Для изготовления разнообразных художественных украшений и предметов прикладного искусства использовались не только драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные и цветные Металлы и сплавы, но и Монеты.
Правительство строго контролировало вывоз из страны золота и серебра в ювелирных изделиях и в монетах и слитках; в первой половине XVIII века это было из-за неразработанности сырьевых ресурсов драгоценных металлов в России. После Крымской войны, учитывая активность ювелиров, правительство снизило пробу разменных монет с 83 1/3 до 72, а затем и до 48.
Ниже в алфавитном порядке даны краткие определения некоторых терминов, используемых при изготовлении из монет ювелирных изделий.
* * *
Браслет — ювелирное украшение, как правило женское, изготавливали его обычно из серебряных разменных монет — 20- или 5-копеечников.
Дукач (ит. ducato) — «название в настоящее время уже забытого народного женского украшения Украины... род медали, которая обычно подвешивалась к металлической броши, украшенной дешевыми цветными стеклышками; в некоторых местностях Украины дукачи никаких украшений не имели... Дукачи изготавливали в своих примитивных мастерских золотари — обслуживавшие простонародный спрос ремесленники-ювелиры. Деятельность последних золотарей прекратилась примерно в 1920-х, когда революционная перестройка деревни в СССР вызвала... отмирание многих обычаев... Дукачи Украины составляют удивительно своеобразную ветвь мирового медальерного искусства... Изготовление дукачей в XX в. из мелких монет, даже из медяков, свидетельствует о крайней деградации обычая. Среди сохранившихся дукачей совсем немного сделанных из более или менее старинных монет, но можно думать, что в этом повинны в какой-то мере любители нумизматики, выламывавшие из оправ встречавшиеся им монеты-украшения. Например, среди полутора тысяч известных в настоящее время ефимков... несколько экземпляров имеют остатки позолоты и следы припоя, прикреплявшего к гурту плетенные из проволоки ободки. Вероятно, этим монетам довелось побывать в дукачах» (из резюме к историко-нумизматическому исследованию И.Г. Спасского «Дукати 1 дукач! Украши», изданному в Киеве в 1970 г.).
Женские украшения — категория ювелирных изделий из золота, платины и серебра, а также части произведений декоративно-прикладного искусства из драгоценных и цветных металлов и их сплавов. Среди женских украшений, включающих монеты и монетовидные предметы, — амулеты, браслеты, броши, бусы, дукачи, кольца, кулоны, медальоны (нередко — монетка с женской головкой), перстни, пояса, мониста, пуговицы, серьги, талисманы, цепочки и пр. Изготовление женских украшений было развито на Руси издревле. Наиболее доступный и безопасный источник для изготовления деталей украшений, монеты в больших количествах изымались из оборота, использовались также те, которых на момент их утилитарного употребления в обороте уже не было. На женские украшения шли многие миллионы золотых и серебряных монет. В основном они безвозвратно утрачены, уничтожены ювелирами.
Беспримерные масштабы их деятельности, подогретой ажиотажным спросом на ювелирные изделия и женские украшения, даже вынудили правительство в 1860 году рассмотреть проект снижения пробы банковых монет всех достоинств (при сохранении массы чистого серебра) — для затруднения их переработки. Изготовление ювелирных изделий и декоративных украшений всех видов приводило к уничтожению одних монет и деформированию и безвозвратной утрате облика у других при шлифовке, гравировании, сверлении и пробивании отверстий (жаргонное обозначение таких монет — «дыры»), обтачивании по гурту при выделке оправ, нанесении припоев для крепления ушка на гурте или на поле монеты. Возможно, наименьший вред монета как исторический памятник получала при изготовлении медальона: деформация в этом случае была не очень велика, кроме того, обладатели очень бережно относятся к медальону, обычно хранят его в упаковке, чтобы он не соприкасался с другими предметами.
Женские украшения — символ богатства семьи, матери передавали их дочерям. Полный комплекс женских украшений марийцев мог весить до 30 кг, а то и больше. Бедные семьи крепили мордовки, жетоны, имитации (из сплавов, отдаленно похожих на серебро). В XIX—XX веках в Вятской губернии имитации отливали в формах из глины или капо-корня — нароста на березе.
