Серебру присущи красота и ценность, что делает его идеальным материалом для изготовления предметов роскоши.
Благодаря своей пластичности, серебру легко придается форма. Его поверхность также может быть обработана перфорацией, гравировкой или дополнениями для создания различных декоративных эффектов. Его можно отполировать до тех пор, пока он не станет белым и не засияет, а можно и покрасить.
После изготовления на серебряные изделия наносится клеймо, подтверждающее их качество и ценность. В ходе этого процесса на серебряные изделия наносится ряд клейм, которые подтверждают чистоту используемого металла и идентифицируют производителя, место и дату изготовления. Таким образом, потребители могут отличить высококачественные изделия из серебра от более дешевых альтернатив, таких как металлические изделия, которые были "посеребрены".
Как изготавливаются изделия из серебра?
На протяжении тысячелетий изделия из серебра изготавливались вручную специально обученными мастерами, известными как серебряники.
Традиционно ювелир использует молоток, чтобы придать листам серебра нужную форму. Поскольку серебро обрабатывается при комнатной температуре, оно затвердевает. Чтобы предотвратить растрескивание изделия, серебро "отжигают" – то есть нагревают, чтобы размягчить его и сделать более податливым. Эта технология обработки металла может быть использована для изготовления различных полых и плоских изделий, таких как миски, кувшины, тарелки, чайники и кофейники и многое другое.
Более сложные формы, такие как ножки, желобки, носики и ручки, отливаются отдельно. Для этого создается форма в форме предмета, в которую затем заливается расплавленное серебро. Серебро застывает, и изделие извлекается.
Затем отдельные части серебряного изделия спаиваются или заклепываются друг к другу. В первом случае две детали соединяются расплавленным металлическим наполнителем, а во втором они фиксируются с помощью заклепок (металлических штифтов или болтов).
Гравюра, изображающая ювелира за работой, использующего технику, схожую с техникой серебряных дел мастера. «Золотодела», 1655 г., Рембрандт ван Рейн, офорт и сухая игла. Музей Метрополитен.
Как декорируется серебро?
Изделия из серебра часто украшают рельефными, барельефными и/или углубленными формами и узорами. Эти две техники часто используются в сочетании друг с другом для создания различных декоративных эффектов. Кроме того, на поверхности серебряного изделия могут быть вырезаны (выгравированы) узоры и оставлены такими, какие они есть, или закрашены, чтобы придать им черный цвет.
Серебряные изделия также могут быть окрашены путем золочения или нанесения эмали. Кроме того, на изделие можно нанести украшения, такие как драгоценные камни или серебряные бусины, чтобы подчеркнуть его красоту.
Ниже приведен список различных способов декорирования серебра.Способы декорирования серебра
Повторное изготовление
Повторное изготовление - это французское слово, которое переводится как "поднятый". При этом способе серебряное изделие помещается лицевой стороной вниз в слой мягкой смолы, чтобы оно принимало на себя удары молотка. Затем мастер по серебру, используя молоток и инструменты для тиснения, обработает тыльную сторону серебряного изделия, тем самым "приподнимая" рельефный декор на лицевой стороне.
Повторное тиснение часто используется для создания фигурок, животных, цветов, листвы, завитков и многих других декоративных форм.
Эта техника создания рельефного орнамента на металлических предметах практиковалась с глубокой древности, и примеры сохранились еще в 3 веке до нашей эры.
Пример работы в стиле репуссе. Большое Блюдо, или Большая Тарелка Вакха, из Милденхоллского клада: клад из 34 римских серебряных монет, датируемых IV веком до нашей эры, найденный в Саффолке в 1940-х годах. Британский музей.
Погоня
Погоня включает в себя метод, аналогичный методу повторного использования, но эффект от этого другой. В этой технике тыльная сторона серебряного изделия помещается в углубление, а лицевая сторона обращена вверх. Чеканка предполагает "вытеснение" (фр. chasser) рисунка с лицевой стороны серебряного листа. Он утоплен в металлическую поверхность, а не выступает из нее, как при повторном использовании.
Как и репуссия, техника чеканки использовалась мастерами по металлу на протяжении многих тысячелетий. Одна из ее форм, называемая "плоской чеканкой", позволяет создавать очень мелкие рельефные украшения и была особенно популярна начиная с 18 века.
Пример чеканной работы. Пара кувшинов для кларета из немецкого серебра и стекла, около 1890 г. Галерея Мейфэр
Инструменты для работы с рельефами
Мастера по серебру используют различные молотки, перфораторы и инструменты для создания различных видов рельефного орнамента.
Основными инструментами, используемыми мастерами по серебру, являются следующие:
Вкладыши, которые имеют тонкие наконечники и используются для выделения контуров и уточнения рисунка.
Строгальные машины: молотки с гладкими плоскими наконечниками, которые используются для обработки больших площадей.
Выпуклые инструменты - это инструменты с закругленными концами, используемые для создания вогнутых или выпуклых рисунков.
Матирующие инструменты, на концах которых вырезаны грубые узоры, предназначены для придания рисунку текстуры.
Это лишь некоторые из множества различных типов инструментов, которые можно использовать для создания рельефных работ.
