Орден драгоценной короны (Хокансё) был учрежден императорским эдиктом № 1 от 4 января 1888 года и поначалу имел пять степеней. По своему статуту является сугубо женским орденом. Его появление было вызвано необходимостью жаловать наградами императрицу, других членов императорской семьи женского пола, а также «благородных дам, которые оказали исключительные услуги государству». Им могли награждаться и иностранные подданные. По иерархии считается равным ордену Восходящего солнца.
Поскольку высокие степени ордена рассматривались, как правило, в качестве наград для членов монарших семей, придворных и представителей высшей аристократии, в 1896 году количество степеней ордена было увеличено до восьми. Более низкие степени, особенно с шестой по восьмую, вплоть до 1945 года получали в основном нетитулованные лица. Таким образом, появилась возможность более широко поощрять женскую часть населения страны за выдающиеся заслуги достаточно высокими наградами. Этот орден существовал как единственный, который могли получить женщины в Японии, до 1919 года, когда было решено награждать орденом Священного сокровища не только мужчин, но и женщин1.
Так же, как и в случае первого японского ордена, который первым получил император, его жена — императрица Мэйдзи стала первой награжденной женским орденом Драгоценной короны первой степени на Большой ленте. В дальнейшем награждению орденом в этой степени подлежали императорские принцессы (дочери императора) в возрасте 15 лет. Жены кронпринцев, как и последующие императрицы, получали такие ордена после помолвки, а жены других принцев — при бракосочетании.
При учреждении ордена Драгоценной короны японцы также учитывали наличие женских орденов в странах Запада. Формируя свою орденскую группу наградной системы, Япония, не поступаясь традициями, тем не менее, стремилась во всех отношениях обеспечить ее адекватность аналогичным системам зарубежных партнеров в интересах эффективного использования для реализации внешнеполитических целей. Орденом Драгоценной короны первой степени на Большой ленте награждались жены иностранных монархов и других глав государств в порядке протокольных или взаимных награждений.
Внешний вид ордена, композиция и оформление отчетливо подтверждают его предназначение как женской награды. Одновременно его создатели, разрабатывая символику ордена, прочно опирались на японские традиции, историю и мифологию.
В центре знаков ордена на поверхности, имеющей форму медальона, изображен головной убор, который в древние времена надевали императрицы во время весенних празднеств. На медальоне в центре звезды ордена — изображение мифологической птицы Хоо, которая фигурирует в старинных японских легендах2.
Центральный медальон знака ордена Драгоценной короны первой степени окружен двойным рядом из 108 жемчужин. Кроме того, медальон обрамлен ветвями зеленого бамбука на красной эмалевой поверхности. По четырем сторонам медальона имеются изображения гроздьев бело-розовых цветов и зеленых листьев сакуры3. Сам знак изготовлен из золота. Его подвеска представляет собой изображение фиолетовых цветов и зеленых листьев павлонии. Лента через плечо — шириной 88 мм, из муарового шелка, желтого цвета с 8-мм красными полосами, отступающими по 10 мм от каждого края. На уровне бедра лента имеет бант 4
Звезда ордена первой степени — диаметром 67 мм, выпуклая, из позолоченного серебра. В ее центре изображена позолоченная птица Хоо с распростертыми крыльями, расположенная на покрытом голубой эмалью круглом медальоне, который окружен красным кольцом с зелеными бамбуковыми ветвями, а также двойным рядом жемчуга. Звезда имеет пять лучей. Она украшена 120 жемчужинами, а также изображениями розовых цветов и зеленых листьев сакуры между ее лучами5.
Знак ордена с изображением в центре старинного головного убора императриц как бы подтверждает неразрывность связи с императорскими особами давних времен. Мифологическая птица Хоо сулит счастье императорскому роду, ветки бамбука символизируют стойкость и несгибаемость, а цветы сакуры (неофициального символа Японии) — красоту и обновление. Имеются и элементы императорского герба (цветы и листья павлонии).
