Вышла в свет книга «Золотой век бисера в России и Европе. Коллекция Юрия Журавицкого», знакомящая с коллекцией бисера первой половины XIX века — времени наивысшего расцвета этого искусства, «Золотого века» вышивания бисером.
История вышивания бисером имеет очень давние корни. Историки связывают ее с возникновением производства стеклянных бус в древнем Египте и Риме. Действительно, когда в 1980-х годах я принимал участие в археологических раскопках на Северном Кавказе, в курганах были найдены изумительной красоты бусы из цветной стеклянной массы древнегреческой работы III—II веков до н. э. К началу XIX века стеклянные бусы превратились в крошечные бусинки, или бисеринки, которыми люди стали покрывать поверхности окружавших их вещей, дабы украсить свой быт. Делалось это путем пришивания бисеринок к ткани, что и называлось вышивкой бисером. А уже вышитую бисером ткань люди использовали по своему усмотрению и в соответствии со своим вкусом. Формы, стиль и методы вышивок бисером кардинально изменились и достигли к тому времени своего наивысшего расцвета.
В начале XIX века в мире господствовал стиль ампир — строгий, лаконичный и очень декоративный. В соответствии со стилем, формы и отделка различных предметов быта и архитектуры находились в полной гармонии. Орнаментальные отделки зданий, мебели, предметов прикладного искусства повторялись или дополняли друг друга. Поэтому бисерные изделия, являясь частью декора, смотрятся так красочно и радостно в ампирных интерьерах. В это время получили наибольшее распространение такие предметы быта из бисера, как вставки для крышек шкатулок, бюваров, табачниц, а также отдельные картины и иконы разного размера, сонетки, дамские сумочки, многочисленные кошельки для мелочи, кисеты, мужские бумажники и записные книжки, ягдташи для охоты, различные чехлы на стаканы и графины, курительные трубки-чубуки, трости. На бисерных изделиях этого времени можно увидеть всевозможные цветочные узоры, а также жанровые сцены из жизни различных народов, архитектурные ансамбли, изображения животных и т. д.
Надо заметить, что в первой половине XIX века бисерные изделия производились из мелкого бисера, а во второй половине — из крупного.
Эта статья родилась из неизменного вопроса, который я постоянно слышу от своей давней московской знакомой и коллеги по собиранию бисерных работ, когда рассказываю ей о новом приобретении: «А это русский бисер?» Мне кажется, что в России традиционно высок интерес к изделиям из бисера. Я, как коллекционер вышивок из бисера, также отношусь с восхищением к изделиям русской работы, но, при всем желании, иногда не могу точно назвать страну, где эта вещь была вышита. Более того, не желая никого обидеть, думаю, что добрая половина всех вышивок, приведенных в русских монографиях и изданиях и приписываемых русским мастерам, таковой не является, а сделана в Западной Европе.
Публикуя свою коллекцию, я преследую цель разобраться в истинной принадлежности произведений прикладного искусства XIX века — вышивки бисером — и определить, где они сделаны — в России или Западной Европе.
Без сомнения, я человек русской культуры, поскольку вырос в русскоговорящей среде и русский язык является моим родным языком. Я люблю русское искусство, так как всю жизнь занимаюсь им и даже избрал его своей основной профессией. В качестве примера любви к русскому искусству могу привести мою многолетнюю любовь к русской ампирной мебели. Именно с русской ампирной мебели и начиналось много лет назад увлечение стариной. Я считаю русскую ампирную мебель лучшей в мире среди аналогичной, несмотря на то, что она «вышла» из французской ампирной мебели. Появившись во Франции в конце XVIII века, эта мебель стала распространяться по всему миру. Привезли ее и в Россию. Сначала здесь пользовались этой французской мебелью, но затем русские мастера начали делать свою мебель под французские образцы, видоизменяя ее в соответствии со своими вкусами, и достигли здесь небывалого успеха. Они привнесли в мебель русскую самобытность, и сухая академическая французская мебель в русском исполнении ожила. Таких оригинальных решений, как в русской ампирной мебели, нет ни в одной ампирной мебели мира. Достаточно вспомнить лишь русские ампирные диваны и кресла с глухими деревянными спинками, по которым сразу узнаешь страну- производителя.
