из архива капитана l-гo ранга Николая Ивановича Игнатьева
Интереснейший исторический документ вековой давности — альбом фотографий Капитана 1-го ранга Николая Ивановича Игнатьева, служившего д 1900—1901 годах на крейсере «Рюрик», — запечатлел и памятные события службы, и повседневный быт русского Морского офицера до бремя повода
25 листов, 95 фотографий, 29 открыток.
Уникальный альбом, в котором запечатлены офицеры— будущие герои Цусимского сражения, чьи имена стали символом мужества и верности воинскому долгу.
Участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 гг. Принимал участие в Цусимском сражении в качестве артиллерийского офицера крейсера «Жемчуг». В 1905 г. окончил Артиллерийский офицерский класс и зачислен в артиллерийские офицеры 1-го разряда. Помощник заведующего обучением в офицерском классе и в классе гальванеров Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота (1908—1910). Исполняющий дела штаб-офицера заведующего обучением в офицерском классе и в классе гальванеров Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота (1910—1912). В 1913 г. — преподаватель тактики в Морской академии, разработчик «Таблиц стрельбы артиллерии». С 1914 г. — начальник организационно-тактического отдела Морского Генерального штаба. Н.И. Игнатьеву принадлежит важнейшая роль в формировании в начале 1914 г. взглядов Морского Главного штаба на основные характеристики русских линкоров (число и калибр главных орудий, распределении и толщинах бронирования, скорости и других качествах), легших в основу проекта нового линейного корабля, разработанного в ГУК по заданиям МГШ в марте 1914 г. Флагманский артиллерийский офицер штаба командующего Балтийским флотом (1915). Капитан 1-го ранга с 1916 г. В 1917 г. исполнял должность начальника артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. 1 июня 1917 г. назначен начальником Главного управления кораблестроения.
Награжден Анненским оружием с надписью «За храбрость» (1901), серебряной медалью в память похода в Китай 1900—1901 гг. (1901), светло-бронзовой медалью в память Русско-японской войны 1904—1905 гг. (1906), орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1907), золотым знаком в память окончания курса Морского корпуса (1910), орденом Святого Станислава 2-й степени (1910), Святого Владимира 4-й степени (1913), Святой Анны 2-й степени (1915), сербским орденом Святого Саввы 2-й степени (1915). После Октябрьской революции служил в РККФ, в конце 1918 г. был лектором Курсов командного состава флота, членом-консультантом Научно-артиллерийской комиссии (с 25.10.1918). В феврале 1920 г. уволен в отставку. С апреля 1921 г. — преподаватель Морской академии. В 1925—1927 гг. — председатель комиссии НТК УВМС по выяснению вопросов морской техники, в 1927—1931 гг. — председатель НТК. В 1931 г. арестован ГПУ и осужден на 10 лет. В 1934 г. выпущен, работал помощником начальника отдела «А» НИИ им. А.Н. Крылова. Вновь арестован в ноябре 1937 г., в августе 1938 г. расстрелян. Реабилитирован 11 января 1969 г.
«Рюрик» — крейсер 1-го ранга. Заложен 19 мая 1890 г., спущен на воду 22 октября 1892 г., введен в состав флота 16 октября 1895 г. Стал первым кораблем из планировавшейся серии (последующие крейсера «Россия» и «Громовой» оказались не однотипными, а последовательно усиливавшимися проектами) океанских броненосных крейсеров увеличенного водоизмещения. Сразу после постройки «Рюрик» был отправлен во Владивосток, по прибытии незначительно модернизирован во время двух ремонтов. Участвовал в высадке международного десанта для подавления боксерского восстания в Китае и в занятии русскими кораблями Порт-Артура после японо-китайской войны. После начала Русско-японской войны участвовал в нескольких успешных рейдерских операциях Владивостокского отряда крейсеров Тихоокеанской эскадры. Потоплен в бою 1 (14) августа 1904 г. во время Русско- японской войны, когда три броненосных крейсера («Россия», «Громовой», «Рюрик») русского Владивостокского отряда крейсеров под командованием контр-адмирала К.П. Иессена сражались с японским 3-м боевым отрядом, состоявшим из четырех броненосных и двух бронепалубных крейсеров под командованием адмирала Хиконодзё Камимуры.
