Cristalleries de Baccarat пережила всех своих конкурентов девятнадцатого века и стала самым историческим и известным именем в стеклоделии. Компания Baccarat по сей день производит столовое и декоративное стекло, а также светильники, которые являются синонимами роскоши. Наиболее ценными изделиями Baccarat являются люстры и произведения искусства, датируемые концом девятнадцатого века, когда стекло Baccarat достигло своего пика как в дизайне, так и в техническом совершенстве.
Баккара на крупных выставках
В 1764 году Людовик XV дал разрешение на создание стекольного завода в городке Баккара в регионе Лотарингия на востоке Франции. К девятнадцатому веку различные стекольные мануфактуры города объединились в компанию по производству хрусталя Баккара.
Ко второй половине девятнадцатого века репутация баккара утвердилась на крупнейших выставках того времени, особенно благодаря великолепной экспозиции на Парижской выставке 1855 года и в 1867 году, когда стенд был установлен вокруг гигантского фонтана высотой двадцать четыре фута с бассейном диаметром десять футов (проиллюстрировано выше). В 1878 году компания Baccarat выставила удивительную стеклянную ротонду высотой пять метров, сделанную почти из двух тысяч кусочков стекла. Главным достижением Баккара стало представление дизайнов в стиле ар-нуво на "Международной выставке на востоке Франции" в Нанси в 1909 году.
На Парижской международной выставке 1878 года на стенде Baccarat доминировал "Храм Меркурия", замечательный павильон из стекла, в центре которого стояла статуя Меркурия в честь Джамболоньи.
Баккара – Хрусталь королей
Клиентами Baccarat были члены королевских семей со всего мира, главы государств, такие как персидский шах, султаны Османской империи, королева Сиама, император Японии, цари России и махараджи Индии.
Люстра и балясины из хрусталя Баккара для дворца Долмабахче, Стамбул. Султан Абдуллазиз заказал у Baccarat большое количество монументальных люстр и канделябров из прозрачного и красного хрусталя, украшенных золотом, которые особенно примечательны своими бобешами в виде стилизованных тюльпанов, символа Османской империи.
Две из самых больших известных люстр в стиле баккара находятся во дворце Джай Вилас в Гвалиоре, Индия. Эти ошеломляющие творения весят по три тонны каждое. Дворец Джай Вилас был построен в 1874 году Джаяджирао Синдией, махараджей Гвалиора. Равные, пожалуй, только Романовым, магараджи были самыми значимыми покровителями Баккара и их английского конкурента Ослера. Великолепные хрустальные люстры можно найти во дворцах индийских магараджей.
![]() |
Этот канделябр на семьдесят девять свечей высотой почти тринадцать футов был впервые показан компанией Baccarat на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Эта модель занесена в архивы Baccarat как "вариант формы CE 7". Царь Николай II восхищался этой моделью во время своего визита в Париж в 1896 году, и отныне она будет известна как "канделябр дит дю царь" (царский канделябр). Элементы этой модели канделябра были обнаружены среди обломков корабля "Курск", затонувшего в 1912 году на пути в Санкт-Петербург из Франции. Считается, что примерно пять или шесть пар ‘царских канделябров’ были созданы в начале 20-го века. |
Баккара – Скульптура из хрусталя и бронзы
Баккара сотрудничала со скульпторами, в том числе Франсуа Ипполитом Моро (1832-1927) и Шарлем Виталь-Корню (1851-1927), а также с бронзовыми литейщиками, такими как Тибо Фрер, создавая все более сложные творения. Сочетание стекла Баккара с позолоченной бронзой также усиливает роскошь, создавая больше отражений при игре света хрустальных призм и чеканного золота.
Самые желанные люстры Baccarat сочетают в себе ‘хрустальное стекло’ со скульптурными креплениями из позолоченной бронзы. Люстра, показанная выше, является знаменитой и редкой моделью, великолепным творением эпохи Наполеона III, выполненным в виде тонко отлитых херувимов из позолоченной бронзы, держащих в воздухе свечи.
Рисунок замечательной скульптурной люстры, показанный выше (© Baccarat, архив мануфактуры).
"Стол и неф" - одно из самых удивительных скульптурных творений Баккара. Разработанный Шарлем Виталем Корну и созданный компанией Baccarat, он был показан на столе на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. ©Корнингский музей стекла, Корнинг, Нью-Йорк (79.3.155)
Родственная ваза, демонстрирующая влияние "японизма" и ар-нуво, в Музее Виктории и Альберта, Лондон. (ок.1242-1917).
"Маятник Флер д'Элиант" – этот подсолнух на самом деле представляет собой металлический циферблат часов, подвешенный в хрустальной вазе Baccarat, и является образцом оригинальных "предметов роскоши", созданных, когда Baccarat были на пике своей творческой мощи на рубеже 20-го века, периода, кульминацией которого стало их награждение наградами экспонировался на Международной выставке во Франции, проходившей в Нанси в 1909 году.
Стенд Баккара на международной выставке во Франции, Нанси, 1909 год.
Баккара – Подписи, штампы и клейма
В середине 19 века компания Baccarat обнаружила, что добавление оксида никеля в процессе производства позволяет получать идеально чистый продукт, без обесцвечивания, имитирующий драгоценный горный хрусталь.
Стекло Баккара получило название "хрустальное стекло", которое ценится как за свою необычную прозрачность, так и за большую прочность и вес. Термин "хрусталь" может быть применен только к стеклу, содержащему не менее 24% оксида свинца.
Компания Baccarat также производит клюквенное или "Золото-рубиновое" стекло, которое изготавливается с помощью сложного процесса с добавлением хлорида золота, который придает стеклу красный цвет при повторном обжиге.
Стекло обжигается в печи, поэтому его можно выдувать и придавать ему форму, обычно с помощью пресс-формы. Выдувные элементы из стекла Баккара вырезаны вручную с большим мастерством, и это видно, особенно на старых люстрах, по небольшим неровностям подвесок и капель. Различные детали могут быть возвращены в печь для сплавления вместе. Работа стеклореза столь же высококвалифицированна, как и работа стеклодува. Кристалл вырезается подобно скульптуре на мельчайшую глубину, прижимая стекло к вращающемуся кругу из песчаника или бриллиантов. Для создания прямых или скрещенных линий, а также для создания сложного геометрического узора требуется твердая рука.
Последним этапом обработки некоторых видов стекла Баккара является золочение и, иногда, нанесение цветной эмали. Золочение должно наноситься только нужной толщины, в противном случае оно не схватывается должным образом и используется смесь gold power, наносимая вручную кистью.