Успех открытого в XVIII веке на Европейском континенте фарфора нашел быстрый отклик на Британских островах. Но в отличие от других тогдашних фабрик фарфора, основанных по инициативе и при финансовой помощи царствующих особ или богатой аристократии, в Англии пионерами производства фарфора были частные купцы. Они не прибегали к помощи королей и не добивались прав на монополию, а во всем полагались на собственную предприимчивость. Это благоприятно повлияло на развитие фарфорового производства в стране, и очень скоро оно достигло европейского уровня. Англичане поначалу не знали секретов создания твердого фарфора и поэтому в первое время ограничивались выпуском мягкого (фриттованного) фарфора на манер французского, потом были изобретены костяной и стеатитовый фарфор. Первой фабрикой, вырабатывающей настоящий фарфор, стала мануфактура, расположенная в Плимуте (Южная Англия). Наибольший расцвет производства фарфора приходится на вторую половину XVIII века, когда возникли самые крупные английские фабрики.
Поскольку английские фабрики были частными предприятиями, это отразилось на особом характере их маркировки. Например, не ставились, как везде в Европе, гербовые щиты или вензеля владельцев, увенчанные митрой. Вначале подражали китайским клеймам, потом стали употреблять знаки в виде полумесяца, якоря и т.п., ставили также названия местностей (либо их начальные буквы) или фамилии владельцев фабрик (позднее обрамленные нарядными картушами).
Часто меняли форму маркировки, заимствуя без стеснения знаки таких известных мануфактур, как Мейсен, Севр и другие. А английские фабрики также копировали друг у друга свои фабричные клейма. Тогда не было строгих правил маркирования, и иногда на отдельных предметах из одного сервиза ставили разные клейма и даже два разных клейма на одном предмете. Частая смена хозяев фабрик и создание новых компаний также влекли замену маркировки.
Все это затрудняет идентификацию отдельных произведений английской керамики. Характерной чертой маркировки является использование оттисков с гравюр на меди (с XVIII в.). Такие декоративные клейма делались для увеличения спроса покупателей. В них просматривается некоторое влияние экслибриса. Этот эффектный способ маркировки потом переняла вся Европа, это касается и польской керамики (Цмелюв, Коло, Влоцлавск и Каменный Брод).
ЧЕЛСИ
Основание фабрики — 1745 год.
Ликвидация фабрики — 1784 год.
Самым древним из дошедших до наших дней изделием из английского мягкого фарфора является находящийся в Британском музее кувшинчик, датированный 1745 годом и имеющий клеймо фабрики в Челси (Лондон). Поэтому 1745 год считают датой начала деятельности этой хронологически первой фарфоровой фабрики в Англии. Сначала ею управлял Шарль Гуэн, потом — Николя Спримон. Оба специалиста были выходцами из Бельгии. Спримон, при котором фабрика добилась больших успехов, после 1758 года купил фабрику у Эверарда Фокенера. В 1769-м хозяином на короткое время стал Джеймс Кокс, а год спустя фабрику приобрел Вильям Дуисбери, управляющий фабрикой в Дерби. Произошло объединение двух фабрик, и следствием этого явилась одинаковость продукции. После перенесения производства в Дерби фабрика в Челси в 1784 году была окончательно закрыта.
Изделия первого периода (1745—1755) отличались молочно-белой глазурью, но она имела довольно много изъянов. Для украшения применялись разнообразные пластичные орнаменты, чаще всего в виде ракушек и жемчужин, а также цветочных рельефов. Палитра цвета вначале была весьма скромной: оттенки и позолота служили лишь акцентами на белом фоне глазури. Чувствовалось влияние Мейсена, даже восточные мотивы брались не из китайских или японских образцов, а из мейсенских композиций.
