Малахит в антиквариате
Немногие материалы или драгоценные камни обладают такой же привлекательностью, как этот популярный и высоко ценимый природный минерал. Обладая непревзойденным богатством и яркостью, малахит камень глубокого насыщенного зеленого цвета, который украшает многие ценные предметы антиквариата.
Что такое малахит?
Малахит - красивый и редкий природный минерал, который на протяжении всей истории человечества использовался в самых разнообразных декоративных, художественных и культурных целях. Являясь разновидностью карбоната меди (химическая формула Cu2CO3(OH)2 для сравнения!), он встречается в пещерах глубоко под землей, часто над крупными месторождениями медной руды, где условия подходят для его образования в виде скоплений и сталактитов, или, в очень редких случаях, в виде больших масс и кристаллов.
Благодаря насыщенному зеленому цвету и узорам при разрезании оно получило свое название от греческого moloche - разновидности названия растения мальва, листья которого похожи на полосы и узоры на малахитовых минералах.
Многие из древнейших источников малахита с тех пор истощились, и сегодня, хотя он и редок, его чаще всего находят в Африке, Австралии и Соединенных Штатах, в частности в штате Аризона.
Например, в Намибии малахит встречается в виде необычайно крупных кристаллов. Еще одним местом, где исторически добывали малахит, является Россия, в Уральских горах, где его находили в огромных количествах, иногда до 50 тонн за раз.
Открытие и ранняя история малахита, 4000-600 гг. до н. э.
Малахит, благодаря как своей природной красоте, так и расположению месторождений на Ближнем Востоке, добывался с доисторических времен и на заре цивилизации. Это минерал, который обычно образуется над залежами меди и наряду с другими минералами, такими как азурит и кальцит, в пещерах, расположенных глубоко под землей.
Чаще всего он встречается в виде сталактитов и гроздей, но в более редких случаях он может образовываться в виде огромных кристаллов и великолепных больших масс, которые могут быть вытесаны из скалы крупными кусками и срезами.
Археологические находки показывают, что его добывали на Синайском полуострове в Египте и вокруг Суэцкого перешейка еще в 4000 году до нашей эры, а в древности добывали в долине Тимна в Израиле примерно 3000 лет назад.
В Британии его тоже добывали на рудниках Грейт-Орм в Северном Уэльсе примерно в 2000-600 годах до нашей эры. На многих из этих ранних рудников для выплавки меди использовался природный малахит; однако, поскольку медь гораздо более доступна из других источников, с тех пор малахит сохранялся и использовался в основном как декоративный камень, что позволяло поколениям людей с древности ценить его природное великолепие.
Он также использовался для получения зеленого пигмента в красках вплоть до промышленной революции. Только недавно он был заменен искусственно синтезированными карбонатами меди для получения зеленого пигмента в современных красках.
Малахит в древнем мире: Египет, Мексика, Греция и Рим, около 3000 г. до н.э. – 600 лет н.э.
В Древнем Египте считалось, что малахит защищает от зла. Насыщенный зеленый цвет придавал ему огромное символическое значение, и считалось, что он символизирует плодородие и новую жизнь, а сам вечный рай в загробной жизни известен как Малахитовые поля.
Несмотря на это, египтяне редко использовали его в качестве украшения или в сыром виде. Они предпочитали использовать его в качестве краски и часто раскрашивали посмертные маски зеленым цветом, вдохновляясь историей бога растительного мира и подземного царства Осириса. Многие из этих масок сохранили свой необыкновенный цвет, в отличие от изделий, изготовленных даже тысячи лет спустя.
Римляне и греки широко использовали малахит в ювелирных изделиях и амулетах, ассоциируя его с Юноной, царицей богов, и называя ‘павлиньим камнем’.
В то же время в Южной Америке древняя культура майя также ценила малахит, полагая, что он обладает важными духовными свойствами, и посмертная маска Красной королевы, чрезвычайно важной королевской фигуры из Паленке, полностью изготовлена из мозаики из кусочков малахита. Материал ясно передавал идеи исключительного престижа и королевской власти.
По сей день считается, что малахит приносит удачу и полезен для здоровья. Хотя эти эффекты, естественно, остаются недоказанными, драгоценный камень, тем не менее, по-прежнему ассоциируется с процветанием, изобилием, жизнью и духовной мудростью, как это было со времен Древнего Египта.
