Данная статья не рассчитана на подробное изучение отдельных аспектов особенностей эфиопских икон, а лишь знакомит с причинами их уникальности и назначением в понимании первоисточников христианской иконографии.
Для того чтобы лучше понять, насколько искренной и сакральной является иконопись Эфиопии, необходимо, прежде всего, узнать историю зарождения и становления христианства в этой стране. 13 настоящее время число приверженцев христианства во всем мире превышает 2 млрд, из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке—180—250 млн (США — 160—225 млн , Канада — 25 млн), в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн. Таким образом, Африка занимает второе после Европы место в мире по числу христиан, а Эфиопия — первое место в Африке (около 50 миллионов человек исповедуют православное христианство).
Зародившись в I веке в Палестине, христианство стало быстро распространяться прежде всего на север — в Европу и частично на восток — Византию. Значительно медленнее происходило распространение христианства на юг и юго-восток. К середине IV века христианство достигло Эфиопии. Эфиопия была хорошо известна древним историкам. Многократно она упоминается в Библии, в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В Ветхом Завете Эфиопия описывается как земля «КУШ», расположенная у «РЕКИ НИЛ» (Быт. 2.13). Септуагинта (греческий перевод) описывает эту же страну под именем «ЭФИОПИЯ».
У древних греков Эфиопия была известна как «ЗЕМЛЯ ПУНТ», расположенная на краю Света и означающая «Землю Духа».
В истории становления христианства в Эфиопии известны два основных события:
1. Рождение Менилека, сына Соломона, царя Израиля и эфиопской царицы Шевы (Савской) (970—33 гг. до Р. X.).
2. Перенесение левитами Ковчега Завета из Иерусалима в Аксум (946—? гг. до Р. X.).
В соответствии с библейскими источниками связи между Эфиопией и Израилем начались еще во времена Моисея и продолжались беспрерывно вплоть до эры Нового Завета (Числ. 12:1; 1 Цар. 10:1—13; 2 Chron. 9:1—12; Мат. 12:42; Acts 8:27—39). Источники также сообщают, что помимо израильского народа только Эфиопия знала и славила всесильного Бога (Бога Авраама), регулярно ему служа. К примеру, псалмопевец говорит: «Эфиопия должна простереть свои руки к Богу» (Пс. 61:31.68). Все это свидетельствует о набожности христиан древней Эфиопии, основанной на непоколебимой вере в Бога. Даже для наро- | да Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами. К примеру, об этом свидетельствует пророк Амос в словах: «Не таковы, ли вы мне, как эфиопы, о, народ Израиля?» (Ам. 9:7).
Только в одной африканской стране абсолютное большинство населения издавна исповедует православие. Эта страна — Эфиопия. Около 50 миллионов ее граждан принадлежат к Эфиопской православной церкви. Эфиопские христиане — монофиситы, и в отличие от католиков и большинства православных, для которых в Иисусе Христе соединилось два начала — божественное и человеческое, прихожане Эфиопской церкви считают Его только Богом.
Согласно преданию, первым христианским просветителем в Эфиопии был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Вскоре он обратил в христианство сына императора Аксума, будущего императора Эзану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией.
В дальнейшем все первые христианские императоры правили страной из Аксума. На вершине холма, вблизи города, находится усыпальница двух царей — Калеба и его сына Габра-Маскала. В Эфиопии около 20 тысяч храмов. Среди них есть особо почитаемые. Каждый христианин в Эфиопии имеет своего духовного отца или исповедника, который обязательно должен быть священником. Церковь также является основным центром городской и деревенской жизни. Священник, по-эфиопски — кес, пользуется большим уважением.
Закат Аксума начался в VII веке. Арабские племена, объединившись под знаменем ислама, вторглись в Северную Африку, и в результате христианский Аксум оказался в окружении мусульманских народов. Он лишился значительной части своих территорий и самое главное — выхода к морю.
В 1453 году Константинополь стал столицей Османской империи. После этого при Селиме Грозном Турция завоевала Сирию, Аравию и Египет. Таким образом, Эфиопия на долгое время оказалась практически полностью изолированной от других христианских стран.
