Портретные монеты — весьма значительная по объему и разнообразию категория российских монет с портретами преимущественно коронованных особ.
Говоря «портретные монеты», обычно подразумевают портретные золотые монеты любых номиналов, если же серебряные — то рублевики и отчасти полтины (по давней традиции, более мелкие номиналы с портретом не рассматриваются). Портретные медные монеты (лишь пробные) — крайне редки (как и их новоделы), и термин «портретные монеты» к ним не применяют. Вместе с тем портрет весьма обычен для отчеканенных в меди памятных медалей. Ниже даны в алфавитном порядке характеристики наиболее употребительных в нумизматической литературе иконографических понятий.
Бюст — барельефное изображение (головы, шеи, плеч, груди), обычное для монет. Потруднее портретное изображение самодержцев — на российских монетах лишь в XVIII. При уточнении типа монеты традиционны определения: продолговатый бюст, широкий бюст, узкий бюст, парный бюст (две персоны). В дореволюционных каталогах есть и другие термины: бюст налево, бюст направо и длинный бюст.
Головной портрет — изображение головы и шеи (или части шеи) портретируемой особы без каких-либо деталей одежды. На монетах массового выпуска первым был, в 1816, головной портрет Александра I на 5-и 2-злотовиках (на пробном рублевике — еще в 1801), затем головной портрет изображался с1886по1915. Был он и на большинстве памятных и юбилейных монет.
Гротескный портрет — особая категория погрудных портретов, характерных искаженным, порой даже гипертрофированным изображением каких-либо черт лица изображаемой персоны. Таковы некоторые портреты на рублевиках Екатерины I, Петра II («лисий нос», 1729) и Анны (1735). Появление их обусловлено, возможно, недостаточным мастерством граверов. В то же время, появление непривлекательных портретов на множестве зарубежных монет XVI—XIX — свидетельство вполне реалистического подхода европейских медальеров к образу портретируемой особы, а также творческой независимости мастера от прихотей правителя.
Детские портреты — портретные изображения коронованных особ либо некоронованных членов императорской семьи младенческого, детского, отроческого или юношеского возраста. В 1687 Петру Алексеевичу, восседавшему на престоле вместе с братом Иоанном при регентстве их сестры царевны Софьи, было 15 лет. Петр изображен на золотом, которым награждали участников крымских походов. В 1727—1729 Петр II в возрасте 12—14 лет изображен достаточно зрелым на червонцах, 2-рублевиках, рублевиках и полтинах. Иоанн III в возрасте около одного года изображен на рублевиках, полтинах, полуполтинниках и гривенниках 1741, а также на пробных медных 2-копеечниках 1740. Дети Николая I — наследник Александр (будущий Александр II), царевичи Великие князья Константин, Николай, Михаил и Великие княжны Мария, Ольга и Александра — в возрасте от 3 до 17 лет изображены на «семейном» полуторарублевике 1835—1836.
Женские портреты на монетах — одна из обширных тем коллекционирования в мировой и российской нумизматике. В галерее женских портретов — портреты Екатерины I, Анны, Елизаветы и Екатерины II, императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), Великих княжен Марии, Ольги, Александры и Великой княгини Марии Александровны (впоследствии императрицы, супруги Александра II).
Левосторонний портрет — обращен влево от зрителя. Впервые такой портрет, Екатерины I, помещен на рублевиках и полтинах Коллежского монетного двора, единственный эпизод в XVIII; видна левая сторона лица портретируемой особы (однако для достижения такого ракурса при позировании особа, обращенная лицом, должна повернуться вправо). В XIX — начале XX левосторонний портрет свободно чередовался с правосторонним. Синонимы — как жаргонные («левый» портрет, портрет «влево»), так и по нынешним меркам несколько рискованные (бюст влево, бюст налево).
Парадный портрет — тип портретного изображения императорской персоны, как правило, в богато украшенной (парадной) одежде. Наиболее известный — на рублевике 1723 (образное обозначение — «Петр в парадном мундире»), также — на «уборной» полтине 1704—1705 и, видимо, на «Гангуте».
Парный портрет — соединенные изображения двух персон. На 10-рублевике 1836 (медальер Г.И. Губе), являющемся фантастическим новоделом, — головные профильные левосторонние портреты Николая I и Александры Федоровны. На памятном «свадебном» рублевике 1841 (медальер Г.И. Губе) — головные профильные левосторонние портреты Великого князя Александра Николаевича и Великой княгини Марии Александровны. На юбилейном рублевике 1913, «трехсотлетие Дома Романовых», — соединенные, в три четверти оборота вправо, портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II (медальер А.Ф. Васютинский). Парный портрет впервые появился в конце XVII на упомянутом выше золотом — погрудные, в три четверти оборота, портреты царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. Синоним — совмещенный портрет.