Малахит в Средние века, эпоху Возрождения и в Европе раннего нового времени
В Средние века, а также в эпоху Возрождения и последующие столетия малахит чаще всего использовался в качестве пигмента в живописи. В Италии эпохи Возрождения он был известен как ‘вердетто делла магна’, или немецкий зеленый цвет. Этот малахит был получен в результате сочетания как добычи полезных ископаемых в традиционном смысле этого слова, так и сбора с водных путей, называемых естественными осадками. Точное местонахождение этого малахита остается неясным, но ученые полагают, что он находился где-то на территории современной Словакии.
Это можно увидеть в произведениях искусства от Джованни Беллини, великого венецианского мастера, до Рафаэля, в таких произведениях, как впечатляющая и чрезвычайно важная Сикстинская Мадонна. Насыщенный зеленый цвет картин сохраняется с разной степенью успешности в зависимости от используемых связующих и смесителей. В работах Беллини, таких как "Агония в саду" Национальной галереи, она, к сожалению, стала коричневой из-за реакции с серой, содержащейся в связующем для яиц, в то время как в работах Рафаэля насыщенный зеленый цвет занавесей и драпировок остался нетронутым, в основном из-за присутствия свинца- белый цвет в смеси красок.
В этот период малахит использовался в небольших амулетах и ювелирных изделиях, особенно для детей. После средневековья и различных разрушительных эпидемий и болезней, охвативших континент, появились верования и суеверия, согласно которым малахит был полезен для здоровья и мог отгонять злых духов.
Еще дальше, в Китае во времена династии Цин, из кристаллов малахита изготавливали небольшие амулеты и изделия, такие как флакончики для нюхательного табака, что более чем на столетие опередило использование малахита в более изысканных изделиях в Европе.
Некоторые из этих изделий украшены красивым сочетанием малахита и азурита, минерала, очень похожего по составу на малахит, но более насыщенного синего цвета. Эти минералы часто встречаются вместе, а в некоторых случаях элегантно перетекают друг в друга.
Тем временем в Европе малахит снова начали использовать в декоративно-прикладном искусстве, преимущественно в качестве облицовки или инкрустации, например, в итальянских изделиях в технике микромозаики и пьетра дура, в том числе в мозаичной мастерской Ватикана в Риме. Многие столовые приборы или предметы декора того времени украшены кольцом или слоем малахита, который придает им чудесный зеленый оттенок.
С тех пор камеи и небольшие амулеты продолжают оставаться популярным материалом для изготовления изделий из малахита, поскольку относительная мягкость камня делает его пригодным для тонкой резьбы и изготовления деталей. Такие образцы можно найти во многих крупных художественных и археологических музеях Западной Европы.
Малахитовый антиквариат в Императорской России, 1750-1917 гг.
К 18 веку многие традиционные и старейшие запасы малахита были истощены, а добыча была доведена до изнеможения. Однако одним из мест, где малахит находили в огромных количествах, был Уральский горный хребет в России. Здесь можно было найти малахитовые глыбы весом в одну и даже в две тонны - феномен, который больше нигде не был обнаружен, и по этой причине царской России была предоставлена исключительная возможность создавать и ваять предметы из малахита так, как ни до, ни после этого не удавалось ни одной другой нации или культуре.
Малахит в антиквариате навсегда останутся связаны с Императорской Россией. Именно при царском дворе в девятнадцатом веке малахит ценился больше всего, и именно здесь из этого прекрасного драгоценного камня изготавливались одни из самых потрясающих изделий.
Коринфские колонны, великолепные вазы классических форм и узоров, целые камины, облицованные малахитом, - вот некоторые из прекрасных экспонатов, которые можно увидеть в таких местах, как Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Действительно, Малахитовая комната в Зимнем дворце, ныне являющаяся частью Эрмитажа, является, пожалуй, самым известным хранилищем малахитового антиквариата и одной из самых известных комнат в российской истории, тесно связанной с покойными царями и Временным правительством России в 1917 году.