В обрядах эфиопской церкви сохранилось сильное иудейское влияние, например: разделение пищи на чистую и нечистую, празднование Субботы наравне с Воскресением, обрезание мальчиков (что, впрочем, часто объясняется культурными, а не религиозными традициями). В каждой церкви хранится маленький ковчег, а Рождество и Пасха празднуются по Юлианскому календарю.
По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская — это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Со времен ее правления остался в Аксуме огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она якобы спасалась от жары. Когда это сооружение стало христианской святыней, неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявление, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение.
Нынешний Аксум — это небольшой провинциальный городок, известный своими древностями и тем, что последний эфиопский император Хайле Силассие воздвиг здесь крупнейший православный собор Африки — Новый Храм, посвященный Деве Марии.
Десять веков назад древний эфиопский город Гондар был переименован в Лалибелу. Согласно преданию, здесь в царской семье родился наследник. Как только он появился на свет, его окружил рой пчел Увидев это, его мать воскликнула: «Лалибела», что означает «пчелы признали его владычество». Также, согласно преданию, однажды душа Лалибелы услышала глас Божий и Творец повелел царю выстроить здесь новый Иерусалим. Так в Лалибеле появились свои Иордан, Голгофа, Масличная гора и удивительные храмы, высеченные в скале.
Среди 11 храмов нет двух похожих. Многие храмы соединены между собой туннелями. Самое крупное сооружение — Бета Меданеалем (храм Христа Спасителя). В нем хранится крест Лалибелы, считающийся чудотворным, излечивающим все болезни.
Самая поразительная из всех церквей храмового комплекса — Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия). Она стоит несколько на отшибе. В плане храм представляет собой крест размером 12x12 метров. Высота здания составляет также 12 метров.
Иконы являются основным, самым многочисленным и наиболее сильным по своему эмоциональному и энергетическому воздействию направлением христианского культового искусства. На всем протяжении истории христианства школа иконописи вместе с христианской церковью претерпевала изменения в своем развитии, и даже непрофессионал легко заметит различие икон XIII—XIV и XVIII—XIX веков.
Уникальное и совершенно особое положение здесь занимает эфиопская иконописная традиция. Стиль всех эфиопских икон по сравнению с классическими образцами иконописи представляется сильно упрощенным, практически элементарным, но с точным и очень конкретным рисунком и имеет раскраску яркими односложными красками. Почти полностью отсутствуют признаки эллинизма или классической традиции, напротив, присутствует огромная внутренняя экспрессия и духовное напряжение образов.
Часто в образах, изображенных на иконах, мы видим напряженные выражения лиц, пронзительные взгляды, динамичные позы, яркие пятна света на лицах и одеждах — все это создает особую эмоциональную атмосферу, наполненную религиозным воодушевлением и искренней верой.
Еще одной отличительной особенностью эфиопских икон является акцент на глаза. Глаза намеренно изображаются увеличенного размера и очень выразительными по передаче чувств. Наиболее схожими по изображению глаз являются не многие дошедшие до нас изображения святых на греческих и византийских иконах V—XIII веков. Вообще, глаза всегда были и остаются объектом особого внимания традиционных культур практически всех народов мира, а в православной иконописи, как эфиопской, так и русской, мастерство изображения глаз святых достигло высочайшего уровня эмоционального и энергетического воздействия, но эта тема заслуживает отдельного исследования и отдельной публикации.
Очень интересным кажется обращение к ветхозаветным сюжетам, которое практически исчезло в европейской и русской иконописи.
Еще более поразительным является то, что на протяжении столетий манера изображения святых, ангелов и остальных персонажей и объектов икон практически не изменилась.
