Русская икона и Отечественная война 1812 года
Вторжение «двадцатиязычной» армии Наполеона на территорию России, разрушение и пожар ....... Москвы, победоносное изгнание неприятеля за пределы империи и вступление русских войск в Париж оказали огромное влияние на все аспекты жизни русского общества первой четверти XIX столетия. Для современников «незабвенного и достопамятного» 1812 года во всех этих событиях, несомненно, было проявление Божьего промысла. С начала войны во всех храмах служились молебны об избавлении от «иноземного супостата», по этому случаю были составлены молитва и новый чинмолебствия. В июне 1812 года митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) произнес: «Пастырское приглашение к молитве о благопоспешении во время настоящей брани», которое было отпечатано и получило широкое распространение. В манифестах и указах, подписанных императором Александром I, содержались призывы о защите веры и Отечества. «Высочайший приказ армиям о вступлении неприятеля в пределы России» 13 июня 1812 года завершается словами: «Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!»
Необходимость духовного объединения всех сословий перед лицом иноземного захватчика особо подчеркивалась в государственных указах и церковных проповедях. В «Высочайшем манифесте о вооружении России» 6 июля 1812 года государь взывает «ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским... Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина....соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие человеческие силы нас не одолеют». В «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» от 25 декабря 1812 года указывается: «Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую Душу-»
Духовное воодушевление, которое испытывали и простые солдаты, и офицеры при получении благословения на брань, красноречиво описывается в воспоминаниях и документах того времени. Священник Николаевской церкви в Москве «Петр Платонов, когда неприятель входил в Москву через Драгомиловскую заставу, а арьергард русский выходил по Таганской и Николаевской улице, вышед вместе с дьячком в облачении с иконой Святого Николая..., окроплял водою мимошедшее войско. Воины осеняли себя крестным знамением, жадно ловили капли Святой воды, громко повторяя: «Враг наш погиб, а не мы!» Ехавшие чиновники подъезжали к иконе и со слезами лобызали ее»1. Подобные истории происходили и в Москве, и в Смоленске, и в других городах и селах. Православная вера стала основным объединяющим фундаментом общества, в котором преобладали четкие сословные границы: различались права и обязанности населения, доход, круг чтения, музыкальные пристрастия, общекультурные приоритеты, даже язык не был единым. Но и в великосветских дворцах, и в крестьянских избах находились православные иконы. В русской иконе в значительной степени проявилось многообразие эстетических и художественных вкусов представителей разных сословий.
Иконопись царствования Павла I и первой половины правления Александра I — это произведения, созданные в течение жизни большинства тех людей, которые столкнулись с наполеоновским нашествием. Эти произведения наполняли храмы и частные дома, перед ними возносились молитвы.
Период времени с 1796 года, момента смерти Екатерины и восшествия на престол ее сына, и по 1814 год, победоносного вступления русских войск в Париж, знаменует достаточно цельную эпоху и в русской, и в европейской истории. Александр I, несмотря на декларативное возвращение к принципам правления своей бабки, в военной и социально-экономической сфере продолжил многие I преобразования, начатые его отцом. В западноевропейской политике 1796 год ознаменован началом Итальянского похода, первой военной кампании Бонапарта за пределами Франции, принесшего ему мировую известность, а 1814 год заложил основы нового соотношения военнополитических сил европейских держав.
Иконопись 1796—1814 годов характеризуется как творениями выдающихся живописцев, так и образцами «народного примитива». Это время творчества знаменитого портретиста ВЛ. Боровиковского, кисти которого принадлежат две иконы на выставке. Манера исполнения Санкт- Петербургских иконописцев выразилась в таких творениях, как «Святитель Николай Чудотворец» 1804 года (илл. 39), сохранивший подпись П. Виноградова, «Александр Невский», предположительно атрибутируемый кисти живописца Г. Островского (илл. 32), «Великомученица Варвара» (илл. 34). Влияние академического стиля проявлялось и в работах провинциальных мастеров, как, например, в написанных на холсте «Первомученик Стефан», «Евангелисты Матфей и Иоанн», являвшихся первоначально частями одного аналоя. Живопись Великого Устюга начала XIX века наилучшим образом характеризует икона Прокопия Соколова «Воскресение Христово» 1803 года.
Воздействие барокко и классицизма прослеживается как в богато украшенных иконах усадебных храмов, так 1 и в небольших молельных образах. Вероятно, из усадебной церкви происходит праздничный чин, выполненный в конце XVIII — начале XIX века в форме овала («Благовещение», «Богоявление», «Сошествие во ад» (илл. 24—25). В Москве в 1801 году было написано «Рождество Христово, с предстоящими Адрианом и Наталией» (илл. 20), принадлежавшее владелице имения в Богородском уезде, бригадирше Наталье Петровне Евлашевой. В 1812 году она постоянно жила в московском Рождественском монастыре и спешно его покинула перед самым вступлением французов.
