Шинуазри, от французского "chinois", что означает "китайский", был декоративным стилем в западном искусстве, мебели и архитектуре, вдохновленным искусством и дизайном Китая, Японии и других азиатских стран в 18 веке. Он возник одновременно со стилем рококо, и оба они характеризуются обильным декором, асимметрией и тематикой, ориентированной на досуг и удовольствие. Орнамент в стиле шинуазри скорее напоминает китайские мотивы, чем точное изображение восточного дизайна. В западном народном воображении восемнадцатого и девятнадцатого веков "шинуазри" включало в себя не только сам Китай, но и Японию, Корею, Юго-Восточную Азию, Индию и даже Персию. В искусстве "Восток" был объединением стилистического и культурного вдохновения, подпадающего под определение экзотики.
На рисунке выше показан интерьер магазина, торгующего китайской керамикой и лакированной мебелью, индийским хлопком и другими азиатскими предметами роскоши, возможно, голландской школы, около 1680-1700 годов (©Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Истоки шинуазри лежат в ранней торговле "настоящим" фарфором из твердой пасты, секрет изготовления которого был известен только в Китае. Азиатские предметы искусства, включая фарфор, лаковые изделия, нефрит и шелка, были доставлены в Европу сначала индийскими и арабскими торговцами, а затем голландской и английской Ост-Индийскими компаниями. Генрих VIII (1491-1547) владел китайским фарфором, который был утерян или продан во время гражданской войны в Англии. Королева Мария (1662-1694) коллекционировала китайский сине-белый и блан-де-шин фарфор, а в ее апартаментах во дворце Хэмптон-Корт интерьеры в стиле шинуазри были облицованы панелями из восточного лака, фарфор размещался на настенных кронштейнах над каминными полками и дверями. Голландцы импортировали значительное количество китайского фарфора в 17 веке, но только самые богатые коллекционеры могли позволить себе ранний импорт. Впечатленные качеством и детализацией китайского мастерства, голландские гончары в городе Делфт начали производить оловянную глазурованную глиняную посуду - разновидность фаянсовой бело-голубой керамики, вдохновленной китайскими оригиналами.
Впечатление художника от фарфорового Трианона Людовика XIV, построенного на территории Версальского дворца в 1670 году и считающегося первым зданием шинуазри в Европе. Это была попытка подражать полученным сообщениям о Фарфоровой башне в Нанкине. Керамические вазы в китайском стиле, расположенные вдоль конька, и черепица на крыше были изготовлены из фаянса, произведенного гончарными мастерскими Нидерландов (Delftware) и Франции. Внутренняя отделка – керамическая плитка, изделия из дерева, лепнина, другие поверхности и мебель – все было выкрашено в белый и голубой цвета "а-ля шинуаз".
Импорт огромного количества товаров с Дальнего Востока во Францию компанией восточных стран стимулировал повышенный интерес к Китаю в конце XVII века. Энтузиазм еще больше усилился после роскошного приема, устроенного Людовиком XIV послам Сиама в 1664 году, и публикации в том же году в Mercure Galant длинного описания путешествий отца Купле в Китай. Когда в 1682 году Людовик XIV перевез французский двор из Парижа в Версаль и приступил к превращению бывшего охотничьего домика во дворец, шинуазри внес свой вклад в потустороннюю роскошь. Скрытый смысл заключался в том, что монархия Бурбонов находилась в центре мира.
"Аудиенция императора", сотканная на французской королевской гобеленовой мануфактуре в Бове между 1685 и 1690 годами, является одним из серии гобеленов, изображающих сцены из жизни китайских императоров, предположительно Шуньчжи (правил с 1644 по 1661 год) и Канси (правил с 1661 по 1721 год).
