Пистолеты-пулеметы появились в годы Первой мировой войны. Особенностью их было применение пистолетных патронов и возможность стрельбы очередями на коротких расстояниях. Этот вид оружия был вызван потребностью войск вести бои в окопах на улицах городов, в зданиях имея плотный сосредоточенный огонь во время ближнего боя. Моторизованные подвижные части и подразделения также имели большую потребность в этом оружии.
Известен германский пистолет-пулемет системы Шмайссера-Бергмана, сконструированный в 1918 году и получивший название МП-18 (Maschintnpistole-18). Система Ривелли в Италии оказалась гораздо хуже, от нее пришлось быстро отказаться. Германия потерпела поражение в Первой мировой войне, поэтому производство пистолетов-пулеметов оказалось временно свернутым.
В России в 1916 году появился первый в мире автомат, сконструированный В.Г. Федоровым (илл. 2). Он представлял собой автоматическую винтовку, стреляющую японскими 6,5-мм винтовочными патронами фирмы «Арисака», подвергшуюся небольшой доработке в спусковом механизме, благодаря чему она получила возможность стрелять очередями, как пулемет. Но идея автоматической стрельбы винтовочными патронами из ручного оружия в те времена не была поддержана из-за сложности и нетехнологичности производства, тем более что в 20-е годы советская военная промышленность старалась ликвидировать разнокалиберность вооружения, доставшуюся СССР в наследство от Первой мировой и Гражданской войн. Единый 3-линейный калибр винтовочных патронов советского оружия оказался непригодным для применения его в автоматах того времени.
Но идея стрельбы пистолетными патронами из автоматического ручного оружия оказалась более жизненной, так как именно пистолеты-пулеметы оказались просты в устройстве и очень технологичны в производстве.
Германия во Второй мировой войне наладила производство пистолетов-пулеметов систем Шмайссера-Бергмана, Фольмера, Шмайссера. Наиболее удачным оказался пистолет-пулемет Фольмера образцов 1938 и 1940 годов (МП-38, МП-40) (илл. 3). В СССР их неверно называли «шмайссерами», так как магазины для патронов, изготовленные для пистолетов-пулеметов МП-41 конструкции именно Шмайссера, имевшие надпись «Schmeisser», подходили для МП-38 и МП-40. Фирма Шмайссера только выпускала МП-38 и МП-40, но не изобрела их. Кроме того, указанные пистолеты-пулеметы выпускала фирма «Эрма». В Финляндии в 1931 году было налажено производство пистолетов-пулеметов фирмой «Суоми». В США такое оружие (пистолет-пулемет системы Томпсон) выпускала еще с 20-х годов фирма «Кольт».
В СССР с 1934 года стали выпускать пистолеты-пулеметы конструкции В.А. Дегтярева (илл. 4). Они подверглись модернизации в 1938 и 1940 годах. Перед Великой Отечественной войной среди советского генералитета еще не был решен вопрос, нужны ли армии пистолеты-пулеметы? Вначале это оружие использовалось в РККА как оружие командного состава. Советско-финляндская война 1939—1940 годов показала эффективность этого оружия, поэтому встал вопрос о массовом вооружении армии пистолетами-пулеметами.
Прекрасных результатов в конструировании нового автоматического оружия добился Г.С. Шпагин (илл. 5). В 1940 году он сконструировал пистолет-пулемет, оставивший позади многие иностранные разработки, прежде всего германские МП-38, МП-40. Шпагину удалось совместить большую убойную дальность (500 м против 200 м у МП-38 и МП-40), устойчивость, кучность стрельбы с хорошей технологичностью, а следовательно, и с дешевизной производства. В конструкции Шпагина сведены до минимума трудоемкие работы, связанные со станочной обработкой металла. Основная часть металлических деталей оружия изготовляется штамповкой, затем отштампованные детали соединяются сваркой. Основные детали изготовляются методом холодной штамповки с применением точечной и дуговой электросварки, что требует минимального количества станко-часов для механической обработки. В конструкции почти полностью отсутствуют резьбовые соединения и прессовые посадки. Новая технология давала большую экономию в металле, значительно сокращала производственный цикл и снижала трудоемкость, сохранив высокие боевые качества оружия. Фрезерные и токарные работы в конструкции Шпагина приходятся разве что на затвор и ствол (илл. 6).
