(к истории атрибуции двух фарфоровых кружек завода Батенина)
В коллекции фарфора Государственного Музея керамики хранятся две кружки завода Батенина с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, которые выполнены в технике литофании *.
Кружки парные, одного размера, синего надглазурного крытья. Портреты на тулове кружек расположены в золоченых овальных медальонах, справа и слева от медальонов — композиции из воинских атрибутов: знамена, пушки, сабли, шлемы, щиты, выполненные серебрением и золочением с цировкой. Надо сказать, что работа по атрибуции кружек принесла много интересных находок. Стилистические особенности декора кружек — синее надглазурное крытье, а не подглазурный кобальт, их размер, небрежное использование серебрения, форма навершия крышки, а одна из кружек имеет крышку, — все это относит время изготовления кружек к 1830-м годам. Попробуем уточнить время создания кружек по фактическому материалу.
Первое. Известно, что завод Батенина работал в Санкт- Петербурге с 1814 по 1838 год. Император Николай I вступил на престол в 1825-м. Время изготовления кружек определяем с 1825 по 1838 год. Техника литофании, использованная в декоре кружек, изобретена в 1827 году во Франции. В Россию эта технология попадает уж не раньше 1830-х, и возможный период сокращается до 1830—1838 годов. В 1834-м при дворе было введено парадное русское платье, обязательное для ношения на церемониях и по торжественным случаям. Императрица Александра Федоровна изображена на кружке в русском костюме, время создания кружек ограничиваем 1834—1838 годами.
Второе. Когда и кем были написаны портреты императора и императрицы, использованные для декора данных предметов? Кружки подарочные, парные, с портретами царствующих особ — это значит, что портреты, использованные в отделке кружек, написаны, скорее всего, одним художником, и художником придворным. Кто в это время был любимым художником Николая I? Немецкий художник Франц Крюгер. Что же... несколько слов о Крюгере и о его работах в период с 1834 по 1838 год. Обратимся к каталогу Государственного Эрмитажа «Франц Крюгер в Петербурге» (автор Б.И. Асварищ. СПб., 1997). Он поможет в определении нужных нам портретов.
В мае 1832 года через русского посланника в Берлине прусскому художнику Францу Крюгеру предложили работу в Санкт-Петербурге. Этот заказ он получил благодаря протекции прусского короля Фридриха Вильгельма III и успеху картины «Парад в Берлине». Свой приезд он ограничил первоначально 2—3 месяцами, а задержался почти на год. Во-первых, были созданы великолепные условия для работы: жилье, пропитание, передвижение, беспошлинное получение вещей из таможни — все решалось личными распоряжениями министра двора. Во-вторых, заказы следовали один за другим, что сулило большие гонорары; например, на гонорар за картину «Парад в Берлине» Крюгер приобрел дом в центре Берлина с садом и мастерской, где можно было писать лошадей.
В первый приезд художником был написан портрет императора Николая I, который приобрел статус официального изображения, обязательного для всех официальных мест, государственных учреждений, жалованных табакерок и медальонов. На протяжении почти тридцати лет художник многократно повторял его, меняя в соответствии с обликом стареющего императора, и писал новые. В 1835 году Крюгер пишет погрудный портрет императора в генеральском мундире с лентой ордена Св. Андрея Первозванного для Великого князя Михаила. В конце 1835 года художнику заказывают копию с этого портрета для подарка Великой княгине Марии Павловне. В 1836 году на выставку в петербургской Академии художеств Крюгер представляет портрет Николая I в рост и погрудный портрет императрицы Александры Федоровны в русском костюме. Министр двора П.М. Волконский рекомендует президенту Академии художеств А.Н. Оленину с портрета Николая I в рост, до отправления его в Москву в адрес московского генерал-губернатора, — а именно ему предназначался этот портрет, — «поручить нашим художникам списать с него несколько копий, из коих одну Вы, может быть, сочли бы не лишним оставить в Академии художеств, а прочие можно было бы продавать за хорошую цену по требованию каких-либо казенных мест или частных лиц». В апреле 1838 года Франц Крюгер присылает из Берлина, как он пишет в письме П.М. Волконскому, «погрудный портрет императора, поколенный портрет императрицы в русском народном костюме». Это говорит о том, что художник все время работает на нужды русского двора и по заказам русской знати, делая при этом еще и авторские копии. По самым приблизительным оценкам, художник сделал для русских заказчиков несколько сотен работ, от огромных полотен для императорских дворцов до скромных карандашных зарисовок в частных домах. Причем многие из них копировались и тиражировались в печатной графике. Именно графические работы и использовались для росписи на фарфоре. Для литофании в кружках использовались как раз гравюры, выполненные по картинам Крюгера. Для того чтобы определить, какие графические работы послужили образцами для литофании, мы воспользовались изданием «Подробный словарь русских гравированных портретов» ДА. Ровинского (СПб., 1887) и каталогом русских гравированных и литографированных портретов из собрания А.В. Морозова 1913 года издания.
Портрет Николая I был гравирован со второго оригинала Франца Крюгера 1835 года. Это портрет императора в полный рост, который был представлен на выставке 1836 года в Академии художеств в Петербурге. У Ровинского приводится несколько гравюр с портретом императора с работы Крюгера, как в рост, так и поясные. Поясную гравюру и литографии с них использовали и для календарей. Поясной портрет Николая I издан при академическом календаре 1837 года
Портрет Александры Федоровны был гравирован с оригинала Крюгера 1838 года, поясной, 3/4 вправо, с руками, в русском наряде. Гравюра пунктиром. С этого портрета была издана в Берлине большая литография, которая распродавалась в России во многих тысячах экземпляров. Этот портрет императрицы был издан и при календаре на 1838 год; об этом портрете упоминают ДА. Ровинский и А.В. Морозов в своих изданиях.
Портреты императора и императрицы в литофании сделаны с приведенных выше гравюр, из чего следует, что парные кружки завода Батенина были выполнены в последний год его работы — 1838. Надо отметить, что литофания редко использовалась в фарфоровом производстве России того времени. Необычно, что она была применена на небольшом частном предприятии, каким и являлся завод Батенина в Санкт-Петербурге.
В росписи на фарфоре часто встречаются полихромные портреты императора Николая I и императрицы Александры Федоровны с оригиналов Франца Крюгера. В монографии «Русский императорский фарфор» Т.В. Кудрявцевой приведены два парных фарфоровых пласта с полихромной росписью портретов императора и императрицы, которые были созданы на Императорском фарфоровом заводе около 1840 года по тем же оригиналам Франца Крюгера Эти же портреты использованы в росписи двух ваз, предположительно выполненных на заводе Мусакова, в Гжели, в конце 1840-х годов. Роспись на вазах этого производства не профессиональна, довольно наивна, но портреты Крюгера вполне узнаваемы.
Изучение коллекции фарфора завода Батенина, атрибуция кружек с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, других фарфоровых изделий завода приближает нас к пониманию особенностей русского декоративно-прикладного искусства времени правления Николая I.
Елена СТРЕЛКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.54