Король-солнце
“Неужели Бог забыл все, что я для него сделал?”
Деталь портрета Людовика XIV работы Гиацинта Риго (1659–1743), около 1701 г.
Людовик XIV, известный как «Людовик Великий» или «Король-Солнце», родился в 1638 году и правил королем с пяти лет до своей смерти в 1715 году, что сделало его самым долгоправящим французским монархом.
До двадцати трех лет его королевством управлял кардинал Мазарини, его крестный отец, а его поведение контролировала мать, Анна Австрийская.
Портрет Анны Австрийской, 1622 год, работа Питера Пауля Рубенса (Прадо)
Портрет кардинала Мазарини, 1661 год, работа Пьера Миньяра (музей Конде)
Портрет Людовика XIV работы Гиацинта Риго (1659–1743), около 1701 г. (Прадо)
Вышеупомянутый боевой портрет Людовика XIV символически изображает его в роли верховного военачальника. Он одет в полные церемониальные доспехи, держит меч и на заднем плане руководит битвой.
От Мазарини молодой король унаследовал пристрастие к искусству, элегантности и роскоши. Достигнув совершеннолетия, Людовик XIV немедленно приступил к превращению охотничьего домика своего отца в Версале в центр вселенной. Он настоял, вопреки советам своих архитекторов, оставить старый дом своего отца в центре нового дворца.
Замок Ву-ле-Виконт, несомненно, подсказал Людовику XIV идею о том, каким может стать Версаль. Он был построен его министром финансов Николя Фуке, который в августе 1661 года пригласил шесть тысяч гостей на свое новоселье, чтобы встретиться с королем, который со смесью восхищения и ярости приказал арестовать Фуке, посчитав такую демонстрацию неподходящей для подданного и недопустимой для министра финансов.
Скромный по сравнению с тем, что пришло ему на смену, охотничий домик Людовика XIII в Версале в окончательном виде был построен из кирпича и камня с шиферной крышей и состоял из трех секций, расположенных вокруг U-образной формы с угловыми павильонами. Он был спроектирован архитектором Филибером Ле Руа и построен между 1631 и 1633 годами.
К концу XVII века преобразование Версаля Людовиком было завершено, о чем свидетельствует вид оранжереи с дворцом за ней в 1695 году, написанный Этьеном Аллегреном и Жан-Батистом Мартеном.
Мазарини с детства окружал Людовика прекрасными вещами и после своей смерти завещал юному монарху свои дома, их художественные коллекции и восемнадцать огромных бриллиантов, известных как les Mazarins. Однако самым ценным наследием были услуги министра финансов Мазарини Жан-Батиста Кольбера, который в детстве учил короля вести счета, а теперь посвятил себя поиску огромных сумм денег, необходимых для превращения Версаля из охотничьего домика джентльмена во дворец короля-Солнца.
Стремясь к тому, чтобы Версаль окупил себя, он стал демонстрацией иностранным высокопоставленным лицам превосходства французского искусства. Чтобы обеспечить превосходство Франции, Кольбер возвел жесткий таможенный барьер, который принудил к внутреннему производству гобеленов, ковров, стекла, керамики и мебели, которые ранее импортировались, как правило, из Италии.
Кольбер представляет членов Королевской академии наук Людовику XIV в 1667 году
Кольбер был не просто статистиком, он был ученым с глубокими познаниями в литературе, науке и искусстве. Он был членом Французской академии, создал французскую школу живописи и скульптуры в Риме, обсерваторию в Париже и основал Академию наук. Кольбер в качестве управляющего делами руководил работами в Версале, привлекая Луи Ле Во в качестве архитектора, Шарля Лебрена в качестве художника и дизайнера и ландшафтного архитектора Андре Ленотра. Шарль Лебрен был гениальным декоратором, создавшим великолепие Версаля, и создателем стиля Людовика XIV. В 1660 году в Гобеленах он основал школу изготовления не только гобеленов, но и всех видов мебели, необходимой для королевских дворцов. Восхитив Людовика XIV своими триумфальными картинами в замке Во-ле-Виконт, король назначил его премьером Королевского дворца. Впоследствии фрески Лебрена в Версале, особенно для эскалатора послов и потолка Галереи зеркал, стали окончательными памятниками правлению Людовика. Лебрен собрал армию художников, скульпторов, позолотчиков, эбенистов, изготовителей гобеленов и серебряных изделий, чтобы создавать свои проекты для всего - от стульев до ковров, панелей и серебра.
