Детская игрушка появилась тысячи лет назад и уже тогда была для ребенка частицей познаваемого им мира в виде лошадки, куклы-дитя, зверя из сказки, красивой птички, доброго пса, охраняющего дом, и самого домика...
В районах, где производство игрушек давно стало привычным промыслом, вырабатываются особые, совершенные их формы, расширяется тематика, и эти изделия становятся уже не только детской забавой, но и предметом любования взрослых. Интерьер дома начинают украшать игрушками, которые в этом случае объединяют все поколения семьи, как бы связывая их временной нитью.
Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), уже достигла такого уровня, когда в нее «играют» и дети, и отцы, и деды. Она получила свое название по месту рождения в деревнях близ старинного города Каргополь Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния). Крестьянские наделы не везде были одинаковыми. В одних селениях, как оказалось, они — илистые и благоприятные для хлебопашества, в других — суглинок и подзол. Такие наделы и достались крестьянам деревни Гринево и других, что тянулись от города за Пудожский тракт. Именно отсюда вышла основная часть каргопольских игрушечников, известных в наши дни. Очевидно, что игрушки для своей детворы делал прежде чуть ли не каждый гончар. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю и растили на ней свой трудный хлеб. Лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября-октября до весны — садились за гончарный круг.
Труд «черепенников», как их называли, был тяжелым и однообразным. А вот когда они брались за «мелочной товар», то есть «стряпали» из остатков глины игрушки, то отдыхали душой. В промысле работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети лет с восьми-девяти: в основном, они добывали и готовили глину, но иногда им доверяли отделку игрушек. А лепили взрослые — чтобы создать красивую форму, нужны многолетний навык и уверенная рука. В считанные мгновения в умелых руках мастеров бесформенные комочки глины превращались в величавых, словно застывших в молчании баб, домашнюю живность и лесное зверье, петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детворой. Делали и «распевные» свистульки с несколькими отверстиями: подуешь в нее, закрывая попеременно то одну, то другую дырочку, и польется переливчатая мелодия.
Готовая посуда и игрушки два дня сохли на воронце — полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних печах или в обжигальнях, специально построенных в поле за деревней. Часть обожженных изделий «обваривали»: в корыте из овсяной или гороховой муки разводили «болтушку», раскаленную докрасна посуду или игрушку осторожно погружали в нагретый раствор. Жидкость шипела, пузырилась, мука прилипала к стенкам сосуда, и он покрывался черными, словно затейливый кружевной рисунок, пятнами.
Для покрытия более дорогих горшков и игрушек прежде пережигали свинец. Плошку с растопленным металлом долго держали на огне, непрерывно помешивая, чтобы он «перегорел». Полученную «мучку» растирали в сковороде, просеивали сквозь сито. Обожженный горшок или игрушку обмазывали дегтем, посыпали «мучкой» и вновь ставили в жар. После второго обжига поверхность покрывалась красивой муравленой поливой, такие изделия отличались повышенной прочностью.
Основная часть товара распродавалась в Каргополе на предвесенних базарах и ярмарках. Однако изготовление игрушек считалось столь несущественной статьей дохода, что даже подробнейшие статистические материалы 1900-х годов не дают об этом никакой информации.
Самые яркие страницы истории этого промысла — 1930-е годы, когда процесс восстановления многих очагов традиционного народного творчества коснулся и Каргополья. В то время открылись широкие возможности для развития творчества самых способных народных мастеров. Таким талантливым самородком, по существу, создавшим каргопольскую игрушку, был в те годы Иван Васильевич Дружинин (1887 — 1949), потомственный гончар из деревни Гринево. Его роль в промысле трудно переоценить. Именно благодаря ему и его супруге Екатерине Андреевне (1899 — 1978), которая расписывала вылепленные мужем формы, нам известна каргопольская игрушка с раскраской, то есть «классическая каргопольская». Именно такие образцы хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и частных собраниях.
В 1930-е годы Дружинин был очень известен, о нем писали газеты, многие музеи страны и коллекционеры изделий народных промыслов заказывали его работы, которые были одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для изделий И.В. и Е.А.Дружининых характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Сохранилось приблизительно около тысячи их игрушек, в которых отмечается широкое разнообразие сюжетов.
Как и среди игрушек других районов, здесь мы встречаем изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; некоторые варианты женских фигур. Игрушки этой группы — наиболее многочисленны. они часто встречаются в музейных собраниях.
