Королевство Камбоджа — практически единственное государство, на флаге которого изображен памятнику архитектуры. Это Ангкор Ват, одно из чудес света, привлекающее внимание сотен тысяч туристов, поражающее своими масштабами, циклопическими размерами и огромной площадью, которую, как говорят, и на слоне не объехать.
Забытый на сотни лет Ангкор был поглощен джунглями, а тысячу лет назад он был самым большим городом мира. И хотя в наши дни это камбоджийская провинция, интерес к Ангкор Вату столь велик, что в аэропорт городка Сиемреап авиарейсов больше, нежели в столицу страны Пномпень.
Самобытность всего, с чем встречаешься в современной Камбодже, выделяет ее даже среди ближайших соседей по Индокитайскому полуострову. Наш рассказ — о необычных предметах, которые можно увидеть на рынках камбоджийских городов, и о том, как их до сих пор используют в семейных обрядах. Редкий турист не обратит внимание на металлические изделия, на первый взгляд очень напоминающие навершия знамен. Соблазнившись, увлеченный человек по купает эти диковинные штучки, при виде их разнообразия возникает желание подобрать небольшую коллекцию, благо вещички невелики и полтора-два десятка их не добавят веса багажа.
Эти диковинные изделия — не что иное, как держатели свечей, и называются они — попили. Кхмеры, составляющие основную группу населения Камбоджи, используют их в ритуале бангвил попиль («вращение по-пиля») — своеобразной церемонии сакрального очищения и благословения, в которой участники встают вокруг виновника торжества и передают попиль с зажженной свечой из рук в руки справа налево, направляя дым в центр. Кхмерская легенда приписывает создание первого попиля богу Прах Эйсору (Шиве), который хотел благословить союз своего ученика принца Прах Чейсорья с его возлюбленной. Прах Эйсор подарил принцу «алмазную» свечу, олицетворявшую созидательную энергию божества. Затем он собрал «алмазный» песок и придал ему форму листа дерева — знака женской сущности своей супруги богини Умы Пхокковотэй. Согласно легенде, этот драгоценный лист со свечой призван обеспечить процветание всего королевства, поэтому по повелению божества обязательно должен использоваться людьми в обряде свадьбы.
Попиль — небольшая металлическая пластина с ручкой, традиционно имеющая две основные формы: наиболее распространенную — в виде листа священного дерева баньяна (Ficus religiosa) и круглую. Иногда верх круглого попиля дополняется коническим навершием. Ручки пластин весьма разнообразны — прямоугольные, трапециевидные, с закругленными углами, широкие и узкие, длинные и короткие. Размеры попилен тоже разные, их длина в среднем составляет от восьми до двадцати сантиметров, ширина — от пяти до десяти. Отливают их из медных сплавов — бронзы и латуни, иногда из железа. Некоторые пластины серебрили, что особенно характерно для изделий XIX — начала XX века. Возможно, это делалось, чтобы имитировать драгоценный металл, но вероятнее всего — для защиты от коррозии и усиления декоративного эффекта. В литературе можно встретить редкие упоминания о золотых и серебряных пластинах, но они не были опубликованы, поэтому сведения о них носят скорее легендарный характер.
Подтверждением того, что драгоценные металлы при изготовлении таких подставок использовали редко, служит и тот факт, что в сокровищнице кхмерских королей, наряду со священными реликвиями, хранились девять медных попилей, которые использовали в дворцовых церемониях. Обычно украшали лишь лицевую сторону пластин, но в некоторых случаях и на обороте помещали отдельные элементы декора, главным образом растительного характера, часто в сочетании с надписями — религиозными формулами на кхмерском языке. Для проведения ритуала необходим набор из трех пластин, хотя, в зависимости от местной традиции, их число может варьироваться. Интересно отметить, что во время обряда попили держат в руках вертикально, и свечи крепятся к их верхушкам или приматываются особой красной нитью к ручке, а не ставятся на пластины перпендикулярно, как следовало бы ожидать.
