Выставка под условным названием «Народная икона», открывшаяся Ферапонтово, очень многое приоткрыла в понимании этого термина. Подразумевает он прежде всего большую массу недорогих в изготовлении икон, бытовавших в крестьянской среде по всей территории России и до сих пор не привлекавших пристального интереса искусствоведов и коллекционеров. На антикварном рынке порой мелькали особые, непрофессионально написанные иконы, но при этом успешно оседали в коллекциях благодаря могучему по силе воздействию на зрителя.
Выделяются иконы эти необычным я рисунком, ярким цветовым решением, зачастую недопустимым церковью нарушением канона. В среде коллекционеров именно эти иконы и принято было называть «народными», но прослойка подобных икон, в общей массе недорогих в изготовлении, настолько мала, что в пору согласиться с известным московским антикваром: «это примитивы, которые нужно поискать».
Пласт икон, представленных на выставке, показывает несоизмеримо более широкую картину. Попробуем разобраться в большом количестве разнообразных по стилю и недорогих в изготовлении икон.
Прежде всего нужно отметить, что и материалы для их изготовления использовались дешевые: сурик, сажа, белила, земляные охры. Не применялось золото, редко серебро и олово, паволоку часто заменяла бумага, деревянная основа обрабатывалась наскоро, за исключением повторно используемой и изготовленной в некоторых локальных иконописных центрах.
Искусствоведам давно известна продукция Холуя и окружающих сел, производивших огромное количество недорогих икон. Если определить эту местность как иконописный центр, то и внутри него выпускаемая продукция делилась на дешевые и очень дешевые изделия. Первые отличает на скорую руку обработанная основа (доска), имеющая две шпонки (на сегодняшний день в массе утрачены из-за некачественной врезки), оранжевого цвета поля, присутствие металла по фону, как правило, не полностью его перекрывающего, отработанный, в несколько штрихов, наскоро раскрашенный рисунок сюжета. Применение специального покровного лака, изменяющего цвет белого металла «под золото», делало эти иконы нарядными (илл. 1, 2). На многих изделиях холуйских мастерских набивался канфаренный орнамент, который подкрашивался цветными лаками. «Петушиное» многоцветье было еще привлекательнее для потенциального покупателя (илл. 3).
Очень дешевые иконы писали на щепках. Сравнить такую основу можно с дранкой, которой околачивали крыши крестьянских изб. От липового или осинового чурбака топором откалывали щепу в пять-шесть миллиметров толщиной, высушивали, затем в одно касание шпателем наносили левкас и после просушки писали изображение головы и рук святого, а контур условно обводили сажей. Обклеивалось такое изделие тонкой фольгой с прочеканенным орнаментом, вставлялось в наскоро сколоченный ящичек-киот, закрывалось стеклом и выглядело на финише почти шикарно (илл. 4, 5).
Вероятно, в этом же иконописном центре изготавливали иконы, называемые антикварами «краснушки-подокладницы». Основа этих икон, так же наскоро обработанная, имела две шпонки. По неполированному левкасу, окрашенному суриком (отсюда название — «краснушки»), написаны неиндивидуализированные лики, подобия кистей рук и ступней ног. В нарушение правилу контуры тел не прорисовывались даже условно. Сверху это изделие закрывалось заранее изготовленным методом штамповки тонким луженым или посеребренным окладом, а задник затягивался перкалью, окрашенной в малиновый цвет, вероятно, имитирующей бархат дорогих икон (илл. 6—9).
Этот иконописный центр, называемый в искусствоведческой среде «Владимирские села», можно считать крупнейшим в России. Его продукцию торговцы скупали возами и сбывали на ярмарках, проходивших по всей стране. Это единственный иконописный центр, имеющий множество пошибов, изготавливавший иконы на любой вкус — от копеечных до настоящих произведений искусства (поскольку в статье идет речь о народной иконе, этот сегмент опускаем).
Еще один иконописный центр, внятно представленный на выставке, в среде антикваров называемый «южнорусский», имеет свои ярко выраженные отличительные особенности: у всех икон совершенно одинаковая основа — довольно крупная, толщиной не более двух сантиметров доска имеет две тонкие сквозные шпонки. Несмотря на действительно крупный, почти «храмовый» размер, основу не коробит, что говорит о грамотном ее изготовлении, а учитывая массовость продукции этого центра, существовала едва ли не фабрика по изготовлению иконных досок. Живописная особенность икон такова: изображение наносилось без левкаса, подмалевка — прямо по дереву очень яркими масляными красками в крайне упрощенной темперной технике. По фонам — орнаментальная или сетчатая с просветом основы разделка желтой краской с завершающим аккордом: пышные цветы в верхней части фона.