Гравюра
В отличие от ручной чеканки repousse, когда серебро просто штампуется и ничего не удаляется в процессе, гравировка предполагает соскабливание части поверхности. Мастер использует гравировальный станок, или бурин, с острым металлическим концом V-образной формы, который врезается в металлический лист.
Хотя гравировка использовалась и до этого периода, она широко применялась в Европе, начиная со средневековья. Он использовался для создания гербов, гербовых щитов, надписей и инициалов, которыми украшались доспехи и оружие, ювелирные изделия, религиозные иконы и многое другое.
Гравировка ценилась (и до сих пор ценится) за ее способность достигать высокого уровня детализации.
Пример гравированной работы. Кружка с гравюрой, изображающей сцены пожара в Лондоне и Великой чумы. Британия, 1675/76. Музей Метрополитен.
Чернь
Чернь описывает технику, при которой выгравированные рисунки заполняются черным металлическим составом. Эта жидкость заливается в выгравированные каналы, излишки соскабливаются, а изделие полируется. В результате получаются тонкие черные линии, которые четко выделяются на серебряной поверхности изделия.
В прошлом чернь использовалась для украшения ювелирных изделий, предметов богослужения и домашнего обихода, включая ручки столовых приборов, чашки, пряжки для ремней и шкатулки.
Чернь (металлические изделия, украшенные чернью) производились древними римлянами, а некоторые английские образцы, датируемые 9 веком нашей эры, хранятся в Британском музее. Эта техника была возрождена в Италии в эпоху Возрождения, наиболее известными из которых были флорентийские граверы Мазо Финигерра (1426-1464) и Антонио дель Поллайоло (1429/33-1498).
В России и некоторых странах Ближнего Востока техника черни использовалась с давних времен. Россия особенно известна своим производством черни, которое началось в 10-13 веках. Эта техника была возрождена в России в конце 18 века, особенно в Туле. Действительно, чернь стала широко известна в России как "тульская работа" из-за своей популярности там.
Пример оформления чернью. Русское серебро, чернь, шкатулка, около 1780 г. Метрополитен-музей.
Рельефная гравировка
При использовании метода рельефной гравировки гравировальный инструмент полируется перед нанесением рисунка на поверхность серебряного изделия. Рисунок, созданный с помощью полированного инструмента, будет отражать свет, создавая впечатление яркости.
Эта техника была популярна среди мастеров по серебру, работавших в неоклассическом стиле в 18-19 веках. Это видно, например, в работах семьи Бейтман (англ., основана около 1773 г.), Пола Сторра (англ., 1771-1844) и Пола Ревира (американца, 1734-1818).
Американский серебряный мастер Пол Ревер с серебряным чайником и инструментами для гравировки. Портрет Пола Ревера работы Джона Синглтона Копли, 1768 год, холст, масло. Галерея Кэролин А. и Питера С. Линча.
Окрашивание
Еще один способ, которым мастера-ювелиры украшают серебряные изделия, - это окрашивание их, частично или полностью. Это часто делается с помощью золочения или эмалирования.
Серебро-позолота
Серебряная позолота, также известная как "червонец", - это нанесение сусального золота на серебряный предмет. После позолоты предмет выглядит так, как будто он изготовлен из чистого золота.
Позолоченное серебро ценится за то, что оно намного дешевле и весит намного меньше, чем золото. По этой причине многие важные предметы одежды, такие как королевские драгоценности и медали, изготавливаются из позолоченного серебра. При золочении серебра также уменьшается необходимость в чистке и полировке, поскольку слой золота (который обладает меньшей реакционной способностью, чем серебро) действует как защитный барьер для серебра, находящегося под ним.
Корона, использованная на коронации Наполеона I в 1804 году как императора Франции, была изготовлена из драгоценного позолоченного серебра. Он украшен камеями, инталиями, бархатом и вышивкой. Лувр, Париж.
Мастера по металлу в Европе и Азии с древних времен позолачивали серебряные изделия. Наиболее распространенными методами являются золочение ртутью и электролиз. Более подробную информацию о золочении смотрите в нашем блоге на ormolu (позолоченная бронза).
Эмаль
Пример эмалированного серебра. Реликварий Фиески Моргана Ставротека, начало IX века . Позолоченное серебро, золото, перегородчатая эмаль и чернь. Музей Метрополитен.
Эмаль - это цветное вещество, которое изготавливается из стекла. Его можно наносить на серебряные изделия для придания им цветового разнообразия и текстуры.
В процессе эмалирования эмаль наносится в виде стекловидной глазури на поверхность серебряного изделия и расплавляется при сильном нагреве.
Основными видами эмалевых изделий являются "шамплеве", "перегородчатая эмаль", "гильоширование" (также называемое "машинная обработка"), "плик-а-жур" и "бас-тай". В нашем блоге, посвященном эмали, эти техники рассматриваются более подробно.
Изделия из эмали создавались по всему миру с античных времен, а ювелирные изделия и другие образцы сохранились с 13-11 веков до нашей эры.
Обработка камня
Цвет серебру также можно придать с помощью драгоценных или полудрагоценных камней в виде кабошонов (то есть куполообразных форм) или граненых форм.
