Что такое «водяной знак», история его возникновения, методы нанесения, области применения и так далее — об этом имеется достаточно информации. Расположение его на банкнотах — для усложнения жизни фальшивомонетчикам. Водяные знаки на российских банкнотах (на то время — ассигнации) существуют с 1769 года.
Виды водяных знаков и их изображения очень хорошо освещены в книге А.И. Малышева, В.Н. Таранкова, И.Н. Смиренного «Бумажные денежные знаки России и СССР» (М., 1991). В ней даны изображения практически всех видов водяных знаков, имеющихся на государственных выпусках бумажных денежных знаков.
Целью представленной работы является не анализ уже имеющихся сведений о видах водяных знаков, а их расположение на банкнотах, в частности — на азербайджанских выпусках 1921 и 1922 годов.
Считать ли иное расположение одного и того же типа изображения водяного знака на банкноте разновидностью? Конечно же, считать — заявят все бонисты без исключения! Да еще и обвинят задавшего подобный вопрос в некомпетентности.
Подтверждением этому могут служить указанные в каталоге П.Ф. Рябченко «Государственный кредитный билет» выпуска 1918 года банкноты номиналами 5 000 и 10 000 рублей. Эти банкноты имеют две разновидности водяного знака — «ковер горизонтальный» и «ковер вертикальный». На банкноты в 10 000 рублей даже указаны цены на каждую разновидность. А вот банкнота в 5 000 рублей с «вертикальным ковром» не оценена. Видимо, автор, логически рассуждая, сделал предположение: если на одном номинале существует такая разновидность, то почему бы ей не быть и на другом? Просто данная разновидность не попала в руки коллекционеров. Но все еще может случиться.
Рассматривая разновидности и расположения водяных знаков на азербайджанских банкнотах, я обратил внимание на некоторые факты. Банкноты АзССР 1921 и 1922 годов номиналами 25 000 и 100 000 рублей каталогизированы как имеющие водяной знак и без такового. Да, водяной знак есть квадрат, повернутый на 45 градусов, это при первом поверхностном рассмотрении. Однако более подробно это будет выглядеть так: квадрат, стоящий на углу, в i одном из внутренних углов которого имеется еще и прямой угол, а под ним, в площади квадрата, изображен двуглавый орел. Так вот, на некоторых банкнотах внутренний угол, а соответственно и сам орел под ним, повернуты в иную сторону. Выражаясь языком нумизматов, они могут смотреть на 3, 6, 9 и 12 часов. Получается, что эти банкноты имеют четыре расположения водяного знака (илл 1,2).
Такой же рисунок водяного знака имеется и на некоторых не азербайджанских банкнотах (здесь и далее дается далеко не полный перечень банкнот, а только имеющиеся в наличии у автора):
1. Государственный кредитный билет 1920 года — 5 и 10 рублей.
2. Государственный банк, Читинское отделение, 1920 г. — 100 и 500 рублей.
3. АрССР, 1921—1922 гг. — 10 000,25 000 и 5 000 000 рублей.
В каталоге бон «Trans Caucasian Banknotes», volume II, авторы как-то пытались восполнить этот пробел. Но, к сожалению, данная попытка была сделана авторами только для банкнот АрССР номиналом 25 000 рублей (тип I, тип II и тип III) (илл. 3) и то же самое для банкнот номиналом 5 000 000 рублей (тип I, тип II и тип III), хотя изображение купюры номиналом 5 000 000 рублей представлено единственным типом (илл 4). Выходит, разделение по типам во втором случае сделано тоже по аналогии с номиналом 25 000 рублей, и опять почему-то всего три из четырех возможных вариантов. Для банкнот номиналом 10000 рублей, имеющих такой же водяной знак, разновидности указаны абсолютно по другим признакам.
А ведь, помимо этого «орла в квадрате», имеются и другие российские банкноты, которые тоже могут иметь четыре положения водяного знака:
1. Государственный денежный знак 1923 года — 10 000,15 000 и 25 000 рублей. Водяной знак — «квадрат и угол». На разных номиналах этот рисунок повернут в разные стороны. Следовательно, есть вероятность того, что и на банкнотах одного номинала рисунок тоже может быть повернут в разные стороны.
2. Банковский билет. Один червонец 1922 года — «уголки».
3. Государственный денежный знак номиналом 1, 2, 3, 5 и 50 копеек 1923 года — «уголки».
4. «Теневые звезды». На илл 5 как раз и показаны два варианта расположения звезд на купюре одного достоинства в 100000 рублей — вправо вверх и влево вниз.
Хочу вернуться опять к азербайджанским банкнотам, но имеющим не геометрический водяной знак. Это относится к уже указанным банкнотам номиналами 100 000 и 1 000 000 рублей. Купюре номиналом 1000000 рублей посчастливилось быть каталогизированной с водяным знаком «URANIA BANK», который описан во всех каталогах. А вот купюра номиналом 100 000 рублей вниманием обделена, хотя на этих банкнотах, помимо «орла в квадрате», тоже (однако довольно реже) встречается такая же надпись (илл. 6).
Подобная надпись при поверхностной классификации вроде бы имеет две разновидности: горизонтальную и вертикальную. (Кстати, к сведению уважаемых коллег: вертикальное расположение надписи на купюрах в 1 000 000 рублей встречается намного реже горизонтального, а на купюрах в 100 000 рублей — наоборот.) Но ведь более подробный анализ расположения надписей дает восемь вариантов: четыре горизонтальных (А, Б, В, Г) плюс четыре вертикальных (Д, Е, Ж, 3) (илл. 7).
На илл. 6 и 8 показано частичное подтверждение моих размышлений.
Банкноты номиналом 100 000 рублей представлены вариантами Д и Ж, а 1 000 000 рублей — А, Г, Д и Е (илл. 7).
Бумага с данным водяным знаком была специально приобретена Азербайджанской экспедицией для выпуска денежных знаков. Но в какой-то момент из-за нехватки приобретенной бумаги банкноты стали печатать на любой подвернувшейся. Попадаются банкноты, напечатанные чуть ли не на почтовой бумаге. На илл. 9 подобная купюра, на которой отчетливо читается слово «POST». А ведь это тоже водяной знак!
Автор каталога «Последние деньги СССР, первые деньги России» (М., 1998) С.С. Логашин также приводит пример разного расположения звездочек на некоторых современных купюрах. А считать подобный факт разновидностью или нет — это уже он предлагает самому коллекционеру. Но ведь ВСЕ бонисты, найдя и эти, и вышеописанные разновидности, думаю, обязательно обогатят ими свою коллекцию и будут гордиться подобным фактом.
Подводя итог вышеизложенному, хочется обратиться к будущим авторам каталогов бон. Было бы, наверно, более правильным в графе «Водяной знак» делать небольшие сноски типа «...возможны n-вариантов расположения рисунка водяного знака». А то как-то не совсем справедливо получается, что одни положения каталогизированы, а другие вообще не упоминаются.
I Искендер РЗАЕВ I
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.134