На Малой Грузинской улице стоят два нарядных терема. Сейчас в них находится Государственный биологический музей имени К.А.Гимирязева. А построены были эти дома в 90-х годах ХIХ столетия известным коллекционером Петром Ивановичем Щукиным для его музея «Российских древностей». Здесь хранилась его знаменитая коллекция, здесь же жил он сам.
Петр Иванович Щукин — потомственный почетный гражданин, купец, собиратель русских, восточных и западных древностей, член Особого Комитета по устройству в Москве музея Отечественной войны 1812 года. Кроме того, он был одним из владельцев фирмы «И.В.Щукин с Сыновьями», членом правлений «Товарищества ситцевой мануфактуры А.Гюбнера» и «Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве», Почетным членом Российского Исторического музея, членом Императорского Русского Археологического Общества, ярким представителем просвещенного московского купечества второй половины XIX — начала XX века.
Братья Щукины, совладельцы преуспевающей фирмы по оптовой торговле хлопчатобумажной пряжей и тканями «И.В.Щукин с Сыновьями», располагали достаточными средствами для реализации своих увлечений. Николай Иванович (1852—1910) собирал старинное серебро и живопись. Сергей Иванович (1855—1936) был крупнейшим коллекционером полотен французских импрессионистов и постимпрессионистов. У Дмитрия Ивановича (1854—1932) была коллекция произведений старинных западноевропейских мастеров живописи и фарфора. Иван Иванович (1869 —1908) собрал большую библиотеку и коллекцию картин испанских мастеров.
Петр Иванович Щукин родился 18 февраля 1853 года. Он был третьим ребенком в большой семье торговца мануфактурой Ивана Васильевича Щукина и Екатерины Петровны, урожденной Боткиной. Заботливый отец семейства, человек достаточно широких взглядов, Щукин стремился дать детям разностороннее образование, поэтому в доме был целый штат гувернеров, воспитателей и преподавателей. Занятия с домашними преподавателями дополнялись посещениями картинной галереи братьев Третьяковых, а также знакомством с собранием картин хорошего друга Ивана Васильевича К.Т. Солдатенкова. Близкие родственные узы связывали Щукиных с семьей Боткиных, среди которых были известные писатели и коллекционеры Василий, Михаил и Дмитрий. А.А.Фет и И.С.Остроухов приходились П.И.Щукину дядями. Среда, в которой воспитывались братья Щукины, прививала им интерес к культуре и искусству и в то же время готовила их к традиционной в семье коммерческой деятельности. Сначала Петр Щукин в 1867 году окончил Бемскую школу в Выборге, затем в 1871-м — пансион Д.Ф.Гирста в Петербурге, а в 1872 году поехал за границу для стажировки в разных фирмах, чтобы набраться практического опыта. В Берлине, посещая Немецкий Промышленный музей, он познакомился с Юлиусом Лессингом, слушал лекции ученых и специалистов из разных областей наук: Р.Вирхова, Ф.Шпильгагена, Отто Уле, Эдуарда Ласкера, Франца, Дункера и Г.Гельмгольца. Потом, переехав в Лион, изучал французский язык и историю тканей.
Начало своей западной коллекции П.И.Щукин заложил еще в 1870-е годы в Лионе, собирая французские книги, которые покупал преимущественно у букиниста, торговавшего под пристолем Большого театра, а также фотографии и гравюры актеров, писателей, ученых, военных и т.д. Возвратясь в Москву (1878), Щукин продолжал пополнять свою коллекцию и таким образом у него оказалось солидное собрание гравюр лучшего немецкого иллюстратора книг XVIII века — Даниила Ходовецкого, офортов и рисунков Филисиена Ponca и литографий Гаварни, Пьера-Луи Граведона и Буали. Впоследствии в эту коллекцию вошли: предметы Западной церкви; образцы тканей из Лиона; старинное французское, бельгийское и итальянское кружево; обширное собрание литовских и польских кушаков; голландские изразцы; гарднеровский фарфор; часы — карманные, золотые, серебряные, медные, с разноцветной эмалью, с алмазами и жемчугом, французские и английские XVII — XIX веков; веера, преимущественно французские XVIII — XIX веков; холодное и огнестрельное оружие; мебель разных стилей; картинная галерея — от старых западных мастеров до импрессионистов и т.д.
