О чем могут рассказать вам марки фарфора KPM
Набор из 4 ажурных тарелок KPM, покрытых мягкой пастообразной краской (деталь), 1919 год.
KPM, чрезвычайно успешный производитель фарфора, работающий в бизнесе уже более 250 лет, специализируется на производстве высококачественных предметов декоративно-прикладного искусства. Благодаря своей долгой истории, сегодня на рынке представлено множество фарфоровых изделий KPM, которые отражают стилистические сдвиги и культурные влияния, определявшие долгую историю мастерства компании. Эти работы также ценятся за их связи с прусской королевской семьей и немецким государством, а также за их сильный акцент на качестве и дизайне ручной работы.
Доктор Ингрид Гильгенманн, специалист по декоративному искусству немецкого аукционного дома Lempertz, говорит: “За последние 100 лет KPM специализировалась на современных формах; очень хорошие дизайнеры. В результате получаются привлекательные классические формы сосудов, которые легко распознать, и необычные цвета.”
История фарфора KPM
KPM - это аббревиатура от Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin, что переводится как “Королевская фарфоровая фабрика в Берлине”. Компания была основана в 1763 году Фридрихом II Прусским, который купил фабрику у ее предыдущего владельца, Иоганна Эрнста Гоцковски, после ее банкротства. Фридрих II очень восхищался “белым золотом” фабрики, разновидностью фарфора, настолько тонкого и полупрозрачного, что он точно отражал высококачественный фарфор, производимый в Китае. Он вложил в компанию крупные суммы денег и разрешил ей использовать королевский скипетр в качестве эмблемы. Он также заказал для своего дворца множество фарфоровых изделий KPM в стиле рококо.
Королевское начало
С момента основания компании в 1763 году до отречения императора Вильгельма II в 1918 году KPM принадлежала семи королям и императорам. Фарфор KPM, изготовленный в этот период, отражает не только моду того времени, но и вкус прусской королевской семьи. Технический прогресс в 1860-х годах привел ко все более современным способам производства и дизайна, но, несмотря на это, KPM продолжала ценить мастерство, и художники KPM уделяли время и заботу созданию уникальных предметов ручной работы.
Берлинская фарфоровая табличка KPM с изображением королевской семьи.
Немецкое государство начало управлять компанией в 1918 году, поддерживая ее традиции и осуществляя надзор за производством современных изделий и статуэток. В 2006 году берлинский банкир Йорг Вольтманн получил полный контроль над KPM в качестве ее единственного акционера, фактически приватизировав историческую компанию. С тех пор торговые галереи KPM открылись по всей Германии, и международный рынок фарфора KPM процветал.
Стили фарфора KPM
Рококо (начало -середина 18 века)
Название рококо происходит от французского слова “rocaille”, означающего “раковина” или “скала”. Эстетика рококо впервые стала популярной во Франции в начале-середине 18 века, когда наблюдался толчок к асимметричному, свободно струящемуся дизайну. Фридрих II был большим поклонником этого стиля и заказал множество работ KPM с целью их демонстрации в своем дворце. В частности, он потребовал от художников KPM изготовить обеденные сервизы, соответствующие его экстравагантным интерьерам, а также преподнес обеденные сервизы в качестве дипломатических подарков.
Большое блюдо из берлинского фарфора KPM, изготовленное для Берлинского дворца в 1768 году.
Неоклассический (конец 18 века)
В конце 18 века, под руководством Фридриха Вильгельма II, художники КПМ наслаждались стилистическими изменениями, возникшими вместе с неоклассическим движением. Вдохновленный недавними открытиями древнегреческих, римских и египетских артефактов, неоклассический фарфор вдохновлен классическим дизайном и “чистыми формами”. Вазы, в частности, ценились за их визуальную связь с древней керамикой; однако художники KPM также в полной мере использовали достижения неоклассицизма в живописи, применяя высокодетализированные пейзажи, городские пейзажи и морские пейзажи к фарфоровым изделиям.
Берлинская фарфоровая чашка с блюдцем в неоклассическом стиле KPM, 1795 год.