Крейсера «Россия», «Громовой» и «Рюрик» были направлены адмиралом Скрыдловым из Владивостока в Порт-Артур на помощь эскадре контр-адмирала Витгефта. В Корейском проливе крейсера столкнулись с отрядом адмирала Камимура, которому было приказано задержать отряд броненосцев «Аскольд», «Новик» и «Цесаревич» и миноносцев, прорвавших блокаду Порт-Артура, и преградить путь крейсеров из Владивостока. В дополнение к основному отряду, японский адмирал в ходе боя вызвал 5 крейсеров с миноносцами из отрядов, находившихся поблизости.
В результате обстрела в начале боя на крейсере «Рюрик» был убит старший офицер и тяжело ранен командир, возник сильный пожар, разбиты рулевые приводы в боевой * рубке и на заднем мостике. Сложности в управлении привели к отставанию крейсера, ставшего практически неподвижной мишенью для японских орудий. Пытаясь отвлечь силы противника от «Рюрика», в течение двух часов «Россия» и «Громовой», маневрируя, вели огонь по японской эскадре, а затем направились к Владивостоку, увлекая за собой японские тяжелые корабли. Однако, поскольку повреждения двух русских судов не привели к снижению скорости их хода, адмирал Камимура принял решение прекратить преследование и вернуться к месту боя японских миноносцев с «Рюриком». К этому моменту все офицеры крейсера «Рюрик» были ранены или убиты, из 800 человек команды около 200 человек было убито и 278 ранено. Командующий «Рюриком» лейтенант К.П. Иванов- Тринадцатый приказал затопить потерявший возможность вести ответный огонь крейсер. Оставшихся в живых членов экипажа подобрали японские суда.
Ген Густав Романович (1880—1904). В службу вступил в 1896 г. Мичман с 1899 г. С 1903 г. — лейтенант и штурманский офицер 2-го разряда. В заграничном плавании на крейсере «Рюрик» (1900—1902), канонерской лодке «Бобр» (1902—1903). Награжден бронзовой медалью в память похода в Китай в 1900—1901 гг. (1902). Погиб на плавучей мастерской «Камчатка» во время Цусимского сражения.
Карпов Николай Феопемтович (1878). Окончил Морское инженерное училище Императора Николая I. Младший инженер-механик с 1899 г. В заграничном плавании на крейсере «Рюрик» (1900). Помощник старшего инженера-механика с 1903 г. Штабс-капитан с 1905 г. Подполковник с 1911 г. Инженер-механик капитан 2-го ; ранга с 1911 г. Награжден светло-бронзовой медалью «За | поход в Китай 1900—1901 гг.», орденами Святой Анны 3-й степени (1908), Святого Станислава 2-й степени (1912), ; Святого Владимира 4-й степени (1915).
Мюнстер Альфред Цезаревич (1880). На 1916 г. i был прикомандирован к конторе Свеаборгского порта и находился в распоряжении директора Лоцманского и маячного ведомства в Финляндии (с 1912). Окончил Морской кадетский корпус. Мичман с 1899 г., старший лейтенант с 1910 г. Зачислен в Корпус гидрографов. Капитан со ! званием гидрографа с 1913 г., подполковник с 1915 г.
В заграничных плаваниях: на судах эскадры Тихого океана (1900, 1901), на транспорте «Ермак» (1901—1902), на минном крейсере «Всадник» (1902), на крейсере 1-го ранга «Олег» (1905, 1906). Награжден серебряной медалью в память похода в Китай в 1900—1901 гг. (1902), светлобронзовой медалью в память Русско-японской войны 1904—1905 гг. (1906), орденами Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1907) и Святого Станислава 2-й степени (1912).
