Некоторое время назад, обходя, как обычно, столичные антикварные магазины, одиниз московских коллекционеров обратил внимание на невысокую шестигранную серебряную чайницу с навинчивающейся крышкой.
Она была довольно темной, во всех углублениях виднелись грязные отложения, какие остаются от долгого употребления в быту за счет тех частичек: жира и пота, которые переносятся с рук на поверхность вещей; внутри сохранились остатки чая. Тем не менее было видно, что поверхность украшена витиеватым черневым рисунком, кое-где проблескивало золочение. Клейма на дне и на крышке тоже заплыли, но виднелось тремоло. Продавец ничего определенного о чайнице сказать не мог. Перед коллекционером, понятно, встала дилемма: рискнуть и купить или поставить на место и уйти, но тремоло, редкий вид утвари и умеренная цена перевесили все сомнения. И он, к счастью, не ошибся!
После долгого, кропотливого и осторожного удаления «вековой» грязи открылись оказавшиеся в хорошей сохранности клейма и пышный барочный рисунок. На корпусе чайницы чередуются орнаментальные грани и грани, имеющие в центре круглые клейма с пейзажными композициями: в одном — сельский пейзаж, во втором — руина, в третьем — рыбак с удочкой. Клейма заключены в картуши из аканта. Верхняя выпуклая часть крышки украшена узким гравированным лавровым венком. Грани обрамлены золоченой рамкой, золочение частично сохранилось также на крышке и на фигурной ручке. В чайнице, высота которой (с ручкой) 13,7 см, полностью сохранилось внутреннее золочение.
Главный сюрприз преподнесли клейма. Отчеканенные на крышке и на дне — одинаковы, только тремоло на крышке мельче и тоньше. Они имеют важнейшее значение для определения происхождения изделия и часто — для его истории. Клеймо 1 — тремоло (tremolierstrich) — штрих для взятия части металла для анализа лигатурного состава. Применялось, как правило, до середины XVIII века; клеймо 2 — именник мастера Иоганна Иебенца (Johann Jebens); клеймо 3 — знак пробы 76 (золотников) для периода после 1847 года; клеймо 4 — клеймо Петербургского окружного пробирного управления 1908—1926 годов; клеймо 5 — знак для изделий, удовлетворяющих наименьшей из установленных проб, но оказавшихся неклеймеными; клеймо 6 — смотровое клеймо города Аугсбург (Германия): шишка пинии (Руг, Pinienzapfen) 1700 года. Датировка серебряных изделий Аугсбурга определяется формой шишки, количеством бугорков и их расположением на ней. Аутентичность и атрибуцию изделия произвела АГ.Кудрявцева.
Подобные фляги (в ранней русской терминологии — четвертины, в современной — чайницы, в немецкой — schraubflasche, с завинчивающейся крышкой, в англоязычной — canister, в голландской — theebus) использовали для хранения дорогих сыпучих приправ и специй, а также чая. Четвертины вошли в обиход примерно в середине XVII века. Разных форм и размеров, украшенные гравировкой, чеканкой, резьбой и чернью, они изготавливались в разных городах Германии, Польши, Нидерландов и других стран Европы. Известна четвертина XVII века русской работы в собрании ГИМ, украшенная черневым и золоченым узором. Для аугсбургской школы златокузнечного искусства такой тип драгоценной утвари традиционен. Четвертины выполняли разных размеров и разной комплектации, но изделий небольшого размера, украшенных подобным декором, восходящим к итальянским или нидерландским образцам, сохранилось немного. О причинах потемнения гравированного рисунка, придающего ему большую выразительность, у искусствоведов были различные мнения: потемнение следа резца вследствие естественного процесса патинирования первоначально блестящего реза или, наоборот, искусственное придание темного цвета штриху специальным химическим чернением. Современная реставрационная подготовка экземпляров четвертин из крупнейших музеев для экспонирования на выставках свидетельствует о естественном процессе потемнения гравированного рисунка. Восстановить блеск штриха невозможно из-за риска нарушить тонкость рисунка. Наличие черни в рисунке этой четвертины не обнаружено.
Несколько слов о мастере. Иоганн Йебенц, сын ювелира Кристиана Иебенца, родился в 1661 году. Мастер — приблизительно с 1694 года (до 1708 года). Женился в 1694 году, умер в Аугсбурге в 1737 году. Изделия в основном 76 пробы.
Русские клейма на четвертине свидетельствуют о том, что ее привезли в Россию для продажи, так как в ином случае необходимости в клеймении не было. Наиболее вероятный период — 1908—1917 годы. Больше Россию четвертина не покидала.Бережное отношение к ней в течение почти трех столетий обеспечило ей хорошую сохранность. В последний период она перешла, возможно, по наследству, к таким владельцам, которые, скорее всего, и не подозревали о ее древности. Не понимали этого и антиквары, выставившие четвертину на продажу по не соответствовавшей ее ценности стоимости. Не понимал этого до конца при покупке и коллекционер, но интуиция и опыт его не подвели. Действительно удачное стечение обстоятельств!
Олег ЛОГИНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.28