Особенностью этого центра является отсутствие каких-либо сюжетных (например, праздничных) икон, ассортимент ограничен узким набором святых: Спаситель, Богородица, Никола, Параскева, Пантелеймон, Георгий, Святое семейство и часто Устиниан Чадозаступник. Иконы этого центра, благодаря их распространению по системе ярмарочной торговли, встречаются повсеместно (илл. 10—13).
Существовал и еще один «южнорусский» иконописный центр, продукция которого получила довольно широкое распространение. Известный исследователь поздней иконы М.М. Красилин называет этот центр «кубанским» благодаря наибольшему распространению продукции именно на Кубани. Коллекционер из Украины О. Зданович утверждает, что и в Украине подобные иконы имели широкое распространение (дальнейшие исследования покажут, где находился центр). Иконы этого центра
музея дает достаточное представление об этом центре иконописи.
Не менее двух локальных центров находилось на Урале. Более крупный из них выпускал вполне добротную продукцию с соблюдением традиционной технологии, но при этом благодаря использованию недорогих красок, металла, имитирующего золото, несложной манере письма его иконы оставались доступны по цене для небогатых потребителей.
В другом уральском центре писали очень яркие, дополненные врезной меднолитой пластикой иконы. По технологии изготовления изделия этого центра были достаточно дороги, и только благодаря наивной живописи эту продукцию можно условно отнести к народной. Мне как антиквару и собирателю эти иконы очень импонируют.
Локальные иконописные центры (как их ни назови), продукция которых оседала в районе изготовления, по мере накопления материала и дальнейшего изучения будут выплывать из научного небытия.
Отличительной особенностью иконы, написанной в иконописном центре, является набор технологических и живописных приемов, повторяющихся от иконы к иконе. Такая отработанная схема позволяла изготовить больше продукции за конкретный промежуток времени. Выражалась схема прежде всего в оформлении полей, опуши, лузги и фона — на иконах, изготовленных в определенном центре, он повторяется. В изображении сюжета наработанные приемы также повторяются. В отличие от дорогих икон в этих изделиях крайне редко применялась графья, отличаются следующими особенностями: небольшого размера основа, характерная для центров изготовления массовой продукции и скорая в изготовлении; по тонкому, неполированному левкасу масляными красками очень лаконично, в упрощенной, живоподобной манере изображение всевозможных святых, праздников и других сюжетов. Икона вставлялась в ящичек-киот, края иконы и киота обклеивались фольгой, сверху изделие закрывалось стеклом (илл. 14,15).
Кроме перечисленных крупных иконописных центров, снабжавших Россию недорогой иконой посредством ярмарочной торговли, существовали центры обособленные, находившиеся вдали от торговых перекрестков, такие, как Тарнога в Вологодской области и Сузун в Новосибирской. В Тарноге, не ориентированной на внешний рынок, к обработке основы подходили профессионально. Мне как антиквару такие иконы приходилось осматривать на предмет вторичного использования доски, очень добротное изготовление которой не увязывалось с примитивной живописью на поверхности иконы. Объяснить такое явление можно наличием в Тарноге множества хороших специалистов плотницкого ремесла (диву даешься, осматривая местную архитектуру). Икон в первоисточнике почти не сохранилось, более четверти века вывозили отсюда иконы. Вологодские антиквары поголовно утверждают, что смогут безошибочно отличить икону из Тарноги. Это значит, что центр имел устойчивые традиции иконописания (для их изучения необходимо отдельное исследование).
К сожалению, на выставке не было ни одной иконы из Сузуна, но доклад исследователя из новосибирского раскраска одежд и архитектуры быстрой кистью часто нарушала условный рисунок. Приемы такого художества наблюдаются в росписи прялок, посуды, мебели, дверей, заборок — всего того, что составляло убранство крестьянских изб (илл. 17—19). Икона в народной среде имела утилитарное значение и не воспринималась как произведение искусства, которым нужно любоваться. Начинался сенокос — необходима была хорошо отклепанная коса и грабли, а перед этим помолиться Николе или Параскеве. Стадо по весне выгоняют — нужна молитва Модесту и Власию. Заболел кто — Пантелеймон-целитель понадобился, да не к соседу бежать, а чтобы у себя на божнице имелся. Массовая продукция иконописных центров потребность эту удовлетворяла в полной мере.
Давайте вернемся к «народным иконам», оседающим в коллекциях, которые являются законной гордостью их владельцев. Как правило, на таких иконах изображены редкие святые, и объяснение этому довольно простое. Торговцы привозили на ярмарку иконы с изображением распространенных святых — в этом случае проще найти покупателя, вложенные денежки вернуть да и надбавку торговую получить. Человек, не нашедший на торгу икону нужного святого, заказывал ее местному богомазу, который в сезон занимался своим хозяйством, а в долгую зиму, когда спешить некуда, писал иконы. Прорисей не имели, представления о каноне — тоже, вот и малевали с усердием, как душа подскажет. Так получались душевные иконы, которые носят название «народные» (илл. 20—25).
Александр ИЛЬИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.88