Часы, как и любой другой предмет коллекционирования, имеет свою ценность. А любой ценный и пользующийся спросом предмет может быть подделан. В наше время нет смысла подделывать сами часы, так как их стоимость пока невелика, а производство обойдется дорого. А вот из призовых сделать призовые или подарочные часы — другое дело. Стоимость такого товара возрастает в разы.
Наряду с подделками на антикварном рынке присутствуют и так называемые самодельные призовые и наградные часы, которые не надо путать с подделками. Мы определяем поддельные часы как оригинальные, с нанесенным рисунком, прикрепленной накладкой или гравированной надписью, сделанные во второй половине XX — начале XXI века для получения дополнительной прибыли при реализации. Самодельные призовые или подарочные часы — это оригинальные часы, на которых присутствуют те же дополнительные элементы (рисунки, накладки, надписи), выполненные кустарным способом в период награждения по заказу командования или самим награжденным.
Очень тонкая грань лежит между поддельными и самодельными часами. Даже опытные коллекционеры часто расходятся во мнениях при определении подлинности одного и того же предмета. Определение подлинности (или подделки) часов производится при помощи искусствоведческой и технологической экспертиз, методом сравнительного анализа с заведомо подлинными предметами, тщательным изучением способов нанесения рисунков, стиля написания, грамматики и стилистики подарочных надписей.
Самодельные призовые и подарочные часы
Часы с самодельной накладкой
Не все призовые часы, выданные за успехи в военных науках, имели особый рисунок на верхней крышке. Это было связано с различными причинами: сложность заказа для отдаленных гарнизонов империи; длительность исполнения заказа; отсутствие необходимого призового рисунка и т. д. Поэтому приобретались имеющиеся в наличии часы и выдавались награжденному, тем более что в приказе не регламентировалось наличие рисунка на призовых часах. Но для победителя состязаний было не все равно, какие часы носить. Это понимали и командиры, поэтому на часах встречаются накладки с призовой тематикой. Накладки условно можно разделить на изготовленные в ювелирных мастерских1 и кустарным способом.
Вот один из примеров использования часов с дополнительной призовой накладкой. Она была изготовлена в мастерской, где были заказаны часы. Проведенным исследованием было установлено, что под накладкой располагается штампованный рисунок в виде двух перекрещенных винтовок. После доработки в мастерской часы были вручены за знание пулеметного дела, что подтверждается и архивными материалами.
Еще один пример, когда обыкновенные карманные часы были использованы для награждения в состязаниях за отличную стрельбу из винтовки. Но, по-видимому, награжденный сам нашел выход и прикрепил на верхнюю крышку знак «За отличную стрельбу» низшего класса. Знак «За отличную стрельбу» — настоящий штампованный, поэтому современным поддельщикам не имело никакого экономического смысла совмещать его и призовые часы, так как часы и знак по отдельности можно продать дороже, чем одни часы со знаком. Призовая надпись также не вызывает сомнений, корпус часов и знак имеют равномерные следы бытования.
Часы с «самодельным» рисунком
Самодельные рисунки могли наноситься на часы для восстановления утраченных подарочных или призовых часов, для воссоздания боевых эпизодов на памятных часах, для нанесения призового рисунка на обыкновенные часы.
Мы рассматриваем «часы с самодельным рисунком» как обычные часы без призового/наградного рисунка, на верхнюю крышку которых в ювелирной мастерской или кустарным способом нанесли изображение. Такие часы можно рассматривать как некое народное творчество. Но ни в коем случае нельзя относить к подделкам, так как рисунки были изготовлены перед награждением или сразу после получения подарка/приза.
Один из таких примеров — часы с портретом императора Александра II на лицевой стороне и изображением строений на фоне гор — на оборотной. Предположительно, часы изготовлены по заказу одного из сопровождавших императора Александра II во время путешествия в 1871 году по Кавказу взамен утраченного подарка или в память о событии.
Изображение царя изготовлено способом наложения портрета с последующей гравировкой, поэтому оно получилось зеркальным. Часы соответствуют времени правления Александра II; имеют крышки, специально предназначенные для рисунка; рисунки на обеих крышках имеют равномерные следы бытования и соответствуют стилистике того времени.