Самый большой износ у монет на монисто: деформации от крепления на общую основу, интенсивное истирание от постоянного соприкосновения друг с другом при движении человека. Использовали монеты императорской чеканки, чаще серебряные, портретные, и для подвесок (не путать с привесками). В этом случае монеты также получали неустранимые дефекты из-за крепления их разными способами.
В Поволжье блестящие монеты в украшениях почитали как символ Солнца, полагали, что звон серебра отгоняет злых духов. По данным Е.Ю. Мокеровой, удмурты, марийцы и чуваши на похоронах, «откупая» землю для погребения, оставляли монеты умершему для загробной жизни. Эти монеты выпадали из оборота. Жертвенные монеты в землю не зарывали, но и не использовали никогда более как ходячую монету. Синоним — укр. намысто.
Заделанное отверстие в монете (спец.) — явление, по мнению ученых-нумизматов, нежелательное, недопустимое. Квалифицируется не как элемент реставрации, а как род фальсификации либо как порча монеты (побывавшей в составе украшения) в качестве исторического памятника. Особенно это относится к заделке отверстий в редких монетах. Но, по мнению большинства коллекционеров, хорошо заделанное отверстие — положительный результат профессиональной художественной реставрации (повышает цену монеты), выполненной умелыми реставраторами по металлу или ювелирами. Это предполагает подбор металла (сплава), близкого к материалу реставрируемой монеты, удаление деформированного металла (если отверстие били, а не сверлили), иногда — пластическое перемещение металла в пригуртовой части монетного кружка на прежнее место. Высококачественная заделка отверстия в монете нередко воссоздает ее почти в первоначальном виде. Золотые и медные монеты с отверстиями встречаются намного реже серебряных. У коллекционеров России на подобные реставрированные монеты XVIII века традиционно сложившаяся цена — не ниже трети и не выше половины цены монеты в аналогичном состоянии без отверстия. Но почти все коллекционеры равно отвергают серебряные монеты с заделанными отверстиями периода от Павла I по 1917. Их цена во много раз ниже цены подобных монет без отверстий. При реализации монет с заделанным отверстием профессиональная этика нумизмата предполагаетбезусловноеинформирование партнера о скрытом дефекте.
* * *
Золотая палата (ист.) — государственное учреждение в России, существовавшее во второй половине XVII века в Москве, в которой семь мастеров-иноземцев занимались ювелирными работами. Среди них был медальер Юрий Фробус, после закрытия палаты перешедший работать на Кадашевский монетный двор.
* * *
Золочение монет (хим., юв.) — электролитическое нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий в защитных и декоративных целях. Приятный цвет золота и его свойство противиться окислению в атмосферном воздухе — причина частого употребления металла для золочения ювелирных изделий и монет из других металлов. Производится мокрым или холодным путем (через растворение в царской водке, осаждение и т. д.), через огонь (растворение в ртути) или гальваническим путем. Позолоченные монеты использовали как награды, медальоны и т. п.
* * *
Конскую сбрую состоятельные граждане в дооктябрьской России нередко украшали серебряными монетами. Степень их истирания бывала весьма высока, как и на монисто, если не больше.
* * *
Монета с отверстием — металлический денежный знак, в котором отверстие предусмотрено технологиче- • ским процессом чеканки. В России же так называют монету, пробитую или просверленную потом. Отверстие делали в верхней части, в основном на портретных монетах, для изготовления украшения (кулона либо медальона) или составления монисто (отверстия у целой группы монет). От пробитого отверстия ущерб монете больше, чем от просверленного. Снятая с простого украшения монета еще имеет какую-то долю художественной и нумизматической ценности. Монеты же с монисто (или с украшения на конской сбруе) бывают потерты так, что изображения на них почти утрачиваются. Синонимы — пробитая монета, проколотая монета, «дырка».
* * *
Монетный кубок (нем. munzpokal) — кубок (бокал) из золота, серебра или олова, украшенный десятками (а то и сотнями) монет, медалей, драгоценных камней. В Европе вошел в моду в эпоху Возрождения, в России, видимо, лишь со второй половины XVIII или с XIX века и очень редок. Пример: в золотой кубок с крышкой, объемом свыше одного литра, вставлено более десятка монет — ефимок с признаком, полтина Иоанна III, шлезвиг-голыптейнский альбертов талер, рублевик Елизаветы (портрет работы Ж.А. Дасье), квадрупль и другие редкие монеты. Выполнен не ранее 1830 по заказу хорошо обеспеченного коллекционера либо лица, проявлявшего интерес к монетам. Опытные ювелиры при изготовлении кубка использовали кольца (диаметр каждого равен диаметру конкретной монеты). При нагреве кольцо расширялось, и монета свободно входила в него, при охлаждении и сокращении оно плотно охватывало монету. Затем кольцо с монетой вставляли в круглое отверстие, вырезанное в кубке, и запаивали кольцевой зазор. У части монет (возможно, тех, что вставлены в кубок без кольца) гурт ювелирно обточен.
