Имитация и воображение, разнообразные свидетельства которых проявляются в двойных изображениях Ренессанса, играли центральную роль познания образов и фантазии в новой Концепции искусства, которое выработало Мастерство выражения индивидуальности художника.
Аллегорические видения в работах венецианского художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо, портреты, сделанные им из разных предметов — фруктов, овощей, цветов, музыкальных инструментов, кухонной эмблематики, - поражают своей занимательностью, остроумным видением натуры и многомерности значений.
Его картины «Четыре времени года» являются одновременно символом четырех возрастов человека, а также четырех темпераментов. Хорошо известен портрет его работы — «Библиотекарь» (около 1566 г., хранится в Швеции, Баста), составленный из книг. Множество примеров двойных изображений есть в религиозной живописи Ренессанса — антропоморфные фигуры часто угадываются в формах скал и растений, хотя сама идея трансформации природных объектов для придания им антропоморфных форм была известна еще в античности. Так, Витрувий пишет о том, что древнегреческий зодчий Дино- крат предлагал Александру Македонскому высечь из горы Афон человеческую фигуру, в которую станет трансформироваться эта гора на расстоянии.
Это не могло не отразиться в книге — такой прием встречается не только в изобразительном искусстве, но и на страницах манускриптов и раннепечатных книг. Уже во второй печатной крупноформатной книге — Майнцской Псалтири 1457 года, изданной учеником Иоганна Гутенберга Петером Шеффером и его компаньоном Иоганном Фустом, в большом сине-красном инициале на первой странице в саму литеру помещена забавная сценка — изображение собаки, гоняющейся за птицей. Это были ксилографические инициалы с филигранями — их в этой книге около 300, сделанные Гутенбергом, но после раздела типографии оказавшиеся у Шёффера. И это не случайно: изображения, помещенные в инициалы, довольно часто встречаются в западноевропейских манускриптах — как в инициале из книги XII века Григория Великого «Мораль Книги Иова» (Городская библиотека Дижона, ms. 140). Этот инициал «Q» образован из фигур чудовищ, одного из которых за хвост кусает собака. Другой инициал этой рукописи не лишен юмора, это также инициал «Q», очертания которого составляют фигуры двух монахов, раскалывающих бревно. Особый интерес к таким инициалам с гротесками проявил знаменитый парижский печатник и гравер XV века Антуан Верар. В юридической книге «Ordonnances de la prevote des marchands et de I’echevmage de Paris» — «Ордонансы прево и эшевенов Парижа», регламентирующей права парижских эшевенов (купцов), изданной им в Париже в 1500 году, множество ксилографических инициалов, некоторые из которых заключают в себе гротескные человеческие профили. Гравюры и инициалы этой книги сделаны самим Антуаном Вераром. Эти выносные инициалы, помещенные на полях книги, имитируют заглавные буквы манускриптов, начертанные пером и имеющие характерные завитки — росчерки пера.
Особенно часто изображения, в которые заключены другие, отмечаются в географических картах. Знаменитая карта Средиземного моря, многократно повторенная, была сделана в XIV веке итальянцем Опици- ном (Opicinus de Canistris), в которой европейский и африканский континенты были изображены в виде мужской и женской фигур, склонившихся головами друг к другу в районе Гибралтара. В 1537 году гравер Иоанн Буций создал карту Европы в виде человеческой фигуры, голова которой изображала Испанию, а низ фигуры находился на западном побережье Черного моря. В XVI веке и позднее такие двойные сюжеты стали часто обнаруживаться в географических картах, когда контуры континентов приобретали другие черты, чаще всего геральдического характера. Как, например, в английской гравюре 1796 года (гравер, исполнивший ее, остался неизвестен), где дано изображение Франции, в контуры которой вписан корабль, призванный одновременно напомнить о кораблике на гербе Парижа. Очень распространена была карта, где контуры Нидерландов уподоблялись фигуре льва — символа мужественности, который был помещен, кроме того, в разные гербы этих провинций, принадлежавших в это время испанской короне. Такая карта Нидерландов работы гравера Михаэля фон Ейзингера (около 1530—1583) (Michael von Eyzinger) появилась в 1579 году. Эта карта затем была повторена в различных вариантах. Успех этой гравюры объясняется и тем двойным изображением, которое в нее заключено. Оно действовало для провозглашения национальной идентификации в контексте войн за независимость Нидерландов.
Очень часто двойные картинки помещались в книгах по космографии. Так, в «Космографии» Петруса Апиана, вышедшей в Антверпене у печатника Беллера в 1574 году, имеется множество иллюстраций с изображениями созвездий, заключенных в контуры фигур, как, например, созвездие Большая медведица, образующее медвежью фигуру, и т. д. В трактате «О комете, которая пролетела в ноябре 1577 года», изданном в Лейпциге печатником Форншнайдером около 1577 года, созвездия в гравюре на титульном листе изображены в виде фигур: созвездие Рыбы — как морские чудовища, созвездие Пегас — в виде лошади, Змееносец — мужской фигуры со змеем. Расположены они в гравюре на небе — под ними виден город. Созвездия помещены и в гравюру в тексте трактата о той же комете, написанном Тадеушем Гаеком из Гайка «Описание кометы, которая была видна с 9 ноября 1577 года по 13 января 1578», издано в Праге в 1578 году Георгом Мелантрихом из Авентино. На этой гравюре на дереве во весь лист показано положение кометы при прохождении экватора и изображены только созвездия в виде фигур, которые они олицетворяют, но вместо Змееносца — Водолей персонифицирован в мужчину с кувшином в руках, из которого льется вода. В гравюре есть те же созвездия: Рыбы в виде морских чудовищ, Пегас и другие, но трактованы они уже иначе, чем в лейпцигской гравюре, — более умело и мастерски, а сами фигуры имеют другие очертания.
Изображения-загадки (images-devinettes) также стали использоваться с XVI века. Так, в книге с серией гравюр «Пляски смерти» — «Todten-Tantz» Маттеуса Мериана-старшего, изданной во Франкфурте-на-Майне в 1696 году, помещен двойной портрет-перевертыш. Это женский портрет с черепом вместо лица — олицетворение смерти, при перевертывании же этого листа снизу вверх там обнаруживается мужской погрудный портрет в костюме по моде того времени, изображения сопровождают дидактические надписи.
Подобные картинки-загадки и оптические иллюзии дошли до наших дней. Они предлагали зрителю ответить на вопрос — какое другое изображение скрыто в очертаниях этих рисунков. «Золотым веком» подобных images-devinettes стал рубеж XIX—XX веков, когда возникла мода на эти картинки-вопросы. Так, французская фирма Epinel в это время стала производить шоколад в бумажных обертках, содержащих разные изображения с вопросами- загадками. Как, например, в портрете девочки из этой серии, в котором лицо и шея трансформируются в новый образ — профиль старухи. Эта серия картинок фирмы Epinel получила название «Imagerie Pellerin» и имела неизменный успех.
Татьяна ЛОЛГОДРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.42