Творчество И. В. Дружинина отличается именно обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Есть, например, небольшая коллекция игрушек, обозначенных в документах как «черти». С длинными изогнутыми хвостами и страшными лицами, огромными пустыми глазницами и дырами вместо рта, они действительно производят жуткое впечатление. Персонажи то стоят на четвереньках, то протягивают вверх трехпалые лапы, то борются с нападающей собакой. У одного из них из живота словно вырастает чаша с круглой лепешкой. Раскрашены они в темные тона: черный, темно-синий, фиолетовый; а лица — белоснежные; на голове беспорядочными черными штрихами нарисованы волосы. Аналоги таких сюжетов пока не встречались, хотя емкость содержания, свойственная народной игрушке, не позволяет трактовать этот образ буквально.
В 1930-е годы творчество мастеров-игрушечников подпитывалось в первую очередь впечатлениями от окружающей среды. Отсюда — и сюжеты игрушки Дружинина, отражающей быт, досуг, нехитрые занятия местных жителей. В другой группе мастер объединял фигуры в композиции, изображающие различные бытовые сцены: катание в санях, на лодке и на пароходе, отдых в кресле, на диване и на кровати, танцы, прогулки, уход за животными, стирку белья крестьянкой или крестьянином, женщину или мужчину за прялкой и даже похороны (три последних сюжета довольно редки). К этой же группе относятся крестьянки с корзинками, сумочками и кошельками, охотники, дровосеки, солдаты и т.д.
Композиции некоторых сценок довольно сложные. Например: собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. К редким сюжетам относится изображение парохода с бражниками, стирающих белье женщин и мужчин, а также покойников в гробу.
Большая редкость — миниатюрные каргопольские изделия (высотой 3 — 3,5 см), так называемая массовка, или «товарняк», предназначенные для скупщиков-коробейников. Эти игрушки считались второсортным товаром, их не берегли, и музеи их не заказывали. Сохранилось лишь несколько десятков такой «мелочи». Это фигурки компактной, обтекаемой формы, с минимальным количеством выступающих налепных деталей, расписанные в два-три цвета, с орнаментом, состоящим порой из нескольких полосок или штрихов. Они представляют собой уменьшенные копии больших игрушек, относящихся к обеим группам сюжетов, иногда — немного упрощенные. Интересно проследить, с какой изобретательностью мастер видоизменял форму выступающих деталей: у оленя рога переданы не в виде выступов — отростков, а более компактно, веерообразным полукругом с зубчатым краем; крестьянки — не в высоких головных уборах, а в облегающих, напоминающих капор, и т. д. Особенно удачным в этом плане можно считать решение сюжета «прачка»: женщина или мужчина, низко склонившись над овальным корытом, руками держатся за его края.
Следует отметить, что и второсортные изделия и высокого художественного уровня роднит внутреннее единство эстетических принципов: никогда упрощенная форма и минимальная роспись не подменяются грубой лепкой и контрастными цветовыми сочетаниями. Люди и животные — выразительны, наделены живыми характерами. К примеру, прекрасно схвачена поза бойкой лающей собачонки, набросившейся на двух возвращающихся с прогулки приятелей. Деревенские модницы щеголяют в шляпках самых невероятных фасонов, порой совершенно фантастических: это колпаки обычные и с полями, широкополые шляпы с тульей в виде оленьих рогов, высоких полукруглых выступов или расширенных в верхней части цилиндров, кокошники и шляпы, напоминающие капор; наконец, просто круглые или цилиндрические шапочки. В руках у них — сумочки или кошельки, корзинки, огромных размеров рыбы и т. д.
Примечательно, что среди женских персонажей нет городских барынь и нянек; низ платья — скругленной формы, что соответствует очертаниям крестьянских юбок и сарафанов, подвязанных передниками. Передник есть у каждой крестьянки, они очерчены прямоугольником и всегда орнаментированы.
Но бытовой аспект существовал рядом с другим, идущим из глубокой древности и также связанным с традиционным укладом деревни. Не случайно среди игрушечных персонажей преобладают женщины. Особенно архаичные варианты представляют фигуры с обнаженной грудью, а также с чашами, блюдами и мисками, с круглыми хлебами, с птицами в руках.
Несмотря на бытовой облик и костюмы, их образы подчас настолько обобщены, величественны и монументальны, что действительно напоминают первобытные каменные изваяния, символы Матери-сырой земли. Здесь существует своя, неповторимая манера лепки человеческих фигурок. Характерны отработанные пластические приемы, дублирующиеся во всех изображениях.
Привлекает внимание трактовка головы, вытянутой вверх, с плоским широким, как бы срезанным лицом, круглой линией подбородка, который, удлиняясь, у мужиков становится бородой; характерен прямой нос — защип. Точки глаз и рта намечаются острой палочкой по сырой глине. Затылок переходит в толстую короткую шею, а затем — в общую линию сутуловатой, но всегда пластичной спины, с подчеркнутой талией. Руки сделаны калачиком, кисти напоминают лапы в рукавичках. Ноги мужчин и некоторых зверей имеют характерный прогиб стопы с острыми пяткой-каблуком и носком.