Коробицын Александр Александрович (1862— 1904) — подполковник Корпуса флотских штурманов. Флагманский штаб-офицер Штаба командующего флотом Тихого океана. В 1882 г. окончил штурманское отделение Технического училища Морского ведомства и произведен в прапорщики Корпуса флотских штурманов. В 1885 г. на фрегате «Владимир Мономах» перешел на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры. Здесь участвовал в описи побережья полуострова Корея и составлении плана рейдов в п. Чемульпо, в обследовании южного берега Анадырского залива, открытии и описи бухты Угольная. В 1887 г. на фрегате «Владимир Мономах» возвратился в Кронштадт. В течение двух лет выполнял гидрографические работы в составе отдельной съемки Белого моря. В 1890 г. произведен в поручики Корпуса флотских штурманов. В 1891 г. стал старшим штурманом на крейсере 1-го ранга «Дмитрий Донской» и вновь перешел на Дальний Восток. С экипажем корабля участвовал в исследовании фарватера устья реки Сучан, в заливе Америка (Находка). В 1893 г. перешел на крейсере из Нагасаки в Средиземное море, затем из Алжира под флагом командующего эскадрой Атлантического океана вице-адмирала Н.И. Казнакова отправился в США, посетил Нью-Йорк, Филадельфию, Бостон и другие порты. В 1894 г. произведен в штабс-капитаны Корпуса флотских штурманов, в 1895 г. назначен старшим штурманом броненосного крейсера «Рюрик», а затем флагманским штурманом в эскадре Средиземного моря. В январе-апреле 1896 г. на крейсере «Дмитрий Донской» вернулся в Нагасаки. В 1897 г. назначен флагманским штурманом штаба командующего Тихоокеанской эскадрой. В 1900 г. произведен в капитаны Корпуса флотских штурманов, в 1901 г. назначен флагманским штурманом Штаба командующего Тихоокеанской эскадрой. На крейсере «Россия» и эскадренном броненосце «Петропавловск» плавал в составе эскадры в Японском и Желтом морях, участвовал в маневрах, имитирующих блокаду Порт-Артура неприятельским флотом. В 1903 г. произведен в подполковники Корпуса флотских штурманов. В 1904 г. назначен флагманским штурманом Штаба командующего флотом в Тихом океане, во главе которого стоял адмирал С.О. Макаров. Погиб вместе с Макаровым 31 марта 1904 г. при взрыве эскадренного броненосца «Петропавловск».
Кавалер орденов: Святого Станислава 2-й степени (1899), Святого Владимира 4-й степени с бантом за 20 морских кампаний (1900), Святой Анны 2-й степени (1901). Именем Коробицына назван мыс в бухте Угольная в Анадырском заливе.
Никитин Дмитрий Владимирович (1870—1962). Командир эскадренного миноносца «Сибирский стрелок» (с 2 февраля 1909). В 1899 г. окончил курс Минного класса, получил звание минного офицера 1-го разряда. В службу вступил в 1888-м. Мичман (1891). В 1904 г., находясь в качестве военного агента в Чифу, расследовал инцидент по захвату эскадренного миноносца «Решительный» японскими военными. Капитан 2-го ранга с 1906 г. Старший офицер крейсера «Богатырь» (1906,1907). Командир эскадренного миноносца Подвижный (1907—1909), «Сибирский стрелок» (1909—1912). Капитан 1-го ранга с 1912 г. Начальник 2-го дивизиона миноносцев эскадры Балтийского флота (1913—1914). Командир учебного судна «Николаев» (1914—1915). Командир учебного судна Двина (1915).
Награжден Анненским оружием с надписью «За храбрость» (1901), серебряной медалью за поход в Китай, (1902), орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1 ноября 1904), орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом за 18 кампаний (1906), светло-бронзовой медалью в память Русско-японской войны 1904—1905 гг. (1906), орденом Святого Станислава 2-й степени (1908), золотым знаком в память окончания курса Морского корпуса (1910), орденом Святой Анны 2-й степени (1911), французским знаком officier d’Academie (1893), датским орденом кавалерского креста (1903), французским орденом Почетного Легиона офицерского креста (1914).