В дворянской и купеческой среде бытовали иконы, выполненные в технике эмали. Таким дорогостоящим заказом, отличающимся высоким уровнем исполнения и художественным совершенством, являются небольшие эмалевые иконы, некогда составлявшие один образ — Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками. Их автором является один из ведущих мастеров Ростова — Яков Иванович Шапошников. Его именем подписана центральная пластина, остальные атрибутируются как ему, так и его ученикам (илл. 26—30).
Иконы старообрядческого письма, представленные на выставке, могли находиться и в семьях, исповедующих официальную религию, и в домах приверженцев старой веры. В начале XIX века старообрядцы вместе со всем населением империи защищали русскую землю от инославно- | го вторжения. Поразительным свидетельством времени является надпись на иконе «Благоверный князь Александр Невский» 1808 года, выполненной староборядческим мастером из с. Павлово-на-Оке (илл. 42). В ней сообщается о выкупе из крепостной зависимости детей некоего Филиппа Яковлева за 49 рублей. «Написана cnz ста икона во atn [1808] году. По хубэщаши филипа гковлева Въ воспоминаше великихъ благодэгттй Бжшхъ излигнныхъ t всемилостивэйшего государг импэратора Алехандра Павловича по представлэшю и ходатайству господина министра Дмитр1г Прокофьевича Трошинсткаго искуплэше дэтей моихъ t господина Эссена за дф [49] рублэй в ate [1805] году маиг в [2] ahz a w6bzBA3HO было маиг г. [4] напраздни//къ преполовэте ицы въ вэчнонезабытную дэтгмъ и потомкамъ моимъ благодарность». Образ благоверного князя, представленный, согласно старообрядческой традиции, в иноческом одеянии, был избран, судя по всему, как тезоименитый святой «всемилостивейшего государя».
Образы преподобных и основателей древних русских монастырей напоминают о молитвенном подвиге монахов, которые неустанно во всех обителях возносили моления за русское воинство. Ф.Н. Глинка, описывая в своих воспоминаниях приезд в действующую армию М.И. Кутузова, отмечал, что по пути его следования «окольные монастыри высылали к нему на дорогу иноков с иконами и благословениями от святых угодников»2.0 спасении России в 1812 году в своем уединении молился преподобный Серафим Саровский.
С хронологической точностью события Отечественной войны запечатлены на гравюрах, выполненных русскими, французскими и английскими мастерами. Они воспроизводят портреты императора и полководцев, главные сражения, виды Москвы во время и после оккупации, сцены бегства французов. Сатирические картинки, выполненные по рисункам И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова, развенчивали несокрушимую мощь Наполеона.
Особого внимания заслуживает редкая гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людвига XV в Париже 10 апреля 1814 года, изданная в 1815 году в Лондоне (илл. 6). Она представляет совершение торжественной службы в присутствии трех императоров священниками православной, католической и протестантской церкви. Алтарь был установлен на месте казни Людовика XVI. На московской литографии 1864 года «Подвиг монахинь Новодевичьего монастыря в 1812 году» запечатлено, как инокини заливают водой оставленные французами горящие фитили, ведущие к пороховому складу в соборе (илл. 5). В память о чудесном спасении Новодевичьей обители 9 октября был установлен ежегодный крестный ход со Смоленской иконой Богоматери.
Особое значение придают чудотворным образам Богоматери, издавна почитающимися заступницами русских земель в годы нашествий и разрушительных бедствий. Михаил Илларионович Кутузов, в начале августа 1812 года назначенный главнокомандующим русской армией, посетил Казанский собор Санкт-Петербурга, где был отслужен молебен чудотворной Казанской иконе Богоматери. После войны этот храм стал первым мемориалом русской славы: в нем были собраны трофейные французские знамена и штандарты, ключи от взятых крепостей. В нем был захоронен прах М.И. Кутузова, скончавшегося в 1813 году в прусском городе Бунцлау.
