История одного детского портрета
Не так давно на европейском аукционе был приобретен портрет Мальчика в военной форме кисти неизвестного художника.
На полотне изображен юный воспитанник в темно-синем мундире с красным стоячим воротником и красными обшлагами с золоченым позументом. Однобортный мундир украшают металлические пуговицы и синие погоны с двумя вышитыми буквами: «ТА». Одной рукой мальчик придерживает головной убор с пышным плюмажем, другой — эфес полушпаги, висящей на перекинутой через правое плечо белой портупее.
Портрет представляет собой интересный пример так называемой провинциальной живописи, столь распространенной в России в XVIII—XIX веках и украшающей теперь многое российские музеи. Портрет, созданный, вероятно, кем-то из местных, не столичных мастеров, исполнен трогательной серьезности, выраженной в грустном взгляде глаз мальчика и его наивно показанной «деревянной» фигурке.
Сразу возникают вопросы: кто этот мальчик, где он жил и учился, как сложилась его судьба? Ведь за каждым портретом стоит целая история.
На обороте портрета, на картоне, закрывающем холст, находится бумажная наклейка с надписью чернилами на немецком языке: «Evgen v. Heymer/Bruder von unserem/ Grossvater William/von Heymer/genannt in der Familie/ der schone Onkel Evgen/ganz jung gefallen» (в переводе означает: «Евгений фон Геймер, брат нашего дедушки Вильяма фон Геймера, называемого в семье прекрасным дядей Евгением, погиб совсем молодым»). Эта надпись, во-первых, дарит нам имя героя и отражает его родственные связи, а во-вторых, указывает на его раннюю гибель. Судя по его фамилии с приставкой фон, он происходил из немецкой дворянской семьи.
Кроме того, на обороте самого холста имеется еще одна старая надпись пером и чернилами: «Евгеши Геймеръ/Восп: Тульскаго Александр: Кад: Кор:/1854 года/Г. Тула», которая свидетельствует о принадлежности персонажа к Тульскому Александровскому кадетскому корпусу, а также содержит дату и место написания портрета. Технико-технологическое исследование, проведенное специалистами ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря в 2009 году (эксперты А.Р. Киселева и Л.В. Гельенек), подтвердило время создания полотна (1854), обозначенное в надписи. Об этом
говорят стилистические и живописно-технические признаки произведения.
Специалист по униформе русской армии с легкостью определил, что на портрете изображен кадет Тульского Александровского кадетского корпуса, о чем свидетельствуют буквы на погонах: «ТА». Тульский Александровский кадетский корпус был образован в 1830 году на базе Тульского Александровского Дворянского училища, основанного в 1801 году Александром I. В 1844-м корпус был преобразован в неранжированную роту Орловского Бахтина кадетского корпуса, в 1864-м — в военную гимназию.
К сожалению, поиски в генеалогических источниках пока не дали никаких результатов. Но раскрыть историю обучения мальчика в кадетском корпусе позволяют архивные документы, обнаруженные в Военно-историческом архиве сыном генерал-полковника, Героя Советского Союза командарма 2-й Конной армии Салаватом Окаевичем Городовиковым, закончившим в свое время Тульское Суворовское училище. Единственным источником здесь явилась «Книга Тульскаго Александровскаго Кадетскаго Корпуса для записывания приказовъ, издаваемыхъ по Корпусу» (ВИА, ф. 725, оп. 56, д. 4998). Первая запись от 12 мая 1852 года, № 147, в которой упоминается имя Евгения фон Геймера, гласит следующее: «Приказами Главного Начальника Военно-Учебных Заведений за №№ 1501 и 1502 определены в сей корпус в число воспитанников на счет правительства малолетние... на капитал Царства Польского... и Евгений Геймер. Предписываю вышеозначенных малолетних дворян зачислить по спискам, считая их не явившимися. Полковник Пясецкий».
Как видим, малолетний дворянин Евгений фон Геймер был определен в кадетский корпус 12 мая 1852 года на средства царства Польского. Можно предположить, что родители нашего героя, несмотря на немецкую фамилию, могли быть выходцами из Польши, или там на службе состоял его отец, и поэтому именно на средства, перечисленные из Польши, должен был учиться Евгений Геймер.
Второй приказ от 29 августа 1852 года, № 252, свидетельствует о том, чтобы: «Явившихся кадет, определенных приказом Главного Начальника Военно-Учебных Заведений за № 1502... принять в корпус и считать по спискам налицо», и среди перечисленных поляков — «Евгений Геймер, во 2-й приготовительный (класс — Н.П.), 2-е отделение, католик».
Итак, для нашего кадета начались повседневные учебные будни. Когда-то они были успешны («От 4 мая 1853 г., № 125: Воспитанникам за весьма хорошее поведение, постоянное прилежание и успехи в науках повышаются баллы за поведение... и Геймер из 4-х на 5-ть баллов»; «От 5 июня 1853 г., № 160: ...с 11-ю баллами Искрицкий и Геймер; им и спасибо... (экзамен по немецкому языку)». Приказ от 24 июня 1853 г., № 180 свидетельствует о переводе Евгения Геймера «из 2-го приготовительного 1-го отделения в 1-й общий класс».
Дальнейшие записи 1853—1854 годов отражают и неудачи в процессе обучения Евгения в первом общем классе. По успеваемости он частенько находился в числе последних, слабо отвечал по всеобщей истории, французскому языку, однажды получил выговор по скорописанию. Результатом экзамена по ботанике послужила самая строгая запись от 17 января 1854 года, № 18, согласно которой начальник корпуса просит Обратить особое внимание «как ротного командира, так и помощника инспектора классов, на Геймера как на воспитанника, не умеющего ценить внимание начальства». И, наконец, приказом № 182 от 24 июня 1854 года Евгений Геймер был оставлен на второй год в первом общем классе.
Зато лучше всего давался нашему кадету немецкий язык, являвшийся для него родным (от 19 июня 1854 г.: «Очень хорош был экзамен в 1-м общем из немецкого»). Вероятно, проблемы с успеваемостью у мальчика были из-за языкового барьера, ведь преподавание в корпусе велось на русском языке.
Таким образом, портрет Евгения Геймера был исполнен в 1854 году, буквально на втором году обучения в кадетском корпусе, когда он учился в первом общем классе и его преследовали неудачи в науках. Естественно, это доставляло ему массу поводов для расстройств. Наверное, поэтому он запечатлен на портрете с глазами, в которых затаилась грусть. Тем не менее через год он был переведен из первого общего во второй общий класс и в июле 1855 года отправлен в Орел в числе других воспитанников «во исполнение предписания директора Орловского Бахтина кадетского корпуса». Это произошло согласно реформе Тульского Александровского корпуса.
Итак, наш герой переехал в Орел, и на этом следы его биографии теряются. Вероятно, он закончил кадетский корпус, попал в армию и вскоре погиб в одном из сражений. Портрет же, на котором он изображен примерно в семи-восьмилетнем возрасте, отличаясь маленьким размером и являясь камерным произведением мемориального характера, всегда будет напоминать своим потомкам о том, что это был не просто неуспевающий мальчик, а благопорядочный молодой человек, которого в семье называли «прекрасным дядей Евгением».
Удастся ли обнаружить документы, которые позволят проследить судьбу кадета Геймера после выпуска из кадетского корпуса, узнаем ли мы, при каких обстоятельствах погиб молодой дворянин, остается лишь надеяться. Но сегодня приоткрылась еще одна судьба, которая, к счастью, обрела черты милого портрета, имеющего имя «Прекрасный дядя Евгений»!
Наталья ПРЕСНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.24