Сегодня в фондах российские музеев и частных собраниях хранятся предметы, выполненные нашими заводами по «западноевропейским» моделям, а также отливки самих европейских предприятий. С их атрибуцией, к сожалению, постоянно возникают сложности, поэтому у российских искусствоведов и коллекционеров уже выработался определенный штамп: «изделие западноевропейских заводов первой половины XIX века».
Отчасти это оправдано, так как даже на вещах, отлитых на Королевских прусских литейных заводах, редко ставились клейма, да и обмен моделями между производствами велся регулярно, что тоже затрудняет установление происхождения изделий. Еще большая путаница с атрибуцией частных литейных, особенно, когда встает вопрос о времени выполнения отливки. Отсутствие определителя по монограммам и клеймам европейских заводов и частных литейных усугубляет ситуацию. Даже в каталогах и работах по художественному литью из чугуна таких известных авторов, как доктор Вильмут Аренхёфель (Dr. Willmuth Arenhovel), Элизабет Бартель (Elisabeth Bartel), Мартина Палл (Martina Pall), Хельмут Фернер (Helmut Femer), Эль-фрид Женэ (Elfride Genee), Рихард Шаффер-Хартманн (Richard Schaffer-Hartmann) и Петер Кристиан Ройель (Peter Christian Reuel), клейма описаны выборочно и с оговорками. К тому же, эти работы практически недоступны российским исследователям
Актуальность составления клеймовника, необходимого в первую очередь для российских музейных работников, коллекционеров и антикваров, обусловлена также тем, что на отечественном антикварном рынке художественные изделия из чугуна европейского происхождения сегодня представлены в таком же количестве, как и в Западной Европе. Это объясняется тем, что очень много трофейных предметов попало в нашу страну после Второй мировой войны. Но, как показывает практика, наличие в продаже прекрасных вещей — ситуация временная. Ни для кого не секрет, что в настоящее время в антикварных магазинах практически уже невозможно найти хорошего качества изделия из чугуна российских заводов XIX века. Скоро эта судьба постигнет и высокохудожественные изделия европейских литейных заводов XIX века. При этом заметим, что коллекционеры, покупая эти предметы, предпочтение отдают клейменым.
Вот почему я попытался составить определитель по монограммам, клеймам и модельным номерам европейских чугунолитейных заводов и частных литейных. К клеймам даны краткие комментарии — описана деятельность самих предприятий, указаны их владельцы, авторы моделей и установлен хронологический период использования клейм Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине. Прусский король Фридрих II (1712—1786) в 1753 году, после завоевания Силезии, основал первую прусскую чугунолитейную «Малапане» (Malapane). В ней в 1770 году с помощью английских специалистов впервые попытались выполнить работы по художественному литью из чугуна Дальнейшее развитие они получили в 1788 году, в соответствии с программой, разработанной старшим управляющим горного дела Фридрихом Вильгельмом графом фон Реден (Friedrich Wilhelm Graf von Reden, 1752—1815) и премьер-министром, начальником департамента горнорудной промышленности Фридрихом Антоном бароном фон Хайнитц (Friedrich Anton Freiherr von Heinitz). Эта программа предусматривала сооружение в Гляйвице и Берлине литейных по английскому образцу, чтобы изготавливать на каменном угле изделия, необходимые для общества, отечественных заводов и военных нужд. В 1801 году Редену пришлось еще раз доказывать необходимость создания литейного завода в Берлине, ссылаясь на положительный опыт других столиц Европы: Лондона, Парижа и Санкт-Петербурга. В 1804 году в Берлине, на реке Панке, перед Новыми воротами был основан
Королевский прусский литейный завод, который располагался на отдалении от угольных и рудных шахт. Он стал первым крупным индустриальным предприятием Берлина. Местонахождение завода в столице прежде всего позволило облегчить контакты со скульпторами и медальерами. Согласно программе Редена, для них и формовщиков на заводе отводились специальные мастерские, Из Гляйвица пригласили ряд специалистов, в том числе скульптора, формовщика и литейщика Вильгельма Августа Штилярского (Wilhelm August Stilarsky, 1780—1838), который принес с собой технические наработки, уже опробованные к тому времени в Гляйвице. В Берлине он создал и собственные модели. Деятельность Штилярского имела большое значение для начала изготовления в прусской столице художественного литья из чугуна. Уже в 1804 году на заводе в небольшом количестве отлили накладки для мебели и античные геммы.