Смоленская икона Божией Матери стала одной из покровительниц русского войска в борьбе с Наполеоном. Во время ожесточенных боев в Смоленске 5 августа 1812 года чудотворный образ был вынесен из Благовещенской церкви во избежание его осквернения и с этого времени постоянно находился в войсках вплоть до изгнания неприятеля из города. Одно из описаний этого достопамятного события было сделано автором «Истории Павловского полка»: «5го Августа первая армия заняла позицию у Смоленска уступами... По всей линии завязался жестокий бой. Батальоны Павловского гренадерского полка находились во время сражения в боевом резерве, в полной готовности подкрепить дивизию генерала Коновницына. В этот же день икона Смоленской Божией Матери была вынесена из Благовещенской церкви, что над Днепровскими воротами, за город, и при торжественном молебствии перенесена в главную квартиру, с коей и следовала при армии, до самого возвращения ее в город три месяца спустя» 3. Чудотворную икону обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Для охраны святыни была назначена 1-я артиллерийская рота 3-й пехотной дивизии под командованием полковника В.А. Глухова. 17 августа в Царево-Займище главнокомандующий М.И. Кутузов приказал сделать для нее новый киот. По свидетельству генерал-лейтенанта П.П. Коновницына, «войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали оный благоприятным залогом Всевышнего Милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимы были всегда пред иконою благодарственные молебствия» 4
Молебен перед иконой был отслужен накануне Бородинской битвы, 25 августа, на нем присутствовал генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов и весь генералитет. Значимость этого события передается в воспоминаниях многих участников. Описывая приготовления к сражению, офицер 1-го егерского полка Михаил Петров писал: «...немалое число духовенства полков, присоединившихся к нам из Смоленска и иных мест, носили образ Смоленской Присно-Девы, Матери Спасителя нашего, по всем линиям войск, готовившихся сердечной теплою молитвою пред ней Богу спасать жизнию Отечество в предстоявшем, давно желанном общем сражении»5. Ему вторит Гавриил Петрович Мешетич, в 1812 году — подпоручик 2-й батарейной роты 11-й артиллерийской бригады 11-й пехотной дивизии 4-го пехотного корпуса А.И. Остермана-Толстого: «Россияне начали приготовляться к падению за Отечество молитвою, утро было проведено в церковной палатке, поставленной в центре армии, в слушании литургии и в знаменовании в чудотворный образ Божией Матери Смоленской, привезенной армиею с собою из Смоленска, и почти до вечера входило к ней на поклонение все воинство» 6.
Образ Божией Матери был возвращен смолянам 5 ноября 1812 года при освобождении Смоленска. Вместе с иконой были переданы пожертвования солдат и офицеров, согласно письму П.П. Коновницына, «1810 рублей ассигнациями, 5 червонцев золотом и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд»7. Офицеры и солдаты 1-й артиллерийской роты 3-й пехотной дивизии пожелали иметь список с этой иконы, на украшение которой ими была подготовлена «достаточная сумма». В ноябре 1812 года благодарные жители Смоленска поднесли М.И. Кутузову икону с изображением Смоленской крепости и над ней — чудотворного образа, несомого ангелами. После его смерти икона была помещена в смоленский кафедральный Успенский собор, ныне — в Смоленском музее.
Смоленская икона Богоматери являлась походной иконой Уланского Смоленского полка и сопутствовала ему в 1812 году8. Один из списков чудотворного образа был передан, согласно завещанию императора Александра I, в Преображенский собор Санкт-Петербурга9.
Бородинское сражение произошло в день празднования Сретения Владимирской иконы Богоматери, установленного в память о внезапном отступлении войск Тамерлана от стен Москвы в 1395 году. В Москве 26 августа 1812 года вокруг древних стен Кремля, Китай-города и Белого города был совершен крестный ход с образами Владимирской, Смоленской и Иверской Богоматери.
Церковные ценности Успенского, Благовещенского, Архангельского, Покровского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, а также московских и пригородных монастырей были вывезены из города на рассвете 1 сентября в Вологду, Юрьев-Польский и Казань. Обозом руководил архимандрит Заиконоспасского монастыря Симеон (за благополучное сохранение вверенных ценностей он впоследствии получил орден Святого Владимира). Но многие монастыри и храмы не смогли эвакуировать свое имущество, и оно было сокрыто на местах. Чудотворные Иверская и Владимирская иконы оставались на своих местах до последнего момента, так как москвичи, по признанию генерал-губернатора Москвы графа Ф.В. Ростопчина, проводили добровольные ночные дозоры и ревностно следили, чтобы чтимые иконы не покинули город. Только в ночь с 1 на 2 сентября, получив распоряжение императора, епископ Августин их вывез во Владимир10.
Крестные ходы происходили по всем округам. В Пскове, который оказался под угрозой нападения после захвата Полоцка, крестный ход с чудотворной иконой Успения Богоматери совершили иноки Псково-Печерского монастыря 7 октября. В этот же день Полоцк был освобожден. В память об этом событии был сооружен Собор Архистратига Михаила в Псково-Печерской обители.
