Всемирная выставка 1889 года в Париже стала границей двух эпох — историзма и Модерна. Молодой, бесконечно талантливый и уже известный стеклодел uj Манси — Эмиль балле — представил публике свои произведения, ставшие символом «прекрасной эпоки» в декоративном искусстве. (В своем творчестве балле выразил обостренное чувство нового стиля, который отныне станет его религией, а стекло, наделенное эмоциональностью, поэтичностью, магнетизмом, превратится в символ ар-нуво.
Искусство стекла эпохи модерна открыло новую страницу в истории мирового стеклоделия. Его V Л— невероятный взлет на рубеже столетий в значительной степени объясняется особым интересом к стеклу в 1860—1870-х годах. Будучи совсем молодым, Эмиль Галле познакомился с творчеством парижских художников, которые своими экспериментами со стеклом революционно изменили отношение к этому материалу. Филипп Жозеф Брокар (Philippe-Joseph Brocard), Жан Огюст (Jean Auguste), Эжен Руссо (Eugene Rousseau, 1827—1890) позволили ощутить магию стекла и открыть мир стеклянных метаморфоз, которыми художник из Нанси был пленен до конца своей жизни. Восхищаясь историческими фантазиями Ж. Брокара, безудержной смелостью Ж. Огюста, безграничной свободой Э. Руссо, Э. Галле вдохновлялся и шел дальше в своих экспериментах, воплощая в стеклянной массе самые смелые художественные замыслы. Все его творчество — это постоянное стремление разгадать природные тайны стекла.
В ранний период своей деятельности Э. Галле работал преимущественно с прозрачным, совершенно бесцветным либо слегка тонированным стеклом (золотисто-дымчатое — стекло цвета топаза, бледно-голубое — стекло лунного света), в формах которого отразились вкусы эпохи историзма. Прозрачное стекло украшалось эмалевой живописью, иногда применялись люстрованные краски и гравировка колесом.
С начала 1880-х годов начинаются бесчисленные эксперименты с цветным многослойным стеклом, которые не прекращаются до его ухода из жизни. При сочетании цветных слоев трудность состояла в подборке коэффициента расширения стекла. Дальнейшая художественная обработка стеклянных предметов базировалась на технике послойного углубленного травления (гравировка кислотой — la gravure а 1’ acide). Для осуществления декорирования накладывался трафарет, а открытая поверхность покрывалась лаком (битум), защищавшим стекло от действия фтористоводородной (плавиковой) кислоты. Рисунок проявлялся либо погружением в кислотную ванну, либо с помощью кисточки. Для подчеркивания деталей применяли резец или металлические колеса разного диаметра (гравировка колесом — la gravure a la roue), а также сочетали травление с росписью мелкорастертыми полихромными эмалевыми красками. При всем многообразии творческих интересов художника именно многослойное стекло принесло Э. Галле мировое признание.
В экспериментах с цветным многослойным стеклом, благодаря оригинальным технологическим разработкам и неизменному пристрастию к флоральной теме, Э. Галле последовательно и настойчиво выразил собственное эстетическое кредо, которое впоследствии определил словами Бодлера: «Красота всегда бывает причудливой». В произведениях Э. Галле флоральные мотивы не превращались в орнамент, они создавали пластику формы, а цветные слои стекла уподоблялись красочной палитре, которая казалась беспредельной. Великая сила маэстрии художника привела к созданию особенного «стиля Галле».
Стремление «окружить мир красотой» реализовалось созданием собственного стекольного предприятия в Нанси, на улице Ла Гаренн (1894 г.). Законы коммерции
потребовали некоторого упрощения экспериментальных методов художественной обработки стекла, но Э. Галле оставался верен себе и постоянно создавал новые серийные проекты. В его понимании художественная модель для промышленного тиражирования должна была выглядеть индивидуально в многовариантном повторении. Стекло Галле, созданное индустриально, стало художественным импульсом для развития заводской продукции нового поколения в европейском стеклоделии.