Отливают попили деревенские кузнецы, как правило, по специальным заказам и крайне редко Аля продажи на рынке. Особенно известны мастера деревень Пхсар Дэк и Удонг Меанг Чей в Центральной Камбодже (провинция Удонг). Готовые попили после церемонии освящения хранятся в семье заказчика и передаются по наследству. Помимо этого один или несколько наборов пластин могут находиться в распоряжении анакмаха — человека из особой категории уважаемых людей, являющихся распорядителями и помощниками в совершении разнообразных обрядов. Попили включали также в состав культовой утвари буддийских монастырей и использовали в религиозных церемониях, таких, как пострижение в монахи, освящение новых статуй Будды, возведение сеймы — ритуальной ограды храма и др.
Время возникновения в Камбодже обряда бангвил попиль и появление специальных пластин для него трудно точно определить. В основе этого ритуала — древние представления об очищающей и охраняющей силе огня. Торжественные процессии и обходы священных мест с зажженными свечами были обязательной частью обрядовой практики в средневековой Камбодже в период господства там индуистских культов (VIII—XIII века). После утверждения в XIV веке буддизма в качестве государственной религии эти ритуалы видоизменяются, их начинают проводить уже и в буддийских храмах. Большинство исследователей считают, что основные правила проведения обряда бангвил попиль складывались в XVI—XIX веках, следовательно, и попиль как специфическая подставка для свечей, имеющая зафиксированную форму и разработанную систему декора, появилась в Камбодже тоже в этот период.
Церемонию «вращения попиля» кхмеры совершают в кульминационные, переходные события в жизни человека, она призвана обеспечить ему защиту и покровительство богов. Все присутствующие на церемонии высказывают ему благие пожелания. Надо отметить, что к участникам действа — родственникам, друзьям, соседям, образующим «живой» круг, выдвигаются определенные требования: все они должны быть людьми достойными, уважаемыми, удачливыми в делах и в жизни. К примеру, среди них не могут быть овдовевшие и разведенные супруги. Обряд проводится после рождения ребенка во время церемонии наречения имени, затем при ритуальной стрижке детей 7—12 лет. Нередко он совершается во время болезни, так как, по представлениям кхмеров, это может способствовать выздоровлению больного. Важным этапом в жизни мальчиков, который тоже сопровождается «вращением попиля», является обязательное временное монашество, когда они постригаются в послушники на период от 2—3 недель до нескольких месяцев. Считается, что в монастыре юноша накапливает своеобразные буддийские «заслуги», которые улучшают карму не только его, но и всех членов семьи. Следующее значительное событие — вступление в брак, пышное свадебное торжество непременно сопровождается обрядом бангвил попиль. Включается он и в церемонию похорон, но при этом имеет ряд особенностей: круг образуют не родственники, а специальные помощники, и попили вращают они не справа налево, как обычно, а в противоположном направлении.
Форма и декор пластин определяются магико-символическим содержанием обряда. Листовидный попиль воспринимается кхмерами как лист священного дерева бодхи, дерева Просветления. Круглая пластина ассоциируется с солнцем, священной стихией огня, и колесом Дхармы — знаком буддийского учения. В орнаментальном убранстве попилей, отличающемся большим разнообразием, превалируют мотивы, связанные с религиозными воззрениями кхмеров. Как правило, в центре пластины помещено рельефное фигуративное изображение, край ее обрамлен орнаментальной каймой из рядов «жемчужин» и «плетенки», сдвоенных спиралей, извивающегося побега, язычков пламени. Ручки обычно украшают растительные, преимущественно лепестковые узоры. В центре композиций часто изображаются божества теп праном (кхмерск. — «божество поклоняющееся») считающиеся в Камбодже защитниками и охранителями королевства, святых мест и предметов-символов веры. На попилях они предстают в виде поясных женских (редко мужских) фигур, «вырастающих» из цветка или какого-либо другого орнаментального мотива. Их обнаженный торс украшен ожерельями, руки — браслетами, а голову венчает диадема с высоким коническим навершием и заушными украшениями в форме крылышек. От рук, сложенных у груди в молитвенном жесте, часто отходят длинные стебли цветов лотоса. На пластинах помещают как одну крупную фигуру теп праном, так и несколько, обычно две-три. В последних случаях они располагаются по сторонам от какого-либо предмета или сооружения, символизирующего буддийское вероучение, — многоярусного зонта, чаши для подношений, ступы (реликварного соорркения, которому в Камбодже придают конусовидные очертания). Интересно отметить, что на ручках пластин с этими божественными персонажами вместо обычного лепесткового орнамента нередко отливают две сплетенные между собой фигуры змееобразных существ — ниэков (санскритск. — нага), обитателей подземного и подводного миров. В Камбодже эти существа пользуются необыкновенным почитанием, так как правящая династия средневековой империи Камбуджадеши (IX—XIV века) возводила свой род к потомкам от союза девушки-змеи и иноземного принца. Семигла вая змея считалась владычицей всей кхмерской земли, а ее изображения стали символом величия и мощи коро левской власти. В данном случае размещение ниэков на верхней части ручек пластин соотносится с фигурой о жества как олицетворение двух противоположных начал — земли и неба и их единства, являющегося источником жизни и процветания. Иногда теп праном предстает на попиле в виде коленопреклоненного мужского божества, держащего лотосы.