В белых войсках Восточного фронта. Контр-адмирал (1919). В эмиграции в США. В 1930—1939 гг. — глава кают- компании в Сиэтле. Почетный член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Автор (под псевдонимом Фогакитов) нескольких статей на военно-морскую тематику.
Зверев Василий Васильевич (1865—1904). Окончил Муромское реальное училище и Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. С 1885 г. служил младшим инженер-механиком на кораблях Черноморского и Балтийского флотов. Помощник старшего инженер-механика с 1894 г. Был награжден серебряной медалью «За поход в Китай 1900—1901 гг.», орденами Святого Станислава 3-й степени (1896) и Святой Анны 3-й степени (1900). В 1904 г. служил старшим инженером- механиком на миноносце «Сильный», базировавшемся в Порт-Артуре. 14 (27) марта 1904 г. экипаж миноносца принял бой с шестью японскими миноносцами. Одним из снарядов противника на «Сильном» был перебит паропровод. Все попытки заделать пробоину успеха не принесли. Миноносец потерял ход и превратился в неподвижную мишень. Старший инженер-механик В.В. Зверев закрыл пробоину своим телом, пожертвовав своей жизнью, вернул миноносцу «Сильному» подвижность. За этот подвиг Зверев был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 17 марта 1904 г. В.В. Зверев и семеро рядовых матросов миноносца «Сильный» были похоронены в Порт-Артуре.
Вырубов Петр Александрович (1879—1904). Окончил в 1898 г. Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В 1899—1902 гг. служил в Тихоокеанской эскадре. В 1900 г. участвовал в походе в Китай в составе десанта русских кораблей, за что был награжден Анненским оружием с надписью «За храбрость», орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, орденом Святой Анны 3-й степени с мечами. В 1902 г. произведен в лейтенанты. В 1903 г. окончил минный офицерский класс. Во время
Русско-японской войны 1904—1905 гг. — минный офицер на броненосце «Князь Суворов», на котором совершил переход вокруг мыса Доброй Надежды в эскадре вице- адмирала З.П. Рождественского и принял участие в Цусимском сражении. Во время боя, когда миноносец «Буйный» снял с «Суворова» часть штаба эскадры во главе с тяжело раненым З.П. Рожественским, П.А. Вырубов остался на борту «Князя Суворова». Погиб вместе с остальной командой, когда броненосец был в очередной раз атакован японскими миноносцами. В 1910 г. посмертно были опубликованы его письма к отцу «Десять лет из жизни моряка, погибшего в Цусимском бою. 1894—1904».
Из письма П.А. Вырубова отцу. Владивосток.
7 июля 1899г.:
20-го я явился на эскадру и был назначен на «Рюрик». Это один из лучших крейсеров нашего флота, да и перед иностранными в грязъ лицом не ударит. Первая дудка, которую я услыхал, была «актеры наверх, во фронт». Оказывается, здесь при учебной команде сибирского экипажа имеется правильно организованный матросский театр, и, как говорят, играют они недурно. Офицеров у нас на крейсере большой недостаток, и меня с места в карьер запрягли: все мои обязанности, перечисленные в приказе, заняли целую страницу. Кроме того, я назначен делопроизводителем корабельного суда, и за неимением офицеров в сибирском экипаже, назначен в число 4-х мичманов с эскадры обучать новобранцев.
Из письма П.А. Вырубова отцу. Порт-Артур. «Рюрик».
23 февраля 1900 г.:
В Мозампо я начал заниматься фотографией. Вообще, фотография у нас пошла как-то сразу в ход; после продолжительного застоя, защелкали сразу в три фотоаппарата. <...> С корейцами жили в большой дружбе: за все время стоянки не было ни одного недоразумения, уважение с их стороны было полное, доходило даже до курьезов; на моей вахте как-то толпа корейцев просилась осмотреть крейсер. Так как это разрешалось, то я их пустил, и они начали с того, что поднесли мне огромную толстую кошку самого отвратительного вида. Едва удалось отклонить такой трогательный дар.
