Иногда подарки именитым персонам служили своего рода рекламой и для самого дарителя. Таким образом, можно было отличиться, продемонстрировать свою преданность, показать свои способности, вырваться в мир с иными возможностями. Так, никому не известный чудак из Нижнего Новгорода, благодаря подарку, преподнесенному Екатерине II, получил возможность вырасти из самоучки в руководителя механических мастерских Академии наук Санкт-Петербурга, стать знаменитым разносторонним изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. Его шедевр — часы «яичной фигуры», состоящие из 427 деталей, с действующим крошечным театром-автоматом, музыкальным устройством были преподнесены императрице Екатерине Великой, а затем по ее распоряжению помещены в первый музей России, основанный Петром I, — Кунсткамеру. Сегодня они хранятся в Государственном Эрмитаже. Решил отличиться в этом плане и крестьянин-самоучка из российской глубинки, «Новоалександрийского уезда Люблинской губернии», Франц Карась. Дарственная надпись на сложных астрономических часах, ныне экспонирующихся в Политехническом музее, гласит: «ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ II, САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, ЦАРЮ польскому, ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ Финляндскому».
В 1970 году отмечалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина — «создателя Коммунистической партии Советского Союза, основателя первого в истории человечества социалистического государства, вождя мирового пролетариата». К этой дате на Чистопольском часовом заводе выпустили настольные часы в корпусе из красно-коричневой яшмы с барельефом В.И. Ленина и надписью «1870 — 1970». Ленинскую тематику не забывали и другие заводы. На Петро дворцовом часовом заводе в 1980-е годы изготовили настольные часы из серой яшмы в виде книги с изображением В.И. Ленина и факсимильной надписью «В.И. Ульянов (Ленин)».
![]() |
![]() |
Революционные события 1917 года отразил Орловский часовой завод. В 1987 году его художники на циферблатах часов, оформленных «под старину», поместили надпись «1917 — 1987». К этой же дате Петродворцовый завод выпустил будильник с рисунком крейсера «Аврора» и юбилейным посвящением: «1917 семидесятилетие Великого Октября».
Космическая тематика в оформлении часов не прекращается с 1957 года, с момента запуска первого советского спутника. На Втором Московском часовом заводе несколько лет выпускали симпатичный будильник в виде земного шара и облетающего вокруг него спутника. В честь полета Юрия Гагарина вся продукция Первого Московского часового завода получила фирменное название «Полет». Это неслучайно — на руке Гагарина в космосе были «Штурманские» часы этого предприятия, достойно проявившие себя в необычных условиях. Угличский часовой завод тоже дал своей продукции космическое название — «Чайка». Дело в том, что это были позывные из космоса первой в мире женщины-космонавта, их землячки Валентины Терешковой. В собрании Политехнического музея есть и более современные «космические» часы, выпущенные в 2001 году. На синем фоне циферблата — портрет Юрия Гагарина и надпись: «12 апреля 1961 г.». Кстати, за название «Штурманские» для часов, предназначенных для Военно-воздушных Сил СССР, пришлось побороться на уровне «министерства Вооруженных сил и министерства Машиностроения и приборостроения СССР». Сохранился даже документ с грифом «Секретно» от 1 августа 1949 года, свидетельствующий о тогдашнем накале страстей в этом вопросе. Так, заместитель главнокомандующего Военно-воздушными Силами генерал-полковник Марков настаивал на том, что «Штурманские часы с центральной секундной стрелкой являются табельным имуществом ВВС ВС и поэтому должны иметь специальные обозначения с надписями «штурманские» и эмблемой штурманской службы». На это машиностроители ответили, что «не считают необходимым для каждого ведомства ставить на часах его данные». Очевидно, настойчивость военных победила. При этом Первый Московский часовой завод, наладивший серийный выпуск наручных «Штурманских» часов, не проиграл. После полета Юрия Гагарина о продукции этого предприятия узнал весь мир.
В 1980 году в Москве проводились Олимпийские игры. Многие заводы, откликнувшись на спортивное событие мирового уровня, выпустили часы с олимпийской символикой. В Политехническом музее подобных часов
Часовые предприятия страны не забывали и не забывают о собственных праздниках и юбилеях. Самое удивительное, что Второй Московский часовой завод на шесть лет старше Первого, основанного в 1930 году. Получается парадокс. Второй часовой завод родился в 1924 году, когда у Тверской заставы на базе Московского электромеханического завода МЭМЗ и часовых мастерских было налажено производство ходиков и будильников. В 1994 году Второй Московский часовой завод выпустил небольшую партию женских и мужских наручных часов, предназначенных для подарков гостям и сотрудникам своего предприятия. На их циферблатах — изображение современного заводского здания и надпись «70 лет 2 МЧЗ». Через пять лет тот же завод произвел часы, которые сам же сразу причислил к «коллекционным», с надписями на циферблате и корпусе: «Слава», «75», «Второй часовой завод старейший часовой завод России», «Коллекция часов к юбилею завода». В собрании Политехнического музея хранятся часы, посвященные как 70, так и 75-летию Второго Московского часового завода.