В Москве Щукин оказался в кругу знакомых коллекционеров — Н.С.Мосолова, Н.В.Баснина, Н.Г.Егорова, С.С.Шайкевича, И.М.Остроглазова, В.С.Абакумова, В.К.Вульферта и др.
Войдя в дело отца, Петр Иванович начал систематически, ежегодно, посещать Нижегородскую ярмарку, куда съезжались торговцы стариной. В своих «Воспоминаниях» он написал: «Вообще на Нижегородской ярмарке сделал я почин по собиранию предметов Востока..». Интерес к искусству стран Востока (Персии, Индии, Китая) зародился у него в конце 1880-х годов, когда по поручению отца он покупал в персидских рядах ковры для дома. Персия заинтересовала его, он стал читать книги о ней на русском, немецком и французском языках. Потом познакомился с иранским вице-консулом Нематулой Ашимовым, у которого впоследствии приобретал персидские вещи.
Немало восточных экспонатов купил Щукин у антиквара М.М.Савостина, который специально для него собирал предметы старины, а также у торговца коврами Усейнова и фотографа А.С.Роинова. Поначалу Щукин покупал у персиян Нижегородской ярмарки преимущественно современные предметы, а старинные персидские вещи начал приобретать уже позднее — в Москве, Париже, Стокгольме и Стамбуле. В Москве он покупал старинные русские церковные облачения, многие из которых были из персидских тканей. В восточном собрании Щукина есть вещи из коллекции А.А.Брокара, А.В.Морозова, Г.Д.Филимонова, В.Г.Сапожникова, М.И.Тюлина. В 1908 году им было куплено собрание генерала А.В.Комарова, включавшее памятники искусства Ближнего и Среднего Востока, находки из раскопок Афрасаиба (Средняя Азия). В щукинской восточной коллекции были ковры, ткани, миниатюры, рукописи, изделия из фарфора, керамики, кости, камня, а также оружие. Эту коллекцию он показал в 1910 году в Мюнхене на выставке мусульманских искусств, где она произвела огромное впечатление и получила много похвальных отзывов.
Небольшая часть восточных вещей щукинской коллекции хранится в Государственном музее Востока. Экспонаты поступили в 1919 и 1934 годах и были распределены по двум отделам — Ближнего и Среднего Востока. Часть восточной коллекции Щукина экспонировалась на выставке «Московские коллекционеры произведений искусства Востока» в 1997 году и попала в путеводитель Государственного музея Востока.
Откуда у Петра Щукина эта тяга к коллекционированию? В своих «Воспоминаниях» он пишет, что у его отца «была страсть покупать», которая, конечно, передалась всем его детям и проявилась прежде всего в увлечении предметами искусства и старины. Сперва это было просто увлечение, которое потом переросло в сознательное и целенаправленное собирательство, и он из коллекционера-любителя превратился в коллекционера-знатока, профессионала этого дела, которому писали известные ученые России и Европы.
Коллекция Щукина сначала складывалась сумбурно, но постепенно интересы собирателя сосредоточились на памятниках русской старины. Первым предметом российской коллекции стал серебряный ковш, «жалованный императрицей Елизаветой Петровной атаману Яицкого войска Федору Андреевичу Бородину в 1761 году», приобретенный Щукиным случайно на Нижегородской ярмарке. Коллекционирование же иностранных вещей перестало быть самоцелью и приобрело совершенно иной характер. По признанию самого Щукина, он хотел «наглядно показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру». Так со временем определились интересы: собирателя, складывалось ядро коллекции.
Предпочтительный интерес Щукина к русской старине не случаен. Увлечение отечественными древностями, в частности прикладным искусством, характерно для частного собирательства в России как составной части культурной жизни страны второй половины XIX века.
