Заново открывая для себя классическое великолепие
Отель "Де Пайва", Париж.
В декоративно-прикладном искусстве девятнадцатого века неоренессанс является одним из наиболее разнообразных исторических стилей и, следовательно, одним из самых сложных и, в конечном счете, полезных для освоения. Собственно Ренессанс начался во Флоренции в начале 15 века и определяется как переход от Средневековья, или темных веков, к современности, когда художники и светила, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, возродили идеи и достижения классической древности и стремились превзойти их. Истоки архитектуры эпохи Возрождения обычно приписывают Филиппо Брунеллески (1377-1446), который хотел привнести в архитектуру больший “порядок”, что привело к сильной симметрии и тщательным пропорциям.
Фреска "Вручение ключей", 1481-1482, Сикстинская капелла, работы Перуджино (1481-1482), отличается как линейной перспективой, так и архитектурным стилем Брунеллески.
Слово “Ренессанс” заимствовано из французского языка, где оно означает “возрождение”. Во Франции готическая архитектура, примером которой является собор Парижской Богоматери, была заменена стилем французского ренессанса королевских замков долины Луары. Эпоха Возрождения распространилась на Францию после вторжения Карла VIII в Италию, а также через Германию и Нидерланды. Император Максимилиан I Габсбург, правивший в 1493-1519 годах, был первым по-настоящему ренессансным монархом Священной Римской империи. Опустошение, вызванное Черной смертью, особенно во Флоренции, способствовало рождению идеалов Ренессанса, означающих, что люди уделяли больше внимания жизни, чем воображаемой загробной жизни, одновременно поощряя благочестие, что привело к строительству церквей и введению в эксплуатацию религиозных произведений искусства, тем самым стимулируя развитие искусства.
Замок Шамбор является отличительной чертой архитектуры французского Ренессанса, сочетающей французские средневековые формы с классическими постройками эпохи Возрождения. Он был построен между 1519-1547 годами как охотничий домик для Франциска I, короля Франции.
Термин "Ренессансное возрождение" придуман применительно к архитектуре, но длительный промежуток времени самого Ренессанса и различные формы ренессансной архитектуры по всей Европе затрудняют определение одного отличительного "стиля возрождения". Таким образом, начиная с 19 века, здания Капитолия штата Техас (завершено в 1888 году), вдохновленные базиликой Святого Петра в Риме, и замка долины Луары, вдохновленного поместьем Уоддесдон в Бакингемшире (завершено в 1883 году), можно охарактеризовать как неоренессансные. Однако общей характеристикой ренессансного возрождения можно назвать его итальянизм.
Гробница Лоренцо Медичи, герцога Урбино, 1524-34, работы Микеланджело. Последнее десятилетие правления Лоренцо Медичи во Флоренции стало кульминационным моментом художественного вклада в эпоху Возрождения.
Фигурные канделябры, или факелы, украшающие лестницу оперного театра Пале Гарнье в Париже, являются убедительными примерами величия и роскоши "стиля возрождения эпохи Возрождения", каким его представляли во времена Второй империи. Созданные скульптором Альбертом-Эрнестом Карриер-Беллезом (1824-1887), эти канделябры были отлиты Кристофле в 1873 году по гипсовым моделям в натуральную величину. Они называются ‘Torchère au tambourin’, символизирующий гармонию или музыку, и "Torchère à la couronne", представляющий духов ночи.
Влияние эпохи Возрождения на декоративно-прикладное искусство было наиболее сильным во Франции и во времена Второй империи Наполеона III. К середине девятнадцатого века исторический интерес к Ренессансу усилился благодаря таким выставкам, как "Музей ретроспективы" на Центральной выставке Союза в 1865 году, выставка "История труда" на Всемирной выставке в Париже в 1867 году и формирование частных коллекций, особенно Ротшильдов, которые были представлены выставлялся в музее Южного Кенсингтона в Лондоне в 1862 году как ‘Произведения искусства средневековья, Ренессанса и более поздних периодов’. Интерес к историческому дизайну, и особенно к произведениям искусства эпохи Возрождения, расцвел благодаря растущему рынку коллекционеров, представляющих средний класс и недавно разбогатевшую элиту. Интерес этого нового класса коллекционеров подогревался такими изданиями, как The Art Journal и La Gazette des Beaux-Arts, которые были богато иллюстрированными художественными журналами.
Из различных художественных журналов, популярных в конце 19 века, "L'Art Pour-Tous" был наиболее информативным источником рисунков для старинных произведений искусства. Щедро проиллюстрированный в феноменальных деталях Эмилем Рейбером и Клодом Соважо, "Искусство для всех" стал богатым справочным источником для ценителей и современных дизайнеров, ищущих вдохновения. Вот рисунок канделябра итальянского скульптора Аннибале Фонтана (1540-1587), выполненный для монастыря Чертоза ди Павия в Ломбардии, Северная Италия. Дизайн этого канделябра послужил основой для многих имитаций и переделок 19-го века. (искусство для всех (1861-1904) – XVI век – Италия, стр. 4840).