Наибольший расцвет производства на фабрике Челси пришелся на 1756—1769 годы, когда ею управлял лично Спримон. Кроме столовой посуды, выпускались также и цветные фигурки, представляющие отдельных лиц (сентиментальные псевдонародные пастушки, дворяне, богини) или групповые сцены (танцующие крестьяне, девушки на качелях). К этому периоду относится сервиз, выполненный по заказу короля Георга III для герцога Мекленбургского. Он был украшен изображением экзотических птиц. В те годы в Челси были сделаны бюсты членов королевской семьи, смоделированные скульптором Луи Франсуа Рубильяком. Но более характерной для Челси была фарфоровая галантерея: флаконы для духов, табакерки, маленькие шкатулочки и бонбоньерки. Особенно славились флакончики для духов. Несмотря на миниатюрность размеров, они имели интересную, нигде не встречавшуюся форму. В вазочку укладывались маленькие фигурки, пустые внутри, в виде букетика цветов, декоративно уложенных фруктов, женской головы или играющих детей. Даже пробка представляла собой композицию, гармонирующую с темой флакона. Эти маленькие шедевры расписывали живыми, сочными красками. В период управления Спримона в Челси были введены новые, не применявшиеся до тех пор красители, и стала богаче позолота. Изделия походили по стилю на севрские, особенно покрытые темно-синей эмалью бонбоньерки и шкатулочки. В то время с фабрикой сотрудничали два известных модельера с бельгийской фабрики в Турне: Джозеф Виллеме и Николя Франсуа Горон.
В 1770—1784 годах фабрика находилась под влиянием фабрики в Дерби. Основным изделием этого периода являлись столовые сервизы, иногда с богатой позолотой. Излюбленным мотивом украшения были бабочки. Постепенно фабрика в Челси теряла свою индивидуальность, и продукция обеих фабрик стала почти одинаковой.
ДЕРБИ
Развитие производства фарфора в Дерби связано с именем самого крупного изготовителя английского фарфора Вильяма Дуисбери (1725—1786). Он был талантливым художником-декоратором и поначалу занимался в своей мастерской в Лондоне росписью белой керамики, которую ему присылали с фабрик из небольших мастерских Челси, Боу, Дерби и Лонгтон-Холла. Около 1756 года Дуисбери вступил в компанию, в которой состояли Джон Хит, купец из Дерби, и фабрикант Эндрю Планш. Компания создала в Дерби фабрику, которая уже работала на полную мощность с 1750 года. Дуисбери помимо художественного таланта обладал деловой хваткой. Фабрика в Дерби развивалась очень быстро, и компания купила конкурентные производства в Челси (1770) и Боу (1776). Дуисбери скоро избавился от своих партнеров и с 1779 года стал единственным хозяином этой самой большой по тому времени английской мануфактуры. После его смерти в 1786 году мануфактура в Дерби перешла к его сыну Вильяму Дуисбери- младшему (1763—1796).
Поначалу изделия «Дерби» маркировали буквой «D». Чуть позже король Георг III разрешил дополнить клеймо короной.
Первое время было сильно влияние Мейсенской фабрики, и ее образцы часто копировались. Это сходство в «Дерби» не скрывали и даже рекламировали свою фабрику как «второй Дрезден». Целью «Дерби» было вытеснение мейсенских изделий с английских рынков. Это удалось реализовать благодаря искусному имитированию и при этом значительно более низкой цене. Изделия «Дерби» тех лет — и посуда, и фигурки — были на гораздо более высоком художественном уровне, чем в Челси и Боу. Фарфоровая масса имела известковую структуру, а глазурь — синеватый оттенок, далекий от белоснежности изделий континентальных фабрик. После 1760 года модельеры «Дерби» вырвались из рабской зависимости от Мейсена и начали рисовать фигуры и группы по гравюрам с произведений Ватто и Буше. Чтобы оживить и обогатить ассортимент изделий, Дуисбери забрал модели и формы с выкупленных фабрик в Челси и Боу, а сами фабрики ликвидировал. В этот период фабрика в Дерби вышла на высокий уровень качества своих изделий и, бесспорно, относилась к передовым английским фабрикам. Этому способствовали работавшие там художники — Вильям Биллингсли (1758—1828), который был одним из самых талантливых английских декораторов того времени и работал в Дерби с 1775 по 1796 год, а также известный модельер Джон Джеймс Спенглер.
С 1770 года в изделиях «Дерби» стали ощутимы черты стиля севрских изделий. Одновременно исчезал стиль рококо и все сильнее в композициях проявлялись черты классицизма. С 1773 года в Дерби стали в больших количествах делать бисквитные фигурки на манер севрских. В то время бисквиты не производила ни одна английская фабрика. Период процветания фабрики продолжался и после смерти Вильяма Дуисбери-младшего, когда фабрикой управлял Майкл Кин, художник-миниатюрист, а потом Роберт Блор. Модные в первой половине XIX века портретные миниатюры, пейзажи и натюрморты, сделанные на изделиях «Дерби» по современным картинам, были самого высокого уровня. К выдающимся миниатюристам принадлежал Вильям Корден.