Творчество Э. Галле, его новации в технологии стекла оказали мощное влияние на художников Лотарингии, сформировали творческую Школу Нанси — ведущую школу французского ар-нуво. Сила художественных идей Э. Галле была столь велика, что на протяжении долгого времени вдохновляла стеклоделов Нанси и Лотарингии. В эпоху модерна стиль Галле вышел за порог фирмы на улице Ла Гаренн, преодолел границы Лотарингии, потеснил национальные традиции крупных стекольных центров Европы и заставил видеть стекло сквозь призму Школы Нанси. Стиль Галле воспринимался адептами по-разному, в зависимости от меры проникновения в его суть, от меры понимания материала и таланта интерпретатора.
Одними из первых, кто вдохновился стилем Галле, оказались стеклоделы завода «Бургун, Шверер и К°. Майзенталь» (Burgun, Schverer & Со. Verreries de Meisenthal/Moselle). Завод был основан в 1711 году мастерами-стекольщиками, к 1830-м годам он становится достаточно известным производителем стекла Лотарингии. С 1880-х годов предприятие «Бургун и Шверер» превращается в крупную фирму, которая изготавливает столовые сервизы, декоративное стекло, предметы в различных исторических стилях — венецианском, восточном, неогре- ческом.
С этим старейшим стекольным заводом семейное предприятие «Галле-Рейнемер» связывали длительные отношения (Шарль Галле — отец Эмиля Галле — владел в Нанси зеркальной мастерской, унаследованной от тестя, и фирмой по изготовлению керамики в Сен-Клемане). Со второй половины XIX века владельцы завода тесно сотрудничают с фирмой Галле, поставляя в Нанси стеклянное «гладьё» для дальнейшей художественной обработки. Позднее в Майзентале выполняют заказы на стеклянные сервизы, изготовленные к сервизам фаянсовым, так называемые «вессель де сервиз» («поезд для сервиза») или «вер ассорти» («подходящее стекло»). Деловые отношения не прекращались до 1890-х годов, несмотря на аннексию этой части Лотарингии после франко-прусской войны 1870—1871 годов. Граница, разделившая французские и прусские территории, не стала препятствием.
В 1866—1867 годах Эмиль Галле поступил на завод в Майзентале волонтером. Поначалу он учился там стекольному делу, затем разрабатывал эскизы серийной продукции для этого производства, а также заказывал стекло для собственной мастерской в Нанси. В 1885 году Эмиль Галле наследовал от отца семейное предприятие и заключил с владельцами завода в Майзентале тайный договор на десять лет, в котором давал обязательства обеспечивать завод достаточным количеством эскизов как для бытовых, так и для роскошных стеклянных изделий. Владельцы завода, в свою очередь, должны были воплощать в жизнь проекты художника из Нанси, применяя гранение, роспись, гравировку и другие методы декорирования, и маркировать их сигнатурой «Galle». Длительные партнерские отношения с Э. Галле сформировали характер продукции завода в Майзентале, по типологии она ближе всего стояла к стеклу Школы Нанси. В 1895 году к Страсбургской выставке, наряду с копиями исторического стекла или их творческой интерпретацией, изготавливается многослойное цветное стекло нового стиля.
Опытные мастера стекольного завода в Майзентале владели всевозможными технологиями художественной обработки, но проектами Галле занимался, преимущественно, Дезире Христиан (1846—1907), точно следуя методике автора. На заводе он появился в качестве волонтера одновременно с Э. Галле, в 1865 году. Долгое совместное сотрудничество двух художников стекла переросло в дружбу. Около 1877 года по инициативе Галле на заводе создается творческая мастерская, которую длительное время возглавлял Д. Христиан. Рядом с Дезире Христианом работал его сын, Арманд Христиан, а также декораторы Иосиф Стенгер и Георг Франкенхаузен. Когда Дезире Христиан в 1896 году покинул фирму, его место занял Эжен Кремер (1867—1941). Он пришел на завод давно, в 1881 году, и поступил в мастерскую проектов и росписи. Пока длился секретный договор с Галле, Кремер привлекался к работе над его проектами как молодой талантливый дизайнер.
В конце XIX века стекло Майзенталя развивается в русле художественных идей Школы Нанси. Тем не менее обращение к флоральной теме поначалу не приобрело всеобъемлющего характера. В декоре ваз продолжают встречаться античные сюжеты, выполненные в технике гравировки колесом, но традиционные приемы сочетались с травлением кислотой в двух- или трехслойном стекле. Рисунок подчеркивался золотом, традиционно использовались также эмалевые краски.