Изучение и высокая оценка искусства эпохи Возрождения побудили новое поколение архитекторов и дизайнеров создавать свои собственные творения в стиле неоренессанса. Эдуард Льевр (1828-1886) опубликовал в 1877 году свой весьма влиятельный "Les arts décoratifs à toutes les époques", богато иллюстрированный сборник декоративно-прикладного искусства. Коллекция цветных тарелок с красивой печатью, расположенных в хронологическом порядке, прослеживает историю декоративного оформления, включая текстиль, керамику, стекло, дерево и металл. Сам Эдуард Льевр стал знаменитым дизайнером мебели и предметов искусства, а его любимыми стилями были неоренессанс и шинуазри.
Этот шкаф был спроектирован Эдуардом Льевром и принадлежал ему лично, будучи продан после его смерти в отеле Друо в марте 1887 года. Это впечатляющее творение в стиле неоренессанса, в центре которого находится статуэтка Антиноя, уменьшенная копия бельведерского Гермеса. Рельефные кругляши с портретами короля Франции Карла VII "Победоносного" (1403-1461) и его любовницы Аньес Сорель (1422-1450). Король Карл VII был героем эпохи возрождения Франции за восстановление французского военного превосходства над англичанами, положив конец Столетней войне, а вместе с ней и любым английским притязаниям на французский трон.
Вкус к Ренессансу охватил Францию со времен правления Луи Филиппа (1773-1850), продолжив и расширив ее влияние при Второй империи. Реконструкция замка Фонтенбло, проведенная в 1860 году для императора Наполеона III, способствовала возрождению ренессанса благодаря мебели в стиле ренессанс, изготовленной Maison Fourdinois и Grohé Frères, призванной дополнить мастерские интерьеры, спроектированные Себастьяно Серлио в 1530-х годах.
Большой зал в замке Ферьер, расписанный Эженом Лами около 1865 года.
Большой зал в замке Ферьер, построенном между 1855 и 1859 годами для барона Джеймса де Ротшильда, оформлен в стиле неоренессанса. Зал, спроектированный Джозефом Пакстоном из знаменитого Хрустального дворца, освещен стеклянной крышей, а атласные колонны и кариатиды выполнены Шарлем Анри Жозефом Кордье
Спальня Анны Австрийской (1601-66), королевы Франции при короле Людовике XIII, в замке Фонтенбло с прикроватными тумбочками в стиле Ренессанс, изготовленными Александром-Жоржем Фурдинуа в рамках реконструкции, сделанной для императора Наполеона III в 1860 году.
Эта ваза, одна из пары, которые стоят на одинаковых пьедесталах, является творением Фердинанда Барбедьена в стиле неоренессанса и датируется 1860-ми годами. Сложная и мастерская техника росписи эмалью была доведена до совершенства в Лиможе в эпоху Возрождения и была возрождена с большим мастерством в 1860-х годах Альфредом Мейером и Клавдиусом Попелином. На кругляшках ваз изображены дамы эпохи Возрождения, написанные Попелином, который перенял как технику, так и стиль лимузенских эмальеров XVI века.
Камин с фигурками работы Альберта-Эрнеста Карье-Бельеза в большом салоне отеля "Де Пайва". Построен между 1855 и 1866 годами, после женитьбы куртизанки Терезы Лахман, известной как Ла Пайва, на графе Гвидо Хенкеле фон Доннерсмарке, одном из богатейших людей своего времени. Отель de Païva - это самый полный расцвет стиля неоренессанса Второй империи.
В архитектурном плане и в дизайне интерьеров возрождение эпохи Ренессанса было наиболее полно воспринято в Соединенных Штатах, особенно в Ньюпортских коттеджах на Род-Айленде и других особняках Золотого века, а также в общественных зданиях. Из различных фирм по оформлению интерьеров, которые создавали роскошные интерьеры для особняков богатых американских финансистов и промышленников, именно фирма братьев Хертер отдавала предпочтение стилю неоренессанса, создавая удивительно стилизованные комнаты и оригинальную мебель.
"Брейкерс", Ньюпорт, Род-Айленд, построен в стиле неоитальянского ренессанса в 1895 году для Корнелиуса Вандербильта II.
Вид гостиной из книги "Дом и коллекция мистера Вандербильта", опубликованной в 1883 году. Комната была оформлена братьями Хертер, и они изготовили консольный столик с крылатым львом из позолоченного дерева в стиле неоренессанса. Эмалированный шкафчик на подставке работы Фердинанда Барбедьена, Париж. Оба произведения сегодня находятся в коллекции Музея искусств Метрополитен, Нью-Йорк
То, что ренессансное возрождение занимает выдающееся место среди историцистских стилей, отчасти объясняется тем, что это не чисто художественное направление, а философская концепция. Идея "человека эпохи Возрождения" о том, что человек безграничен в своих возможностях, очень привлекала гуманизм девятнадцатого века. Это соответствовало викторианским представлениям о самосовершенствовании, идеале эрудита и господстве над миром природы.
Приемная в музее Драйхаус, Чикаго (© Александр Вертикофф, 2011).