Зеркальное изображение — один из способов перенести рисунок с фотографии (картинки) на часы непрофессиональным художником. Мастер слегка полировал поверхность часов, затем сверху под углом ставилась картинка. Отображенный на поверхности портрет обводился, в последующем по линиям проходили штихелем. Но при этом рисунок получался зеркальным.
Следующий пример, когда на часах без рисунка в мастерской вручную был выгравирован памятный рисунок в виде кокарды гвардейской артиллерии.
Поддельные призовые и наградные часы
Подделка наградных/призовых рисунков
Как распознать подделку? Как правило, для подделки используют часы малоизвестных фирм (они дешевле, но в последнее время стали использовать для этих целей и дорогие часы), поверхность верхней крышки которых аккуратно подготавливают: убирают старый рисунок или гильоше, полируют, потом вручную гравируют рисунок и/или надпись, а также наводят патину и следы бытования. Но при внимательном рассмотрении через 10-кратное увеличительное стекло у часов с современным рисунком можно увидеть неровные линии, которые всегда останутся при ручной гравировке. Рисунок на подлинных часах, как правило, наносился граверной машиной или штампом, при этом все линии ровные, имеющие одинаковую толщину и, что особенно важно, — глубину.
Если с рисунком на часах все более или менее понятно, то надпись, обозначающая название приза, могла быть отштампована совместно с рисунком, выгравирована машиной вместе с рисунком или же выгравирована вручную уже позднее. Известны каталоги различных фирм, которые выпускали часы с готовыми призовыми рисунками для разных состязаний. Но многие из них не имели названия приза, особенно это касалось часов для кавалерии. Поэтому на такие часы вид состязаний гравировался совместно с призовой надписью вручную.
Подытожим вышесказанное: практически на всех поддельных призовых часах рисунок выгравирован вручную; линии неровные, разной толщины и глубины; на концах линий остаются точки в виде приподнятого металла; линии не доходят до конца рисунка или наезжают друг на друга; в центре рисунка имеется углубление в виде точки (след от циркуля). Еще одним признаком подделки может служить марка часов. Дело в том, что не все марки часов использовались в качестве призовых. Это было связано с тем, что не все швейцарские фирмы работали на российском рынке и не все российские торговые дома заказывали призовые часы.
Каждый в отдельности из перечисленных признаков не гарантирует, что это подделка или самоделка того периода, но по ним можно сформировать мнение о рисунке и часах в целом.
Основываясь на этих примерах, можно оценить объем работы по нанесению вручную таких рисунков. А если надо было выпустить 6000 штук таких часов для армии, то сколько времени и сил надо затратить на рисунки? И какова будет цена таких часов? Неизбежен будет брак I в работе, а рисунки отличаться один от другого. Вот почему практически все призовые часы делались в промышленных масштабах, используя штампованные рисунки. Безусловно, ручная гравировка на призовых часах является первым признаком подделки. Простые серебряные карманные часы сейчас стоят на рынке от 50 до 150 долларов. Если нанести на них призовой рисунок, то такие часы можно продать за 1000—2000 долларов. Арифметика понятна?
Поддельные накладки
Такой способ подделок очень распространен с конца XX века и до наших дней. Выявить подделку бывает очень сложно. Надо смотреть способ и качество изготовления накладок, способы крепления, грамматику и стилистику надписей и еще массу других моментов.
В последнее время фальсификаторы стали более искусно подделывать золотые и серебряные часы из Кабинета Его Императорского Величества — с накладным государственным гербом, вензелями императора или великих князей. Крепят самодельные вензеля и орлов на заклепках и винтах, используют часы из никеля, серебра и золота. Стоимость подобных часов возрастает в разы. Такие подделки можно найти в антикварных магазинах и на аукционах. Их приобретают, как правило, для своих коллекций и подарков малосведущие покупатели. Они искренне верят в то, что купили настоящий раритет.
