Серебро всегда было популярным в прикладном искусстве. Благородный металл, красивый, дорогой и самое главное — очень пластичный и ковкий, он позволяет создавать предметы самых разных стилей, вкусов и применять разнообразные художественные техники.
Изделия из этого металла представлены здесь на фоне культурной обстановки, обычаев и социо-экономических реалий эпох, которые определяют художественные формы. Здесь рассматриваются отношения между формой и декоративными способами в определенные стилистические периоды, а также эволюция различных форм. Поскольку сфера использования серебряных предметов очень широка, мы ограничимся так называемым бытовым или «гражданским» серебром, исключив — хотя и очень неохотно — серебряную церковную утварь. Эта публикация поможет неискушенным читателям и новичкам лучше ориентироваться в серебряном деле, определять стили, декорационные мотивы и формы серебряных изделий.
В XVII веке в Европу стало прибывать из Латинской Америки большое количество серебряных слитков, которые начали широко использовать для изготовления монет. Изобилие серебра способствовало развитию ювелирного искусства и росту объема производства серебряных изделий. Если в предыдущем веке серебро воспринималось чаще всего как показатель богатства, и его можно было использовать вместо денег, то теперь, при изобильном потоке серебра из Латинской Америки, для оплаты и обмена стали употреблять только серебрянные монеты. Серебро стало играть другую роль — владелец изысканных столовых приборов и украшений получал новый социальный статус. Эта роль со временем возрастала. Богатые европейцы и по сей день наряду с фарфором с Дальнего Востока выставляют в своих «горках» и буфетах серебряные вазы, кувшины, ведерки для охлаждения вина и канделябры.
Развитию производства серебряных изделий, несомненно, благоприятствовали социальные и экономические условия, изменившиеся с развитием торговли и укреплением земельной аристократии, которая считала серебро символом богатства. В церкви тоже стало появляться все больше серебряной утвари. Частные дома становились уютнее, в замках исчезал мрачный вид убранства. Серебро теперь играло важную роль в домашних ритуалах, приемах гостей. Изменились формы изделий, декоративные мотивы. Гильдии ремесленников и художников стали строже контролировать работу серебряных дел мастеров. Об этом свидетельствует уже тот факт, что когда французский король Генрих IV решил выделить для художников комнаты в галерее Лувра, то он не забыл и о мастерах золотых и серебряных дел.
Ренессансные модели и формы
В этот переходный период изготовлялись парадные предметы посуды, например, деревянные кубки с серебряными украшениями и нарядные кружки, в которых отражалась ренессансная традиция, начавшаяся с тех итальянских моделей, что представлены во Флорентийском музее дельи Аргенти во дворце Питти. Это круглые чашки (иногда в форме эллипса), целиком гравированные или покрытые чеканкой с изображением мифологических или символических сцен. Они опирались на., усеченный конус, сужающийся цилиндр или ножку. В начале XVII века центральная сцена была заменена композицией из модных тогда декоративных мотивов: крупных листьев, розетт, маленьких мужских и женских голов. Здесь видно богатство стилистических элементов позднего маньеризма — движения, которое было распространено в европейских странах, особенно широко — в Испании и Португалии, но предметы с центральной сценой продолжали создавать во Франции и Германии примерно до 1620 года.
Столовые принадлежности: чашки, кружки для вина, ложки
Самая модная и распространенная посуда — кружка с крышкой — была связана с традициями немецко-говорящих стран, где она считалась символом привилегированного класса. Из таких кружек богатый хозяин потчевал своих гостей. В XV—XVI веках эти сосуды выполнялись преимущественно в стиле готика. В XVII веке украшений стало меньше, и сами они стали проще. В некоторых случаях крышка была в виде небольшой перевернутой чашечки. Постепенно такие кружки увеличивались в размере и наконец стали призовыми кубками, которые вручают победителям в спорте и по сей день. В Англии винные серебряные кубки повторяли стеклянную посуду. Чаще всего у них была гладкая поверхность, которая позволяла выгравировать на ней дарственную надпись или геральдику владельца. У этих кубков опорой служили элегантные ножки.