Великолепный банкетный зал Королевского павильона с декоративными настенными полотнами, изображающими китайские бытовые сцены, из картины Джона Нэша "Виды Королевского павильона" (1826)
Ярким примером интереса Запада к китайскому искусству и архитектуре является Великая пагода в Кью, строительство которой было завершено в 1762 году в качестве подарка принцессе Августе, основательнице садов. Принцесса Августа и принцесса Елизавета оказали большое влияние на интерьеры шинуазри их брата Георга IV в Королевском павильоне в Брайтоне. Архитектор Джон Нэш, ответственный за характерный индийский и готический экстерьер павильона, нанял дизайнеров Фредерика Крейса и Роберта Джонса для создания интерьеров. Отражая любовь Джорджа к азиатскому искусству и дизайну, павильон изобилует китайскими обоями, мебелью и предметами интерьера, а также большим количеством бамбуковой и лакированной мебели. Произведения искусства в стиле шинуазри часто имеют сложное происхождение. Например, французский секретер может быть украшен японскими лаковыми панелями, а английский столик - китайскими мотивами.
Акварельный рисунок Уильяма Марлоу 1763 года, изображающий великолепную китайскую пагоду в садах Кью, которая была спроектирована в 1757 году Уильямом Чемберсом.
Вид китайской гостиной в Карлтон-хаусе, иллюстрированный Томасом Шератоном в его книге для рисования краснодеревщика и обойщика, 1793 год. Это было самое раннее проявление увлечения короля Георга IV в качестве принца-регента Дальним Востоком. Сочетание китайских и японских произведений искусства и мебели, изготовленной на заказ, стало результатом сотрудничества архитектора Генри Холланда и французского дизайнера Доминика Дагерра.
Желтая гостиная Букингемского дворца содержит множество предметов, выполненных в стиле шинуазри Фредериком Крейсом для Королевского павильона в Брайтоне.
Китайский дом - это садовый павильон в парке Сан-Суси в Потсдаме, построенный по заказу Фридриха Великого и завершенный в 1764 году. Вдохновленный китайской архитектурой и украшенный скульптурными китайскими фигурами интерьер chinoiserie выполнен в стиле рококо, который призван передать непринужденный образ жизни идеального мира, которым предположительно был Китай. Обратите внимание на настенные кронштейны для китайских фарфоровых ваз, настенные фрески с воображаемыми китайскими фигурами и скульптурные элементы.
С середины 18 века в Англии стало модным оформлять комнаты в стиле шинуазри. В Клейдон-Хаусе в Бакингемшире стены выкрашены в китайский пудрово-голубой цвет в сочетании с замечательной лепниной в виде пагоды в стиле рококо и китайской экспортной мебелью. Мастерские китайской живописи откликнулись на моду, выпустив наборы картин на бумаге, которые можно было раскрашивать на стенах, и это породило моду на китайские обои, например, в Nostell priory Томас Чиппендейл не только поставлял мебель, но и закупал китайские обои с изображением экзотических птиц на цветущих деревьях.
Чиппендейл также поставлял эффектные китайские обои для Harewood House в 1769 году. Это непрерывный пейзаж традиционной китайской сельской трудовой жизни, изображенный в ярких красках, и редкий экземпляр, сохранившийся до наших дней, поскольку он был вырезан из стен где-то в начале 19 века и хранился завернутым в полотно во флигеле почти 200 лет, пока в 1988 году его не повесили в спальне Эдвина Ласселлса.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, создала Китайский музей в замке Фонтенбло в 1863 году. Интерьеры шинуазри спроектированы таким образом, чтобы дополнить коллекцию китайской керамики, лака, мебели и произведений искусства, значительная часть которых была вывезена после разграбления Старого Летнего дворца, когда британские и французские войска вторглись в Пекин. Музей Шинуазри в Фонтенбло помог возродить моду на шинуазри.
Шинуазри оставался модным и в девятнадцатом веке, если не считать временного снижения популярности в Великобритании после Первой опиумной войны 1839-42 годов между Великобританией и Китаем. Мода на "японский стиль и шинуаз" вновь охватила Париж в середине 19 века и была вдохновлена музеем шинуаз императрицы Евгении в замке Фонтенбло и открытием торговли с Японией.
Сегодня шинуазри хорошо известен как идиллическое воплощение китайской и восточноазиатской культуры и продолжает служить богатым источником вдохновения для оформления интерьеров и моды.
Шинуазри с его причудливым и красочным подходом и сегодня остается влиятельным источником вдохновения. Обои в стиле Амазонии.