Камни, которые исторически использовались для украшения серебра, включают бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и агаты. Эти камни могут быть закреплены металлическими проволоками, припаянными к предмету, зажатыми между металлическими полосками или вставленными в отверстия, проделанные в поверхности металла.
Серебряные украшения часто украшают драгоценными камнями, но серебряные предметы декоративно-прикладного искусства также могут быть украшены подобным образом. Эти техники практикуются тысячи лет во всех уголках мира.
Филигрань
Серебряные украшения и мелкие предметы часто украшаются кружевными ажурными узорами, которые образуются путем скручивания и переплетения тонких серебряных проволок. Эта декоративная техника, известная как филигрань, используется с глубокой древности.
Бисероплетение
Нити серебряных бусин (‘бисероплетение’) также можно приклеивать к серебряным изделиям для украшения. Бисероплетение часто используется для оформления краев предметов, таких как контуры ручек, ободков посуды, крышек или ножек. Его часто можно увидеть на неоклассическом столовом серебре 18-го века.
Какие штампованные знаки вы находите на серебре?
Клеймо на серебре
В средние века мастера начали комбинировать серебро ("сплавлять") с другими металлами, чтобы сделать его более твердым и долговечным. В ответ на это появилась система "клеймения", позволяющая отличать изделия из серебра хорошего и низкого качества. Клеймение было изобретено в 13 веке во Франции и вскоре было подхвачено другими странами.
Согласно этой системе, серебро маркируется различными символами, которые рассказывают потребителю о предмете несколько вещей. Эти метки используются для подтверждения того, что предмет содержит высокий процент серебра (по сравнению с другими металлами), идентификации изготовителя серебра или компании, которая его изготовила, а также для указания места и даты его изготовления.
Метка пробирщика
‘Клеймо пробирщика" - это клеймо, которое подтверждает качество серебра, использованного для изготовления изделия. Например, если изделие изготовлено из чистого серебра, на нем будет нанесена официальная маркировка, гарантирующая, что оно изготовлено на 92,5% из серебра и на 7,5% из какого-либо другого металла, обычно меди.
Эти метки выдаются пробирными бюро, которые были созданы в средние века для определения чистоты драгоценных металлов. Метка пробирщика гарантирует потребителю ценность изделия.
Знак происхождения
Штамп "знак происхождения" указывает на местонахождение пробирного бюро, в котором было проверено серебряное изделие.
Буква с датой
На поверхности серебряного изделия часто выбивают одну букву, чтобы указать год, в котором оно было проверено. Хотя в циклах используются одни и те же буквы, они отличаются друг от друга шрифтом, размером и формой профиля, в который они помещены.
Знак производителя
Первоначально клеймо на маркере было символом, но начиная с 15-го века оно приобрело форму инициалов серебряных дел мастера. Инициалы часто помещаются на щиток. Чтобы отличить изготовителей с одинаковыми инициалами, используются разные шрифты и формы профиля.
Другие знаки, обнаруженные на британском столовом серебре
На серебре иногда изображена голова монарха. Это было введено в конце 18 века для обозначения того, что пошлина (налоговый платеж) за изделие была уплачена.
Памятные знаки, отмечающие особые даты, иногда также встречаются на изделиях из серебра. Например, марка была создана в честь коронации королевы Елизаветы II в 1953 году.
На серебряные изделия также могут быть нанесены импортные марки. Они были введены в 19 веке, чтобы показать, что изделие иностранного производства.
Иногда на изделии из серебра можно увидеть клеймо определенного подмастерья (внештатного мастера по серебру). Подмастерья часто работали бок о бок с мастерами или в крупных мастерских, и им ежедневно платилиaза выполненную работу. Поэтому было важно иметь возможность идентифицировать изделия, которые они изготовили, по большому объему выполненной работы. Знак подмастерья часто представляет собой маленький символ рядом с клеймом изготовителя.
На этой фотографии серебряного подноса представлен полный набор клейм. Их можно прочитать слева направо следующим образом:
Буква "TWD" в шестиугольнике - это клеймо изготовителя серебряных изделий "Добсон и сыновья" (англ., основана в 1877 году).
Символ льва passant (идущий) - это клеймо британского пробирщика, указывающее на то, что изделие изготовлено из чистого серебра.
Голова леопарда - это клеймо Лондона, где было произведено пробирное исследование.
Заглавная буква "S" на щитке - это буква-дата, обозначающая 1893 год, когда были проведены соревнования по подносу.
Современные отличительные знаки
Сегодня на серебряные изделия наносятся некоторые, но не все, традиционные клейма. На них, как правило, ставится клеймо пробирного бюро, клеймо патрона или изготовителя, а также пробный знак (например, номер 925, если изделие изготовлено из чистого серебра).
Фирменные знаки помогают нам понять и оценить, как много работы затрачивается на обеспечение оборота и непрерывного производства высококачественных изделий из серебра. Точно так же, узнав о традиционных техниках, используемых серебряными мастерами для ручной работы и украшения предметов, - все это требует времени, усилий и мастерства, — можно понять, почему антикварное серебро считается таким ценным.