В период с 1 886 по 1911 год на примере обзора декоративноприкладных предметов из коллекции русского фарфора Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева
С середины XIX века в среде русских художников возрос интерес к освоению таких материалов, как фарфор и керамика. Многие художественные объединения, кружки, общества проявляли интерес к росписям на фарфоре и фаянсе. В 1876 году Илья Ефимович Репин писал В.В. Стасову из Парижа: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах, занятно очень, красиво может выходить, главное ведь какая прочность после обжига в огне...»1 Наиболее известны среди них художественные салоны А.П. Боголюбова в Париже, объединение русских художников конца XIX века в Абрамцеве, кружок М.К. Тенишевой, керамические четверги Е. Поленовой2. О художественных средах, проходивших в доме В.Е. Шмаровина, в специальной литературе упоминаний значительно меньше 3, особенно о керамических работах, выполненных художниками — участниками «Среды».
Из истории творческого объединения московских художников «Среда»
Художественная «Среда», основанная в 1886 году Владимиром Егоровичем Шмаровиным4 (ил. 2), имела свой устав, гимн, учетные книги, документально подтвержденный состав участников. Каждый сезон объединения начинался с протокола, в котором отражались основные организационные правила для всех членов сообщества. Это было место общения художников реалистического направления в живописи, многие из них были членами Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, «Союза русских художников». И.И. Левитан, В.А. Гиляровский, С.И. Ягужинский, К.А. Коровин, С. Иванов, В. Серов, К. Петров-Водкин, братья Васнецовы, Ф.И. Шаляпин, В.Ф. Комиссаржевская, множество других известных и неизвестных нашим современникам людей встречались, обменивались мнениями на вечерах в доме В.Е. Шмаровина. Во время этих встреч художники делали зарисовки с натуры, готовили заранее предметы декоративного направления с росписями. Затем работы выставлялись на продажу, разыгрывались в лотерею, а вырученные средства шли на благотворительные цели и на оплату дружеских ужинов.
Как видно из постановления собрания5 (Приложение 1), списков работ6, протоколов7, деятельность кружка делилась на сезоны, продолжавшиеся в среднем с октября по март каждого года. Каждый очередной сезон начинался с собрания членов кружка, на котором решались и вносились в протокол вопросы, касавшиеся организационной стороны деятельности кружка, такие как дата открытия очередного сезона, количество проводимых за сезон вечеров, условия членства, суммы членских взносов, виды художественных работ, правила оценки исполненных произведений. Финансовой основой существования кружка являлись членские взносы и доход от регулярной продажи работ, выполняемых на вечерах. Личные счета членов кружка регулярно фиксировались и также хранились в документах фонда. Такая форма финансовой организации «Среды» позволяла художникам чувствовать свою независимость и была одной из причин существования объединения в течение нескольких десятилетий. Каждый юбилей «Среды» отмечался с большой торжественностью, выпускались памятные жетоны. В 1911 году кружок отметил 25-летний юбилей своей деятельности (ил. 3). Празднование юбилея было отмечено созданием памятного жетона с выгравированными фамилиями участников общества 1911 года (ил. 4).
В уставе общества, принятом 20 февраля 1912 года, сформулировано основное направление деятельности «Среды»: «Кружок ставит своей целью содействие процветанию чистого и прикладного художества и сближению художников с любителями»^. После революции 1917 года деятельность объединения стала угасать и окончательно прекратилась в 1924 году со смертью его основателя. Все материалы кружка — протоколы, альбомы, собрание рисунков и акварелей В.Е. Шмаровин завещал передать в Третьяковскую галерею. Завещание было исполнено в 1933 году.