Из письма П.А. Вырубова отцу. Чемульпо. «Рюрик».
25 марта 1900 г.:
С 20 января по 16 февраля две недели мы простояли в Мозампо, 8 дней в Нагасаки, а остальное время ушло на переходы. По правде сказать, я ожидал от Сеула худшего: город оказался довольно приличным, конечно, ничего общего с европейскими городами не имеет, но это даже лучше. Особенно меня поразила ширина главных улиц — чуть не шире Невского. По большинству из них ходит электрическая конка, очень похожая на нашу Невскую: улицы, правда, немощеные, но зато хорошо устроенные и очень хорошо содержатся, благодаря отсутствию езды на лошадях, благодаря любезности одного из секретарей миссии, нам удалось осмотреть один из дворцов, тот самый, в котором была убита королева.
дворцом здесь называется не отдельное здание, а целая громадная усадьба, заключающая в себе массу отдельных построек, садов, дворов, пропасть всяких служб: даже имеется пруд, не говоря уже про колодцы и каналы. <...> Об архитектуре можете приблизительно судить по фотографиям: у меня снят один из флигелей, вся эта огромная штука вмещает только один аудиенц-зал. <...> В городе, конечно, пропасть японцев, в руках которых все крупные торгово-промышленные предприятия. В настоящее время японцы ведут изыскания и скоро приступят к постройке Сеуло-Фузанской железной дороги, которая пройдет вдоль всего полуострова. Вооб- гце, видно, что мирное завоевание Кореи японцами в недалеком будущем придется считать свергиившимся фактом — неизбежным последствием переполнения самой Японии.
Из письма П.А. Вырубова отцу. Владивосток. «Рюрик».
1 декабря 1900 г.:
Дело в том, что «Рюрик» кончает кампанию, и нас расписывают на эскадру. Насколько все это не устраивает, Вы не можете представить: распадается кают- компания, уже сжившаяся настолько, что обратилась вполне в одну семью. <...> Трустно покидать насиженное гнездо! Хотя, почти наверное, когда крейсер весной начнет компанию, я на него вернусь, но уже половины теперешнего состава офицеров не будет; они кончают свои сроки и списываются в Россию.
Во время восстания ихэтуаней (боксерского восстания) в Китае, в 1900—1901 гг. российские вооруженные силы активно участвовали в боевых действиях на двух главных направлениях — в Маньчжурии (вокруг КВЖД) и в центральных районах Китая — на операционной линии Таку (Даку) — Тяньцзин — Пекин. На втором из них важная роль отводилась эскадре Тихого океана, которая обеспечивала морские сообщения армии, перевозила и высаживала войска и судовые десанты, вела разведку и участвовала в захвате укрепленных пунктов. По запросу российского посланника, обеспокоенного действиями мятежников в Пекине, угрожавших безопасности русской диаспоры в городе, командующий армией и флотом России на Дальнем Востоке вице-адмирал Е.И. Алексеев 16 мая 1900 г. направил из Порт-Артура в Таку отряд контр-адмирала М.Г. Веселаго в составе эскадренного броненосца «Сисой Великий», крейсера «Дмитрий Донской», лодок «Гремящий», «Кореец» и минных крейсеров «Всадник» и «Гайдамак». Большие корабли остались на внешнем рейде Таку (Дагу), форты которого прикрывали вход в реку Пейхо (Хуньха), а лодки вошли в устье и высадили судовой десант при 64-мм орудии и взвод казаков. Десант, составленный из экипажей «Сисоя Великого» и «Навари- на», под командованием лейтенанта Ф.В. Радена направился в Пекин, где взял на себя охрану русского посольства. Посольства иностранных государств были освобождены только в начале августа 1900 г. при взятии Пекина союзными войсками.
18 сентября 1900 г. российская эскадра под командованием вице-адмирала Н.И. Скрыдлова главными силами и десантами моряков участвовала в занятии международными войсками приморской крепости Шанхайгуань на северном побережье Желтого моря.
Антиквариат Предметы искуства и коллекционирования №104 2013 стр 136 ~