Зеркальный зал с потолком, расписанным Шарлем Лебреном, иллюстрирует абсолютистскую власть Людовика XIV в Версале.
Стиль Людовика XIV неотделим от Версаля, поскольку он полностью развился с момента ввода в эксплуатацию этого дворца. До Версаля Мария Медичи и Людовик XIII черпали вдохновение в итальянском искусстве и архитектуре позднего маньеризма и раннего барокко. Строительство Версаля и протекционистская таможенная политика Кольбера привели к расцвету французского искусства. Точно так же, как Людовик XIV отверг предложение Бернини о перестройке Лувра, амбиции и великолепие Версаля провозглашали превосходство Франции, формировали этикет и были скопированы другими европейскими дворами. Триумф Версаля как определяющего символа власти и влияния в Европе был достигнут в 1682 году, когда Людовик XIV перенес королевский двор в Версальский дворец.
Бернини был приглашен во Францию в 1665 году для консультирования по архитектуре Лувра. Его планы не понравились, но он снискал расположение короля и создал этот эффектный портрет-бюст.
Дворец Людовика XIV в Версале
(фото предоставлено Робертом Полидори)
Архитектура основывалась на дизайне мебели, например, скульптурные элементы, такие как кариатиды, присутствуют как на верхнем этаже большого салона в Во-ле-Виконт, спроектированного Шарлем Ле Брюном, так и в качестве опор для мебели Андре-Шарля Буля.
Андре-Шарль Буль (ум. 1732), был назначен эбенист, ювелир, дорер и скульптор Королевской семьи при короле Людовике XIV в 1672 году. Буль - величайший производитель мебели всех времен. Он преуспел как "художник по дереву", создавая живописные маркетри-панели и, в частности, инкрустацию из резаной латуни и олова в черепаховый шпон - технику и тип мебели, с которыми его имя является синонимом.
Этот монументальный шкаф на подставке, украшенный королевской иконографией, был разработан в честь военных побед Людовика XIV. Он приписывается Андре-Шарлю Булю и изготовлен для Людовика XIV, возможно, в качестве подарка Карлу II Английскому. Он находится в музее Гетти, а его пара - в замке Драмланриг, Шотландия. На панно маркетри на центральной двери изображен петушок Франции, торжествующий над орлом Священной Римской империи и львом Испании и Испанских Нидерландов.
Популяризация французского искусства и дизайна, стимулированная Версалем, привела к значительным инновациям в производстве мебели. Старый кофр, или комод, превратился в комод с двумя или четырьмя выдвижными ящиками. Канапе, или диван, было создано в виде двух или трех кресел, а консольный столик был спроектирован так, чтобы его можно было разместить у стены. Часто вспоминают бюро Мазарини, разновидность раннего письменного стола на пьедестале или с отверстием для колен. Среди выдающихся краснодеревщиков этого периода были Пьер Голь, назначенный краснодеревщиком Людовику XIV в 1651 году, а до него Доменико Куччи, работавший на мануфактуре Гобеленов под руководством Шарля Ле Брюна.
Золотая маска Аполлона, бога Солнца, использовавшаяся Людовиком XIV в качестве его личной эмблемы.
Обязательно прочтите "Короля-солнце" Нэнси Митфорд.
Во второй половине его правления, примерно с 1690 года, более приглушенные интерьеры с расписными панелями стали модными вместо монументальных мраморных комнат Версаля. Этот номер, отделанный панелями цвета морской волны, был создан примерно в 1719 году для частного парижского отеля на Вандомской площади, 7.