Накладка в виде государственного герба использовалась на часах довольно часто. Несмотря на то, что накладку изготавливали методом литья, качество ее было очень высоким. Все детали очень хорошо просматривались, тогда как на подделках они всегда нечеткие. Кроме того, оборотная сторона имеет большие отличия: подлинные орлы тонкие, изготовлены в виде контррельефа, и на них имеются следы от припаянных заклепок. Фальшивки всегда имеют гладкую оборотную сторону. А золотая накладка в виде двуглавого орла, кроме описанных выше особенностей, прикреплялась к часам только на золотых винтах, и в орле имеются резьбовые отверстия3.
Еще одна из часто встречаемых поддельных накладок на «призовых» часах — это накладка в виде перекрещенных винтовок с надписью «За отличную стрельбу». Как правило, берут часы малоизвестных швейцарских фирм и на них припаивают накладку, а на внутренней стороне гравируют надпись.
Поддельные надписи
Еще одним способом подделки является нанесение призовой или подарочной надписи. Часы при этом могут быть настоящими призовыми или обычными. Дело в том, что призовые часы с надписью легче продать, чем без надписи. Выявить поддельную надпись сложно, но можно. Для этого необходимо сопоставить много факторов: время изготовления и марка часов; стиль, почерк и качество надписи; наличие грамматических и стилистических ошибок и другие аспекты. Давайте посмотрим на старую работу полковых граверов. Все надписи делались только штихелем. Гравер ведет линию ровно, рука не дрожит, все буквы непрерывно соединены друг с другом. Опытные граверы поступательным движением снимали с поверхности часовой крышки тонкую стружку, при этом глубина и ширина получаемых борозд была практически одинакова во всех словах.
С массовым применением бормашин, искусство гравировки штихелем постепенно сошло на нет. Вот почему современные подделки отличаются от оригинала, и при внимательном изучении надписей можно определить время написания.
Справедливости ради надо отметить, что есть оригинальные надписи, сделанные плохим почерком, и, наоборот, есть современные надписи, сделанные как будто 100 лет назад. В таком случае подделку надо выявлять по совокупности других факторов. Помимо этого, надо учитывать, что оригинальная надпись могла быть сделана разным почерком. Дело в том, что полки очень часто заранее заказывали часы с призовыми надписями (без указания фамилии победителя), а полковые резчики и граверы только дописывали чин, имя и фамилию награждаемого 5. Представляем вам образцы поддельных наградных надписей, часть из которых написана одним почерком, другие — со стилистическими и орфографическими ошибками, а некоторые — просто неумелым гравером.
Компиляция различных элементов часов: корпуса, циферблата, механизма
Иногда фальсификаторы делают сборные часы, в которых зачастую отдельные элементы оригинальные, но все вместе является подделкой.
Поддельные циферблаты
Спрос рождает предложение. Этот закон рынка все быстро усвоили, поэтому сделать из обычных часов необычные можно, просто наклеив на циферблат фотографию царя или членов императорской семьи, что должно, по мнению фальсификаторов, увеличить стоимость часов в несколько раз.
Самый старый и самый сложный способ изготовления рисунка на циферблатах пришел к нам из Европы, где в моде были миниатюрные портреты, которые рисовались вручную на фарфоре и стекле. В то же самое время появились и циферблаты с нарисованными портретами. Это были разовые заказы, и такой способ был неприемлем для изготовления крупной партии портретов на циферблатах ввиду его высокой стоимости. Но с развитием научно-технического прогресса и появлением новых технологий был найден оригинальный способ, при котором рисунок накатывался на пленку (как печать на бумагу). Пленку прикрепляли к стеклу, а затем стекло с рисунком — к отверстию в циферблате, где предусмотрительно оставался центральный круг свободным. Оборотную сторону заклеивали бумагой для предохранения от повреждений. Способ дорогой и применялся лишь в 70-е годы XIX века.
