Людовик Возлюбленный
Людовик XV (1710-1774) в юности был известен как Луи ле Бьен-Эме (Людовик Возлюбленный) за свой теплый характер, но со временем заслужил презрение своих подданных.
Портрет Людовика XV кисти Луи-Мишеля ван Лоо около 1761 года
Людовик проявлял живой интерес к науке и механическому искусству, но, хотя во время его правления произошло французское просвещение с участием таких блестящих умов, как Вольтер и Руссо, его также помнят за то, что он подвергал цензуре многие из их работ. История описывает Людовика XV как неэффективного и ленивого монарха, который окружил себя при дворе бесчисленными любовницами, которые сами добивались значительной политической власти, а также за то, что он создал сеть шпионов и информаторов, в результате чего королевский двор был охвачен сплетнями, балансированием на грани войны и интригами. Это было крайне дестабилизирующим фактором и в значительной степени способствовало падению королевской власти, что в конечном счете привело к началу французской революции в 1789 году и обезглавливанию его внука Людовика XVI.
Король Людовик XV в коронационных одеждах кисти Гиацинта Риго, 1730 год
Людовик XV стал королем в возрасте пяти лет после смерти своего прадеда Людовика XIV, но Филипп II, герцог Орлеанский, правил в качестве регента до 1723 года. Во время регентства резиденция правительства переместилась в Париж, но с совершеннолетием Людовика двор вернулся в Версальский дворец, который был заброшен после смерти Людовика XIV. Юный Луи приступил к завершению архитектурного великолепия, начатого его прадедом, но также приступил к созданию небольших и более интимных мест. Людовик XV также заказал строительство Малого Трианона на территории Версаля, который является знаменитым примером перехода от стиля рококо начала XVIII века к более сдержанному и утонченному неоклассическому стилю 1760-х годов и далее. Предназначенный для его любовницы мадам де Помпадур, которая умерла за четыре года до завершения строительства, Малый Трианон стал домом для последующей метрессы Луи, мадам Дю Барри.
Лестничная балюстрада и салон в Малом Трианоне с вырезанными на панелях переплетенными буквами L Людовика XV.
Мода в стиле Помпадур
Людовик XV впервые встретил юную красавицу Жанну Антуанетту Пуассон, хорошенькую молодую женщину, которая впоследствии стала маркизой де Помпадур и была известна как мадам де Помпадур, на балу-маскараде в Версале в 1745 году. Луис стал полагаться на нее как на надежного друга и советчика — она также была меценатом, администратором, организатором и фасилитатором. Она также была высокообразованным знатоком вкуса, покровительницей искусств и сама по себе художницей.
На этом портрете мадам де Помпадур (1721-1764), сделанном ближе к концу ее жизни, когда она достигла международной известности, мы видим намек на ее художественные способности, когда она ткет гобелен в своем тамбуре, и дразнящие проблески мебели, такой как стол с ящичком для шитья, или "table à ouvrage‘. Этот стол выполнен в "переходном стиле", а бараньи маски придают ему неоклассический колорит. Мебель, изготовленная для мадам де Помпадур, воплощает то, что мы сегодня представляем себе в стиле Людовика XV, который является "переходным стилем", все еще демонстрирующим многие из ярких качеств рококо, но пронизанным оттенками неоклассицизма греко-римского мира.
Стиль Людовика XV или Луи Квинз
Репутация невмешательства Людовика XV закрепилась в этикете высшего общества и нашла отражение в искусстве в виде утраты стилей, наилучшим образом воплощенных в рококо. Этот период характеризуется сотрудничеством изобразительного и декоративно-прикладного искусства, примером чего являются проекты скульптора, художника и декоратора Жюста Ореля Мейссонье для канделябров, зеркал, диванов и даже керамики. Происходит отход от триумфального и грандиозного в сторону декоративного. Изысканный цветочный маркетри с использованием ценных пород дерева, таких как палиссандр и буа де виолетта, а также фруктовых пород и редкостей, таких как полированный металл и перламутр, - все это было использовано для создания роскошного эффекта. Изюминкой декора считается использование китайского и японского лака в сочетании с накладками из позолоченной бронзы работы Бернарда II ван Райзен Бурга (BVRB), который считается величайшим художником эпохи Людовика XV. Лакированная мебель была вершиной шинуазри (добавьте гиперссылку здесь). Уроженец Германии, эбенист Жан-Франсуа Эбен (1721-1763, мэтр 1759), обучавшийся у великого эбениста Людовика XIV Андре Шарля Буля, прославился созданием замысловатой флористической маркетри и изобретательной механической мебели, примером чего может служить "Королевское бюро", начатое Эбеном в 1760 году, оставшееся незаконченным после его смерти и завершенное им самим. Жан Анри Ризенер (1734-1806, мэтр 1768).
Пьер II Мигеон (1696-1758, метрдотель около 1725 г.) принадлежал к известной парижской протестантской семье краснодеревщиков, работая краснодеревщиком и дилером, он был снабжен самым лучшим мастером того времени и выполнял различные поручения дворянству.и Королевская мебель, которая отвечала за меблировку королевских дворцов. Мебель migeon является образцом того, что мы сегодня считаем стилем Людовика XV, в том смысле, что она отдает предпочтение серпантинным формам, геометрическим шпонам и многослойному маркетри, не будучи чрезмерно рококо. По слухам, мигеон была любимым мастером мебели мадам де Помпадур.
Преобладающим стилем раннего правления Людовика XV было рококо с акцентом на орнамент в стиле Рокай и извилистые изгибы. Буазери и настенные зеркала этого периода украшены пальмовыми листьями и цветочным орнаментом, а также рисунками, вдохновленными французскими представлениями о китайском искусстве и животных, особенно обезьянах.
"Кабинет певца", оформленный в 1749-1750 годах в отеле "Де Роан" в Париже, представляет собой произведение шеф-повара в стиле раннего Людовика XV.
Королевское бюро, или письменный стол короля, - пожалуй, самый известный предмет мебели, когда-либо изготовленный, и одно из самых роскошных творений восемнадцатого века. Письменный стол был заказан Людовиком XV в 1760 году королевскому краснодеревщику Жану-Франсуа Эбену для его личного кабинета и был завершен примерно девять лет спустя преемником Эбена Жаном-Анри Ризенером.
Людовик XV очень интересовался наукой и особенно астрономией. Эти знаменитые астрономические часы были сначала представлены Академии наук, а затем Людовику XV для замка Шуази и в 1754 году перенесены в Салон маятника в Версале. Сложный механизм отображает время, день недели, месяц, год и лунную четверть, а в стеклянной сфере можно увидеть планеты, вращающиеся вокруг Солнца. Он был разработан Жаком Каффьери (1678-1755) совместно с Филиппом II Каффьери (1714-1774), инженером Клодом-Симеоном Пассманом (1702-1769) и часовщиком Луи Дотио (1730-1809). Корпус версальских часов является превосходным примером зрелого стиля рококо, который был распространен в 1750-х годах.
В поздний период правления Людовика XV, после 1750 года, возникла реакция против излишеств раннего периода рококо, и неоклассицизм стал пользоваться популярностью благодаря более геометрическим узорам, скульптурным гирляндам и панелям белого или бледного цвета. Как видно из дизайна Малого Трианона, построенного между 1762 и 1768 годами, древняя Греция и Рим начали оказывать влияние на архитектуру и дизайн интерьеров, став предшественниками стиля Людовика XVI.
Рисунок Жермена Боффрана (1667-1754), датированный 1735-6 годами, изображающий спальню Шарля де Рогана, принца Субизского, в отеле де Субиз, Париж.