На рубеже веков флоральный орнамент в Майзентале завоевал очевидный приоритет. Выполненный в технике камео с применением послойного травления, он носил откровенно декоративный характер, лишенный глубокого символизма, присущего стеклу Галле, и не претендовал на лепку формы. Художественное впечатление усиливали такие методы обработки, как мартеле с эффектом ковки и патинирование.
Убежденным последователем нового стиля становится Дезире Христиан, который с 1896 года, покинув завод, работает самостоятельно. Христиан обладал яркой творческой индивидуальностью и, несмотря на очевидное влияние Галле, создал собственную манеру художественной обработки стекла. Она не была основана на сочетании нескольких красочных слоев, но позволяла создать ощущение «живописи» в почти монохромной тональности полупрозрачного стекла. Тема флоры в его проектах встречается весьма широко, но трактуется она менее детализировано: цветочные композиции Христиана, в отличие от Галле, лишены чрезмерной сложности и безудержной фантазийности. Нередко декоративный эффект усиливался патинированием, вызывающим мягкое мерцание, а также фактурой поверхности, обработанной в технике мартеле. Его произведения, лишенные безмерного символизма Галле, обладали цельностью и монументальностью.
Около 1900 года Дезире Христиан становится владельцем собственной мастерской. С этого времени он подписывает стекло «Христиан братья и сын» («Christian Freres et Fils»). Его сын Арманд, очень талантливый молодой художник, создавал собственные проекты и выполнял заказы для фабрики «Валлерсталь и Портье» вместе с отцом и дядей, Франсуа Христианом, который был не только прекрасным мастером гравировки и шлифовки, но и декоратором и дизайнером. В художественной обработке стекла использовались разнообразные техники — травление, шлифовка, гравировка, многослойность (в духе Галле). Нередко стекло обрамляли металлической оправой, а также создавались сервизы для стола по индивидуальным рисункам в комплект к художественному фаянсу. С 1895 года получает развитие роспись между слоями стекла — «Entredeux-Glas», разработанная Эженом Кремером. Произведения в этой технике были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. С 1899 по 1906 год Дезире Христиан вместе с членами семейной мастерской участвует в многочисленных выставках не только во Франции, но и за ее пределами: Мюнхене, Турине, Сен-Луисе, Санкт-Петербурге, обретая европейскую известность. После смерти отца Арманд некоторое время сохранял мастерскую, но затем вернулся на завод «Бургун, Шверер и К°».
Значительную роль в оригинальном воплощении художественных идей Школы Нанси сыграл еще один (упомянутый выше) художник фирмы «Бургун, Шверер и К°» — Эжен Кремер (Eugene Kremer, 1867—1941), который в 1896 году занял место Дезире Христиана, покинувшего фирму. Рожденный в Майзентале, он с пятнадцатилетнего возраста трудился в художественной мастерской завода,
создавая авторские эскизы росписи стекла. Своим большим талантом и страстной погруженностью в творчество Э. Кремер завоевал доверие Эмиля Галле и привлекался им к реализации проектов. Будучи опытным мастером, Э. Кремер сделал ряд технических предложений, ярко воплотивших в стекле его художественное воображение.
В 1895 году Эжен Кремер разрабатывает новую технику межслойной росписи, которая стала своего рода визитной карточкой предприятия «Бургун и Шверер» после завершения договора с Э. Галле. Роспись «Entredeux-Glas» позволяла создать иллюзию внутреннего рельефа в сочетании с рельефом внешним, а красочные мазки усиливали живописный эффект. Этот комплексный декоративный прием является очень сложной техникой (сегодня изделия Майзенталя, декорированные в этой технике, пользуются большим успехом у любителей и собирателей стекла эпохи модерна). Трудности состояли прежде всего в недостаточно хорошем качестве эмали и необходимости применения высоких температур. К сожалению, при тепловой обработке стекла нередко появлялись трещины, а также происходило изменение тональности эмалевых красок.