Смело можно предположить, что основным первоисточником для изображений являлись ранние изображения христианской культуры, попавшие в Эфиопию непосредственно из Палестины и Византии в период с IV по VII век или самое позднее в XV веке. Впоследствии, на протяжении многих столетий, происходит практически полная изоляция христианской культуры Эфиопии от остального христианского мира. Также отсутствовало какое-либо влияние на искусство иконописи со стороны исламского и иудейского мира, где изображения реальных предметов и, главное, людей и животных полностью запрещено. Языческие племена также не могли оказать влияния на иконопись Эфиопии, так как очень мало использовали и используют до сих пор в своем творчестве плоские изображения, уделяя основное внимание объемным трехмерным изображениям — скульптуре и предметам декоративноприкладного характера.
Все вышеперечисленные аспекты убедительно говорят о том, что, возникнув на основе христианской иконографии Палестины и Византии IV—VII веков, иконография Эфиопии практически не изменилась и наиболее точно передает и несет в себе древнейшие основы христианской иконографии в целом.
Также иконы Эфиопии очень интересны своими сюжетами, которые, с одной стороны, часто схожи с классическими, но имеют несколько другую трактовку, с другой — абсолютно отличны от классических европейских икон и являются в большей степени описанием некоторых событий в их динамике, нежели статическим изображением святых. Многие иконы Эфиопии по своим сюжетам являются непосредственными иллюстрациями к библейским событиям. В свою очередь, это не могло не отразиться и на формате самой Библии, которая у эфиопских православных христиан наравне с текстами содержит большое количество иллюстративного материала. В этой связи уместно вспомнить западноевропейские иллюстрированные издания Библии раннего Средневековья и, конечно, лицевые апокалипсисы Русского Севера XVII—XIX веков. Что это — случайность? Или и в формате Библии эфиопская православная церковь также наиболее точно и полно сохранила традиции и культуру христианства IV—VII веков?
Стены многих старых церквей, в том числе таких, как Дебра Берхан Силассие, как правило, украшены росписями. Иконописцы и художники в те времена имели совсем другое представление о пропорциях, перспективах и объемах. Нечто подобное мы встречаем в ранней русской иконописи и росписи храмов.
Особого рассмотрения также заслуживает материал основы для написания икон. Традиционной основой для написания икон у христиан, и особенно православных, считалась и считается обработанная деревянная доска.
Реже у христиан православных и значительно чаще у католиков для написания икон в качестве основы используется холст. Как в древности, так и сейчас для создания икон применяется техника мозаики. В Эфиопии в связи с отсутствием на большей части территории деревьев, пригодных для изготовления иконных досок, основным материалом для написания икон стал пергамент (хорошо выделанные шкуры домашних животных, коз и коров). Кроме этого, но в значительно меньшей степени, для написания икон используется хлопчатобумажный холст — Эфиопия традиционно выращивает хлопчатник и производит хлопчатобумажные ткани. Использование таких материалов для основы, и особенно пергамента, требует специальной техники нанесения красок (иногда отчасти напоминает процесс татуировки) и специального состава самих красок.
Дерево в виде основы, как правило, используется для написания разного рода складней (чаще триптихов) небольшого размера.
В Эфиопии православие — одна из самых почитаемых религий. И один из самых уважаемых святых — Текле Хайманот. Согласно легенде, у него было по три пары крыльев, благодаря которым он спасся и три раза облетел гору debre Damo. Он много лет в молитве, без пищи и питья, стоял, не шевелясь, на одном месте. От этого стояния у него сломалась одна нога. Сломанную часть ноги монахи монастыря захоронили у алтаря. После этого он подставил деревяшку под сломанную ногу и еще семь лет стоял на одном месте без пищи и питья, а потом умер. За этот подвиг сломанная нога получила от Бога свою пару крыльев.
Интересным является сюжет со святым Маркусом, который в целом повторяет классический сюжет с Георгием Победоносцем, но отличается тем, что Маркус сидит верхом не на белом, а на черном коне и поражает копьем не змея, а римского воина.
Один из самых необычных в эфиопской иконографии является сюжет с изображением Менелика, похищающего у своего отца царя Соломона Ковчег Завета. Тот самый, в котором хранились полученные Моисеем от Бога скрижали с десятью заповедями. Ни в Библии, ни в исторических хрониках о подвиге Менелика нет никаких упоминаний.