Парсуна (лат. persona — лицо, личность) — искаженное «персона», название русских станковых портретов конца XVI и XVII, давших начало светской портретной живописи. Ранним парсунам свойственна иконописная условность, преодолевавшаяся во второй половине XVII. Единственная монетная парсуна — поясной, в три четверти оборота вправо, портрет Петра I на полтине 1699, дошедшей лишь в виде новоделов (архаическая полтина Петра). Возможно, к парсуне близко (или ею можно считать) изображение царя Алексея Михайловича на рублевике и полтине 1654.
Погрудный портрет (погрудное изображение) — портретное изображение, где персона показана по грудь. Наиболее обычен у монет 1701—1807. Синоним — бюст.
Портретные штемпеля — штемпеля, использовавшиеся при чеканке портретных монет, требовавшие от медальера специального художественного образования и высокого граверного мастерства, тонкого вкуса. Использовались для чеканки многих золотых и серебряных, а также пробных медных монет. Ограничение было связано с тем, что и к качеству только что изготовленных, и к сохранности уже находившихся в работе портретных монетных штемпелей требования всегда были выше, чем к непортретным. Портрет монарха всегда должен был быть представлен достойно, и на монетах — далеко не в последнюю очередь, но при массовой чеканке медных монет гарантировать качественное изготовление множества портретных штемпелей нельзя. Не было и стольких высококлассных специалистов, сложно обеспечить постоянный уход за портретными штемпелями обслуживающим персоналом монетных дворов (очистку от механических загрязнений, из-за которых многие контуры теряли четкость, а мелкие детали — исчезали). Поскольку портретные штемпеля быстро выходили из строя, а изготовление новых требовало больших затрат, для массовой чеканки медных монет их не использовали. Вначале резались вручную, переход к маточниковой технологии изготовления штемпелей произошел, видимо, в начале царствования Елизаветы. Косвенно это подтверждается многократным уменьшением числа штемпельных разновидностей рублевиков и полтин Елизаветы в сравнении с их числом при Анне. Для создания портретных штемпелей привлекались высококвали-фицированные мастера: Ф. Алексеев, С. Гуэн, К.И. Гедлингер, Т.И. Иванов, П.П. Уткин, А.А. Грилихес, А.Ф. Васютинский и другие.
Портреты некоронованных особ — крайне ограниченная категория портретов: на одной пробной, одной подарочной и одной памятной монетах. Портрет Великого князя Константина Павловича — на лицевой стороне константиновского рубля. Портреты цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) — на оборотной стороне «семейного» и на лицевой стороне «свадебного», здесь же и портрет Великой княгини Марии Александровны.
Поясной портрет — один из основных (наряду с головным, погрудным и парным) типов портрета на золотых и серебряных монетах. Четкое разделение погрудного и поясного портрета для неспециалиста иногда затруднительно. Изображение лица — профильное, но бюст дан вполоборота. Синоним (арх., разг.) — длинный бюст.
Правосторонний портрет — обращен вправо от зрителя. Большинство портретов на российских монетах — правосторонние, видна правая сторона лица изображенной особы (но для достижения такого ракурса при позировании она должна повернуться влево). Синонимы (жарг., разг.) — бюст вправо, бюст направо, портрет «вправо», «правый» портрет.
Профильный портрет — тот, где лицо особы изображено строго в профиль. Кроме портретов Михаила Федоровича и Николая II на юбилейном рублевике 1913, все головные, погрудные и поясные портреты — профильные, однако бюст на погрудных и поясных портретах изображен в полоборота или в три четверти оборота.
Различаются портреты и по наличию или отсутствию короны или венка. Корона (или ее аналоги) — только у Михаила Федоровича (1913) и Петра Алексеевича (1699). Что касается женских изображений, то короны нет в раннем варианте портрета Екатерины I (1725) и у Александры Федоровны (1835—1836). Венок — на портретах Петра I (не на всех), Петра II, Иоанна III и Александра I (не на всех). Из женских портретов — у Екатерины II (с 1777) и у Марии Александровны (1841).
Несмотря на большую популярность портретных рублевиков, их каталогизация носит пока очень формальный, примитивный характер, сущность различия портретов практически не изучена, а мотивы их появления не всегда ясны.
Прекрасный пример профессионального исследовательского подхода при изучении российских портретных монет дают работы |Р. Зандера], |В.В. Узденикова|, Ю.П. Петрунина и Е.С. Щукиной.
Владимир РЗАЕВ
Иллюстраиии предоставлены автором.
Автор признателен Ю.П. Петрунину за консультацию и В.В. Биткину за возможность использовать иллюстраиии из его каталога.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.118