После смерти Блора в 1847 году фабрика пережила период кризиса, и ей даже грозило закрытие. Кроме того, в Дерби появилась другая фабрика под названием «Коронная компания фарфора Дерби», которая стала сильным конкурентом для обедневшей старой фабрики. К счастью, наследниками Блора оказались предприимчивые специалисты, которые смогли выдержать конкуренцию. В зависимости от имен владельцев часто менялась маркировка изделий: «Locker & Со» (1849), «Stevenson & Sharpe» (1859), «Stevenson, Sharpe & Со» (1880), потом «Hancock & Со». В 1935 году обе местные фабрики объединились, и новая фирма стала с тех пор называться «Royal Crown Derby Porcelain Со» (Королевская компания фарфора Дерби). Ассортимент изделий очень широк: чайные и кофейные сервизы, сервизы для завтрака и обеда, вазы и фигурки. По своим техническим качествам изделия относятся к самому высокому в мире классу.
ЛОУСТОФТ
Основание фабрики — 1757 год.
Ликвидация фабрики — 1802 год.
Фабрика в Лоустофте возникла в 1757 году и поначалу выпускала только столовую посуду из мягкого фарфора, а потом из костяного. Наивысшего уровня изделия достигли в период управления Роберта Алена, который руководил фабрикой с 1780 года до ее ликвидации в 1802 году. В декоре преобладали китайские мотивы, главным образом синие. После закрытия фабрики часть белой посуды расписывали в Лондоне за собственный счет Алена. На этих изделиях стояло клеймо «Клевер из Лоустофта».
БОУ
Основание фабрики — 1748 год.
Ликвидация фабрики — 1776 год.
В Боу, в восточной части Лондона, купец Эдвард Хейлин и художник-график Томас Фрай получили в 1744 году патент на изготовление массы по качествам «не хуже фарфора». Но, очевидно, первая проба не удовлетворила изобретателя, которым был Фрай, и только после четырех лет изысканий ему удалось изобрести другой вид мягкого фарфора, на который он получил новый патент. Открытый им фарфор был назван костяным, так как в состав массы входила добавка костной золы. 1748 год считается началом нормальной работы фабрики в Боу — а не экспериментальной, какой она была до той поры. В 1750-м фабрику приобрели два купца — Уэзерби и Кроутер, но до 1759 года ею продолжал управлять j Фрай. Благодаря ему выпускались изделия высокого художественного уровня, который стал постепенно снижаться в шестидесятые годы, после ухода Фрая с фабрики. В то же самое время умер Уэзерби, и это плохо сказалось на дальнейшей судьбе предприятия. Кроутер, который по-прежнему руководил фабрикой, испытывал большие финансовые трудности и даже собирался объявить о банкротстве. Окончательно деятельность фабрики прекратилась в 1776 году, после покупки производства хозяином фабрики в Дерби Вильямом Дуисбери, который перевез модели и формы в Дерби, а фабрику в Боу закрыл.
Четверть века деятельности фабрики в Боу была одной из самых ярких страниц в истории английской керамики XVIII века. В 1760 году в Боу работали около трехсот специалистов, почти как в Севре. Столовый фарфор украшали японскими и китайскими мотивами. С особым пристрастием использовались декоративные украшения, основанные на работах выдающегося японского керамиста Сакаида Какемона (1596—1666). Влияние восточных образцов видно даже в маркировке фарфора Боу в начальный период — «Сделано в Новом Кантоне».
Самыми привлекательными в Боу были фарфоровые фигурки. Как и на других тогдашних фабриках, некоторые из моделей Боу были сделаны по мейсенским образцам. Но преобладали собственные оригинальные композиции, чаще работы Фрая. В отличие от Челси, где образцы брались с гравюр XVII века, фигурки из Боу тесно связаны с современной жизнью Лондона. Они представляли знаменитых актеров, игравших тогда на сцене, генералов- победителей и других популярных в то время особ. Изделия Боу были экспортированы в больших количествах в тогдашние латиноамериканские колонии Англии.
С фабрикой в Боу связана работа небольшой мануфактуры в Лоустофте, основанной ее бывшим сотрудником Робертом Брауном и действовавшей с 1757 по 1802 год. Браун познакомился с технологией костяного фарфора во время своей работы с Фраем и выпускал почти такие же изделия, как фабрика в Боу.