Своеобразная роспись каргопольской игрушки, у которой нет аналогов, дополняет и углубляет образ. Екатерина Андреевна Дружинина, наделенная даром тонко чувствовать цвет, хранила в памяти еще и образы местных преданий, поэтому ее росписи сочетают в себе поэтическое очарование древнего искусства и родственную ему декоративную простоту. Совершенно особая гамма расцветок каргопольской игрушки — это по-северному приглушенные краски неярких оттенков: черные, жемчужно-серые, светло-салатовые, розовые, сиреневые, голубые, желтые и темно-красные; другие цвета (оранжевый, бирюзовый, фиолетовый, бордовый) появляются лишь как дополнение. Белая краска играет роль фона для последующей росписи или самостоятельного цвета, достаточно активного в общей цветовой системе. Живописное решение завершают серебристые или бронзовые штрихи.
Наиболее характерны цветовые сочетания белого с розовым, с небольшим добавлением черного и серебристого; белого с салатовым, сиреневым и серебристым; белого, фиолетового, черного и серебристого. Пример изделий с самыми изысканными цветовыми решениями — крестьянки с обнаженной грудью, птицы и кони.
На некоторые особенности орнамента Е.А.Дружининой обращали внимание специалисты. Характер орнамента, повторяемость в нем мотивов дерева, ветвей, листьев, зерен, типичных красно-оранжевых кругов и крестов в лучах, концентрических овалов свидетельствуют о народных связях с природой и культом солнца. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.
Следует добавить, что в росписи игрушек использовались не только сухие краски, растертые на льняном масле или яичном белке, но и масляные, темных тонов — черные, коричневые, оливково-зеленые, охристые. Часть игрушек выполнена в такой технике. Безусловно, они проигрывают по сравнению с перламутрово-нежными оттенками сухих красок.
Сейчас крайне трудно назвать каргопольских игрушечников-профессионалов, кроме Дружинина, работавших в Гриневе. Очевидно, его успехи стали стимулом и для его земляков. Но, к сожалению, сегодня об этих мастерах практически ничего не известно. Судя по нескольким десяткам работ того периода, можно с большой долей уверенности сказать, что они все же были.
В их числе — Анастасия Евдокимовна Бархатова, Егор Иванович и Ульяна Егоровна Дружинины с дочерью Любовью, А.В.Бабкин, М.И.Воронова, Н.Я.Замятина. Попытаемся выявить среди них игрушечников-профессионалов.
Несомненно, индивидуальной творческой манерой отличалась А.Е.Бархатова. По сравнению с И.В. и Е.А.Дружиниными в ее работах меньше мастерства, но они тоже весьма выразительны и позволяют без особого труда отличить ее почерк. Поверхность ее изделий — не заглажена, тулова животных — более плоские, чем, скажем, кони, коровы и олени у И.В.Дружинина. Своеобразны рога оленей, выполненные в виде двух плоских лопастей с зубчатыми краями, а не округлых веток с выступами-отростками, как у И.В.Дружинина; у баранов рожки обозначены очень условно — в виде крошечных упругих завитков.
Крестьянки А.Е.Бархатовой одеты в короткие платья с длинным рядом мелких пуговиц и большими накладными карманами, на головах — либо плоские шляпы с небольшими полями, либо какие-то необычные высокие головные уборы очень сложных форм. Глаза, как людей, так и животных — маленькие аккуратные дырочки или точки. В отличие от И.В. и Е.А.Дружининых Бархатова не делала орнамент на женских изображениях; только — на животных, в виде веток на спинах оленей или полуовалов, имитирующих крылья у птиц. У человеческих фигур преобладает сплошная окраска, преимущественно темных тонов — зеленых, желто-зеленых, желтых, коричневых и синих (для чего использовались чернила).
Кроме традиционных фигурок работы А.Е. Бархатовой представлены сюжетными сценами: застолья, отдыха на диване, кормления кур, работы за письменным столом. Особенно выразительна композиция, где два коренастых мужика обедают.
Интересен ассортимент миниатюрной глиняной мебели и посуды: кровать с орнаментом в виде ромбов и парных s-образных завитков на высоких спинках, стулья, стол с посудой, санки, тушилки для углей, ендова, набор мисок, самовары.
