Богемское стекло: история ценного европейского хрусталя
На протяжении многих столетий, со времен Средневековья, в эпоху Возрождения и барокко, в девятнадцатом веке и до наших дней, богемское стекло считалось одним из самых ценных и самобытных предметов роскоши в Европе.
Идея богемского стекла вызывает разные образы у разных людей. Во-первых, название напоминает о бокалах, изготовленных из эмалированного стекла рубинового цвета, украшенного мотивами лесов Центральной Европы, а во-вторых, о богемском стекле, на котором изображены хукки с портретами персидских принцев или османских беев. Для многих термин "Богемское стекло" ассоциируется с неземными витражами собора Святого Вита в Праге.
Эта деталь прекрасного кубка девятнадцатого века, изготовленная из так называемого рубинового стекла с накладным узором , украшена изящной резьбой с изображениями сцен и мотивов, взятых из древних богемских лесов.
Что такое Богемия и где она находится?
Богемия - историческая страна, которая в настоящее время составляет значительную часть Чешской Республики. Как страна и регион, Богемия имеет долгую и богатую легендами историю.
Богемия была самостоятельным королевством в составе Священной Римской империи с XII века, до этого обладавшим политической властью на протяжении нескольких столетий. В 1526 году этот регион стал королевством в составе Австрийской империи Габсбургов, а в 1620 году, после религиозных потрясений, был понижен до статуса региона в составе обширных владений Габсбургов.
Этот регион оставался неотъемлемой частью Австрийской империи вплоть до начала XX века. Когда последняя распалась после окончания Первой мировой войны, Богемия стала самой западной провинцией новообразованной Республики Чехословакия. После неспокойного двадцатого века в 1993 году Чехословакия распалась на нынешние государства Чешскую Республику и Словакию, а Богемия заняла большую часть центральной и западной частей бывшей республики.
География и производство стекла в Богемии
География Богемии идеально подходит для производства стекла, поскольку природные особенности региона способствуют производству высококачественного продукта.. Мел и поташ широко используются, и когда они смешиваются и используются в процессе производства стекла, в результате получается прочное, блестящее прозрачное, бесцветное стекло. Кремний, вещество, из которого изготавливают стекло, в изобилии присутствует в Богемии, обеспечивая обилие сырья для производства стеклянных изделий.
Стекло, изготовленное с использованием мела и поташа, отличается большей прочностью, чем другие европейские изделия, особенно итальянские аналоги — стекло из Мурано традиционно является основным конкурентом богемского стекла. Уникальное стекло Bohemia позволяет создавать более сложные структурные формы и более замысловатую отделку поверхности. Помимо мела и поташа, Богемия расположена в самом сердце обширных лесов Центральной Европы, которые дают множество материалов для обжига печей, столь важных для производственного процесса.
Эта хукка девятнадцатого века, изготовленная из позолоченного стекла , была произведена для персидского рынка, о чем свидетельствуют портреты двух каджарских царей, а именно Насера ад-Дина Шаха и Мозаффара ад-Дина Шаха.
Древняя традиция богемского стеклоделия (около 1200-1500 гг.)
Богемия имеет давние и прославленные традиции стеклоделия. Хотя есть свидетельства того, что производство стекла происходило в классические времена и в раннем средневековье, стеклоделие стало важной отраслью промышленности в XIII веке. В это время пионерами стеклоделия стали монахи-бенедиктинцы в Лужицких горах, которые производили цветное стекло для использования в местных и региональных монастырских и церковных витражах.
При Карле IV, императоре Священной Римской империи, на протяжении большей части середины XIV века производство оконного стекла процветало: местное стекло использовалось, например, в Пражском Граде и соборе Святого Вита. Карл пригласил венецианских стеклодувов — в то время бесспорных мастеров своего дела — из Мурано в Прагу, чтобы модернизировать бурно развивающуюся промышленность Богемии.
Во времена правления Карла IV местные богемские стеклодувы производили в больших количествах так называемое «лесное стекло», которое имеет зеленый оттенок из-за природных примесей и пузырчатую внутреннюю структуру.
Первые коммерческие стекольные заводы были основаны во время правления Карла IV, а первая настоящая стекольная фабрика — для производства окон и других стеклянных изделий в большем количестве — была основана в Хршибской в 1414 году. В последующие десятилетия стекольная промышленность процветала в Богемии: к началу XVI века в регионе насчитывалось не менее 34 коммерческих фабрик. Этот исключительный рост позволил богемскому стеклу доминировать на европейском рынке в эпоху Возрождения.
Богемское стекло эпохи Возрождения и Высокого Барокко (1500–1750 гг.)
В эпоху Возрождения и Высокого барокко — с XVI века примерно до 1750 года — чешские стеклодувы были ведущими производителями декоративной стеклянной посуды в Европе, создавая неповторимый продукт, который был востребован королями и королевами со всех уголков континента.
Катализатором бурного развития чешского стеклоделия стал император Священной Римской империи Рудольф II, который в 1588 году пригласил итальянского ювелира для создания первой мастерской по огранке драгоценных камней в Праге. После успешного создания чешский мастер по имени Каспар Леманн стал придворным ювелиром императора.
Этот кубок, датируемый 1605 годом, был создан Каспаром Леманном, ведущим мастером своего времени и пионером гравировки по стеклу, который адаптировал инструменты и методы гравировки по драгоценным камням к этому новому материалу.
Леман имеет первостепенное значение для истории богемского стекла, поскольку он был первым человеком со времен античности, который применил инструменты и технику огранки драгоценных камней к стеклу. Компания Lehmann использовала бронзовые и медные диски для гравировки по стеклу, создавая глубокую резьбу и горельеф. Богемское стекло, обладающее непревзойденной прочностью, идеально подходило для этой цели.