Основным источником формирования коллекций в эту эпоху становится антикварный рынок России. В Москве Щукин покупал вещи у крупных антикваров П.М.Иванова, С.Т.Большакова, И.Л.Силина, М.П.Вострякова, братьев Соловьевых, Ф.В.Веркмейстера, Я.И.Черномордика, Фрумкина, Когана, в Санкт-Петербурге — у М.М.Савостина, но главным его поставщиком оставался А.О.Карелин. Кроме того, в большом количестве П.И.Щукин приобретал предметы старины и у антикваров Европы: братьев Egger (Вена, Будапешт), Н.Floury и Ed.Sagot (Париж), J.Halle (Мюнхен), S.Verdier (Копенгаген) и других, о чем свидетельствует его обширная переписка.
Важным источником пополнения коллекций были и аукционы — количество их в связи с разорением старых помещичьих гнезд особенно возросло к концу XIX века. Обычно их устроители посылали наиболее известным коллекционерам извещения об открытии и каталоги поступивших в продажу предметов.
Наконец, в начале 1900-х годов широко распространились выставки-продажи предметов из частных коллекций. На них П.И.Щукин приобрел вещи из собраний В.АДолгорукова, Л.С.Голицына, А.А.Мартынова, А.О.Карелина, К.С.Мазурина (в собрание которого вошла коллекция В.И.Даля), Г.А.Брокара и других. Часть этих предметов была передана в дар музею П.И.Щукина частными лицами и знакомыми.
Дошедшая до наших дней коллекция Петра Щукина отражает быт практически всех сословий России XVII—XIX веков. По определению И.Э.Грабаря, она содержит «настоящие жемчужины». К ним, безусловно, относятся вещи, имеющие владельческие и иные надписи, например, шитье, датированное 1389 годом, с указанием имени заказчицы — княгини Марии Александровны, дочери тверского князя Александра Михайловича и жены великого московского князя Симеона Гордого. Этот первый дошедший до нас датированный памятник московского лицевого шитья изображает торжественную встречу Дмитрия Донского и Владимира Храброго — победителей Мамая на Куликовом поле.
Кроме того, в щукинской коллекции есть гобелены Санкт-Петербургской шпалерной фабрики, основанной Петром I в 1716 году; шелковые мебельные материи Лазаревской фабрики XVIII века; кафтаны, камзолы, шелковые и парчовые сарафаны из русских тканей XVIII века; образцы русских гвардейских сукон Ямбургской фабрики времени Екатерины И; салфетки и скатерти Ярославской фабрики Затрапезнова, с гербом Бирона и с шифрами Анны Иоанновны, Екатерины II и Александра I.
Своей представительностью и ценностью отдельных предметов поражала современников П.И.Щукина его коллекция золотых и серебряных изделий XVI—XIX веков — жалованных и имеющих владельческие надписи ковшей, кубков, чарок, стаканов, братин, блюд, кружек, ложек, разной посуды. В процессе развития эта коллекция была дополнена многочисленными памятниками, в том числе и мемориальными, церковного искусства, а также украшениями, предметами быта, убранства интерьера, личного обихода, различными формами посуды — замечательными образцами национального художественного творчества, историческое значение которых было выявлено их первым собирателем.
Прекрасна коллекция серебряных жалованных ковшей, которая позволяет проследить эволюцию русского серебряного дела и изменение стилей, начиная с XVII и заканчивая XIX веком. Среди этих предметов особенно интересен стакан, гравированный известным мастером XVII столетия Василием Андреевым.
Для тех, кто специально изучает русское сканное, финифтяное и черневое дело, щукинская коллекция — богатейший кладезь материала. В его собрании представлены все русские центры художественной эмали. Широкий кругозор позволил собирателю аккумулировать у себя памятники, собранные им со всей России. Во многом благодаря его стараниям сегодня сохранено самое крупное собрание устюжской эмали с накладками XVIII века. По разнообразию и общему количеству предметов оно превосходит весь остальной дошедший до нас комплекс изделий в этой технике. Лучшие экземпляры северорусских эмалей других художественных школ тоже оказались в его собрании — усольские расписные эмали, устюжские перегородчатые с росписью. Их истинную ценность многие специалисты смогли понять лишь после того, как из отдельных, возможно случайно приглянувшихся экземпляров Щукин создал коллекцию.
