ВУСТЕР
Основание фабрики— 1751 год.
Фабрику в Вустере основал в 1751 году врач Джон Уолл вместе с аптекарем Вильямом Дэвисом. Начало ее деятельности отчасти связано с более ранней небольшой фабрикой фарфора, которая появилась в Бристоле в 1750 году. Ведь именно в Бристоле был изобретен новый способ выработки мягкого фарфора, основанный на добавлении к массе минерала стеатита, что повышало его технические качества, главным образом — прочность. Новый фарфор нашел широкое применение в изготовлении столовых и декоративных изделий, которые стали основным продуктом Бристоля. Изделия Бристоля делались по китайским образцам, имитировались их формы и декорирование растительными мотивами.
Джон Уолл оценил прибыль, которую приносило производство нового фарфора, и в 1752 году купил фабрику в Бристоле для компании в Вустере. В Вустер перевезли из Бристоля оборудование и формы, а также приняли на работу часть специалистов-керамиков, знающих новую технологию производства фарфоровой массы. Поэтому изделия Вустера первое время были такими же, как в Бристоле. Вначале у фарфора был серо-желтоватый оттенок, пробивающийся через тонкий слой глазури. Но его технические характеристики были близки к качествам настоящего твердого фарфора. Изделия из Вустера нашли широкий круг покупателей, и фабрика стала быстро развиваться.
Первый этап деятельности (длившийся от основания фабрики до 1783 г.), называемый периодом Уолла, считается самым успешным Правда, Джон Уолл умер еще в 1773 году, но фабрикой стал руководить его компаньон — Дэвис, который сохранял такую же программу. В Вустере выпускали преимущественно столовый фарфор. Форма изделий, особенно кувшинов, сливочников, соусников и блюд, заимствовалась у серебряной посуды эпохи рококо. Преобладало одноцветное подглазурное декорирование в китайском стиле, как правило, в синих тонах. Но использовался и многоцветный декор. Тут главными мотивами были экзотические птицы, насекомые, цветочные композиции, аллегорические фигуры и т. д. Из художников, работавших в Вустере, нам известно имя Джеймса Роджерса — автора двух сохранившихся кувшинов с фигурой женщины, символизирующей Великобританию, и с гербом города Вустера. В период Уолла в производство было введено украшение изделий с помощью техники гравирования на меди. Это была монохромная декорировка в разных оттенках красного, а также в черном и темно-синем цвете. Изобретателем этого способа, вскоре перенятого на других английских фабриках, а потом и на континенте, был график Роберт Хэнкок (1730—1817). Кроме него гравюры на меди для Вустера готовили и другие художники: например, Ричард Холдшин и Джеймс Росс.
В 1783 году, после смерти Дэвиса, фабрику приобрели братья Джозеф и Джон Флайт. Вместо умершего в 1792 году Джона Флайта в компанию вошел Мартин Барр. При фирме «Флайт и Барр» фабрика существовала до 1840 года.
На рубеже XVIII—XIX веков в Вустере стало ощутимо влияние стиля французской фабрики в Севре. На посуде делали цветной фон, а модным цветом была лазурь. Некоторое время помимо посуды изготовляли и фигурки. Среди художников, работавших на фабрике с начала XIX века, выделялся Джеймс Плант.
В 1840 году фабрика перешла в собственность Вальтера Чемберлена и Джона Лили. А с 1852 года хозяином стала компания «Керр и Бинс». С тех пор фабрика стала называться «Королевская компания вустерского фарфора». Предприятие быстро разрасталось, прикупая другие производства, действовавшие в Вустере. По очереди присоединили: в 1840 году — фабрику, основанную в 1783 году Робертом Чемберленом, которая вначале была художественной мастерской, а потом — фабрикой фарфора; в 1889-м — фабрику фарфора Грейнджера, основанную в 1801 году; в 1905-м — фарфоровые мастерские Хэдли, основанные в 1896 году.
Во второй половине XIX века началась индустриализация методов производства, вследствие чего выросли его размеры. Во время Первой мировой войны на фабрике помимо столовой посуды вырабатывали лабораторный и технический фарфор, а с 1931 года и огнеупорные изделия. В военный период фабрику в Вустере опять переключили на производство товаров для промышленности. Столовый фарфор стал составлять лишь небольшую часть продукции и предназначался только на экспорт. В настоящее время фабрика вернулась к традиционному производству высокосортных столовых сервизов, декоративных изделий и фигурок. Сейчас эта компания является единственной из английских фабрик фарфора, основанных в середине XVIII века, которая дожила до нынешнего времени.
ПЛИМУТ - БРИСТОЛЬ - НЬЮ холл
Производство фарфора — с 1768 года.
Английский вариант твердого фарфора был создан только в 1768 году. Изобретателем стал Вильям Кукворти в Плимуте, почти через шестьдесят лет после Тширнхауза и Бётгера Эго стало возможным после открытия в Корнуолле и Дэвоне, в юго-западной Англии, больших залежей каолина; тогда там возникли копи, которые действуют и сейчас, поставляя это сырье, столь ценное для производства керамики.
