«Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней И.И. Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа».
Из письма Константина Савицкого Елене Дюмулен от 4 марта 1889 года.
Шишкине-пейзажисте писали многие историки искусства. По словам искусствоведа и бывшего директора Государственной Третьяковской галереи Виталия Серафимовича Манина, «одной из лучших картин Ивана Шишкина, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса, является картина «Утро в сосновом лесу» (1889). Вписанные в полотно медведи придали ей некоторый сусальный оттенок, вызвавший впоследствии иронию критиков. Живописное мастерство художника, способного передать краски природы и вызвать ассоциации гулкого пробуждения леса, близко здесь к совершенству. Природа рассматривается не как повод для изображения красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира, как физическая плоть, одухотворенная невидимым присутствием самого художника.
В картине живет все — и мощные размашистые сосны, освещенные золотыми лучами утреннего солнца, и влажный замшелый покров земли, и сочная листва кустарника, и дыхание сиреневого тумана, обволакивающего лес и растворяющего лесные дали. Все, все дышит, растет, колеблется, произрастает, тянется к солнцу, погружено во влажный утренний воздух. Картина композиционно решена необычно для художника. Лес уже не экран, а растворенное в тумане глубокое пространство. Колорит безупречен».
Но не очень искушенный зритель, как правило, обращает внимание на медвежье семейство, расположившееся в лесу. К слову, посетители Третьяковской галереи придумывают для картины, ставшей своего рода «живописным бестселлером» XIX, XX и вот уже XXI веков, разнообразные названия. Самое любимое, пожалуй, — «Три медведя» (как в русской народной сказке о Маше и трех медведях). И что удивительно, почти никто с первого раза не замечает, что медведей- то четверо — медведица и три ее медвежонка. Благодаря художникам известной кондитерской фабрики это полотно стали называть «Мишка косолапый», подобно одноименной конфете.
Известно, что картину писали два художника. Савицкого зрители, как правило, вспомнить не могут и часто спрашивают, кто работал вместе с Шишкиным, дли даже кто все-таки написал медведей в картине «Утро в сосновом лесу»?
Виталий Серафимович Манин в своей монографии Иван Шишкин» рассказывает: «...Идея картины прилежала, видимо, Константину Савицкому. Об этом свидетельствуют строки его письма к Елене Николаевне Дюмулен: «Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней И.И.Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа». Судя по этюду, Шишкин начал работать над темой параллельно и решил ее более удачно, чем Савицкий. На XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок картина экспонировалась за подписью одного Шишкина. Позднее, на выставке в Москве, Савицкий добавил свою подпись. Художник считал, что в произведении ему принадлежит четвертая доля. Так имен- но были распределены деньги за продажу. Очевидно, художники обоюдно достигли договоренности. Но вмешалось, как обычно, общественное мнение, считающее, что основной образ картины принадлежал Шишкину. Савицкий, как человек интеллигентный, отказался от авторства».
Николай Мудрогель, служивший в доме Павла Михайловича Третьякова, вспоминает, что «Павел Третьяков, купивший «Утро в сосновом лесу» в свое собрание, замазал подпись Савицкого». Многие знают именно эту версию — по книге воспоминаний Н.А.Мудрогеля:
«Не ладил он (П.М.Третьяков) иногда с К.А.Савицким. Какая-то черта этого художника не нравилась Третьякову. В 1898 году он приобрел у Шишкина его большую картину «Медвежье семейство в лесу». На этой картине медведей написал Савицкий, почему Шишкин и предложил Савицкому подписаться. Савицкий подписался, но уже после того, как картина была куплена Третьяковым. Когда картина была доставлена в галерею, Третьяков удивился, увидев подпись Савицкого.
— Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару.
Я принес французский скипидар, и Третьяков смыл подпись Савицкого. Через несколько дней Савицкий "заезжает в галерею — смотрит, нет его подписи. Он ко мне: «Где подпись?» Я очень смутился и объяснил ему всю историю».