В коллекции русского огнестрельного и, в основном, холодного оружия П.И.Щукина — жалованное и наградное оружие, представляющее самостоятельный художественный интерес или связанный непосредственно с древней традицией, а также с именами военных и государственных деятелей. В коллекцию входили как жалованные сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, так и палаши, пики, рогатины, стрелецкие бердыши, военные доспехи, пушки пороховницы, натруски XVI—XIX веков.
Особый интерес для П.И.Щукина представляли русские художественные изделия из стекла, керамики и фарфора XVIII—XIX столетий. Русское гончарное дело — производство пестрых рельефных поливных изразцов, отличавшихся прочностью поливы, которыми отделывали церкви снаружи и складывали печи в домах, — особенно бурно развивалось в XVII веке. В щукинской коллекции всего несколько красных изразцов XVI века, зато поливных изразцов XVII и XVIII веков — большое количество. В здании музея П.И.Щукина на Малой Грузинской, 15 сложены две печи: одна — из синих поливных изразцов петровского времени, другая — из зеленых поливных, так называемых мусин-пушкинских времен Екатерины II. В XVIII веке русские гончары изготавливали фаянсовые расписные квасники, кувшины, миски, блюда, масленки, игрушки и т.д., которых в щукинской коллекции тоже много.
Старинный русский фарфор представлен большим количеством лучших образцов. Подлинные шедевры и раритеты — шандалы. Они выполнены в Петербурге на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году, и относятся к самому раннему периоду производства русского фарфора, так называемому «виноградовскому». Дмитрий Иванович Виноградов (1720— 1758) не только изобрел способ изготовления фарфора, но и стал первым ученым, научно описавшим процесс его производства. Фарфор называют белым золотом. В эпоху Дмитрия Виноградова фарфор ценился не меньше золота благодаря и своей редкости, и высокому художественному качеству. Может быть, поэтому на большей части первых изделий русского фарфора, как и на этих шандалах, стоит марка виноградовского периода — кружок с точкой. Именно таким символом в прошлые века алхимики и ученые-химики обозначали золото.
В коллекции Щукина много стеклянной посуды — кубков, стаканов, рюмок, штофов, кувшинов с разными изображениями, надписями, позолотой и росписью эмалевыми красками XVIII—XIX веков. Один из таких шедевров — стеклянный кубок с аллегорическим изображением «Триумф Екатерины II», выполненный на заводе Г.А.Потемкина в 1780-е годы. В 1777 году бывший казенный завод в Назье, близ Петербурга (впоследствии Императорский стекольный завод), был передан в «вечное и потомственное владение» князю Г.А.Потемкину, а после его смерти, в 1891 году, отошел в казну. В это время на заводе была создана весьма значительная серия роскошных гравированных кубков с аллегорическими композициями на тему побед России в войнах с Турцией, в том числе и морских викторий. Кубок из собрания П.И.Щукина несомненно относится к лучшим образцам этой серии. На одной его стороне изображен Нептун, который восседает на раковине, влекомой фантастическими морскими обитателями, и держит портрет императрицы; на другой — раковина мчится по бурному морю к взорванному турецкому кораблю.
Картинная галерея щукинского собрания была составлена из портретов представителей императорской фамилии, государственных деятелей, военных, ученых, писателей, художников, из пейзажей и бытовых сюжетов, картин, написанных масляными, водяными и клеевыми красками, разноцветными карандашами и пером, в различных техниках разных школ и направлений. Самостоятельной частью собрания выделяется коллекция миниатюр, гравюр и литографий. Увлечение иконографией П.И.Щукин сохранил на всю жизнь. В его собрании представлены уникальные портретные миниатюры, выполненные в первой четверти XVIII века — времени, когда этот жанр только зарождался в России. Это известные исторические персоналии — Петр I и царевич Алексей.