Кукворти в 1770 году перенес свою фабрику в Бристоль, где с 1750 года существовала фабрика керамики Вильяма Лоудина Три года спустя, когда Кукворти было уже почти семьдесят лет, он продал свою фабрику Ричарду Чемпиону и совсем перестал заниматься коммерцией. Чемпион управлял купленной фабрикой только восемь лет, и в 1781 году он из-за давления со стороны конкурентов и финансовых трудностей был вынужден продать фабрику и патент на производство фарфора группе керамистов из Стаффордшира
В 1781 году новые хозяева перенесли фабрику в Нью- Холл, где работали и другие фабрики фарфора, но они стали производить лишь посуду для повседневного пользования. Может показаться странным, но вначале твердый фарфор не нашел достойного применения в Англии, наверное, из-за того, что первые пробы Кукворти в Плимуте были не такими уж превосходными. Фарфоровая масса, модели и декор не имели больших эстетических качеств. Несколько более высокой оценки заслуживают изделия Чемпиона в бристольский период, особенно большой сервиз, сделанный для Эдмунда Берке, а также две группы фигур — «Континенты» и «Времена года». В Нью-Холле, как уже упоминалось, выпускали исключительно столовую посуду без особых художественных амбиций. В тот период твердый английский фарфор был хуже континентального и не мог быть ни партнером, ни конкурентом.
ШЕЛТОН
В течение XIX века в местности Шелтон появилось несколько фабрик: например, «Риджуэй», «Рэдфорд», «Хит», «Фейр», а также целый ряд акционерных компаний: «Браун и Вестхед и Мур», «Никс и Мей» и так далее.
Что касается художественного уровня их продукции, можно сказать, что он не был очень высоким — они выпускали сервизы среднего стандарта.
Когли
Основание фабрики — 1750 год.
Ликвидация фабрики —1814 год.
Фабрику фарфора, основанную в Когли в 1750-м, купил в 1754 году Галлимор, который в 1772-м передал ее своему зятю Т. Иернерду. В 1775 году его партнером стал Р. Хэнкок, изобретатель техники декорирования с помощью гравюр на меди, и с этих пор все изделия «Когли» украшались таким способом. В 1799 году фабрику купил Джон Роуз, владелец фабрики в Коулпорте. С этого времени фабрика в Когли только формовала и обжигала изделия, которые потом отделывались и расписывались в Коулпорте. Фабрику в Когли закрыли в 1814 году.
КОУЛПОРТ
Основание фабрики — 1796 год.
В 1796 году из маленьких фабрик в Коулпорте Джон Роуз создал еще одну английскую фабрику фарфора, которую в 1799 году объединил с купленной фабрикой в Когли. В 1819-м фабрикой стал управлять известный тогда художник по керамике В. Биллингли, который оставался в Коулпорте до самой своей смерти в 1828 году. Его специальностью были искусно нарисованные цветы, и он украшал ими изделия фабрики.
В 1822—1823 годах фабрика в Коулпорте приобрела формы и оборудование фабрик в Нантпарве и Суонси. В 1841 году, после смерти ее основателя, фабрика перешла к его племяннику Вильяму.
Фирма существует по сей день под названием Coalport China Ltd. (Коулпортский фарфор) и выпускает преимущественно высокосортную столовую посуду.
ЛОНГТОН ХОЛЛ
Основание фабрики — 1750 год.
Ликвидация фабрики— 1760 год.
В 1750—1760 годах в Лонгтон-Холле (Стаффордшир) работала фабрика фарфора, основанная Вильямом Дженкинсоном, которой управлял керамик Вильям Литтлер.
Эта фабрика, проработавшая недолго, выпускала столовый и декоративный фарфор, а также фигурки. Реклама фабрики, помещенная в 1757 году в лондонской газете «Общественная реклама», перечисляет следующие виды изделий фабрики: круглая или овальная посуда с крышкой, главным образом для мясных блюд, миски мелкие и глубокие, кувшины, кружки, ажурные корзиночки для фруктов, чайные, кофейные и десертные сервизы, соусники, изделия в форме дыни или кочана капусты, декоративные изделия, фигурки, вазы с пластическим декором, изображающим цветы и птиц.
Выпускались как чисто белые (без росписи) изделия, так и расписанные одним цветом или несколькими. Продукция Лонгтон-Холла выделялась индивидуальностью в середине XVIII века. В то время небольшие фабрики подражали образцам известных производителей, таких как «Мейсен», «Севр» и т. д. К шедеврам фабрики относится статуэтка, изображающая герцога Брауншвейгского на коне, которая сейчас находится в Британском музее.
Позднее Лонгтон-Холл стал одним из самых главных центров производства английского фарфора. На протяжении двухсот лет и до нынешнего времени там действовало около шестидесяти разных фабрик.
№ 103 стр 76