Производство пистолетов-пулеметов конструкции Г.С. Шпагина ППШ образца 1941 года началось осенью того же года. Благодаря простоте конструкции, отказу от применения легированных сталей и сложного специального инструмента их изготовление было развернуто на большом количестве предприятий, ранее не специализировавшихся на производстве оружия и вследствие этого не имевших ни специального оборудования, ни измерительного инструмента, ни достаточного количества квалифицированной рабочей силы.
Если с июня по декабрь 1941 года было выпущено 98 644 пистолета-пулемета, в том числе конструкции В.А. Дегтярева — 5868, то в 1942-м было изготовлено уже 1499 269 пистолетов-пулеметов. В начале 1944-го в действующих частях РККА было почти в 26 раз больше пистолетов-пулеметов, чем к 1 января 1942-го.
Недостатком ППШ была его большая масса. Дисковый магазин вмещал 71 патрон. Заряженный ППШ весил 5 кг 300 г. Деревянная ложа также увеличивала массу и снижала технологичность изготовления, хотя способствовала точности стрельбы.
Параллельно с ППШ с 1942 года советская военная промышленность стала выпускать пистолет-пулемет конструкции А.И. Судаева ППС (в 1943-м пистолет-пулемет был доработан) (илл. 8, 8а). Принцип действия его механизма почти не отличался от принципа действия механизма ППШ, но конструкция оружия была упрощена до предела. Судаев отказался от деревянной ложи, что позволило исключить в производстве деревообделочные работы, а также отказался от переводчика огня, поэтому ППС позволял вести только автоматический огонь, в отличие от ППШ. Технологичность ППС превосходит технологичность ППШ почти вдвое. Если на производство одного ППШ расходовалось 13,9 кг металла и 7,3 станко-часа, то для ППС требовалось 6,2 кг металла и 2,7 станко-часа. Это облегчило выполнение задачи — развернуть производство ППС на ленинградских предприятиях в условиях блокады. Изготовление ППС шло в Ленинграде при непосредственном участии А.И. Судаева. Выпущенные ППС шли на вооружение войск Ленинградского фронта.
Пистолет-пулемет Судаева благодаря удачному сочетанию высоких тактико-технических свойств с небольшими габаритами и массой получил широкое применение в десантных и танковых частях, стал любимым оружием разведчиков, лыжников, партизан. Недостатком ППС оказалась заниженная прицельная дальность стрельбы — 200 м против 500 м ППШ.
Безусловно, ни один пистолет-пулемет невозможно было использовать ни в качестве пулемета, ни в качестве винтовки для стрельбы на дальние дистанции. Причина — низкая дальнобойность по сравнению с винтовками и пулеметами по причине слабой мощности пистолетных патронов. Тем не менее перед разработчиками оружия, учитывая опыт Второй мировой войны, встала заманчивая цель — создать такое оружие, которое могло бы стрелять очередями, как пистолет-пулемет, и иметь дальнобойность, как у винтовки и ручного пулемета. Так, в ходе войны вновь возродилась идея создать автомат, который может стрелять промежуточным патроном, более мощным, чем пистолетный, но немного слабее винтовочного. Эта идея была блестяще реализована в СССР в первые послевоенные годы М.Т. Калашниковым (илл. 9). Автоматы его конструкции широко используются и сейчас не только в нашей стране, но и во всем мире. По оценке французской газеты «Либерасьон», автомат Калашникова признан выдающимся изобретением XX века.
Роман ШЕПАРЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 80 (октябрь 2010), стр.90