Очень распространенный и важный серебряный предмет — ложка. Она была овальной и глубокой, с прямым черенком и изящным завершением. Этот предмет был чрезвычайно простым, но очень элегантным, с гармоничными пропорциями. Украшение на конце черенка уравновешивало вес ложки и ею легко было пользоваться. Ложки дарили новорожденным, часто — с выгравированными их инициалами внутри или на оборотной стороне. В Англии, так же как и в германских странах, кружки с крышками были показателем статуса — они обычно принадлежали хозяину дома, их богатое декоративное убранство, вес и стоимость серебра свидетельствовали о финансовом состоянии владельца. Это обстоятельство подчеркивали тяжелое основание кружки и массивная ручка. Иногда вместо сплошной большой подставки делали три ножки в форме шариков или в виде льва, державшего шарик в передних лапах. Такие кружки изготавливали в Англии, Голландии, Фландрии и Германии. В большинстве случаев их украшали гравировкой и чеканкой геометрических фигур, но иногда делали гладкими (в Дании и Швеции) или декорировали накладными серебряными монетами. В Баварском Национальном музее в Мюнхене, например, экспонируется кружка, на поверхности которой — 36 римских серебряных монет. Подобное украшение, видимо, должно было демонстрировать богатство владельца.
Сохранение ренессансных моделей и появление первых простых форм
В первые тридцать лет XVII века продолжали преобладать ренессансные мотивы, особенно в парадных изделиях. Очень распространены были наутилусы (раковины моллюсков), которые позволяли мастерам серебряных дел изготовлять изысканные вещи в духе стилистики позднего маньеризма. Но в этот же период стали появляться серебряные изделия и без всяких украшений. Это были главным образом кувшины и кубки. В разных странах сохранялись разные стили. Английское серебро было строго консервативным и повторяло стили прошлого. Политические события в Европе того времени также влияли на тип серебряных изделий. Кризис монархии в Англии, упадок Испании, война между Испанией и Голландией, религиозные войны во Франции — все это приводило к тому, что спросом пользовались простые, скупо украшенные и, следовательно, более дешевые изделия (наряду с богато украшенными).
Строгий контроль над производством серебряных изделий
Поскольку производство серебряных изделий было связано и с чеканкой монет, правительства решили обратить внимание на качество используемого серебра и установить стандарт для производства и для сбора налогов с серебряных дел мастеров. Была установлена примерная цена на дорогие изделия, чтобы при необходимости отобрать их у владельцев для переплавки в монеты. Пример такого вмешательства правительства — строгая система, введенная в Париже. После первичной грубой обработки куска серебра мастер ставил на нем свое личное клеймо и передавал его на осмотр государственному оценщику, который ставил пробирное клеймо. После того как изделие было готово, его опять проверяли, брали налог с мастера и ставили клеймо, свидетельствовавшее о том, что налог уплачен. И, наконец, качество изделия проверяла гильдия серебряных дел мастеров. Пробирные клейма меняли каждые два года, что при атрибуции позволяет точно установить время изготовления изделия и его автора.
Такая же скрупулезная система клеймения была введена в Англии, где дата производства указывалась буквой, менявшейся каждый год. Другие клейма ставили для обозначения качества серебра, места изготовления и имени мастера.
В странах Средиземноморья стандарт для серебра был установлен в «денье», где каждый денье делился на 24 грана (гран = 0,065 г). Таким образом, серебро 11 денье равно 916,6/1000, а 10 денье = 833,3 и т.д. В немецко-говорящих странах единица делилась на лётичи, а лётич — на 18 гранов. 16 лётичей равнялось 1000 частям чистого серебра (100% серебро), 14,8 лётича = 925 частям чистого серебра (92,5% серебро) — так же, как в британском стерлинговом стандарте. На британских островах использовались два стандарта — «стерлинговый», равный 925/1000, и стандарт «Британия», равный 958,3/1000.