Предметы из дерева составляют лучшую и значительную часть его коллекции. К ним относятся памятники декоративно-прикладного, церковного и мебельного искусства XVI—XIX столетий. Русская деревянная посуда представлена уникальными образцами и отличается разнообразием форм и декора. Здесь также есть сундуки, шкатулки, коробейки, табакерки, украшенные резьбой и росписью.
К почти исчезнувшему в России виду прикладного искусства можно причислить деревянные предметы со слюдой. В России в XVII—XVIII веках слюда заменяла дорогое стекло, ее добывали на берегах Белого моря и в Сибири. В деревянную оконную раму вставляли пластинки слюды в жестяной оправе, а чтобы их не выбивало ветром, в раму вделывали железные прутья. Рисунки жестяных оправ в слюдяных оконницах чаще всего были в виде кругов, клеток, розеток, изредка — в виде птиц. Иногда для предохранения икон от порчи их тоже покрывали тонким слоем слюды. В церковных выносных фонарях, в иконных рамах и церковных лампадах на слюду набивали свинцовые штампованные украшения, причем слюду нередко подкрашивали разными колерами, что придавало ей красивый вид.
В XIX и в начале XX века изделия из олова занимали среди коллекционируемых памятников отечественной старины незаслуженно скромное место, потому что к тому времени давно уже прервалась традиция художественной обработки редкого в России металла. Тем более замечательно, что олово не осталось вне поля зрения П.И.Щукина. Благодаря его собирательской деятельности сохранены ценнейшие произведения русских мастеров-оловянишников XVII—XVIII столетий — украшенные эффектной резцовой гравировкой или пластичным рельефным декором стопы, стаканы, солонки-братинки, а также подносы-поставцы, суповые миски, пивные кружки или большие кувшины-оловенники. Замечательными памятниками российской истории являются «коронационные стопы» — монументальные сосуды с резным изображением государственного герба России, двуглавого орла и надписью здравицы-вивата царствующей особе. В коллекции Щукина представлены стопы всех русских государей XVIII века — от Петра I до Екатерины II, включая совершенно уникальный предмет с полустертым именем свергнутого Елизаветой императора — младенца Иоанна Антоновича.
Библиотека Петра Ивановича, как и его собрание, отличалась многогранностью и изобиловала редкостями. В нее входила и рукописная коллекция — более 900 единиц, разнообразная по содержанию. В ней были не только русские памятники, но и молдавские, персидские, грузинские, армянские и др. Из российских рукописей можно отметить «Сибирскую историю» Есипова, «Хронографы» в нескольких редакциях, «Летописцы», «Разрядную книгу» XVII века, «Домострой» XVII века, «Стоглав» 1691 года, «Историю Петра Великого», сочинения П.Крекшина. В собрании — большое количество прописей, арифметик, музыкальных рукописей, хорошо представлены лечебники и травники. Очень интересна подборка Синодиков, среди которых есть датированные, с указанием мест вкладов, и лицевые рукописи.
Огромный документальный архив, собранный Петром Ивановичем, хронологически охватывает четыре столетия — с конца XVI до начала XX века. Особенности коллекции письменных источников Щукина объясняются ее назначением и местом в составе всего щукинского собрания в целом. Коллекция документов и рукописей — это часть его музея «Российских древностей», которая выполняет двойную функцию: во-первых, служить экспозиции; во-вторых, помогать в изучении вещественных памятников, собранных в этом музее. Историк московского купечества П.А.Бурышкин писал, что П.И.Щукин «был одним из самых известных в Москве коллекционеров русской старины. Он отличался от других тем, что не только собирал, но и популяризировал собранные им сокровища. Им было составлено подробное описание его музея, а самые интересные документы из его коллекции он полностью перепечатывал в издаваемом им «Щукинском сборнике». Действительно, с 1895 по 1912 годы Щукин издал 45 томов различных сборников и описаний тиражом 200—300 экземпляров, которые не продавал, а рассылал и раздаривал, что позволило значительную часть его собрания ввести в активный научный оборот, еще при его жизни они стали библиографической редкостью.