Кроме того, Леманн усовершенствовал производство накладного стекла, то есть стекла одного цвета, наложенного на стекло другого цвета и сплавленного вместе в процессе производства. При накладном стекле верхний слой можно удалить гравировкой, тем самым обнажив другой окрашенный слой под ним.
Благодаря инновациям Леманна богемское стекло получило широкую популярность, главным образом потому, что это было единственное стекло, которое можно было резать и гравировать таким способом. На протяжении десятилетий XVII века репутация продукции этого региона росла, и к 1700 году Богемия стала мировым лидером по производству стекла. Именно в это время к чешским изделиям стали применять термин "хрусталь", чтобы отличить их от других европейских аналогов; хрусталь был подходящим прилагательным, поскольку по своим качествам чистое богемское стекло, естественно, напоминало кварцевый камень.
Изделия из богемского стекла стали таким же престижным предметом роскоши, как и ювелирные украшения, и лучшие образцы коллекционировались европейскими королевскими особами. Великолепные люстры из богемского стекла можно было увидеть во дворцах короля Франции Людовика XV, Елизаветы в России и Марии Терезии в Австрии.
В Зеркальном зале Версаля хранятся 43 люстры из богемского стекла, установленные в конце XVIII века во времена правления Людовика XV.
Девятнадцатый век и последующий период (с 1850 по 1950 год)
С окончанием эпохи позднего барокко и зарождением неоклассицизма вкус к изделиям из богемского стекла в Европе угас. Яркие цвета и замысловатые детали богемного стиля не пользовались особой популярностью на континенте, который привык восхищаться сдержанной элегантностью неоклассики.
Однако во второй половине XIX века богемские стеклодувы переживали период возрождения. В условиях все более тесных связей между странами производители стали искать новые процессы и технологии, которые позволяли производить продукцию в больших масштабах, удовлетворяя тем самым растущий спрос потребителей среднего класса.
Изысканные вазы, изготовленные из цветного матового стекла и покрытые эмалью с искусно нарисованными цветочными сюжетами, экспортировались по всему миру; изделия из стекла, украшенные цветными литографиями известных картин, также пользовались популярностью. Однако главным элементом декора оставалась гравюра, а гравированное стекло, богато окрашенное и украшенное абстрактными мотивами и узорами, вдохновленными богемскими пейзажами, продолжало пользоваться популярностью у утонченных коллекционеров.
Но производители не ограничивались вазами и другими чисто декоративными изделиями. Поскольку потребители начали требовать высококачественные товары для повседневных нужд, а производители смогли поддерживать спрос благодаря новым технологиям производства, производители обратили свое внимание на столовые приборы, бокалы и другие предметы домашнего обихода, изготовленные с таким мастерством и тщательностью, которые принесли чешским производителям большой авторитет.
Богемское стекло и рынки Персии и Османской Империи
Пожалуй, самым интригующим событием в производстве богемского стекла в XIX веке стало создание крупного и процветающего экспортного рынка на Востоке. В Персию и Иран попало огромное количество эмалированных стеклянных трубок хукка, графинов, кувшинов и ламп для мечетей, покрытых эмалью и украшенных гравировкой с портретами важных фигур персидской династии Каджаров или сановников Османской империи.
Богемия была чрезвычайно важным центром производства исламского искусства, и изделия богемских мастеров попадали в мечети от Каира до Тегерана.
Этот изящный светильник из эмалированного стекла для мечети был создан около 1910 года в Богемии для покровителя из Каира (изображение предоставлено The Khalili Collections, Лондон).
Богемское стекло и ар-нуво
На рубеже XX века богемские мастера стали ведущими производителями изделий в стиле ар—нуво, или югендстиль, используя ранее усовершенствованные технологии, такие как эмалирование и гравировка, для создания изделий, украшенных природными формами. К 1920-м годам те же самые производители стали пионерами стиля ар-деко.
Эта способность меняться и приспосабливаться к обстоятельствам демонстрирует многогранность и изобретательность чешских производителей. В этот период несколько известных производителей стали именами нарицательными, в том числе Лобмейр, Мозер, Лоец и Кралик. Более того, успех чешских производителей вдохновил других в регионе, послужив толчком к созданию таких фирм, как Swarovski в Австрии.
Компания Moser, создатель этого прекрасного изделия в стиле ар-нуво , является одним из ведущих производителей богемского стекла с момента своего основания в середине девятнадцатого века.
Наследие богемского стекла и хрусталя
От производителей витражей в эпоху позднего средневековья до новаторов в области гравировки на стекле в эпоху Возрождения, ведущих производителей элитной стеклянной посуды в стиле высокого барокко и пионеров ар-нуво, богемские мастера были на переднем крае европейского стеклоделия на протяжении большей части тысячелетия.
В течение двадцатого века, когда Богемия была ключевым регионом Чехословакии, производство высококачественных изделий из стекла продолжалось, и методы и стили, используемые в этот период, часто напоминали ранние моменты долгой истории производства в регионе. Сегодня производство продолжается по-прежнему, хотя изделия из стекла, произведенные в историческом регионе Богемия, часто называют просто чешским хрусталем.
Изделия богемских стеклодувов, будь то гравированные стеклянные вазы, граненые стеклянные фужеры или эмалированные стеклянные хукки, по—прежнему пользуются особой популярностью - как предметы искусства, а также как красивые изделия, которыми можно пользоваться и наслаждаться.