Перед Первой мировой войной происходило становление национальной авиации во многих странах Европы, Азии и Америки, создавались аэроклубы, авиационные общества и школы. Большую роль в развитии авиации играли праздники, фестивали и выставки, а также демонстрационные, рекламные, спортивные полеты первых авиаторов. Удача приносила им всемирную славу и крупные денежные вознаграждения. Пионеры-авиаторы были кумирами толпы. Лоскуток одежды знаменитого пилота был ценнейшим сувениром. Зрители с восторгом демонстрировали пятна, которые оставались на их костюмах от масла, капавшего из моторов пролетавших аэропланов. Поэтому проекты практического применения самолетов для доставки почты вызывали повышенный интерес.
Первой официально (с разрешения властей) открывшейся внутренней авиалинией для перевозки почты считается маршрут в Британской Индии, соединивший в 1911-м Аллахабад, в котором проводилась большая коммерческая выставка искусств и ремесел, с Наини. Известный французский летчик Анри Пике в Аллахабаде выполнил несколько показательных полетов на биплане типа SOMMER. Но для перевозки с выставки почты потребовалось получить официальное разрешение на прием и гашение корреспонденции до ее погрузки в самолет. Когда все формальности с чиновниками почтовой службы были улажены, 18 февраля Анри Пике перевез 6,5 тысячи писем и 250 специальных открыток на расстояние 13 км. Письма были погашены специальным штемпелем с изображением силуэта летящего биплана над горами Азии и надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. Объединенная национальная выставка. Аллахабад. 1911»),
Проект штемпеля был нарисован инициатором полета — Уолтером Уиндхэмом, владельцем автомобильной фирмы, основавшим в 1908 году авиационный клуб. Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице «Оксфорд и Кембридж» на содержание студентов. Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски черного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полета. Спустя 50 лет рисунок этого штемпеля был воспроизведен на марках Республики Индия, посвященных юбилею первой индийской авиапочты.
Один из конвертов был направлен королю Георгу V. Возможно, потому, что на первых почтовых марках большинства стран изображали портрет главы государства, коллекционирование почтовых марок было его королевским хобби. В течение долгого времени, до своего вступления на британский трон 6 мая 1910 года, Георг V возглавлял Королевское филателистическое общество Лондона. Короновался новый король 22 июня 1911 года. А в сентябре, в честь своей коронации, он открыл авиапочтовую линию Лондон — Виндзор (34 километра).
Состоялось несколько полетов с почтой. Почтовая корреспонденция гасилась специальными штемпелями с надписью: «FIRST UNITED KINGDOM AERIAL POST» («ПЕРВАЯ ОБЪЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА АВИАЦИОННАЯ ПОЧТА»), датой и местом гашения — LONDON или WINDSOR.
Вячеслав КУРИННОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 87 (июнь 2011), стр.142