Подвески знаков ордена со второй по шестую степень имитируют древние фамильные гербы придворных дам, как бы подчеркивая преемственность традиций императорского двора. Все ордена, кроме первой степени, крепятся к ленте в форме банта, что подчеркивает женский характер награды. Являясь женским, орден Драгоценной короны выделяется не только своей красотой, но и достаточно высокой стоимостью изготовления. Знак и звезда ордена первой степени украшены в общей сложности 228 жемчужинами. Периодически высказывались предложения в целях экономии бюджетных средств использовать не настоящий жемчуг, а имитацию. Однако эти предложения были отвергнуты и общепризнанный высокий уровень качества японских орденов был сохранен.
Первыми награжденными орденом Драгоценной короны среди представителей «простого народа» стали в 1895 году медсестры Госпиталя Красного креста М. Такаяма и Я. Ниидзима, прославившиеся своим самоотверженным трудом во время японо-китайской войны 1894—1895 годов. Они получили ордена седьмой степени6.
Иногда орденом Драгоценной короны жаловали в порядке посмертных награждений, в частности, на заключительном этапе участия Японии во Второй мировой войне.
В 1934 году орденом Драгоценной короны первой степени на Большой ленте принц Титибу, брат императора Хирохито, наградил от его имени Вань Жун — императрицу Маньчжоу-Го7.
Среди удостоенных этого ордена после Второй мировой войны — принцессы королевской семьи Великобритании Маргарита и Анна (сестра и дочь королевы Елизаветы II). Орденом Драгоценной короны первой степени на Большой ленте в 1995 году была награждена и бывший премьер-министр Великобритании М. Тэтчер за большой вклад в развитие двусторонних отношений, в частности, за содействие в привлечении крупных японских инвестиций в экономику своей страны.
В результате реформы наградной системы Японии 2002—2003 годов награждения седьмой и восьмой степенями ордена Драгоценной короны было решено прекратить. Каждая из шести сохранившихся степеней получила свое наименование:
первая степень — орден Драгоценной короны на Большой ленте (Хокан дайдзюсё);
вторая степень — орден Драгоценной короны с цветами пиона (Хокан ботансё);
третья степень — орден Драгоценной короны с белой бабочкой (Хокан хакутёсё);
четвертая степень — орден Драгоценной короны с цветами глицинии (Хокан токасё);
пятая степень — орден Драгоценной короны с листьями абрикоса (Хокан кёёсё);
шестая степень — орден Драгоценной короны с сиянием волн (Хокан хакосё).
11 февраля 1937 года императорским эдиктом № 9 был учрежден орден Культуры (Бунка кунсё). Он предназначался для награждения тех, кто внес исключительный вклад в развитие культуры, науки и искусства. До этого их заслуги могли быть отмечены другими орденами, но подобные награждения были относительно немногочисленны.
Таким образом, после учреждения в 1890 году ордена Золотого коршуна японская наградная система впервые пополнилась новым орденом лишь в 1937 году. Отметим, что после этого, вплоть до наших дней, другие ордена в Японии не учреждались. Это свидетельствует о том, что в ходе формирования японской наградной системы в последней четверти XIX века ее орденская группа была сформирована исключительно продуманно и оказалась в состоянии на протяжении многих десятилетий выполнять роль эффективного инструментария, способствующего реализации государственной политики.
Введение в действие ордена Культуры свидетельствовало о том, что японское руководство осознавало необходимость стимулировать развитие государства и нации в сферах науки, культуры и искусства в интересах укрепления статуса мировой державы. Также учреждение этого ордена должно было в определенной степени способствовать успешному решению главных задач агрессивной внешней политики Токио. Япония, уже подчинившая себе значительные территории на материке, замышляла дальнейшую военную экспансию. Руководство страны и военное командование предпринимали активные меры по улучшению технической оснащенности своих вооруженных сил для успешного ведения боевых действий на уровне существовавших тогда требований и условий современной войны. А это вызывало необходимость форсированного развития науки и техники, чему должно было способствовать наличие в орденской группе наградной системы Японии специального инструмента8.