Другой популярный образ в декоре пластин — богиня земли Прах Торни. Ее рисуют молодой женщиной, отжимающей свои длинные, спускающиеся до земли волосы, собранные на затылке в «хвост». Эта сцена воспроизводит известный эпизод из жизни Будды, когда перед Просветлением он сидел под деревом бодхи и был атакован армией демона Мары. Призванная им богиня земли подтвердила его право на это святое место, а чтобы уничтожить угрожающее ему воинство, она отжала свои волосы, из которых на землю упали три капли, превратившиеся в разрушительный поток, смывший чудовищ. В Камбодже Прах Торни олицетворяет женское творящее начало, является персонификацией земли, дарительницей плодородия и изобилия, защитницей. К ней обращаются, приступая к сельскохозяйственным работам, после благополучных родов у нее просят защиты для матери и ребенка. Обычно богиню изображают в виде опустившейся на левое колено женщины, одетой в длинную узорчатую юбку сампот, с шарфом через плечо и в многочисленных украшениях. Иногда иконография образа меняется. Так, например, на попиле XIX века богиня изображена стоящей и трактуется очень упрощенно. Ее одежда — укороченная юбка и шарф, обмотанный вокруг груди. Прах Торни окружают три круглые лотосовые розетки, символизирующие, по-видимому, «три драгоценности» буддизма — Будду, его учение и монашескую общину.
В декор трех составляющих единый набор пластин наряду с богиней земли и теп праном нередко включают Маха Эйсея (санскритск. — Махариши — «Великий провидец») или кру (санскритск. — гуру — «наставник, учитель»). Эти персонажи часто встречаются в кхмерских мифах как мудрецы и советники главных героев. Их рисуют в своеобразном головном уборе с «гребнем», сидящими или идущими, с характерными для них атрибутами — веером или посохом. Перед сидящей фигурой нередко можно видеть полукруглый сосуд, по-видимому, предназначенный для освященной воды. Смысловое значение этих образов связано с понятиями божественной мудрости, всезнания, покровительства и защиты. И в реальной жизни отшельники кру, практикующие лечение, магию, составляющие любовные заговоры и другие заклинания, пользуются всеобщим почтением.
Значительная группа попилей — это пластины с изображением мифической обезьяны Ханумана, героя поэмы «Риэмке», кхмерского переложения знаменитого древнеиндийского сказания «Рамаяна». Предводитель обезьяньего войска Хануман помогает главному герою поэмы принцу Раме освободить его возлюбленную супругу Ситу, похищенную повелителем демонических чудовищ расшасов. На попилях Хануман предстает в костюме воина — куртке с перевязью, длинных штанах, на голове — круглая шапочка с невысоким «гребнем». Обычно Ханумана изображают летящим, поскольку он сын бога ветра, с обнаженным мечом в правой руке. Иногда он сидит, опустившись на одно колено, или стоит, причем его поза — ноги широко расставлены и полусогнуты, руки у пояса — схожа с той, в которой в Камбодже традиционно изображают лукабал (санскритск. — локапала), божественных стражей сторон света. Это подчеркивает значение Ханумана как защитника от темных сил и помощника в преодолении трудностей. Помимо этого в кхмерском двенадцатилетнем календаре каждый год соотносится не только с определенным животным, но и с одним из персонажей «Риэмке», в этом цикле Хануман связан с годом Змеи. Для кхмеров, придающих большое значение гороскопу, вполне естественно использовать в обряде бангвил попиль, проводимом в честь человека, рожденного в год Змеи, пластину с изображением Ханумана.