Документальные упоминания о художественных работах на фарфоре объединения «Среда»
На основе архивных материалов, хранящихся в РГА- ЛИ (фонд 685), и мемуарной литературы9 можно получить представление о развитии керамического направления в деятельности объединения. В постановлении собрания, относящегося к началу 3-го сезона 1889—1890 годов, обращает на себя внимание пункт 9 — «Рисовать с натуры каждую «Среду»; и хлопоты по этому возложить на членов художников». Это правило выполнялось на протяжении долгого периода существования кружка, в том числе на декоративно-прикладных предметах — на некоторых тарелках из собрания О А. Гордеевой представлены зарисовки с натуры, а также изображения реальных персонажей художественных сред.
Представляет также интерес перечень работ художника А.Ф. Ефимова10, выполненных в феврале 1889 года, среди которых, помимо живописных работ, присутствуют блюдо «Кошка», солонка «Гуси», ковши «Девочка», «Куры», солонки «Рыбаки», «Свинья», чашка «Тетерев», кубышка «Свиньи» (все эти предметы проданы на костюмированных вечерах, организованных кружком). Примером работ этого периода может служить тарелка с зарисовками домашних животных из собрания Е. Антиповой, расписанная художником А.Ф. Ефимовым и датированная 28 марта 1894 года (ил. 5). На обороте имеется надпись: «С.И. Ягу- жинскому. Смотри, чемъ я тарелочку насдобилъ! Все что су мель, все приспособили! А. Ефимовъ» (ил. 6). Из этого можно сделать вывод: практически с начала деятельности кружка художниками расписывались достаточно многообразные формы предметов декоративно-прикладного направления: блюда, тарелки, солонки, чашки, ковши, тарелки.
О постоянном росте популярности художественных работ в области декоративно-прикладного искусства по мере расширения деятельности общества говорят следующие факты. В организационном протоколе собрания общества от 13 октября 1899 года отдельным пунктом 5 выделено решение по работам в декоративно-прикладном направлении: «В программу занятий художниковъ на вече- рахъ «Среда» кроме рисунковъ акварелью, карандашомъ и проч, чисто художественныхъ, включаются также различных работы, изъ области художественной промышленности (индустрш), какъ то: живопись по фарфору, фаянсу, дереву, материямъ, скульптуры, различные про- экты и эскизы мебели, утвари, посуды и проч.». По воспоминаниям современников, в 1904 году «на выставке в пользу санитарных отрядов на фальнем Востоке от «Среды» решили дать расписанные глиняные, деревянные и фарфоровые изделия, имевшие неизменныйуспех. Отдел «Среды» распродал своих вещей на шестьсот один рубль тринадцать копеек. Без всяких отчислений деньги пошли на дальний Восток»^, в 1914 году во время Первой мировой войны на выставке в пользу Иверской общины сестер милосердия помимо рисунков и акварелей было представлено 150 художественных изделий. В 1908 году, на 25-летие литературной деятельности В.А. Гиляровскому члены кружка преподнесли в подарок 12 тарелок с росписями: «Не обессудь, прими еще малое приношение к сему присовокупленное из двенадцати тарелиц состоящее, белой глины глазированных, ребятами нашими размалеванных и в пещи дважды жженных накрепко». Декоративноприкладные предметы, расписанные художниками кружка, были популярны, их дарили знаменитостям, они раскупались любителями, но нахождение большинства из них сегодня неизвестно.
Кроме того, в мемуарах часто встречаются упоминания о фактах использования в быту расписанных художниками предметов ДПИ. Один из известных гостей художественных сред В А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал: «На множестве расписанных художниками тарелок ставится закуска, описанная в меню протокола. Колбасы: жеваная, дегтярная, трафаретная, черепаховая, медвежье ушко с жирком...» Далее он описывает один из вечеров «Среды», на котором присутствовала Вера Федоровна Комиссаржевская: «Ей дарят расписной ларь, ее потчуют с тарелок, расписанных лучшими художниками «Среды», перед нею цветы с пейзажами Соллогуба, Степанова, Клодта, фрукты на блюде, расписаном Леви- таном. Никакие уверения, что оно обожжено и живописи ничего не грозит, не могут успокоить Веру Федоровну.