Влияние России и растущее использование малахита по всей Европе
Многие из самых лучших малахитовых антикварных изделий - это подлинные русские изделия, такие как пара ваз, которые мы имеем честь хранить в нашей собственной коллекции, или произведения, которые напоминают эти знаменитые оригиналы и передают их ощущение величия и роскоши. Непреходящая ценность малахитовых антикварных изделий заключается в их превосходном дизайне и использовании высококачественного сырья - как малахита, так и позолоченной бронзы, с которой они обычно сочетаются.
Малахитовая комната в Санкт-Петербурге вдохновила другие подобные заведения, как во Франции, в Версале, так и в Мексике, где, как мы уже видели, уже существовала богатая история использования этого драгоценного камня.
Малахитовая комната в Версале во времена Людовика XIV была известна как "Кабинет заката" и была построена специально для него, чтобы уединиться от придворной суеты. Она стала известна как малахитовая комната во времена Наполеона, после того как он использовал ее для хранения нескольких дипломатических подарков, полученных им от царя Александра I.
Эта коллекция русских ваз и урн пополнилась работой Якоба Десмальтера, известного французского мастера, который использовал малахит, что привело к его тесной связи со стилем французского ампира.
Таким образом, использование малахита в декоративно-прикладном искусстве распространилось по всей Европе благодаря таким местам, как Малахитовая комната в Санкт-Петербурге, которую хотели скопировать другие королевские дворы, а также дипломатическим подаркам от царей, особенно от царя Николая I, который подарил большую малахитовую урну в Большом зале приемов в Санкт-Петербурге. Виндзорский замок был подарен королеве Виктории в 1839 году. Это монументальное произведение искусства также оказалось одним из немногих, сохранившихся на месте после пожара 1992 года.
Когда в девятнадцатом веке во Франции начали использовать малахит, стало ясно, что малахит имеет большое сходство с различными французскими античными стилями, от Людовика XVI до стиля ампир и египетского возрождения.
Малахит появляется во французских вазах, часах и предметах мебели периода Людовика XVI, и как таковые эти ранние изделия представляют большую редкость и ценность. Использование и популярность малахита со временем росли, и в девятнадцатом веке во многих изделиях, имитирующих более ранние стили, использовался этот богатый драгоценный камень, придавая более ранним дизайнам и стилям новую жизненную силу и яркость.
Малахит и его применение сегодня
Оригинальный малахитовый антиквариат по-прежнему высоко ценится. Часто проводится различие между оригинальными изделиями, где малахит встречается несколько реже, и более поздними образцами, где малахитовый шпон, например, используется вместо более раннего материала.
В некотором смысле, такое различие лишает привлекательности этот превосходный материал. Ценность антикварного малахита заключается в привлекательности и красоте самого материала, в богатых узорах, кольцах, ободках, которые получаются естественным образом, и в том, как он дополняет и облагораживает дизайн и предметы так, как это не может сделать ни один другой драгоценный камень.
Малахит также является очень популярным материалом в роскошных ювелирных изделиях и для изготовления небольших декоративных предметов, таких как циферблаты часов.
В области дизайна интерьера малахит продолжает использоваться при изготовлении новой мебели как в традиционном, так и в современном стилях, и действительно, материалы и элементы мебели, имитирующие малахит, пользуются большим спросом. Само использование декоративных элементов, имитирующих уникальные изысканные полосы внутри малахита, и сам факт того, что красивые, стильные и блестящие современные облицовки и комнаты отделаны материалами, имитирующими уникальные визуальные эффекты малахита, демонстрируют его непреходящую привлекательность и ценность.
Например, в работах итальянского дизайнера 20-го века Пьеро Форназетти (1913-1988) часто использовались виниры, имитирующие естественный вид малахита. Форназетти создал все - от шкафов и зеркал до обивки мебели - с рисунком из искусственного малахита, который имеет почти металлический отблеск и повторяет более светлый, серебристый оттенок зеленого, который, как правило, отличается большей чистотой и ценностью.
Являясь мостом через столетия и связующим звеном с самых ранних дней развития искусства и производства, малахит - это драгоценный камень с богатой историей, не похожей ни на какую другую. Его темно-зеленые волны и полосы по-прежнему пользуются большим спросом и тиражируются, а антикварные изделия дают уникальную возможность пообщаться с дизайнерами и мастерами прошлых веков.