О творчестве франко-фламандского художника Жана-Батиста ВанМура мы уже рассказывали В № 1—2 (январь — февраль, 2007) нашего журнала. (На сей раз автор говорит о влиянии этого художника на европейское искусство, в частности — на прикладное.
Художник-биограф XVIII века Жан-Батист Ван- мур (1671—1737) оставил уникальное наследие — иллюстрированные исторические свидетельства различных аспектов жизни османского общества того времени: как картины бытового, исторического жанра, пейзажи, так и портреты исторических лиц и представителей многонациональной диаспоры Стамбула. Прибыв в 1699 году в столицу империи в свите французского посла маркиза Ферриоля, художник навсегда связал свою жизнь с этой страной. Несмотря на то что и после отъезда маркиза в 1710 году Ванмур продолжал работать, выполняя заказы дипломатических представителей разных стран, именно с именем Ферриоля связана публикация, прославившая художника во всей Европе. По окончании дипломатической миссии посол заказал Ванмуру девяносто девять портретов представителей турецкого двора, а также различных диаспор Стамбула в национальных костюмах (надо заметить, что местонахождение этих портретов, увезенных Ферриолем во Францию, до сих пор неизвестно). На основе этих картин была создана и опубликована коллекция гравюр. Первое ее издание — «Сто гравюр с изображениями различных жителей Леванта, выполненных по картинам, написанным с натуры в период с 1707 по 1708 год по заказу маркиза де Ферриоля...» («Recueil de cent estampes representant diffe rentes nations du Levant tirees sur les Tableaux peints d'apres Nature en 1707 et 1708 par les Ordres de M. de Ferriol Ambassadeur du Roi a la Porte et gravees en 1712 et 1713 par les soins de M. Le Hay») — вышло в 1712 году. Серия имела большой успех. Она была переиздана во Франции в 1714 году, затем в 1715 году (в двух вариантах — коллекция черно-белых гравюр и отдельное издание раскрашенных гравюр). Появились новые издания и переводы на немецкий, английский и итальянский языки, последователи Ванмура стали выпускать копии гравюр.
Коллекция гравюр издания Ферриоля имеет очень большое значение как исторический и этнографический документ. Изображения собраны и представлены в строгой иерархической последовательности. Первая гравюра — изображение султана, затем его жены, членов «дома» султана, обслуживающего персонала, численность которого иногда достигала нескольких тысяч человек. Например, до 1481 года у него было 726 придворных, а ко времени правления Сулеймана Великого — уже 5000 человек. Среди них были и те, кто прислуживал лично султану, — главный евнух; драпировщики тюрбана; мастера по приготовлению турецкого кофе; курьеры султана; слуга, открывающий ему двери; слуга, подающий султану воду для питья и омовения; главный смотритель садов. Вторая часть коллекции гравюр включает изображения многонационального населения столицы. Этнический состав жителей средневекового Стамбула был разнообразным, в городе можно было встретить почти всех представителей Средиземноморья и Ближнего Востока. Большую часть населения составляли турки, самой значительной группой нетурецкого населения были греки, затем — армяне, евреи, албанцы, сербы, валахи, грузины, абхазцы, персы и цыгане. В Стамбуле было немало арабов, преимущественно выходцев из Египта и Сирии. Довольно большой была колония европейцев — итальянцев, французов, голландцев и англичан.
Влияние серии гравюр на европейское искусство, по крайней мере в XVIII веке, было довольно ощутимо. Художники постоянно обращались к ней в поисках достоверных источников изображения турецких костюмов или повседневных сюжетов. К гравюрам обратились и скульпторы фарфоровых фабрик Европы. Первой, выпустившей серию фигурок на основе серии Ферриоля, была фарфоровая мануфактура в Мейсене. В 1731 году скульптор Иоганн Иоахим Кендлер был назначен главным модельером мануфактуры и оставался им до 1763 года. Именно он ввел разнообразные приемы моделировки и типы декора, ставшие характерными для всего европейского художественного фарфора. Благодаря ему это время стало периодом наивысшего расцвета и развития мейсеновской скульптуры малых форм. В 1740 году Кендлер обратился к изданию коллекции гравюр маркиза Ферриоля, а точнее — к его немецкой версии выпуска 1719 года, опубликованной в Нюрнберге Кристофом Вейгелем. В соавторстве с Рейнеке Кендлер создал серию фигурок жителей Ле-ванта — это султанша, молодой знатный турок, венгр, венгерка, болгарин, болгарка, крымский татарин, албанский солдат, перс, персиянка и другие. Ливерпульская фарфоровая фабрика Самюэля Гилбоди в 1754—1761 годах выполнила несколько копий статуэток Кендлера из се- i рии народов Леванта, в частности — султаншу. Итальянская фабрика Доччия тоже заимствовала сюжеты из гравюр Ферриоля: в 1760-х годах скульптор фабрики Гасперо Бруки представил несколько скульптурных групп султана и султанши в форме подсвечников, выполненных в традиционном для фабрики рокайльном стиле, — украшенных раковинами, кораллами и завитками. Фарфоровая мануфактура Клостер-Фейльсдорф, входящая в груп- : пу предприятий Тюрингии, в 1769—1771 годах создала серию фигур «Народ Леванта». К гравюрам Ферриоля об- ; ратились и модельеры фабрики Фридрих Вильгельм Евгений Делль и Пфренгер младший. Среди их изделий — фигурки султана, главного евнуха, слуги, тюремного стража, главного смотрителя садов, садовника, муфтия, верховного судьи, дервиша, знатного молодого турка. К изданию Вейгеля прибегла и мануфактура Фюрстенберг. Такие изделия очень редки, в частности, известна пара фигурок — султан и султанша, выполненная в 1773—1774 годах скульптором Антоном Карлом Луплау. В 1787 году Копенгагенская Королевская фарфоровая фабрика тоже выпустила несколько групповых фигурок, в частности — «Султан с рабом» и «Султанша и ее слуга», сюжет которых основан на гравюрах выпуска Ферриоля.
Такая популярность творчества художника, к сожалению, малоизвестного сегодня, — свидетельство признания Ванмура как основоположника ориентализма, оказавшего большое влияние на европейское искусство, сформировавшего на Западе образ восточного султаната на долгое время.
Ольга НЕФЕДОВА
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал Антиквариат №51 стр.38