Уже с 80-х годов XIX века для нанесения портретов на циферблаты призовых часов стали применять следующие основные способы:
1. Приклеивание фотографий на циферблат
Как правило, это делали в торговых домах, продающих призовые часы, о чем говорится в их каталогах. В каталоге «Павел Буре» так и написано: «По желанию на циферблатах всех вышеупомянутых часов могут быть помещены, без особой на то платы, по выбору, Портрет Его Величества или Особ Царской Фамилии»7.
2. Нанесение «холодной» и «горячей» деколи
«Горячую» деколь наносили на часовой фабрике при производстве циферблатов, а «холодную» могли нанести и в магазине. Ручная эмаль (надглазурная или подглазурная) на призовых часах никогда не применялась, так как это был ручной труд, который занимал очень много времени, и такие часы стоили бы очень дорого.
Деколь — это переводные картинки, напечатанные с помощью специальных трафаретов на листах гуммированной бумаги специальными красками и закрепленные покровным лаком. При погружении такого листа в воду лаковое пятно и закрепленное на оборотной его стороне изображение «отходят» от гуммированной бумаги, а готовую к работе «переводилку» наносили на циферблат. Затем циферблат помещали в печку («горячую») и нагревали до необходимой температуры. При высоких температурах лаковая пленка сгорает, а находящаяся под ней краска впекается в поверхность изделия. Однородность полученной поверхности позволяет использовать декорированное изделие не один год, не опасаясь, что оно потеряет цвет или изображение сотрется. Но чаще применяли «холодную» деколь: наносили переводную картинку на циферблат, а затем покрывали его лаком.
Современные «мастера» активно пытаются сделать из дешевых часов более дорогие, приклеив фотографию или переводную картинку. К счастью, современные технологии отличаются от старых способов, и при внимательном рассмотрении подделку можно выявить.
Современные сувенирные «призовые» и «наградные» часы (реплики)
Хотелось бы упомянуть еще одну группу современных изделий, имеющих отношение к наградным часам. Какие-то часы можно отличить от подлинных, не обладая специальными знаниями, а какие-то отличить можно, лишь зная историю их создания. В последнее время на рынке появились часы китайского изготовления, среди которых есть и «призовые». Надо отдать должное тому, что эти изделия нельзя назвать подделкой, это сувенирная продукция. На лицевой стороне у таких часов есть призовой рисунок, но в качестве механизма использованы дешевые кварцевые механизмы.
Некоторые швейцарские фирмы сейчас стали выпускать ограниченные партии часов, известных и популярных в конце XIX — начале XX века. Так, известная швейцарская фирма Tissot по случаю своего столетнего юбилея в конце 90-х годов XX века изготовила часы-реплики, известные в начале XX века под названием «Царь»7 8 9. Оригинальные часы имели диаметр 60 мм, были изготовлены из золота с накладками, украшенными эмалями. Часы были сделаны по заказу офицерского собрания лейб- гвардии Волынского полка для вручения переводившимся в другой полк и уходящим на русско-японскую войну офицерам. Оригинальные часы, на основе которых сделали реплику, были подарены капитану Н.И. Гвайте10, о чем свидетельствует вензель. Современные часы изготовлены из золоченого серебра 925-й пробы (стоят современные пробы), девятизначные заводские номера выгравированы машиной.
Современные умельцы воспользовались этим и попытались сами пофантазировать. Скопировали накладки и поставили их на часы начала XX века «Генрих Мозер и К°». Однако оплошность, допущенная швейцарской фирмой в тексте «ОТ ОБЩ. ОФИЦЕРОВЪ Л. ГВ. ВОЛЫНСКАГО ГТ», где буква «Л» оказалась перевернутой, перекочевала и на подделку.
В заключение хотелось бы отметить очень тонкую грань между поддельными, самодельными и подлинными часами. Для установления истины необходимо обладать определенными навыками и знаниями. В архиве авторов имеется около 1000 различных изображений поддельных часов, но мы изложили только основные принципы изготовления подделок. Знание этих принципов окажет значительную помощь коллекционерам и любителям истории и сведет к минимуму возможность быть обманутыми при приобретении наградных часов.
Геннадий МАЗЯРКИН, Владимир ЮДКЕВИЧ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 110 (октябрь 2013), стр. 120