Второй моей многолетней любовью является, помимо прочего, собирание образцов русской вышивки бисером первой половины XIX века. Любовь к вышивке проявилась у меня в самом раннем возрасте. Отец — по профессии художник — воевал, а я с мамой и бабушкой жил в эвакуации в Омске, где мама работала в КБ оборонного завода. Чтобы как-то занять меня, она научила меня вышивать, и я с удовольствием этим занимался. У моей старшей дочери и поныне сохранились подушки, вышитые мной. Еще мама откуда-то принесла мне куклу с фарфоровой головой и закрывающимися глазами. На тот момент это была моя единственная игрушка, и я не знал (некому было объяснить мне), что мальчишки должны играть с машинками, а не с куклами. Как-то я решил накормить куклу из ложки, и, к моему изумлению, ее фарфоровая голова разломалась, а глаза вылетели из головы. Боже, как я плакал! Чтобы успокоить меня, мама пришила к телу куклы новую тряпичную голову, набитую ватой, и нарисовала ей глаза, нос и рот. Я успокоился, но с тех пор на всю жизнь осталась во мне любовь к куклам и вышивке. Позже, в школьные годы, я увлекался кукольным театром и сам изготавливал кукол- петрушек: делал из папье-маше головы, затем разрисовывал их гуашью и шил одежду. Естественно, самым моим любимым театром был московский Государственный театр кукол под управлением С. Образцова. Любовь к вышивке вылилась в страсть к собиранию предметов вышивки бисером первой половины XIX века. Эти бисерные вышивки очень декоративны и прекрасно выглядят на стене рядом с картинами и другими декоративными предметами той же эпохи.
За годы жизни в СССР, а затем в США я собрал приличную коллекцию вышивок бисером. О русском бисере в России вышло несколько монографий. Все эти книги, естественно, есть в моем собрании, и, пока жил в СССР, я свято верил в то, что образцы бисерных работ, приведенные в них, являются русской работой. Но затем, приехав в Нью-Йорк и пожив здесь, я убедился, что вопрос о русском происхождении данных вышивок весьма спорен. В течение ряда лет я посещал в США и Западной Европе антикварные магазины, антикварные шоу, блошиные рынки, где продолжал приобретать изделия из бисера, и вот к какому выводу я пришел. Сказать однозначно, что данный предмет бисерной вышивки выполнен русскими мастерами, можно лишь в том случае, если на нем есть надпись на русском языке или, с долей натяжки, на нем изображены сцены из русской жизни или русский орнамент. Все остальные вышивки могли быть произведены и в России, и в Западной Европе. И вот почему. Как уже совершенно верно сообщалось в вышеназванных монографиях о русских бисерных работах, основная часть бисера для рукоделия в первой половине XIX века поступала в Россию из Западной Европы — Италии, Богемии, Германии и Франции. Следовательно, исходный материал для вышивок — бисер — в России и Западной Европе один и тот же. Методы и приемы, а также техника вышивки бисером в России и Западной Европе также совпадали. К тому же надо учесть, что в первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения вышивкой бисером, в России и Западной Европе начинают выпускаться специальные раскрашенные рисунки (как правило, раскрашенные от руки гравюры и литографии, поскольку цветной печати в то время еще не было). Эти рисунки продавались и в России, и в Западной Европе (я не касаюсь этой темы в настоящей статье, ибо она была очень хорошо раскрыта в прекрасной монографии Е.С. Юровой «Эпоха бисера в России», (М., 2003), а также в работе И. Моисеенко и В. Фалеевой «Бисер и стеклярус в России» (Л., 1990). Так что русские и европейские вышивальщицы пользовались преимущественно одними и те ми же образцами для вышивок. Эти образцы тщательно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение, нередко перерисовывались мастерицами. Каждая исполнительница могла изменить рисунок и цвет по своему вкусу, и точных повторов цветовых композиций я не встречал.
Есть еще один способ, который с определенной долей точности позволяет определить принадлежность бисерных вышивок России или Западу. Многолетний опыт собирания бисера позволил мне сделать следующий вывод: большинство русских сумочек (кисетов, кошельков) вышиты бисером по холсту, в то время как большинство западных сумочек (кисетов, кошельков) вязаны бисером.
В качестве резюме мне хотелось бы донести до читателя мысль, что, приобретая какой-либо образец русской вышивки бисером, не всегда можно точно сказать, что она произведена именно в России. Смею заверить, что вышивки, произведенные в других странах Европы в начале XIX века, ничем не уступают по качеству русским вышивкам и также достойны любви и собирания их поклонниками. Русские изделия являются самобытной частью европейской культуры вышивки бисером.
Посмотрите на иллюстрации — это изумительные бисерные работы первой половины XIX века из моей коллекции. Попробуйте определить, в какой стране они были вышиты: в России или Западной Европе. Сам я этого сделать не могу.
В своей книге я называю русскими только те работы, которые считаю таковыми; все остальные могут принадлежать как русской, так и западноевропейской работе.
Книгу можно приобрести на сайте www.ebay.com у пользователя nkchlO (http://shop.ebay.eom/nkchlO/m. html?_dmd=l &_ipg=50&_sop=l 2&_rdc=l).
Юрий ЖУРАВИНКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 90 (октябрь 2011), стр.78