Подготовка текста, предисловие и примечания к книге воспоминаний Мудрогеля принадлежат Е.В.Сильверсван, много лет проработавшей главным хранителем в Третьяковской галерее. Она пишет: «От автора этих записок, конечно, нельзя требовать глубоких выводов и правильных оценок всего того, чему он был свидетелем, так как он почти не получил образования и не обладал достаточно широким кругозором. Кроме того, работая над своими воспоминаниями уже в очень преклонных годах, Мудрогель не всегда был точным и объективным в освещении отдельных фактов и событий».
Ирина Николаевна Шувалова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Русского музея, которая тоже не раз обращалась к творчеству И.И.Шишкина, об этой картине писала: «Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом) Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П.М.Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом. С легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуются глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Существует предположение, что картина «Утро в сосновом лесу» создавалась по мотивам шмецкого леса в окрестностях Нарвы, где Шишкин работал в течение лета 1888 года. Между тем характер леса в этой картине — глухой, дикий — ближе «Бурелому», чем тому, который мы находим в пейзаже «Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)». Но столь типичен, как всегда, у Шишкина мотив, столь характерен именно для русской природы и так конкретен, что у зрителя невольно возникает впечатление чего-то, словно бы уже не раз виденного и узнаваемого. Поэтому-то картина «Утро в сосновом лесу» у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой».
Искусствовед Эвелина Александровна Полищук, многие годы работающая в Третьяковской галерее, уточняет обстоятельства появления письма к Е.Н.Дюмулен в архиве ГТГ. Мама Эвелины Александровны была супругой художника Георгия Савицкого — сына Константина Аполлоновича. Елена Николаевна Дюмулен была матерью жены К.Савицкого, которую он очень любил и уважал. Обеспокоенная слухами и спорами по поводу картины она написала ему, и Савицкий рассказал ей историю, но просил сохранить ее в тайне, не желая выносить «сор из избы и портить отношения в связи с разными сплетнями».
Валерия Ипполитовна (жена К.Савицкого) не показывала этого письма никому. «После смерти Георгия Константиновича, и Валерии Ипполитовны, — говорит Э. А. Полищук, — мама решила, что для истории важно все, и отдала письмо в архив Третьяковской галереи.
Савицкий пишет: «Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней И. И. Шишкин и взял на себя исполнение пейзажа». Теперь давайте вдумаемся в эту фразу: «затеял я как-то...». Но когда художник задумал, а другой «приохотился», то он должен видеть — «к чему приохотиться». Вот Шишкин пришел и увидел у Савицкого эскиз. Может быть, он предложил работать вместе, и Савицкий согласился. Очень любопытно то, что есть еще картины, где Шишкин с Савицким работали вместе: «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), где маленькие медведи написаны Савицким, а в картине «Дождь в дубовом лесу» (1891) Савицкий написал женские фигурки. В семье говорили, что художник, абсолютный бессребреник, никогда не претендовал на авторство и никаких гонораров не получал. Они были друзьями, Шишкин был женат на родственнице Савицкого. В семье считали, что гонорар был поделен несправедливо, ибо картина — целостное явление. Разве она была бы так популярна, если бы там не было медведей? Г.Савицкий писал: «...Я дал согласие, и мы стали писать картину вместе, все было бы ничего, да не поделили шкуру неубитого медведя...».
На выставке к столетию со дня рождения И.Шишкина в ГТГ Валерия Ипполитовна в витрине увидела эскиз работы мужа: «Да это же Костин этюд, а я не знала, куда он его подевал. А почему написано на этикетке «И.Шишкин»? И Георгий Константинович подтвердил: «Папин. Меня ночью разбуди — я узнаю всегда почерк отца». Родственники сообщили в галерею об авторстве К.Савицкого. На обороте этой вещи рукой дочери И.Шишкина Ксении было написано, что это эскиз ее отца. Георгий же Константинович рассмеялся, потому что Ксении было всего шесть лет, когда отец ее умер, и утверждать принадлежность эскиза Шишкину она вряд ли имеет право. Очевидно, Ксения написала так, потому что эскиз был в мастерской ее. Но работали-то они вместе. И Савицкий вполне мог оставить или подарить свой эскиз другу. Художники же народ очень беспечный, свои этюды и эскизы часто раздаривают. Рентгенографии в то время этой вещи не сделали».