Влияние общественных условий на производство серебряных изделий в эпоху барокко
На это производство повлияли несколько факторов: приход к власти короля Людовика XIV (1661), английская республика, протекторат и реставрация монархии Карлом II в Великобритании (1649—1660) и усиление ее могущества, золотой век культуры в Нидерландах. Людовик XIV старался преобразовать французское общество, подчинив абсолютной власти все сферы жизни. Он стремился к гегемонии Франции во всей Европе. Этот политический абсолютизм привел к интеллектуальному абсолютизму: искусство и культура считались орудием власти, так же как военная или экономическая составляющая. С помощью министра Жана Кольбера (1619—1683) и художника, декоратора, архитектора Шарля Ле Брена (1619—1690) Людовик стал абсолютным правителем и в области культуры. Новым стилем стал эклектичный и пышный классицизм. Серебряные изделия изготовлялись в огромном количестве, достигнув апогея в 1660—1690-х годах. Придворное серебро было представлено всеми видами изделий — от столовых сервизов и канделябров до мебели. Позднее политические, военные и экономические проблемы, вызванные многочисленными войнами того периода, вынудили короля приказать переплавить почти все национальное серебро (через серию эдиктов, непрерывно издававшихся с 1688 по 1709 год), поэтому до наших дней дошло только несколько предметов той эпохи.
В Англии периода республики шла ожесточенная борьба междy парламентариями и роялистами, стремящимися вернуть короля. Это привело к экономическим трудностям, необходимо было платить солдатам, поэтому серебряные вещи переплавляли на монеты. Сохранившиеся предметы того времени отличаются простотой, что объясняется как финансовыми трудностями, так и отвращением пуритан к пышным украшениям. Реставрация монархии вернула массовое производство серебра. В украшении изделий использовалось множество мотивов, гравировка и чеканка в духе стиля барокко.
В конце XVII века коронация принца Вильгельма Оранского и Марии, как совместных правителей, привела к голландскому и французскому влиянию на изготовление серебряных изделий в Англии. Дело в том, что Вильгельм в Голландии нанимал французских художников, некоторых из них вместе с голландцами взял с собой в Англию. Окончание Тридцатилетней войны в 1648 году принесло независимость Объединенным Провинциям, как называли тогда независимые Нидерланды, одну из самых могущественных держав Европы. Торговля между Восточной Голландией и Вест-Индией обогащала и просвещала средний класс, для которого обилие серебряной посуды было символом благополучия и уюта. В Голландию, с ее религиозной терпимостью, эмигрировали гугеноты из Франции, среди которых были художники и серебряных дел мастера, обладавшие прекрасной техникой и вкусом и способствовавшие процветанию нации.
Декоративные мотивы в Италии
Итальянское серебро этого периода отражает замечательные скульптурные традиции барокко. В производстве использовались литые предметы — подлинно серебряные скульптуры, особенно для изготовления церковной утвари. Несколько слов следует сказать об итальянских церковных предметах того периода, потому что в них отражены все стилистические черты своего времени: напыщенные и величественные формы, в которых подчеркнуты моделируемые области; завитки и широкие спирали — реинтерпретация моделей, взятых из последнего периода античной классики. Все производит впечатление динамического движения и мощи. Сохранилось лишь небольшое количество бытового серебра. Поскольку Италия была разделена на несколько государств, существовало много центров производства, самые известные — в Венеции, Генуе, Флоренции, Риме, Мессине и Турине.
Декоративные мотивы во Франции
Они предписывались многими книгами образцов, которыми пользовались серебряных дел мастера, особенно при изготовлении предметов для королевского двора. Как правило, мастера придерживались симметрии мотивов. Украшениями были завитки, морские раковины, маленькие головы (мужские и женские), гирлянды из цветов и фруктов, пальмовые ветви, листья аканта и бордюры с орнаментами в виде бобов разных конфигураций (из Голландии), а также выпуклых овалов, которые использовали для украшения изогнутых частей изделия во всем мире в течение трех столетий.