Достижение Эжена Кремера состояло прежде всего в том, что он нашел оптимальное соотношение эмали разных цветов, которое допускало применение высокой температуры и позволяло получить желаемый художественный результат. К сожалению, творческий потенциал Эжена Кремера не был исчерпан, малоизвестным оказалось также имя художника, потому что на его произведениях всегда ставилась заводская марка, но его роль в развитии серийного стекла фирмы «Бургун, Шверер и К°» эпохи
ар-нуво переоценить невозможно. Э. Кремер создал авторскую интерпретацию стиля Э. Галле, навсегда подтвердив своеобразие стекла Майзенталя.
Лотарингия исторически являлась стекольным краем Франции. А на пороге XX века сложилась уникальная ситуация: именно в Нанси образовалось несколько стекольных предприятий, в которых творили талантливые художники, посвятившие свою жизнь стеклу. Они работали в тесном взаимодействии друг с другом и в начале нового столетия завоевали широкое признание не только во Франции, но и за ее пределами. Фирма «Братья Дом и К°. Нанси» (Daum Freres & Cie. Verreries de Nancy) стала одной из самых значительных последователей Галле. Ее история является замечательным примером органичного союза двух единомышленников, братьев, представлявших семейное дело.
В 1878 году нотариус Жан Дом (Jean Daum, 1825— 1885) основал в Нанси фирму по изготовлению стекла. Его родной город Биш после войны 1871 года оказался на прусской территории. Преуспевающий в прошлом юрист, Ж. Дом отказался принять немецкое гражданство, продал собственное дело и покинул город, расположенный на границе Эльзаса. Вместе с большой семьей, в которой было шестеро детей, он перебрался в столицу Лотарингии — Нанси. Здесь Ж. Дом приобрел стеклодувню св. Екатерины (Verreries St. Catharine, основана в 1875 г.), попавшую в долги, и совместно с группой керамистов, из патриотических чувств также покинувших Эльзас, организовал предприятие Verreries de Nancy. Производство специализировалось на изготовлении часовых стекол и посуды для стола. В 1885 году, после смерти отца, его наследники, сыновья — старший Жан Луи Огюст (Daum Jean-Loui-Auguste, 1853— 1909) и младший — Антонен (Daum Antonin, 1864—1930), изменили название предприятия на Daum Freres & Cie. Verreries de Nancy и соединили свои усилия на развитии фирмы. Огюст Дом, юрист по образованию, становится руководителем, Антонен — инженер и художник, входит в семейное дело с 1887 года и занимается художественным направлением фирмы.
Под впечатлением успехов Галле на Всемирной выставке в Париже 1889 года братья Дом сосредоточили свои интересы на изготовлении художественного стекла, несмотря на финансовые трудности, которые преследовали их почти до конца столетия. Уже в 1891 году на фирме организуется ателье (Ateliers d’Art a la Verrerie de Nancy), где концентрируются все творческие усилия предпринимателей. Из этой «мастерской идей» вышли оригинальные техники обработки стекла, которые позволили фирме завоевать успех и международное признание. Уже первые опыты продемонстрировали творческую самостоятельность как в решении форм стекла, так и в цветовой палитре, однако в декоре широко используются растительные мотивы, близкие флоральным темам Галле. В середине 1890-х годов Verreries de Nancy начинает изготовление малосерийной продукции на основе адаптированных для производства приемов художественной обработки стекла.
Руководители семейного дела видели успешное развитие своего предприятия в привлечении к созданию ассортимента лучших мастеров и художников. В 1894—1897 годах стекло проектирует прекрасный рисовальщик и будущий мастер витража Жан Грубер (Jacgues Gruber, 1870—1936). Стипендиат города Нанси, он получил образование в Школе изящных искусств в Париже (мастерская Ж. Моро), в 1894-м вернулся в Нанси и стал разрабатывать проекты стекла для фирмы «Бр. Дом», сотрудничал с Луи Мажорелем, выполняя эскизы для мебели, и с Рене Вине, который занимался книжными переплетами. В 1897 году Ж. Грубер открывает собственное ателье, а с 1900 года занимается исключительно росписью по стеклу и смальтой. С 1908 года Ж. Грубер постоянно выставляется в Салоне художников декоративного искусства, а с 1911 -го — в Салоне французских художников. Активно работая как витражист и декоратор стекла, Ж. Грубер преподает в Школе изящных искусств Нанси.