Не меньший интерес представляют произведения М.И.Вороновой и Н.Я.Замятиной. Работы первой — очень пластичны, особенно кони на высоких стройных ногах, с гибким телом и мощным крупом, с небольшой головой на сильной шее. Манера исполнения — очень уверенная; аналогичные фигурки у И.А.Дружинина — иных, более приземистых пропорций, и в них нет такого сочетания силы и изящества. Роспись выполнена энергичными, размашистыми синими полосами.
Н.Я.Замятина представлена, к сожалению, очень небольшим количеством экспонатов. Это собачка, барашек, утушка и два предмета массовки (олень и зайчик). Они не только выразительны по форме: ее утушка-свистулька красотой пропорций и архаичной близостью к первобытным образцам превосходит дружининских птиц; внимание привлекает очень интересная, геометрическая роспись, которую автор использует в сочетании со сплошной раскраской отдельных деталей.
Аналогов такой орнаментации нет не только у И.В. и Е.А.Дружининых, но и в других промыслах.
Однофамилец И.В.Дружинина — Егор Иванович на продажу делал только посуду, игрушки ему помогали лепить жена, Ульяна Егоровна и трое из их семерых детей. В основном они делали многочисленные свистульки и довольно однообразные фигурки собак, различающихся формой ушей и хвоста. Пластика этих игрушек гораздо хуже, чем у И.В.Дружинина, а безыскусностью и даже неуклюжестью они напоминают работы ребенка. Проста и их роспись: по белой поверхности идут одни лишь синие и черные полоски.
Слабое впечатление производят и игрушки А.В.Бабкина, представленные свистулькой, двумя маленькими зайчиками, лошадками и собачкой. Неуверенные по формам, они украшены плохо сохранившейся росписью в виде красных и желтых полос.
В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была однофамилица (возможно, даже родственница) А.В.Бабкина — Ульяна Бабкина, жившая в покинутой всеми деревне Гринево. Последние пятнадцать лет ее жизни ни одна выставка современного русского народного искусства не обходилась без ее работ. В то время ей было около восьмидесяти лет. Руками, искореженными ревматизмом, лепила она игрушки, без которых не могла жить, особо не задумываясь над тем, что и как лепить, каким цветом красить. Мастерице было важно поведать о людях, о жизни и быте родной северной деревни. Она изображала добродушных крестьянок с полным блюдом румяных кренделей, нянек и кормилиц с младенцами, сельских модниц с муфтами и в широкополых шляпах; деревенских охотника и кузнеца, всадника и возчика. С трогательной любовью делала игрушечных зверей, домашних животных и птиц.
По пропорциям ее глиняный люд — коренастый, крепкий, раза в полтора шире ладони мастерицы. Большинство игрушек — одиноко стоящие, но нередки композиции и из нескольких фигур.
Баб она делала прямых, стройных, в юбке до пят, с полукруглыми руками, почти сливающимися с телом и всегда намеченными большим пальцем и ладонью. У них круглые лица и плавный изгиб чуть выступающего подбородка, маленький налепной нос, дырочки вместо глаз и рта. Голову венчал кокошник с налепным очельем и поднизью. Голова крепилась на короткой шее, плавно переходившей в округлые плечи и грудь.
Пластическое решение мужских изображений, особенно безбородых парней, близко к женскому типу, они отличаются лишь формой головного убора да широко расставленными ногами. У мужиков — и окладистая борода, и грудь пошире, и тело покрепче.
Несложны, но выразительны и ее фигурки животных: у медведя — крепкие лапы, несколько вытянутая морда, торчащие уши, толстый хвост. (Характерные признаки обозначены несколькими чертами.)
Роспись ее игрушек тоже лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела — голова и руки; большими цветовыми пятнами — одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Тычком кисти мастерица намечала глаза, рот, всегда румянила щеки. Ее односельчане — большей частью русые (а этот цвет понимается в народе как один из оттенков красного), оттого штрихами киновари наводила бороду. А чтоб она лучше смотрелась, накладывала еще и тонкие синие мазки. Бороду рисовала аккуратно, не торопясь, чтобы вышла она расчесанной (ведь внешний облик говорит о внутреннем содержании ее героев). На рубахах у мужиков легким движением кисти она намечала украсы, ворот, рукава, низ; на женских — обводила еще и оплечья-«камышники», очелья кокошников или перевязок, поля шляп.
Животным белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках — большие красные круги и косые кресты.
В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже — акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики. Раньше же расписывала игрушки самодельной, приготовленной на молоке и олифе краской.
Своей жизнью и творчеством Ульяна Ивановна Бабкина соединила прошлое и настоящее старинного промысла, дотеплила его огонек до наших дней и показала путь дальнейшего его развития.
Галина СОКОЛОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.28