Декоративные мотивы в Англии
В первой половине этого периода были популярны два мотива: охотничьи сцены с собаками, оленями, кабанами, охотниками и цветы с листьями. Листья постепенно становились мельче, поэтому завитки из листьев с ветками чаще всего использовались на ручках, в частности в двуручечных кружках для вина. Традиционным английским мотивом становилась голова льва, а также — на гладких поверхностях подносов и кубков — изображение герба. В то время стали часто использовать сложно закрученный картуш. Мотивы, характерные для стиля Людовика XIV, начали распространяться в конце века, но уже в более простой и строгой форме. Это объясняется тем, что в Англии работало много квалифицированных мастеров-гугенотов, бежавших из Франции от религиозного преследования. Генрих IV Нантским эдиктом 1598 года запретил их преследовать, однако его положения не выполнялись, и в 1685 году Людовик XIV отменил его. В Англию хлынули гугеноты, многие из которых сначала оседали в Нидерландах. Одним из самых знаменитых серебряных дел мастеров того периода был Даниэль Маро (1663 —1752). Вначале он работал в Голландии при дворе Вильгельма Оранского, а когда тот занял трон Англии в 1688 году, Моро перебрался с ним в Англию, где, можно сказать, сосуществовали три художественных направления: стиль реставрации, стиль, введенный ювелирами-гугенотами, и стиль королевы Анны, отличавшийся простотой и использовавшийся главным образом при изготовлении домашней посуды.
Серебро в осветительных приборах
Популярными были подсвечники разной формы. Среди них — подсвечники с гнездом для свечи, канделябры для нескольких свечей, подвешиваемые к потолку. Канделябры этого периода имеют широкое основание, подвеску из нескольких выпуклых сфер или овалов, небольшой держатель для свечи и маленькую пластиночку под ним для оплывающего воска. Канделябры чаще всего делали парные, затем появились и комплекты из четырех штук. Сохранилось очень мало таких канделябров, и только двух видов: в стиле Людовика XIV, с цветочными украшениями и розеттами, а также в голландском стиле, для которого характерны ряды связанных шаров.
Столовое серебро
В быту пользовались мисочками для каши или супа, обычно с двумя ручками и крышкой, молочниками и сахарницами. Были также серебряные чаши для пунша, некоторые — с выемками по краям для ножек бокалов. Изготовлялись и винные ведерки для льда. Все еще делали тазики и кувшины для мытья рук. У кувшинов были декоративные ручки и носики, украшенные головами людей или животных. Эти кувшины и тазики тоже были распространены во Франции и Италии. Итальянские мастера делали и элегантные постельные грелки, особенно изящные — в Венеции.
В XVII веке столовые приборы претерпели много изменений как с точки зрения формы, так и служебных функций. Приборы становились разнообразнее, а серебряные уже считались необходимым атрибутом стола, особенно при дворе. Именно в XVII веке вошло в обычай выкладывать перед обедающим весь набор ножей, вилок, ложек — так называемый куверт. До этого гости приносили свои личные принадлежности в небольшой шкатулке. Перед ними тогда клали только нож, иногда — ложку и зубочистку. Вилка появилась довольно поздно и то не везде. В Италии в XVI веке ею не пользовались, а в других странах мясо, например, брали кончиком ножа и отправляли в рот. У самых первых вилок было 2 зубца, их использовали главным образом при разрезании мяса.
Постепенно в моду входил новый способ держать вилки и ложки — не всей ладонью, а только тремя пальцами, поэтому эти приборы стали делать с более плоскими и длинными черенками. Возрастающая популярность вилки привела к тому, что стали уже не нужны такие острые кончики ножей, их сменили более круглые. Ручки ножей были самой разной формы, но в конце века преобладающим стал «пистолетный» тип.
До сих пор ложка и вилка были разными по форме, теперь же их начали изготавливать стилистически одинаковыми. Черенки стали более длинными и более плоскими и имели четырехугольное сечение. На конце ручки часто гравировался герб, а в середине века появились ложки, которые оканчивались тремя маленькими листиками. Они были особенно популярны в Великобритании и Франции. Ложки становились овальнее и более широкими у черенка, а место соединения ложки с черенком часто украшалось.
Вилки приняли определенную форму только к концу века. Поскольку ими теперь приходилось удерживать еду и подносить ее ко рту (вместо ножа), число зубцов вилки увеличилось до трех или даже до четырех, они стали изогнутыми, чтобы легче было это делать.
(Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.38