Но обладание этой святыней позволяет эфиопам считать себя избранным народом. Со времен Менелика Ковчег, или то, что эфиопы называют Ковчегом, хранится в Аксуме. Специально для него император Василий построил церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Сорок лет назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству. Святыню берегут как зеницу ока. Входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Должность хранителя — пожизненная. Перед смертью он сам выбирает себе преемника.
4 декабря 2010 года в Эфиопии найдена старинная икона Божией Матери. Сотрудники одной из британских благотворительных организаций заявили об обнаружении в Эфиопии иконы Божией Матери XV века, сообщает Интерфакс-религия со ссылкой на Daily Telegraph. Икона была найдена в монастыре святого Стефания на севере страны. «Эта икона является очень почитаемой. Со временем она потемнела и для сохранности была закрашена слоем лака», — рассказал журналистам Блэр Придей из Британского благотворительного фонда эфиопского наследия. Эксперты сняли слой лака и вернули образу его первоначальный вид.
Святыня представляет собой триптих. На центральной панели изображены Богородица с сидящим, у нее на коленях младенцем Христом, архангелы Михаил и Гавриил с мечами, готовые защитить Спасителя, святой Стефаний.
Очень интересными для изучения представляются возможные древние (XII—XVII вв.) связи православной Руси с православной Эфиопией. Эта тема полна своих загадок и гипотез и во многом может дать дополнительный материал для изучения и оценки христианского культурного наследия Эфиопии.
В связи с приходом «цивилизации» в лице телевидения, газет, журналов и, самое главное, Интернета, у жителей страны и, в частности, иконописцев и служителей культа стремительно меняется образ мышления и мировосприятия. Постепенно привносится и используется манера европейской иконописи, включая сюжетные решения. В части храмов стали применяться печатные изображения наиболее известных западноевропейских и русских икон. Употребляются новые художественные материалы (краски), что приводит к утрате традиционного колористического решения. Утрачивается подлинность и историческая оригинальность эфиопской иконы.
Из поездки в страну зимой 2010—2011 годов удалось привезти ряд весьма интересных образцов современной эфиопской иконописи и одну икону, достаточно старую и очень редкую по сюжету (предположительно середина XVIII в. или ранее). К сожалению, чтение текстов и любых иных надписей на иконах представляется весьма затруднительным, так как для написания используется специальный церковный язык Ge’ez, имеющий принципиальное отличие от официального эфиопского языка.
Две иконы изображают местных святых в полный рост, написаны на грунтованном хлопчатобумажном холсте масляными красками, размером 110x160 см каждая.
Одна из икон посвящена местному святому Габра Манфас Куедус, который долгое время провел в пустыне и обрел дружбу со львами и леопардами, которые в дальнейшем всегда сопровождали и защищали его. Однажды дьявол в образе ворона решил выклевать ему глаза и лишить зрения, но архангелы Габриель и Михаил спасли его и оставили зрячим.
Другая икона посвящена местному святому монаху Абба Арегави (Aregawi), он был старшим у девяти святых, которые приехали в Эфиопию распространять христианство. Он основал монастырь на горе amba Damo. Большой змее, которая жила там ранее, Бог повелел превратиться в веревку, чтобы помочь Арегави подняться на непреступную гору и создать монастырь.
Еще на трех иконах изображены различные сюжеты, в том числе и из Ветхого Завета. Иконы написаны на пергаменте (обработанной козьей или коровьей шкуре) и имеют размер 40x60 см (2 шт.) и 40x50 см (1 шт.). На одной из икон легко узнается Георгий Победоносец.
Наибольшую ценность и интерес представляет старинная икона, выполненная на хорошо обработанной коровьей шкуре размером 90x104 см. Икона, судя по всему, посвящена сценам Страшного Суда и датируется приблизительно началом XVIII века.
Учитывая историческое значение и уникальность, иконы Эфиопии представляют огромный коллекционный интерес.
Владимир ШУХОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.134