В 1894 году на фирму был приглашен Анри Берже (Henri Berge, 1870—1937), который получил образование в мастерской скульптора Франсуа-Рауля Ларша и занимался живописью, скульптурой, декором фарфора и стекла. Анри Берже являлся автором большей части моделей для серийной продукции фирмы братьев Дом, так как с 1900 года руководил художественной мастерской. В проектах А. Берже доминировала флоральная тема — лотарингские цветы (ирисы, орхидеи, лилии), популярным мотивом были ветки с ежевикой и смородиной. Из приемов художественной обработки он предпочитал гравировку, часто в комбинации с другими методами. Декоративные композиции по его разработкам не требовали сложного технологического решения, но стекло А. Берже имело коммерческий успех. Его творчество в области стеклоделия было отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1897 году.
Первые попытки получить известность были сделаны фирмой «Бр. Дом» уже в 1889 году, на Всемирной выставке в Париже, но тогда триумф заслужил Эмиль Галле. В 1893 году на выставке в Чикаго братья Дом демонстрируют свои произведения вне конкурса, представляя художественное стекло французского ар-нуво за пределами i Европы. 1897 год стал триумфальным — стекло фирмы «Бр. ■ Дом» получило признание как крупное художественное
явление. Несмотря на успех, владельцы предприятия понимали, что необходимо найти собственное художественное направление в рамках нового стиля. Принимая бесспорное лидерство Галле, братья Дом делают решительные шаги в сторону развития индустриальной продукции, которая должна обладать индивидуальностью и отражать стиль фирмы.
Необходимо подчеркнуть, что до 1900 года техника изготовления стекла на предприятии «Бр. Дом» была близка технике Галле. Не случайно мэтр возмущался, что адепты «стиля Галле» нередко похищали его идеи. Художественная обработка развивалась на соединении цветных слоев стекла (от двух до пяти) в горячем состоянии, с последующим травлением и резьбой в холодном виде, нередко с применением эмалевой росписи. В результате сочетания слоев стекла создавались многообразные цветовые переходы и нюансы, оттенки и контрасты, рельефная структура и богатая текстура, возникал эффект импрессионистической живописи. Природные мотивы декора — цветы, листья, жуки, летучие мыши, обитатели водоемов — в отличие от стекла Галле лишены острого символизма.
В 1900-х годах наряду с традиционными методами в серийное производство внедряются художественные приемы, разработанные в мастерской, среди них — своеобразное обращение к технике мартеле (martele). Постукивание молоточком или специальным резцом — колесом из алмазной крошки — по стеклу с образованием неглубоких ямок создавало фактурную поверхность, усиливая игрой светотени художественный эффект. В 1899 году фирма братьев Дом патентует собственную технику межстеклянной декорации (intercalarie), когда разноцветные слои стекла накладываются друг на друга, а между ними включается живописный или графический декор. Этот прием усиливает впечатление объемности изображения, панорамности, глубины перспективы за счет цветовых нюансов и рельефной структуры. Пейзажи в этой технике, столь любимые в серийных вещах, уподоблены импрессионистической живописи.
В самом начале XX века в мастерской разрабатывается и применяется технология цветной крошки, тоже известная с давнего времени, но обращение с ней на фирме братьев Дом было своеобразным. Мелкую или растертую до состояния пудры стеклянную крошку наносили (распыляли) на стеклянную заготовку, находящуюся в горячем состоянии, — таким образом получали пятнистый слой, который нередко покрывали тонким слоем прозрачного стекла. В 1904 году этот художественный метод был запатентован, и до 1914 года вазы с цветной крошкой стали частью малосерийного ассортимента. Поначалу этот метод использовался для создания завораживающих по цвету декоративных ваз, чаш и т. д., эстетика которых заключалась в лаконичной выразительности формы и цветовой текстуре. Затем прием получил развитие на основе одноцветной стеклянной пудры (мелко растертой крошки), с градацией оттенков, напоминая клубящиеся облака. Они создавали пространственный фон для аппликаций, гравировки, резьбы и травленого декора.
Широко распространяется аппликация с использованием небольших фигурных отливок в виде насекомых, земноводных, цветущих растений, которые соединялись
с корпусом предмета в горячем состоянии. Надо отметить, что все методы художественной обработки используются в совокупности: травление (гравировка кислотой) сочетается с резьбой колесом, аппликацией, техникой мартеле.