Модерн (19 век)
На протяжении 19 века KPM создавала новые модные дизайны, продолжая выпускать популярные изделия в стиле рококо и неоклассицизма. К этому времени компания, финансируемая королевской семьей, была хорошо известна по всей Европе и привлекала внимание социальной элиты. В 1878 году КПМ открыла Химико-технический институт, посвященный изучению фарфора. Это позволило художникам KPM создавать инновационные работы, используя новые глазури и цвета. Эти технологические разработки совпали с формирующимся стилем ар-нуво (“Новое искусство”), который ценил мастерство ручной работы и органические, но в то же время роскошные формы. Гильгенманн говорит: “Многие мануфактуры больше не знают, как они красили и золочили в конце 19 века – настолько экспериментальной была глазурь”.
Небольшой поднос KPM с нарисованными видами, около 1875 года.
Баухаус (20 век)
В начале 20-го века стиль Баухауз оказал большое влияние на производство фарфора KPM. Этот стиль, который переводится как “школа строительства”, подчеркивал важность художественного (“строительного”) процесса и отдавал предпочтение хорошо выполненным, но упрощенным формам. Художники KPM адаптировали свои объекты, чтобы отразить эти изменения, создавая обеденные сервизы с гладкими, отполированными поверхностями, функциональными формами и минимальным декором. В отличие от изделий в стиле рококо, неоклассики и ар-нуво, фарфор Баухауз выглядит урезанным и минималистичным.
КПМ, 4 фарфоровые вазы различной формы, Германия, 1962-1992.
Фарфоровые марки KPM
С момента основания компании в 1763 году компания использовала ряд ключевых обозначений и символов на нижней части фарфоровых изделий. Сегодня эта маркировка помогает специалистам идентифицировать конкретные периоды в истории компании. Ознакомьтесь с приведенной ниже временной шкалой, чтобы увидеть, как со временем эволюционировали марки фарфора KPM.
Начиная с 1962 года марки KPM стали более современными, на них часто изображались буквы “KPM” и название места, указывающее, где был изготовлен предмет. Например, изделие, изготовленное в Берлине в 1980-х годах, может иметь следующую маркировку: “ROYAL PORZELLAN KPM ГЕРМАНИЯ”.
Фарфоровые марки KPM: На что обратить внимание
Когда дело доходит до определения того, является ли изделие подлинным фарфором KPM или нет, Гильгенманн рекомендует коллекционерам проконсультироваться со специалистом. Она отмечает, что самый простой способ подделать фарфор KPM - это скопировать марку, поэтому коллекционерам особенно важно знать, на что обращать внимание. - Возьми любой фарфор и нарисуй на нем метку. Ничего не подозревающий покупатель поверит в это”, - говорит она.
Берлинская ботаническая фарфоровая тарелка KPM (марка проиллюстрирована справа), 1820 год.
“Следует думать, что знак КПМ легко подделать, потому что, как и в 1763 году, когда он был основан, на нем изображен только скипетр Фридриха II. Это вертикальный штрих, два косых небольших штриха вверху для указанной короны, утолщение для рукояти и точка для навершия. Когда производство мануфактуры увеличилось примерно в 1780 году, марка становилась все более и более неряшливой.”
Но, как отмечает Гильгенманн, наметанным глазом репродукцию легко заметить. - Поверь мне, я никогда раньше не видел по-настоящему хорошей поддельной марки. Если кто-то специализируется на подделке знаков, [специалисты по декоративно-прикладному искусству] немедленно узнают об этом”.
Деталь фарфоровой марки KPM на нижней части письменного стола Фридриха Вильгельма IV, около 1840-1860 годов.
KPM продолжает процветать, создавая предметы в стиле рококо, вдохновленные правлением Фридриха II, ультрасовременные современные изделия, созданные ведущими дизайнерами современности, и все, что между ними. Престижное происхождение компании, яркая история и высококачественные технологии способствовали ее невероятному успеху, сделав KPM - наряду с Meissen, Sevres и Wedgwood — одним из ведущих европейских производителей фарфора.
Говоря об искусстве коллекционирования KPM, Гильгенман призывает коллекционеров “увлекаться предметами, когда они бросаются в глаза, привлекают ваш интерес”. Она добавляет: “Вы никогда не знаете, что с этим станет; куда приведет вас объект”.