Самый бунтарский из стилей дизайна ..
Извилистые изгибы, асимметричный орнамент, пастельные тона, ракушки и цветы, игривость, стрела купидона – все это символизирует высокодекоративный стиль Рокайль, или французское рококо, который достиг расцвета во время правления Людовика XV примерно между 1723 и 1759 годами.
Рококо преуспело и развилось из ошеломляющего величия стиля барокко, рококо смыло тяжесть барочного орнамента, сделав его одновременно более легким и в то же время более ярким. Если для барокко характерна большая резная раковина морского гребешка, обернутая ветвями с листьями, то для рококо используется та же раковина, но удлиненная, так что она становится бесформенной или асимметричной, и одновременно гирлянда с тяжелой резьбой превращается в букет цветов.
Говорят, что легкомыслие рококо перекликается с похотливостью короля Людовика XV, и, отражая это, "Качели" Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806), показанные выше, стали определяющей картиной рококо (коллекция Уоллеса, Лондон).
Слово рококо произошло от rocaille, означающего скалу или разбитую раковину, и относилось к методу декорирования раковин, излюбленному для украшения садовых гротов. Рококо - это разновидность, введенная в обиход в начале девятнадцатого века, задуманная как уничижительный термин для стиля, "перегруженного извилистыми орнаментами’. Отличающиеся обилием изгибов, основные орнаменты рококо включают асимметричные раковины, птиц, букеты цветов, фрукты, музыкальные инструменты, херувимов и орнаменты в стиле шинуазри, такие как пагоды, драконы, обезьяны и стилизованные цветы.
Дизайн канапе с характерной раковиной и резьбой в виде С-образной спирали, разработанный Мейссонье для графа Белинского, Варшава, Польша (1735). Декоративный и театральный, он показывает, что рококо - стиль без правил.
Позолоченные и выкрашенные в белый цвет буазери и зеркала салона принцессы в отеле "Субисс", построенного примерно в 1737 году, являются наглядным примером интерьера в стиле раннего рококо.
В Германии архитекторы быстро переняли стиль рококо, сделав его гораздо более асимметричным и богато украшенным, чем французский оригинал. Немецкий стиль отличался более экстремальными изгибами и встречными изгибами, ниспадающими каскадом по стенам, потолками без прямых углов и листвой лепнины, ползущей вверх по стенам. Отделка часто была позолочена или посеребрена, чтобы придать ей контраст с белыми или бледно-пастельными стенами.
Зеркальный зал в Амалиенбурге работы Иоганна Баптиста Циммермана (1734-1739). Дворцовый парк Нимфенбург, Мюнхен, Южная Германия.
Король Баварии Людвиг II (1845-1886) возвел рококо на новые высоты экстравагантности, что видно здесь, в зеркальном зале замка Линдерхоф, построенного в 1870-1879 годах.
В Британии рококо называли "французским вкусом", и по сравнению с неоклассицизмом считалось легкомысленным и снисходительным, даже дегенеративным. Вопреки этому, теоретики искусства того времени утверждали, что волнообразные изгибы и S-образные завитки были более близки природе, и поэтому рококо демонстрировало более истинное чувство красоты, чем прямолинейный неоклассицизм. Таким образом, рококо оказало формирующее влияние, когда столетие спустя появился модерн.
Музыкальная комната Норфолк–Хауса, 1748-56, Лондон, Англия
© Музей Виктории и Альберта, Лондон
Дизайн интерьера в стиле рококо, автор Джон Линнелл, около 1755 года, Англия. Музей № Е.263-1929.
© Музей Виктории и Альберта, Лондон
Британское рококо было более сдержанным и распространялось с помощью книг по дизайну мебели. Ярко выраженная британская интерпретация орнамента в стиле рококо очевидна в дизайне мебели Маттиаса Локка и Генри Копленда, опубликованном в серии гравюр 1742 года, а самой известной является "Джентльмен и директор столяра" Томаса Чиппендейла Старшего, опубликованная в виде сборника в 1754 году.