Этот рассказ Эвелины Александровны Полищук записан с ее слов. Она подготовила доклад и собирается выступить на одной из конференций, посвященных атрибуции художественных произведений.
Кому же принадлежит эскиз? Вот что ответила на наш вопрос заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Галина Сергеевна Чурак: «В Государственной Третьяковской галерее была сделана рентгенография эскиза 1889 года (28,3x40,1) к картине «Утро в сосновом лесу». Структура мазка, свечение красочного слоя в ультрафиолетовом излучении и некоторые другие объективные данные говорят в пользу авторства Шишкина. Эскиз был приобретен в 1927 году у И.В Лесковской. На обороте холста — надпись: «Медведи» эскиз И.И.Шишкина». И дальше — надпись рукой дочери художника Шишкина Ксении: «Сим удостоверяю, что эскиз «Медведи» есть подлинная работа покойного отца моего Ив.Ив.Шишкина Ксения Шишкина. Март 1903 г. С. Петербург». По художественному и стилистическому анализу вещи этот эскиз вполне соответствует произведениям Шишкина. Работа долгое время находилась в мастерской художника. Явно в доме, в семье о ней говорили. И если она была написана К.А.Савицким, то, мне кажется, об этом бы знали и не приписывали авторства одному лишь И.И.Шишкину. Существуют ведь еще эскизы и этюды, карандашные рисунки к картине «Утро в сосновом лесу» в Государственном Эрмитаже, а также в Свердловской картинной галерее. Возможно, не датированный вариант эскиза в Свердловске и есть тот самый эскиз к картине с медведями в лесу, которую затеял как-то Константин Аполлонович Савицкий...».
«Однако, — отмечает В.С. Манин, — в сопоставлении с этюдом «Утро в сосновом лесу» (1889, ГТГ) видно, что картина... обрела обаяние хорошо организованной композиции, где уравновешенность фланкирующих сосен нарушается динамичным прорывом в глубину...
Примечательно, что в этюде к картине... художник как будто отказывается от цветового понимания живописи. Цвет обменивается им на выразительность открыто и самодовлеюще звучащей краски. Подобные аналогии можно увидеть в этюдах барбизонцев. К примеру, в этюдах Теодора Руссо краска играет автономную роль, вовсе не собираясь преобразоваться в живописный цвет. Этот прием позже разовьется в русской живописи. В перспективе подобных преобразований Шишкин выглядит если не новатором, то, бесспорно, и не заскорузлым консерватором — роль, которую ему усердно прописывали исследователи».
Савицкий внес сказочный сюжет в пейзаж, что особенно воспринималось публикой, так как природа и сказка в нашем мировоззрении неразделимы. И именно этот сюжет способствовал массовой популярности картины.
В этой статье мы попытались рассказать о проблеме создания произведения и акцентировать внимание на художественных достоинствах пейзажа. Создав целую школу последователей, Иван Иванович Шишкин остался единственным в своем роде, кто в такой степени воспевал полноту и силу национального пейзажа, эпическую мощь и грандиозность масштаба русской природы. Фактически, создавая парадный портрет природы, Шишкин передает свое вечное восхищение ею. На холсте словно звучат царственные, торжественно-медленные живописные аккорды гимна лесной глуши. Солнце здесь — не открытое, оно как бы пробивается сквозь ветви и темную хвою деревьев. «Утро в сосновом лесу» наполнено необыкновенным светом, тишиной пробуждающегося леса, особенной красотой сосен со стекающей по стволам смолой...
Материал подготовили Марина АБАКУМОВА, Татьяна ЗУЙКОВА, Ольга РОМАНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.60