— фа это кощунство, есть с тарелок, которых коснулась кисть художника, ни в коем случае, — говорит она и перекладывает фрукты в обыкновенную вазу и свою тарелку тоже заменяет..»
Эти и другие свидетельства, характеризуя общую дружественную и непринужденную атмосферу, царившую на вечерах по средам, дают также основание считать, что, используя собственноручно расписанные предметы ДПИ, художники пропагандировали популярные идеи того времени — о важности декоративно-эстетических качеств предметов бытового обихода.
О предметах из Саратовского государственного музея имени А.Н. Радищева
Коллекция тарелок объединения «Среда» в собрании музея имени Радищева несколько выбивается из общей направленности предметов русского и западноевропейского фарфора XVIII — начала XX века, подаренного музею О А. Гордеевой. Данные предметы датируются наиболее ярким периодом деятельности объединения: в основном это 1900—1909 годы, два предмета относятся к 1909 и 1911 годам. Все они представляют гармоничный коллекционный материал, в котором бережно собраны работы разноплановых художников начала XX века. Можно сделать предположение, что к О.А. Гордеевой коллекция поступила целиком. Наиболее поздняя работа, датированная 1911 годом, видимо, косвенно может служить основанием считать, что с этого периода первый владелец собрания по каким-то причинам отдалился от кружка. Личность первого собирателя коллекции остается неизвестной, скорее всего, это частый гость или один из участников «Среды» периода 1900—1911 годов.
В собрании музея представлены работы, расписанные художниками С.И. Ягужинским, И.Г. Гугунавой, А.Н. Дерягиным, А.М. Нечаевым, ММ. Яровым, АС. Степановым, И. Малютиным и другими. В этот период все предметы имеют надпись «Среда». Сюжеты для тарелок весьма разнообразны — пейзажи, портреты, дружеские шаржи и зарисовки рабочих заседаний «сред» с натуры и отражают жизнь общества начала XX века. Белье для тарелок самое различное — с марками завода Корнилова, французских заводов, поддельной Венской мануфактуры, встречаются предметы без клейм. Для росписей использовался любой подручный материал с чистой поверхностью для работы: «В магазине покупали деревянные ложки, миски, блюда, коробки, фарфоровые тарелки, чашки и расписывали их»12. Авторство многих росписей пока не установлено. Все предметы из собрания СГХМ им. А.Н. Радищева, представленные в статье {Приложение 2), публикуются впервые.
Обращает на себя внимание работа С.И. Ягужинского13 1906 года с портретом Н. Богатова14, одного из наиболее деятельных членов кружка. В качестве подложки выбрана тарелка из сервиза с монограммой владельца, золоченый декор борта под надписью «Среда 1909» зачищен. Как и большинство работ, портрет выполнен легко, быстро, в один прием (ил. 7.) Другая работа с росписью С.И. Ягужинского 1900 года — женский портрет в обрамлении лилий. Нежная, сказочная зачарованность наброска напоминает русские сказки и содержит ноты символизма начала XX века. Работу украшает золоченый декор борта в виде цветов (ил. 8).
Зарисовка лесного озера с листьями кувшинок вдоль заболоченного берега и чуть намеченного перспективой леса говорит о высоком техническом мастерстве Д. Мартэна. Точно схвачено несколько заброшенное и унылое состояние уголка русской природы перед дождем (ил. 9). Автором тарелки с портретом, на которой изображен другой активный участник кружка — И.Л. Калмыков15, предположительно, является А.С. Степанов (ил. 10). Дана иллюстрация рабочей обстановки «сред» 1900 года: художник сидит за работой, на листе надпись «Среда». Борт украшен медальонами с пейзажами. Разнообразие сюжетов росписей дополняет удачный, точно схваченный шарж-зарисовка уличной сценки «У ссудной кассы» М.М. Ярового. Рисунок выполнен несколькими беглыми штрихами, роспись монохромная (ил. 11). Работа АЛ4. Нечаева представлена в собрании тарелкой с изображением зимнего пейзажа (ил. 12) без указания года создания. Художник малыми средствами, мастерски используя белое пространство зеркала тарелки и удивительно нежную палитру красок, показал глубину блеклого неба и уходящий вдаль заснеженный зимний лес. Тарелка 1911 года с росписью Ивана Малютина изображает главное событие года — 25-летие деятельности общества, к которому готовились заблаговременно и которое широко отмечалось. Древнегреческая дама в Тунике, вероятно, Афина Паллада, сидя на обычном табурете, в правой руке держит огромную кисть, а в левой — щит с изображением юбилейного значка общества. Изображение, безусловно, юмористическое, грозный вид Афины должен показать ее решимость победоносно встретить и 50-летний юбилей (ил. 13).