* * *
Монисто — женское украшение (по некоторым источникам, с XVI в.) в виде ожерелья (от старорусского — жерло, горло) из серебряных и биллонных монет у народов Среднего Поволжья (прежде всего чувашей), Кавказа (дагестанцев и азербайджанцев) и Средней Азии. Женская одежда, головные уборы и украшения — одна из наиболее консервативных частей материальной культуры. Столетиями, до середины XIX века, в монистах в основном использовался стандартный набор монет, в том числе монеты, обращавшиеся в разное время. Однако мониста разных регионов не похожи формой, размером, количеством и типовым составом монет, способом крепления к основе и видом полученных ими при этом дефектов. Территории Среднего Поволжья в составе России — с XVI века, и в обороте побывали, постепенно сменяясь, почти все типы обращавшихся монет, в том числе серебряные монеты всех номиналов большинства общегосударственных выпусков императорского периода. Поскольку крупные портретные монеты непрерывно чеканили до Павла I (затем с 1886 по 1915), а именно их предпочитали для украшений, то на монистах (включая и те, что сделаны в XIX — начале XX века) преобладали монеты XVIII века.
Разнообразная форма монист (и вообще женских украшений) предполагала потребность в монетах любой величины и достоинства: от полуторарублевиков до пятачков и чешуек. Монеты крепили к основе простейшим способом: нитью или проволокой через отверстия, просверленные (битые) обычно выше портрета, но у монет, предназначенных для разных частей украшения сложной конфигурации, отверстия смещали от верхнего положения, иногда крепили за два отверстия у левого и правого края монетного кружка (или сверху и снизу). Украшения с ушками, прикрепленными к гурту над портретом, были намного реже: ушки делать труднее, чем сверлить отверстия. На поволжских монистах значительное перекрытие монет приводило, при постоянном взаимном перемещении, к немалому износу большинства из них, вплоть до полной неузнаваемости. Потери массы: от 5—7% у монет XIX—XX веков до 12—15% у монет XVIII века. При очень долгом использовании мониста некоторые монеты (прежде всего мелкие номиналы) теряли до половины массы. Лицевая сторона касалась одежды, поэтому портрет затирался обычно больше гербового орла, кроме того, ее нередко золотили.
Кавказ и Закавказье присоединяли к России частями с конца XVIII века, и для украшений, наряду с иранскими монетами, брали в разное время российские монеты XIX и даже XX века, чаще — от рублевика до 20-копеечника, реже — и более мелкие. Проволочных копеек и портретных монет XVIII века на монистах в регионе, видимо, не было. Местные ювелиры крепили монеты к основе ушком, припаянным к центру монетного поля (обычно оборотной стороны). При малом перекрытии (или без него) и без свободы перемещения износ у монеты меньше чем в Поволжье, но оборотная сторона бывает испорчена безнадежно.
Государственные образования Средней Азии вошли в состав Российской империи еще позже — во второй половине XIX века. Форма украшений здесь особая; типовой состав, временной охват и способ крепления также отличаются от принятых на Кавказе, в Закавказье и в Поволжье.
Наряду с серебряными, небольшой и средней величины, монетами стран и государственных образований Средней и Центральной Азии для украшений брали российские монеты рубежа XIX—XX веков, чаще 50- и 20-копеечники. Среднеазиатские кустари крепили монеты к основе грубее кавказцев: припаивали ушко над коронами орла, но не к гурту (как иногда в Среднем Поволжье), а охватывая припоем небольшой участок лицевой и оборотной сторон. Ушко и припой — из желтого сплава, удалить который очень трудно, если только вообще возможно.
