Великолепие, символизм и мощь
Концептуальный и всеобъемлющий стиль ампир сочетал в себе страсть к старине с величием и элегантностью дореволюционного неоклассицизма.
В 1804 году Наполеон I короновал себя императором Франции, положив конец многолетней политической нестабильности и ознаменовав начало периода империи. В это время экономика переживала бум, и формировалась новая аристократия, краеугольным камнем которой был двор Наполеона.
Этот период ознаменовался возрождением классических идей и влияний, прежде всего в декоративно-прикладном искусстве. Двор Наполеона быстро перенял классические узоры, обнаруженные при археологических раскопках Помпей и Геркуланума, а также экзотические иероглифические мотивы египетских кампаний.
Революционные завоевания нашли отражение в использовании античных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, провозглашая "славу" и ‘победу’.
Использование этих древних узоров и мотивов прославило Францию как наследницу этих великих цивилизаций, наполнив ее величием Греции, славой Рима и великолепием фараонов. Типичные мотивы ампира включали лист аканта, анфемион (стилизованная жимолость), лапы животных, рог изобилия, классические фигуры, дельфина, орла, лиру и розетку. Для украшения обязательным условием была позолоченная бронза.
Наиболее влиятельными архитекторами стиля ампир были Шарль Персье (1764-1838) и Пьер Франсуа-Леонар Фонтен (1762-1853). Официальные архитекторы Наполеона, их главной обязанностью была реконструкция различных королевских резиденций, включая Мальмезон. Их ‘Руководство по внутреннему оформлению" (1812) стало незаменимым справочником по стилю ампир. После падения Наполеона стиль ампир оставался в моде в течение многих десятилетий, лишь с незначительными изменениями.
Вторая половина девятнадцатого века ознаменовалась
возрождением этого стиля, и популярность его сильных,
но простых линий сохраняется и по сей день.