В 1891 году, после смерти отца (2 декабря 1890 года), Щукин за 40 000 рублей купил большой участок земли в Малых Грузинах, а в сентябре 1893 года здесь было закончено строительство музея по проекту архитектора Б.В.Фрейденберга. В 1895-м музей «Российских древностей» П.И.Щукина был открыт для посетителей ежедневно с 10 до 12 часов. Пояснения давал сам Петр Иванович. Коллекция его к тому времени настолько разрослась, что уже не помещалась и в специально выстроенном для нее здании.
Идея постройки еще одного здания принадлежит известному художнику В.В.Верещагину, письмо которого Щукин приводит в своих воспоминаниях. В мае 1897 года Петр Иванович приступил к строительству нового здания по проекту и под наблюдением архитектора А.Э.Эрихсона. В августе 1898 года оно было построено. Напротив него в 1905 году по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе возвели одноэтажный музейный склад из красного кирпича, предназначавшийся для архива. Весь музейный комплекс обошелся П.И.Щукину более чем в 200 000 рублей.
Щукин открыл свой музей и для исследователей, художников, любителей старины. В отличие от многих собирателей, которые ограничивали доступ к своим коллекциям, Щукин охотно принимал посетителей и сам показывал им собрание. На Малой Грузинской В.И.Суриков писал этюды к картине «Степан Разин»; В.А.Серов копировал персидские миниатюры для занавеса дягилевского театра; А.М.Васнецов срисовывал постройки с планов Москвы XVII века; В.В.Верещагин, восхищаясь собранием, советовал П.И.Щукину превратить его в музей прикладного искусства.
Идея подарить свою коллекцию возникла у Щукина после смерти его отца, Ивана Васильевича (1890), и уже в первом своем завещании от 15 февраля 1891 года он написал: «Императорскому Историческому музею в Москве завещаю в собственность все вещи, имеющие для этого учреждения специальный интерес...». Когда составлялось это завещание, еще не были построены здания на Малой Грузинской улице, а в дарственной от 1905 года он передал Историческому музею и землю (10 110 кв. м), и все постройки.
Основной причиной, побудившей Щукина сделать это, была забота о сохранности коллекции в тревожной обстановке 1905 года и, конечно, честолюбие — желание получить чин действительного статского советника. Кроме того, в его среде было много примеров передачи коллекций государству: П.М.Третьяков, А.П.Бахрушин, К.Т.Солдатенков и др.
Коллекция была оценена в 500 000 рублей, но такая сумма была необходима только для того, чтобы оплатить дарственную, которая и так обошлась Щукину в 1059 рублей. Сам же музей вместе с землей и постройками стоил многие миллионы.
Итак, благодаря дару Щукина Российский Исторический музей получил огромную уникальную коллекцию, своей численностью превышающую весь фонд Российского Исторического музея того времени. При этом он остался пожизненным попечителем и содержателем своего музея, продолжая пополнять его, неся все необходимые расходы.
Коллекция Петра Ивановича (23 911 номеров, включающих целые комплексы) влилась в собрание Исторического музея, обогатив практически все отделы. Она как нельзя лучше характеризует натуру самого собирателя — его целеустремленность, позволившую создать одну из лучших коллекций русских древностей. А.М.Эфрос в статье «Петербургское и московское собирательство» писал: «История московского собирательства есть история ее собирателей... это в то же время и история художественных вкусов современности. Вкусы 1880-х годов, господство реализма создали П.М.Третьякова, вкусы 1910-х годов, господство импрессионизма и кубизма создали С.И.Щукина». К этому можно добавить, что сформировавшееся историческое самосознание русского общества создало П.И.Щукина.
В России остались три коллекции известных коллекционеров из семьи Щукиных — Петра, Сергея и Дмитрия. Очень точную оценку деятельности Щукиных дал Александр Бенуа: «И все Щукины собирали не только для себя, но для того, чтобы одарить собранным родную страну, родной город — поистине царскими дарами. Какая прекрасная затея — родственная той, которой жили братья Третьяковы и которая лучше, чем что-либо, говорит об исключительных духовных силах, о каком-то удивительном патриотизме именитого московского купечества».
Наталья ГОРБУШИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.83