В данный момент авторами ведется работа по поиску новых данных, связанных с историей коллекции О А. Гордеевой и художниками творческого объединения «Среда». В музейных и частных собраниях предметы данного объединения встречаются крайне редко, и это несмотря на то, что за почти сорокалетний период существования общества их должно сохраниться немало. К сожалению, нам о них почти ничего не известно. Любая информация по источнику происхождения собрания О А. Гордеевой, а также информация о предметах ДПИ в частных собраниях коллекционеров различных периодов деятельности кружка будет воспринята авторами с интересом и признательностью.
Приложение 1. Текст постановления собрания
Наличным собранием членов, прибывших 27 октября 1889 г., постановлено-.
1. Устроить в течение сезона 1880 с. г. 20 вечеров по средам, начиная с 1 ноября 1889/90 г. последовательно, при составе 30 человек.
2. Утвердить смету о приходе-расходе сумм по устройству вечеров, на нижеследующих основаниях:
Расход:
— на ужин каждого вечера 45 р. 500
— прислуги по 1.50 р. 30
— на покупку художественных материалов, по 2 р. 40
Всего руб. 570 Приход:
С 30 членов, за сезон 20 вечеров по 15 р. 450
% с проданных рисунков 5 %
Плата с гостей 45
Предполагаемый приход 40
Всего руб. 570
3. Взимать с членов-исполнителей 20% с проданных рисунков в счет прихода.
4. Каждый член может вводить гостя за своим ручательством, и ответственность за них лежит на лицах, их представивших.
5. Гость платит 1 рубль, вручая сумму, его представившему.
6. Жены от платы за посещение вечеров освобождаются.
7. Вновь поступающие члены избираются наличным составом членов следующего вечера.
8. Каждый член вносит при открытии вечеров сезона 5 руб., остальные дополнительные суммы взноса подлежат рассмотрению общего собрания.
9. Рисовать с натуры каждую «среду»; и хлопоты по этому возложить на членов художников.
10. Продолжать вечера, если количество состава членов не будет 30-ти.
Подписи под протоколом и списками работ членов общества «Среда» 2—3 сезонов:
С. Жужинский, В. Шмаровин, Н. Шмаровин, Морозов, А. Курбатов, С. Голоушев, А. Ефимов, Н. Богатов и другие.