На часовые предприятия с просьбой выпустить часы с определенной символикой, отражающей праздничное событие глобального или местного масштаба, обращаются представители правительства, различных производств и фирм, городские организации и даже частные лица. В собрании музея есть часы с портретами Петра I, В.И. Ленина, М.С. Горбачева; часы, выпущенные в честь 850-летия Москвы, памятной даты города Пензы; часы с надписями «СССР», «ПЕРЕСТРОЙКА», рисунком — «Флаг России» и т.д. Первые часы с советской символикой из собрания Политехнического музея датируются 1920-ми года-ми. Настенные часы, на передней дверке которых вырезаны пятиконечная звезда с серпом и молотом, по преданию, были изготовлены мальчиком из подмосковного села Шарапово и подарены им его тете в день ее рождения. Это село славилось часовым промыслом еще с 70-х годов XIX века. После революции шараповские мастера основали соответствующее кооперативное товарищество, которое выпускало простенькие ходики с яркими бумажными циферблатами, на которых были изображены два петуха и символы советской власти.
Особенно хочется отметить часы — подарки для солдат и офицеров. Такие часы иногда заменяли ордена и медали. В старину, когда эта вещь была дорогим удовольствием, солдат, вернувшийся домой с именными часами, считался «первым парнем на деревне». Это тоже в каком-то смысле история. Например, по надписи на карманных часах мы можем узнать, что «Бомбандир-наводчик» Флор Фигляр из 7-й артбригады в 1906 году был удостоен этой награды «За показательные стрельбы» из артиллерийских орудий (на часах изображены две перекрещивающиеся пушки). Изготовление часов «для нижних чинов» в дореволюционной России было поставлено на поток. Знаменитые предприятия добивались, чтобы именно их фирму выбрали для поставок карманных призовых часов. Одной из таких фирм был торговый дом «Павел Буре». Он разработал специальный каталог, где предлагал на выбор оформление наградных часов: «Среди наших произведений значительное место занимают призовые часы с эмблемами всех родов оружия, для коих мы ежегодно выпускаем специально военный прейскурант, высылаемый по требованию немедленно». Кроме гравировки с военной тематикой на циферблатах призовых часов можно было поместить «фотографические портреты всех лиц Царской Фамилии». Часы заказывали не только для «нижних чинов», но и «для гг полковых командиров, начальников отдельных частей». В собрании Политехнического музея представлены часы с гравировкой «За отличную стрельбу» и часы с портретом Николая II.
Сегодня многие фирмы специально для корпоративных подарков выпускают коллекционные модели часов с циферблатами и корпусами индивидуального изготовления. Это небольшие партии часов с символикой или рекламой заказчика, с указанием на корпусе количества штук данной партии и порядкового номера часов. Размер партии, тематика и дизайн оформления согласовываются с заказчиком. Каких только надписей и рисунков не встретишь на коллекционных часах. Вот несколько примеров оформления наручных часов Первого Московского часового завода: «Военно-космические силы России», «МОСКВА МЭРИЯ», «ЦСКА . 70 лет . 1923— 1993», «Буддизму в России • 250 • Бурятия • 91», «Рязань • 900 лет • 1095 — 1995», «Кремлевские звезды», «Штурманские • Полет • ИЗГОТОВЛЕНО ИЗ СОВЕТСКОЙ РАКЕТЫ SS-18». Угличский часовой завод «Чайка» свою эксклюзивную продукцию изготавливает на экспериментальном производстве. Корпуса и циферблаты настольных часов — настоящие произведения искусства, замечательные авторские работы, где использованы финифть, скань, полудрагоценные поделочные камни. Каждый из видов оформления имеет фирменное название, например, «Пальма», «Зодчество», «Начало».
К российским знаменательным событиям бывают причастны и зарубежные часовые фирмы. Так, всемирно известная французская компания Brequet в честь 300-летия основания Са
нкт-Петербурга создала юбилейную коллекцию наручных часов. Было выпущено три серии — по 100 пронумерованных экземпляров, в корпусах из белого, желтого и розового золота (всего 300 штук). На циферблате — надписи «Brequet», «Санкт-Петербургъ 300 летъ», на задней крышке, кроме тех же надписей, — гравировка с изображением Петра Великого. Один экземпляр коллекционных часов фирма передала в дар Государственному Эрмитажу в 2004 году, когда проходила выставка старинных часов компании Brequet в стенах знаменитого музея. В 2000 году на Московском часовом салоне швейцарска
я фирма Berney-Blondeau заявила, что она «на пороге любовного романа с Россией. Следуя старым традициям связи Царского двора России со швейцарскими часовыми мастерами, компания создала двое карманных часов, посвященных Святой Руси. Одни часы украшены портретом Николая II. Другие часы украшены изящной росписью по эмали, представляющей собой старинную русскую церковь. Обе модели являются образцами искусства и выполнены мастером по эмали, который верен традиции школы, унаследованной от отца, ученика В. Зуева, который был мастером работ по эмали на фирме Faberge (Фаберже) в период с 1900 по 1912 гг.».
Таким образом, коллекционируя часы, предназначенные для подарков или наград, можно не ограничивать себя ни временными, ни художественными, ни техническими рамками. Простенькие ходики, обычные современные наручные или карманные часы могут стать уникальными уже только потому, что принадлежали выдающейся личности, были связаны с историческим событием. Такие раритеты, как правило, конечно, имеют высокую мемориальную ценность.
Журнал «АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ» №3(45) март 2007