Все полки русской регулярной армии имели походные иконы. Гвардейские Измайловский и Семеновский полки шли на войну с образом Святой Троицы и Введением Пресвятой Богородицы во храм соответственно. «Великомученик Георгий» был походной иконой гусарского Павлоградского полка. Ахтырская икона Божией Матери — гусарского Ахтырского полка. Прославленный Изюмский гусарский полк имел образ святителя Николая Чудотворца. Гвардейский Павловский полк — благоверного князя Александра Невского. Образ Нерукотворного Спаса был походной иконой пехотного Ревельского полка, стойко сражавшегося в Бородинской битве под начальством генерал-майора А.А. Тучкова. Этот образ генерал-майор оставил на сохранение своей жене Маргарите Михайловне, и он стал одной из первых святынь устроенной Спасо-Бородинской обители. Во имя Спаса Нерукотворного был освящен храм, возведенный на Бородинском поле.
Святыни своих городов и земель несли в поход отряды народного ополчения. Император Александр I пожаловал Московскому ополчению древнюю икону «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», присланную императору 14 июля 1812 года из Троице-Сергиевой лавры митрополитом Платоном (Левшиным)11. Этот образ, написанный на гробовой доске преподобного в 1588 году иноком Евстафием Головковым, сопровождал войска Алексея Михайловича в польском походе, сопутствовал Петру Первому в войне со шведами, впоследствии, во время Первой мировой войны, постоянно находился в ставке Верховного главнокомандующего. В обширной надписи на полях списка начала XX века из Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии передана история этого образа. На выставке также представлена икона конца XVIII века из «Дома иконы на Спиридоновке» (илл. 11).
Торжественный молебен и освящение знамени предшествовало выступлению в поход Санкт-Петербургского ополчения. Митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) благословил 3 сентября первый отряд ополчения иконой Спасителя, второй, выступивший из города 5 сентября, — иконой благоверного князя Александра Невского. На знамени, проект которого был утвержден лично М.И. Кутузовым, был начертан восьмиконечный крест и надпись «Сим победиши».
Новгородское ополчение отправилось в действующую армию со списком древней святыни, не раз спасавшей Новгород от разорения, — иконой Богоматери «Знамение». Костромичи молились перед Феодоровской иконой Богоматери. С образом Богоматери Казанской следовало Нижегородское и Юхновское народное ополчение. Предводитель юхновского дворянства С.Я. Храповицкий по окончании войны пожертвовал этот образ в местный храм Казанской иконы Богоматери. От курских горожан М.14. Кутузову был прислан список с чудотворного образа Богоматери Курской- Коренной, спасшей город в 1612 году во время осады.
Иконой Калужской Богоматери приводил к присяге ополченцев Калуги епископ Евлампий, вручив ее лично генерал-лейтенанту В.Ф. Шепелеву. Покровительству этой иконы приписывалось избавлении города от натиска французской армии и ее отступление на Старую Смоленскую дорогу. В память об этом событии в Калуге был установлен крестный ход, совершавшийся ежегодно 12 октября. Архимандрит Тихвинского монастыря вручил ополчению своего города Тихвинскую икону Богоматери, после войны икона была возвращена в обитель и получила название «Ополченная». В сражении при Березине ополченцам удалось отбить у французов среди других трофеев и похищенную в Москве серебряную ризу Тихвинской иконы.
Список с чудотворной Ченстоховской иконы, широко известной в России также с наименованием «Умягчение злых сердец», был преподнесен генералу Ф.В. Остен-Сакену в 1813 году при освобождении польского монастыря на Ясной горе в знак благодарности за прекращение бомбардировки крепости: бомбардировка была остановлена, так как возникла угроза разрушения собора, в котором хранилась чтимая святыня. Остен-Сакен передал список Кутузову, который, в свою очередь, приказал отправить его в Санкт-Петербург вместе с ключами от Ченстоховской крепости. По повелению Александра, образ был украшен серебряным окладом и поставлен в правом приделе Казанского собора в Санкт-Петербурге12.
Мемориальное значение имеет уникальная икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году» (илл. 45). Созданная в 1831 году, она, согласно надписи на обороте, является первым списком с произведения московского художника Н.Н. Тяпина, который 10 сентября 1812 года лично был свидетелем чудесного явления над пылающей Москвой. Новописанную икону живописец вручил известному духовнику иеромонаху Амфилохию (Константиновичу), и с 1812 года она хранилась в его кельи в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре13.
Надежда ГЕРАСИМЕНКО
Фотографии: Н.В.Бурмин и архивы владельцев.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 102 (декабрь 2012), стр.4