На рубеже веков фирма начинает изготавливать осветительные приборы. Поначалу источником света остается масляная лампа, затем используется электричество, которое еще не получило широкого распространения в быту. Работать с электричеством было очень перспективно, и конструкция светильников была проще, чем у масляных ламп. Источник света покрывался колпаком и укреплялся на стеклянной или металлической опоре. Колпаки и абажуры создавались в форме цветков — орхидей, одуванчиков, лилий, опунций. «Нога» чаще всего изготавливалась из металла по проектам Мажореля, с которым фирма братьев Дом успешно сотрудничала. Позже опора почти всегда была стеклянной.
Соперничество в стеклянной индустрии привело Daum Freres & Cie. Verreries de Nancy к развитию новой технологии, получившей название «стеклянное тесто» (pate de verre). В 1906 году на фирму «Бр. Дом» приглашается художник Амальрик Вальтер (Victor Amalric Walter, 1870—1959), который разрабатывал методику использования «стеклянного теста» в условиях фабричного производства применительно к изготовлению серийного ассортимента. Сын художника Севрской мануфактуры, А. Вальтер с 1885 года обучался в Национальной школе керамики Севра, а с 1887 по 1892 год занимался на Севрской мануфактуре декорированием фарфора. В собственной мастерской, которую он устроил 1895 году, А. Вальтер разрабатывает глазурованные покрытия фаянсовых изделий.
С 1900 года молодой художник вместе со своим учителем, Габриэлем Леви, в собственной новой мастерской приступает к работе над технологией моделирования изделий из «стеклянного теста». Вальтер становится автором нового варианта техники «стеклянное тесто», используя в качестве связующего материала для окрашенных стеклянных порошков воду. В результате спекания при высокой температуре полученная полупрозрачная стеклянная масса приобретала матовую поверхность. Для усиления декоративного эффекта в «тесто» добавлялись окислы металлов. В 1903 году А. Вальтер впервые представляет публике свои произведения в технологии «стеклянное тесто».
В Нанси А. Вальтеру предоставляют мастерскую для моделирования стеклянной пасты по проектам разных художников, в том числе и Анри Берже. В ассортименте фирмы «Бр. Дом» появляются самые разнообразные стеклянные предметы, созданные на основе «стеклянного теста», — чаши, бонбоньерки, ларцы, мелкая пластика. Иногда А. Вальтер использует старинную технологию в создании мелкой пластики — «тающий воск» (cire perdue).
Стеклянные пасты позволяли создавать пластически отформованные детали для украшения многослойных стеклянных ваз, соединяя их с корпусом методом аппликации в горячем состоянии. Подобный прием значительно расширял диапазон художественных возможностей, и «стеклянное тесто» становится своего рода фирменным знаком Daum Freres & Cie. Verreries de Nancy.
Усилия, приложенные владельцами фирмы, дали прекрасные результаты, которые позволили творчески воспринять художественные идеи Галле, проявить индивидуальность и найти собственный стиль. Стекло фирмы «Бр. Дом» отражает глубокое проникновение в материал, понимание его неисчерпаемых декоративных возможностей, применение широкого диапазона художественных средств формообразования и декорирования. Серийные изделия, несмотря на производственную адаптацию моделей, по техническому качеству, художественному эффекту, чувству стиля, элегантности стоят на почти недосягаемой высоте.
К младшим современникам Эмиля Галле относятся представители многочисленного семейства Мюллер, которые в течение нескольких лет были тесно связаны с его фирмой. Большая семья Мюллер происходила из Каалхаузена на Мозеле (Kahlhausen/Mosell). Судьба распорядилась так, что в этой фамилии девять братьев и сестра посвятили свою жизнь искусству стекла. Возможно, такое случилось в силу традиций, так как их родная Лотарингия всегда считалась стекольным краем. Деревня, где родились братья, находилась в горах, недалеко от Майзенталя, рядом с одним из старейших заводов Франции — «Стекло и хрусталь Сен-Луи» (Verreries et Cristalleries de St. Louis, Co., основан в 1767 г.). Старшие из них — Эмиль (Emile, 1866), Анри (Henri, 1868), Камилл (Camille, 1869), Жан (Jean, 1872), Огюст (Auguste, 1874) — прошли обучение на этом производстве.