№ п/п |
Учетные обозначения |
Автор, название, датировка |
Материал, техника, размеры |
1 |
П-2985 (ил. 1) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Автор: С.И. Ягужинский. Роспись: путти в зеленых и голубых рокайлях |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24 см |
2 |
П-2997 (ил. 7) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1909 г. Автор: С.И. Ягужинский. Роспись: в зеркале мужской портрет. По борту зигзагообразная золоченая линия. На борте герб |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24,8 см |
3 |
П-2984 (ил. 8) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Автор: С.И. Ягужинский. В зеркале: полуфигура девушки в белой фате на декоративном фоне из зелени и белых цветов |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24 см |
4 |
П-2989 (ил. 9) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Автор: Д.Э. Мартэн. Роспись полихромная: пейзаж с озером |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24,3 см |
5 |
П-2988 (ил. 10) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Автор: АС. Степанов (?) Роспись: портрет художника в профиль за столом. По борту: ветка зелени и два пейзажа |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24 см |
6 |
П-2987 (ил. 11) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Автор: М.М. Яровой. Роспись: уличная зарисовка. |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24 см |
7 |
П-2992 (ил. 12) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1900 г. Роспись полихромная: зеленый пейзаж с полем и лесом. Подпись: «А. Нечаев» (?) |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 24,3 см |
8 |
П-2996 (ил. 13) |
Тарелка. Из набора «Среда». 1911 г. Автор: И.А. Малютин. Роспись: сидящая Афина в профиль держит щит |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 23,5 см |
9 |
Собрание Е. Антиповой (ил. 5, 6) |
Тарелка с анималистическими зарисовками. 1894 г. Автор: А.Ф. Ефимов. Роспись: сюжеты с домашними животными. На обороте надпись: «С.И. Ягужинскому. Смотри! Чемъ я тарелочку насдобилъ! Все, что сумелъ, все приспособил!.!» |
Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр — 17 см |
Елена АНТИПОВА, Людмила МИХАЙЛОВА Авторы статьи благодарят С. Богомолова, А. Берковича, Е. Спичак, А. Зинштейн, Т. Рагимову за помощь в подборе материалов, а также глубоко признательны сотрудникам Саратовского государственного художественного музея им. А.П. Радищева Л.В. Пашковой, А.Ю. Ашит- ковой, А. Кудрявцевой за участие и советы. |
1 Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. М.: Искусство, 1948. Т. 1. С. 127. 2 Пруслина К.Н. Русская керамика. М.: Наука,1974. С. 50. 3 Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного. М.: Центрполиграф, 2007. С. 234. 4 Владимир Егорович (Георгиевич) Шмаровин (1850-1924), коллекционер, меценат, организатор объединения художников «Среда». 5 Постановление собрания, относящееся к началу 3-го сезона, 1889- 1890 гг. РГАЛИ. Ф. 685. Ед. хр. 3. On. 1. 6 Список рисунков кружка «Среда» 2-го сезона, 1888-1889 гг. РГАЛИ. Ф. 685. Ед. хр. 1. Оп. 1. 7 Протокол от 13 октября 1899 г. РГАЛИ. Ф. 685. Ед. хр. 8. Оп. 1. 8 Киселева Е.Г. «Среды» московских художников. Л.: Художник РСФСР, 1967. С. 72. 9 Там же. 10 Александр Федорович Ефимов, один из старейших членов кружка в период с 1888 по 1896 г. В отчетах о работе кружка перечисляются работы А.Ф. Ефимова, проданные или выигранные в лотерею, с указанием лица, приобретшего работу (например, в январе 1889 г. акварель «Гончие» была выиграна в лотерею бароном Н.А. Клодтом, акварель «Амур», разыгранная в феврале 1889 г. в лоте- |
рею, досталась Степанову). В отчете о работе кружка за 10-й сезон (1896-1897 гг.) упоминается о том, что «кружок почтил в одном из своих вечеров память старейшего своего сочлена и основателя А.Ф. Ефимова и возложил на могилу его венок по подписке». 11 Киселева Е.Г. Указ. соч. С. 67. 12 Там же. С. 26. 13 Сергей Иванович Ягужинский (1862-1947), живописей, график, художник декоративно-прикладного искусства, окончил Центральное Строгановское училище технического рисования (1875-1881), МУЖВЗ (1881-1889). С 1 898 г.-участник выставок. Экспонировался на выставках Московского общества любителей художеств (1898, 1908 гг.), Вятского художественного кружка (1911-1912 гг.). Член и экспонент художественного кружка «Среда» с конца 1880-х, с 1912 г. - член правления общества. 14 Николай Алексеевич Богатов (1854-1935) окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Получил в 1874 г. большую серебряную медаль училища МУЖВЗ. Участник Товарищества передвижных художественных выставок, был незаурядным акварелистом, графиком, членом Общества русских акварелистов, участвовал в выставках. 15 Иван Леонидович Калмыков (1866-1925), художник русской реалистической школы. |