Несмотря на бурное столетие смены вкусов и технологий, Севрская мануфактура в пригороде Парижа оставалась на переднем крае европейского керамического производства на протяжении 1800-х годов.
Основанный в Венсенне в 1740 году и перенесенный в Севр в 1756 году, король Людовик XV, который был одним из первых инвесторов, вступил во владение в 1759 году.
С началом Французской революции в 1789 году судьба фабрики изменилась, и она потеряла многих покровителей-аристократов. Его будущее выглядело сомнительным.
Затем, в 1800 году, появился инженер и ученый Александр Броньяр (1770-1847), который возглавил проблемное предприятие. Поворот не мог быть более драматичным.
В течение первого десятилетия правления Броньяра в моде был ампирный вкус с обильным использованием позолоты, богатых бордюров и витиеватых фигуральных сцен.
Поднос для завтрака 1813 года выпуска. Севрская мануфактура. Метмузей
Недавно разработанные эмали позволили использовать роскошные текстуры мрамора и твердого камня в качестве имитируемого фона.
Согласно заводским архивам, процесс декорирования начался с нанесения синего грунта на бордюр, за которым последовал мраморный центральный грунт, для чего потребовалось два слоя. Затем была нанесена позолота на бордюр, а фигура в центре была нарисована последней.
Тарелка 1807 года выпуска. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Чтобы отпраздновать коронацию короля Карла X в 1825 году, был изготовлен обеденный сервиз, расписанный знаменитыми видами каждого из департаментов Франции (административных учреждений).
Этот кофейный сервиз 1836 года, украшенный сценами выращивания какао для приготовления питьевого шоколада, показывает, как Броньярт использовал темы, связанные с назначением предметов.
Кофейный сервиз 1836 года выпуска. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Поднос 1836 года для кофейного сервиза. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Огромное разнообразие в типах предметов и декоре было отличительной чертой Севрской мануфактуры. Только за первую половину 19-го века компания выпустила 92 различные вазы, 89 чашек, всевозможные столовые, десертные, чайные и кофейные сервизы, а также кувшины, тазы и предметы туалета.
Характерной чертой декоративно-прикладного искусства девятнадцатого века было переосмысление исторических стилей. Хотя форма этой чашки заимствована из Италии эпохи Возрождения, использование ярких красных, зеленых, синих и желтых тонов контрастирует с приглушенными белыми и коричневыми оттенками более ранних изделий.
Постоянный кубок 1837 года. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Воссоздание средневекового готического стиля было еще одной навязчивой идеей 19-го века. Эти вазы иллюстрируют игривость сочетания готического вдохновения с ренессансными техниками эмалирования для достижения новых эстетических эффектов.
Готические вазы 1832 года. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Эклектичность дизайнерских влияний сочеталась с изобилием. Этот сервиз для чая и кофе в стиле шинуазри напоминает формы и мотивы Китая и Ближнего Востока.
Сочетание азиатских форм с европейским декором выражало увлечение экзотикой. Изогнутые ножки, формы с двойными стенками и имитация бамбуковых ручек были найдены на китайском фарфоре, продававшемся в Париже в 1820-х годах.
Кофейный и чайный сервиз "Шинуазри" 1855 года выпуска. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Эта амбициозная корзина с фруктами или цветами, задуманная как центральное украшение изысканного стола во время подачи десерта, создает ощущение величия столовой девятнадцатого века.
1823 Корзина с фруктами или цветами. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Подаренный обладателю первого приза на Всемирной выставке 1878 года, этот кубок, выполненный в стиле Ренессанс-возрождение, вызвал много критики в то время, когда вкусы менялись в сторону модернизма.
Один критик написал: “цвета безвкусные и часто вульгарные; оформление редко выходит за рамки обычных севрских сюжетов с цветами и фигурами. Севр придерживается традиций прошлого. Он остается глух к славе живого и современного искусства”.
1879 Стоячая чашка с крышкой. Фарфор с твердой пастой. Метмузей
Но именно движение в стиле ар-нуво стало гвоздем в крышку гроба традиционного историзма, который был визитной карточкой Севра на протяжении всего 19 века.
Декоративно-прикладное искусство приблизилось к природе, часто передавая асимметрию природных форм, что очевидно в этом кофейном сервизе 1900 года выпуска.
Используя форму растения фенхеля, нанесение эмали на неглазурованный фарфор создало матовую поверхность, похожую на фактическую текстуру растения, и усилило ощущение реализма.
Севр изучал технологии, которые определят развитие керамической промышленности в 20 веке.
Кофейный сервиз 1900 года в стиле модерн. Твёрдый фарфор. Метмузей