Напайка (юв., спец.) — остаток металлического ушка или припоя, нанесенного на гурте либо в центре серебряной, редко золотой, монеты, ставшей украшением, а затем удаленного или обломанного при попытке восстановить нумизматическую ценность монеты, а то еще и при использовании украшения. Обычно (но невсегда) напайки из того же сплава, что и монета. Практически неустранима, лишь некоторые очень умелые нумизматы умудряются удалить ее.
* * *
Пайка (метал., тех.) — процесс соединения металлических изделий (частей) расплавленным металлом. Обычна в ювелирном деле. Делая украшения, ушко часто припаивали к монете. Многие редкие, интересные монеты имеют неустранимые дефекты: при удалении ушка и напайки (особенно из высокотемпературных сплавов) исчезают буквы, цифры и детали изображения.
* * *
Плакирование (фр. plaquer) (жарг. — плакировка) (метал., хим., спец.) — нанесение горячей прокаткой на поверхность монеты (чаще медной) тонкого слоя другого металла, более устойчивого к коррозии (например, серебра), для предохранения ее от разрушения и улучшения внешнего вида. В российском монетном деле не применялось. Иногда используется ювелирами при изготовлении украшения из подлинной монеты либо мошенниками при разного рода мистификациях.
* * *
Позолота (разг. — позолоченность) (хим., юв.) — тонкий слой золота, наносившийся на поверхность серебряных монет (чаще рублевиков и полтин), которые затем служили украшениями. Фальшивомонетчики покрывали позолотой 25-копеечники Александра III, выдавая их малограмотным за 5-рублевики, а мошенники XX века — копии золотых монет царской чеканки перед продажей коллекционерам. Чтобы устранить портящие внешний вид следы износа и восстановить начальное состояние серебряных и медных монет, позолоту удаляли — в электролизной ванне сменой полюсов электродов. Снятие слоя золота азотной кислотой или механическим способом повреждает изображение, так как золото образует с основным металлом нечто вроде сплава, и поверхность монеты после такой обработки становится шершавой и некрасивой.
* * *
Пояс — женское украшение у народов Кавказа и Поволжья. На кожаную основу традиционно крепили (ушками, припаянными в центре поля монеты) 20-копеечники, реже 25-копеечники и полтины.
* * *
Серьги — женское ювелирное украшение (в редких случаях мужское, простой формы), продеваемое в мочку уха, как в виде кольца, так и в виде подвески, порой весьма сложной формы, с применением не только драгоценных металлов и камней, но и монет.
* * *
След оправы (юв.) — повреждение гурта монеты при помещении ее в декоративную оправу (закрепление посредством «лапок» или впаивания). Попытки удалить след оправы почти всегда приводят к новым повреждениям, а полностью устранить его удается редко, при этом стоимость монет, имеющих большую нумизматическую ценность, резко уменьшается.
* * *
След пайки (след ушка) (юв.) — след на монете, обычно серебряной, после удаления одного или нескольких ушек или колечек, снижающий ее степень сохранности. Весьма частое явление, указывающее, что монету с портретным или декоративным изображением носили как украшение.
* * *
Штриховая проба (нем. strichprobe) (тех., спец., юв.) — способ определения «на глаз» количества драгоценного металла в сплаве. Яркость цвета черты, проведенной монетой неизвестной пробы на пробирном камне из черного шифера (лидита), сравнивают с проведенной рядом чертой сплава известной пробы. Условие: сплав исследуемой пробы и пробы, привлеченной для сравнения, состоит из одних металлов (например, серебра и меди). Для такой сравнительной пробы используют набор пробирных игл.
* * *
Ювелир (голл. juwelier) (арх., мет. — золотарь) — мастер по изделиям из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов и сплавов, в том числе и из монет. Современные ювелиры обычно связаны с коллекционерами. Важная сторона этого контакта: удается сберечь наиболее ценные серебряные и золотые монеты как объекты нумизматического исследования от гибели в плавильном тигле.
Иллюстрации заимствованы из книг: Н.Г. Спасский. Русская монетная система. Л.: Аврора, 1970. С. 5, 7, 10, 32, 56; В.М. Потин. Монеты. Клады. Коллекции. СПб.: Искусство — СПб., 1992. Илл. 41.
Владимир РЗАЕВ
Иллюстрации предоставлены автором. Автор признателен И.В. Бучневу, Г.Ф. Мелентьеву и А.В. Храменкову за предоставление иллюстраций.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 87 (июнь 2011), стр.136