1894 году глава семьи Николас Мюллер, не желая оставаться на аннексированной Пруссией территории, решил обосноваться на Востоке Франции. Вместе с женой и детьми он перебрался в Люневиль (Luneville), близ Нанси. Вскоре двадцатишестилетний Анри, один из старших братьев, был принят на фирму Галле. Он занимался резьбой и гравировкой стекла, выполняя проекты художника, созданные в новом стиле. Несколько позже к Анри присоединились младшие братья, которые профессионально владели методами гравировки и огранки стекла.
Через некоторое время Анри Мюллер стал управляющим на производстве Галле и руководил стекольным цехом, имея право «ассистировать при опытах». Вскоре он был замечен в «коллекционировании» обрывков эксклюзивных технологических записей и даже черепков стекла. Э. Галле жаловался одному из своих друзей, что Мюллер «конечно же, мог усвоить на практике те процессы, которые стоили мне стольких тревог и сомнений». В дальнейшем из этой информации была извлечена очевидная польза, когда братья Мюллер стали работать самостоятельно. Они оказались прилежными учениками Галле, запоминая тонкости новых технологий маэстро стекла.
В 1896 году Анри Мюллер после бурной ссоры оставил фирму Галле в Нанси и продолжил заниматься художественной обработкой стекла в Люневиле, где открыл собственную мастерскую. Стекло для декорирования выдувалось по заказам на заводе «Хинцелин» (Hinzelin), который находился неподалеку от Круамара. В 1898 году к Анри, взявшим руководство фамильным делом в свои руки, присоединились младшие братья, покинувшие Галле, и младшая сестра, а фирма получила название «Братья Мюллер и К°» (Muler Freres & Cio) . В мастерской поначалу использовали роспись, затем гравировку и травление. Расширяя диапазон своей деятельности, братья Мюллер успешно применяли новые технологии, характерные для Школы Нанси, декорируя многослойное стекло флоральным орнаментом, ландшафтами, и, подражая Э. Галле, создавали даже так называемое «говорящее стекло» с поэтическими строками, начертанными на корпусе.
В 1905 году директор завода «Валь-Сен-Ламбер» (основан в 1825 г.) Леон Ледрю пригласил братьев Мюллер — Дезире и Эжена — в Бельгию с целью разработки новых методов декорирования стекла. За три года они предложили более 400 проектов в стиле Школы Нанси, распространяя художественные идеи французского стекла ар-нуво запределы Лотарингии. В 1911 году старший из братьев, Эмиль Мюллер, покидает семейное предприятие, вскоре за ним следуют Камилл, Жан и Огюст. Эжен, который вместе с Дезире работал на заводе «Валь-сен-Ламбер», погиб в 1914 году.
После закономерной приостановки производства во время Первой мировой войны семейная мастерская братьев Мюллер по облагораживанию стекла с 1918 года возобновляет свою деятельность. В 1919-м Анри и Дезире выкупают завод в Круамаре, строят новое здание и расширяют фирму, на которой теперь работают около 400 человек. Вскоре к фамильному делу присоединяются Пьер и Виктор. Заготовки по-прежнему выдуваются в Круамаре, а декорируется в Люневиле.
Братья Мюллер относятся к наиболее талантливым и смелым адептам стиля Галле. Их стеклянные проекты отличались высокой технологичностью художественных приемов, нередко с использованием около семи цветных
слоев стекла с последующей разнообразной декорацией. В стекле фирмы братьев Мюллер восхищает смелый контраст цветосочетаний, экспрессивная стилизация флораль- ных мотивов, композиционная динамика, тончайшая проработка всех деталей в технике гравировки и резьбы. В пейзажах, созданных методом травления (гравировка кислотой), достигалась поразительная глубина, вызывающая впечатление полихромной живописи. Серийный ассортимент фирмы, включая декоративные вазы и осветительные приборы, надолго сохраняет приверженность флоральному модерну Школы Нанси, имея успех даже в 1920-х годах, когда происходит очевидная смена эстетических пристрастий. Братья Мюллер оказались благодатными учениками Эмиля Галле, продолжая развивать его методы работы с многослойным стеклом на протяжении всей деятельности своей фирмы до 1936 года.
Елена ДОЛГИХ
(Продолжение следует)