В первых эскизах внешнего вида нового ордена, представленных на рассмотрение императора, одним из главных элементов был цветок сакуры — общепризнанного неофициального символа Японии. Однако император распорядился заменить сакуру на цветок японского мандарина (татибана), символизирующего вечность. Хирохито считал, что образ прекрасных, но быстро опадающих цветов сакуры подходит скорее для наград, предназначенных военным, которые следуют принципам учения Бусидо9. Цветы же японского мандарина, как и сакуры, издавна являются предметом любования японцев. К тому же японский мандарин — вечнозеленое дерево. Поэтому, указал император, для ордена, которым будут награждаться представители различных областей культуры и науки, чья деятельность имеет непреходящее, вечное значение, цветок мандарина — наиболее подобающий символ10 11.
В январе 1937 года пробные экземпляры ордена Культуры были изготовлены на Осакском монетном дворе, 11 февраля, в День основания государства, был обнародован декрет о его учреждении.
В соответствии с указанием императора при разработке внешнего вида знака ордена за основу было взято изображение цветка японского мандарина. Его лепестки покрыты выпуклой белой эмалью, а тычинки цветка воспроизведены как точки на кольце из голубой эмали, которое окружает красный медальон в центральной части орденского знака1 11 8. На медальоне имеются три белые эмалевые каплеобразные фигуры «магатама» (в форме «запятых»), которые олицетворяют легендарные «драгоценные камни» — одно из императорских сокровищ. Считается, что цветок мандарина символизирует гражданскую (то есть не военную) сферу деятельности, а «магатама» — доброту и человеколюбие12.
Подвеска знака ордена выполнена в виде сочетания зеленых листьев и желто-зеленых фруктов японского мандарина. Знак диаметром 66 мм с помощью подвески прикреплен к фиолетовому банту (с розеткой) и шейной лентой из муарового шелка того же цвета шириной 37 мм. Согласно постановлению кабинета министров от 24 февраля 1937 года знак ордена носят на шейной ленте как мужчины, так и женщины13. Длина ленты ордена была установлена таким образом, чтобы у лиц, награжденных также орденами Восходящего солнца или Священного сокровища третьей степени, знаки орденов при одновременном ношении не накладывались друг на друга. Кроме того, размер ленты весьма удобен, когда награжденный носит орден с одеждой японского стиля.
По своему внешнему виду, по четкой простоте формы орден Культуры выделяется среди других японских орденов, которые были учреждены на полвека раньше его в эпоху Мэйдзи. Как считают некоторые японские специалисты, в орденской группе наградной системы Японии в 1937 году появился знак ордена, отражающий стиль XX века.
Орден не имеет степеней, или, иначе говоря, он учрежден лишь в одной степени, так как считается, что классифицировать заслуги в области науки и культуры по степеням было бы неуместно. Кроме того, учитывалось, что в Европе награды аналогичного характера обычно учреждались в одной степени. Сегодня орден Культуры относится к числу наиболее почитаемых в стране наград.
В первый период после учреждения награждение им осуществлялось один раз в 2—3 года. С 1949 года награждение проводится ежегодно и приурочивается к государственному празднику — Дню Культуры, который отмечается 3 ноября14 15 Ордена вручаются премьер-министром в императорском дворце в Токио в присутствии императора. При первом награждении 29 апреля 1937 года (в день рождения императора Хирохито) ордена получили девять человек, при втором им было награждено четыре человека, при третьем — семь человек. В последующем, в том числе и после 1945 года, более семи человек одновременно, как правило, не награждались. Первым кавалером ордена Культуры из числа получивших его в 1937 году считается известный японский ученый-физик Н. Нагаока, о котором современники говорили, что он «может из ртути делать золото»13.
Среди награжденных — выдающиеся ученые, актеры национального театра Кабуки, искусствоведы, писатели, художники, деятели кинематографии, возраст которых, как правило, составлял не менее 60—70 лет. Самым молодым по возрасту на момент награждения этим орденом (1943 г.) остается 36-летний физик-теоретик X. Юкава16.
Ордена Культуры по специальному указу в 1969 году удостоились американские астронавты Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз, которые входили в состав экипажа корабля «Апполо-11», впервые осуществившего высадку человека на Луну.
Олег РОЗАНОВ, Виктор ДЕМИДОВ, Александр ДЕМИДОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 103 (январь-февраль 2013), стр.120