В декабре 1812 года остатки наполеоновской армии — около полутора тысяч человек из полумиллиона, вступивших в нее в конце июня, — покинули Россию, а император Александр I, получив накануне праздника Рождества Христова известие о победоносном продвижении русских войск к границам, подписал два Манифеста: «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение от нашествия неприятельского» и о построении в Москве храма в память этого события, которым стал храм Христа Спасителя. В 1814 году императором Александром I было принято решение о ежегодном праздновании в день Рождества Христова освобождения Церкви и державы Российской от «нашествия галлов и с ними двадесяти язык» — так именовали французскую армию Наполеона и армии других стран, входившие в состав его интернационального войска.
С этого времени для всего русского общества день 25 декабря стал праздником, подобным Дню Победы в современной России. На протяжении более ста лет в празднике Рождества Христова соединялись радость о Рожденном Спасителе мира и благодарение Ему за избавление страны во время тяжелейшего испытания. Текст благодарственного церковного чинопоследования, составленного в 1814 году, играл важнейшую роль в жизни всего русского общества вплоть до 1917 года, когда в результате революции большинство культурно-исторических традиций нашей страны было уничтожено.
Победа в Отечественной войне воспринималась русскими как Богом дарованная. В словах благодарственного чинопоследования были выражены чувства всего русского народа: «...Якоже древле сынов израилевых, тако и нас объят лютое обстояние и о их же ревновахом наставлениих, сих врагов имехом буйих и зверонравных. Но Ты, Господи Боже, щедрый, и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, и правду храняй, и творяй милости в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, на время мало оставль нас, милостию велию помиловал еси, и посетив жезлом неправды наша, якоже щедрит отец сыны, тако ущедрил еси нас. Призрел бо еси на скорбь нашу и на потребление царствующего града, в нем- же от лет древних призвася имя Твое, и на моления наша»1.
Текст этой службы изобилует примерами из Библии, повествующей о непростой судьбе богоизбранного народа, скрытыми цитатами из Псалтири — величайшего собрания молитвословий, к которому во все времена обращались церковные гимнографы, используя ее строки в своих произведениях как непревзойденные образцы молитв. Знакомые каждому христианину, эти слова не только выражали его чувства, но и отсылали к своему первоначальному контексту, связанному с историей израильского народа, его святых, утверждали веру, напоминали слова апостола Павла: «Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же»2.
Служба начинается чтением, включающим слова пророка Исайи: «С нами Бог, разумейте языцы [народы] и покаряйтеся, Яко с нами Бог...»3. В торжественной богослужебной риторике совершителем победы провозглашается Христос, а российское войско — Его орудием, послужившим освобождению мира: «Се бо Агнец Вифлеемский льва и змия нами поправ, миру мир дарова»4. Затем продолжается чтение пророчества Исайи, обращенное против вавилонского царя, в словах которого для автора текста и его современников явственно читалась история недавних событий наполеоновских войн, охвативших всю Европу и, наконец, затронувших северную страну — Россию, становился понятен и высший смысл исхода Отечественной войны: «Тако глаголет Господь на царя Вавилонска: Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу; взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли: Видевший тя, удивятся о тебе, и рекут: сей человек раздражаяй землю и потрясаяй цари, положивый вселенную пусту, и грады ея разсыпа, пленных не разреши» 5. Текст Евангелия, включенный в службу, повествующий о последних временах мира, в данном контексте соотносился с современными событиями и утверждал необходимость веры и надежды на Божию помощь: «Услышати имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем. Будет бо тогда скорбь велия, Якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны»6. Благодарственное последование включает и проникновенные молитвы о погибших на войне, называя их «ревнителями веры и правды», «в годину искушения душы своя за братию свою положивших», и содержит прошение утвердить живых в свойственных этим героям духе, вере и единомыслии 7.
Образ Христа как Кроткого Вифлеемского Агнца, поправшего льва и змия, начинающий текст Молитвословия, в конце его уже торжественно соединяет два семантически противоположных образа — агнца и льва — в благодарении Богу, «Иже во яслех Вифлеемских яко Агнец возле- гий, сопротивных же крепость, яко лев, сокрушивый» 8.
Словами псалмопевца, благодарившего за избавление Израиля от врагов, в начале XIX века от лица всего русского народа возносилось благодарение Богу и выражалось стремление всегда помнить о случившихся грозных событиях: «Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения тверду и непрестанну имети в себе»9.
Благодарная память о Божией помощи в годы лишений всегда жила в сердце народа. В «Слове в день Казанской иконы Богородицы» митрополита Московского Платона (Левшина) вспоминается другое время военных испытаний нашей страны — 1612 год10. Произведение, созданное в конце XVIII века, свидетельствует о том, что почти через 200 лет после освобождения Москвы от поляков для России было важно обращение к Божией Матери через Ее иконы, прославившиеся в дни избавления от врагов. Казанская икона Божией Матери, с которой ополчение Минина и Пожарского подошло к захваченной Москве и освободило ее, стала символом этих событий, потому и произведение митрополита Платона начинается с воспоминания о них: «День сей на память приводит нам бывшыя во Отечестве нашем величайшыя несчастия, и потом милостивое Божие от оных избавление»11.
Особое значение имело во время Отечественной войны 1812 года обращение Церкви с молитвами к святым воинам — великомученику Георгию, небесному покровителю многих русских князей1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12, благоверному князю Александру Невскому, великому полководцу Древней Руси13. Несомненно, особым образом в это время воспринимался и праздник Покрова Божией Матери — удивительными историческими судьбами празднуемое только в Русской Церкви избавление христиан-греков от язычников-славян как драгоценная сердцу народа память о том, что Богородица помогает взывающим к Ней14
Небольшие по формату издания Евангелия15 и Служебника16, напечатанные в начале XIX века, служат примером книг, которые имели при себе полковые священники во время Отечественной войны.
Война 1812 года занимает особое место в истории Российского государства. Победа в ней, одержанная над многократно превосходящими силами противника, сумевшего захватить столицу, всеми современниками этих событий в России воспринималась как очевидное проявление Божьей помощи и милосердия к защищающему свою родину народу. В настоящее время историческая наука представляет многочисленные причины поражения наполеоновских войск, однако все они являлись бы недостаточными — и история знает тому примеры — без мужества и самопожертвования людей всех сословий, охваченных той высочайшей любовью, о которой было сказано Иисусом Христом: «Волыни сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»17
Марина БАШЛЫКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 102 (декабрь 2012), стр.28