Астрологическими вычислениями, составлением гороскопов в Камбодже занимаются наставники-кру, которые нередко применяют гадательные попили. Считается что пользоваться ими мудрецов обучили боги. На них изображено так называемое «золотое банановое дерево» — прямой ствол с отходящими от него через равные промежутки шестью широкими листьями. Низ, верхушка, листья дерева помечены кхмерскими цифрами от единицы до восьми. С помощью этой своеобразной диаграммы вычисляется благоприятная дата для совершения важного действа, например, свадьбы или постройки нового дома. Для мужчин счет осуществляется по рисунку слева направо, а для женщин — в противоположную сторону.
Из растительных мотивов в орнаментальной системе попилен предпочтение отдается лотосу, причем в самых разнообразных композициях и вариантах — это и букеты, и одиночные стилизованные цветки, и многолепестковые розетки. Лотос является символом буддийского учения, он олицетворяет чистоту и незамутненность сознания, просветленность духа, свободного от земных уз. Космический аспект лотоса как эквивалента Мирового древа, источника всего живого на земле, подчеркивают спиралевидные завитки, которые нередко отходят от стебля цветка. Спираль, символизирующая распрост ранение божественной энергии, непрерывное движение, цикличность времени, — зачастую основ ной образующий элемент орнаментального декора попилей, похожего на растительный. На одном из представленных попилей волнистые побеги-спирали, поднимающиеся от полуовалов в нижней части, обрамляют центральную часть пластины, занятую пятью рельефными кружками: одним — в середине и четырьмя — вокруг него. Такая композиция соотносится с Мировым древом на вершине космической горы, а пять кружков символизируют центр и четыре стороны света. Вверху на попиле двойная надпись на кхмерском языке — «Дхарма». На другой пластине спиралевидные побеги образуют сложную древовидную фигуру, весьма отдаленно напоминающую женщину. В данном случае наблюдается, по всей вероятности, слияние образа богини-матери с Мировым древом, а спираль выступает в одном из ее общемировых значений — как олицетворение женской энергии.
Аналогом Мирового древа считается также священное для буддистов дерево бодхи, под которым Будда достиг Просветления. На попилях его изображение в виде прямого ствола с отходящими через равные промежутки листьями нередко помещают на фоне ступы и окружают ажурными язычками пламени. Среди других буддийских символов на пластинах можно выделить чашу для подношений с религиозными манускриптами, многоярусный зонт, листовидный камень сеймы — ритуальной ограды храма. Восемь каменных плит такой ограды устанавливают вокруг святилища, а девятую — во внутреннем помещении, около алтаря. Символизируя центр, основные и промежуточные стороны света, они призваны обеспечить верующим защиту божеств-охранителей.
Включение божественных образов и целого ряда священных предметов в декор попилей придает этим пластинам, по мнению кхмеров, особую магическую силу. К этим чудодейственным вещам все они относятся с почтением и пиететом. Их хранят в закрытых шкатулках или шкафчиках, воскуряют перед ними благовония и на протяжении нескольких столетий используют в обрядах. Само слово «попиль» — весьма почитаемо, говоря современным языком, оно стало брендом. Художественная галерея с названием «Попиль» и логотипом в виде силуэта магического предмета — обычное для Камбоджи дело. И в то же время попили являются предметом продажи на рыночных развалах и в антикварных лавчонках. Новые изделия нередко искусственно патинируют, чтобы придать им древний вид.
Виктор ПЕТРАКОВ, Галина СОРОКИНА
Изображения предметов предоставлены Государственным музеем Востока, В.В. Петраковым и Г.А. Путниковым.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 43 (декабрь 2006), стр.114