болтов». Возникновение с середины XIX века системы железных дорог потребовало стандартизации соединительных техник, а технический прогресс улучшил их точность и качество. Пришло индустриальное производство и шестигранные гайки. Я не стану утомлять вас историями о многообразии гаек. Главное — это ход, ширина, глубина, вертикальность, гладкость и четкость граней. Нам же необходимо уметь отличать грубую резьбу от точной и четкой. Необходимо обращать внимание на то, что «дикие болты», как правило, круглые. Болты более позднего времени имеют острую резьбу, что можно почувствовать просто пальцем. Гайки же первой половины XIX века, как правило, прямоугольные или квадратные. Несложно заметить, что они изготавливались вручную (илл. 38). Отливки с середины XIX века закреплялись вначале квадратными, а затем шестиугольными гайками. Иногда оригинальные предметы первой половины XIX века при реставрации закрепляются новыми соединениями. Еще один важный момент — где граница между реставрацией и реконструкцией. Часто из «металлолома», скупая его за копейки, собираются новые предметы — чаще всего осветительные приборы: подсвечники, лампы и даже люстры. Приобретая их, следует внимательно изучать все детали на предмет их соответствия одному стилю. Значительно повышает стоимость изделия наличие хорошего клейма. Вот тут стоит задуматься над объявлением на форуме на интернет-аукционе «Молоток.ру»: «Куплю... старое нечастое чугунное литье, бой...» Оригинальное основание с хорошим клеймом монтируется с новодельной скульптурой, и вот уже перед вами шедевр.
Основания предметов часто в нижней части снабжены деревянной вставкой или залиты гипсом, на которые приклеен зеленый или черный войлок или бумага. Это должно скрыть следы монтажа, и предмет выглядит более опрятно. Остается уточнить, что это улучшение, направленное на борьбу с царапинами и другими повреждениями, вошло в практику во второй четверти XIX века.
Таковы краткие рекомендации для оценки предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — XXI веке, при отсутствии на них заводских клейм. Конечно, рамки статьи не позволяют более подробно изложить все аспекты заявленной темы. Тем более что имеются еще естественные опасения о возможности использования этих рекомендаций людьми, подделывающими и фальсифицирующими оригинальные предметы из чугуна. Это вынудило меня в некоторых местах не договаривать и не раскрывать все тонкости отличительных признаков оригинальных изделий.
Но я надеюсь, что сведения и рекомендации, которые можно почерпнуть из данной статьи, позволят всем интересующимся избежать возможных ошибок и испытать радость от обладания подлинным прекрасным предметом художественного литья из чугуна, выполненным в конце XVIII — XIX веке в Средней Европе.
Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены автором. Автор выражает особую признательность Элизабет Бартель, Ханнелоре Плётн-Петерс, Ульриху Маису (Германия) и Юрию Полюшкину (Россия)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 79 (сентябрь 2010), стр.60