О существовании на юго-востоке Украины каких-либо иконописных центров на сегодняшний день ничего не известно. Вероятно, это обусловлено его географическим расположением. Постоянные погромы кочевников, последний известный нам — в 1737 году, сухие донецкие степи не благоприятствовали возникновению крупных поселений, достаточно сказать, что город Донецк, столица Донбасса, основан в 1869 году.
Тем не менее иконопись существовала, и в основе своей она была народной. Самое первое упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен.
В 1790-м первым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. В 1844-м по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
Начиная со второй половины XIX и до начала XX века происходит возрождение монастыря (илл. 1). Строятся новые корпуса, появляется множество мастерских: столярная, малярная, кузнечная, живописная. В 1879 году начинает работать собственная фотостудия. Число насельников доходило до семисот человек. Святые горы стали центром богомолья не только для южной части России, Дона и Кавказа, но и для северной. Множество паломников заходили по пути из Воронежа в Киев.
Доподлинно известно, что существовала своя небольшая иконописная мастерская. Это подтвердил настоятель
Святогорской лавры архиепископ Арсений во время посещения мною монастырского музея. Изначально образа были привозные. Большинство из них писалось в Киеве, в Киево-Печерской лавре. Считаю, что именно иконы, созданные в Киево-Печерской лавре, послужили образцами для святогорских иконописцев (илл. 2—3). В основном это были небольшие паломнические иконы. Если икона из Киева написана твердой рукой, с четкими каллиграфическими подписями, одежды и престол тонко пробелены золотом, лики писаны уверенно, то ее аналог из Святогорья (илл. 4—5) отличается скорописью и более низким качеством обработки доски. Общее в этих иконах — фон и подписи черным (илл. 6—11).
Очевидно, что под влиянием Святогорья были созданы две иконы, происходящие из Славянска (Донецкая область), находящегося в нескольких десятках километров от монастыря (илл. 12, 13). Объединяет их голубой фон. Монастырь и земли расположены вокруг Северского Донца, бассейна Дона и многочисленных ответвлений, а также так называемых Голубых озер.
Ближе к востоку, к Луганщине, в изобилии встречаются народные иконы с прикладным искусством (илл. 14—16).
Чаще всего эти иконы написаны на щепах, без левкаса; тщательно прописаны только открытые части, одежды намечены только линиями, а иногда и нет. Техника написания всегда масляная. Все это покрывалось тонкими фолежными окладами, украшалось бумажными цветами, подсвечниками и разным декором. Иногда одежды покрывались бархатными тканями, расшитыми искусственным жемчугом и стеклярусом.
Встречаются на Луганщине и другие образцы икон (илл. 17, 18). Обычно у них зеленоватый фон. Села имеют историю в несколько столетий, и иконы уже не столь примитивного письма. А вот ближе к Запорожью, к юго- западу от Донецка, они немного другие (илл. 19, 20). Фон у них преимущественно темно-серый или даже темно- фиолетовый, цвета и тона в основном приглушены, с контрастными высветленными ликами.
Изучение икон юго-востока Украины дает нам возможность увидеть народные корни иконописи и самобытные формы отображения сакрального. Это изучение еще только начинается и тема, безусловно, заслуживает дальнейшего исследования.
Олег ЗЛАНОВИЧ
Все представленные иконы написаны в последней четверти XIX - начале XX века. Из собрания автора.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 103 (январь-февраль 2013), стр.28