В том же году по инициативе Иоганна Готфрида Шадова (Johann Gottfried Schadow, 1764—1850) на берлинский литейный завод и Королевскую фарфоровую мануфактуру был приглашен тирольский медальер и скульптор Леонард Пош (Leonard Posch, 1750—1831). Сам Шадов был выдающимся представителем классицизма в Германии, скульптором, заведующим придворной мастерской скульптуры и директором берлинской Академии изобразительных искусств. Помимо больших памятников он выполнил модели чугунных медалей и другой малой пластики. Широко известна его скульптура левретки «Шадовская собака» (илл. 1), которую впоследствии в разных вариантах многократно тиражировали различные, в том числе и частные, литейные мастерские. На этой иллюстрации — вариант пресс-папье с лежащей, прислушивающейся левреткой, отлитого в Берлине приблизительно в 1830—1840 годах, его размеры—105x180x86 мм. (Изображение представлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters», расположенной в Берлине по адресу: Keithstrasse 8, wwwantiquitaeten-ploetz-peters.de). Стоимость пресс-папье — 695 евро. Аналогичная вещь экспонировалась на выставке Берлинского художественного литья из чугуна первой половины XIX века, которая проходила в 1976 году в Государственном Эрмитаже (каталог выставки, N° 169).
Медальер и скульптор Леонард Пош был выдающейся личностью во многих областях искусства и, конечно, в художественном литье из чугуна тоже. Он плодотворно работал в Австрии, Пруссии и Франции. В вышедшей в 2002 году в Берлине великолепной монографии Анне форшлер-Тарраш (Anne Forschler-Tarrasch) «Leonard Posch. Portratmodelleur und Bildhauer. 1750—1831» описываются 1038 его работ в воске, гипсе и чугуне. Среди них выделяется целая портретная галерея примерно из 800 персонажей, начиная от представителей королевских фамилий, императоров, других выдающихся деятелей того времени и заканчивая никому не известными сегодня людьми (илл. 2). На иллюстрации изображен медальон «Портрет короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III», выполненный по модели Леонарда Поша Предмет отлит из чугуна в Берлине в 1815 году, диаметр — 81 мм, ушко оригинальное. Стоимость 710 евро. Здесь же — миниатюрные статуэтки из чугуна королей Пруссии — Фридриха II (по модели Августа Кисса, высота 67 мм) и Фридриха-Вильгельма III (по модели Иоганна Кратценберга, высота 75 мм). Они отлиты в Берлине в 1830 году. Стоимость каждой — 540 евро. (Изображения предоставлены антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters»). Леонард Пош был непревзойденным мастером портретных медальонов малого формата, о чем свидетельствует большое количество этих предметов в чугуне, выполненных в Берлине начиная с 1806 года. Плодотворным было его сотрудничество с такими медальерами, как Абрахам Абрамсон (Abraham Abramson, 1754—1811), Даниэль Фридрих Лоос (Daniel Friedrich Loos, 1735—1819) и Анри Франсуа Брандт (Henri Francois Brandt, 1789—1845). И портретов посвящены России. В их числе медальон с ушком «Портрет императора Александра I» (илл. 3), его диаметр — 36 мм. Это уменьшенная копия предыдущей работы Леонарда Поша, которая была создана в Париже в 1814 году. (Представленный медальон хранится в частном собрании). С 1817 года Пош начал создавать предметы с религиозным содержанием, большинство которых потом многократно тиражировалось как в Герллании, так позднее и в России. Это плакеты «Христос несет крест» («Несение креста») и «Евангелист Иоанн», медальоны «Апостол Павел» и «Апостол Петр», многочисленные рельефы с изображением Иисуса. В 1818 году Пош был принят в члены Академии изобразительных искусств в Берлине. Многие факты жизни и деятельности мастера стали известны из его автобиографии, написанной для академии в январе 1827 года.
Берлинский завод для выполнения высокохудожественных моделей привлекал ведущих художников того времени. Среди них был талантливый архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781—1841). В 20—30-х годах XIX века по заказу прусской королевской семьи он создал ряд моделей, рисунков, проектов и чертежей декоративных изделий из бронзы и чугуна, по которым работали литейщики в Берлине, Глейвице и Лауххаммере. Шинкель — автор многочисленных произведений мелкой пластики из чугуна тарелок, ваз, подсвечников, канделябров, ножей для писем, медалей, а также садово-парковой мебели — столов, скамеек, кресел и стульев. Многие изделия по его моделям тиражируются и сегодня.
Работы, отлитые по моделям Шинкеля и Поша, служили образцами для художественного литья на Каслинском, Кусинском и ряде других заводов в России. Но хотелось бы предостеречь от упрощенного подхода в атрибуции большинства европейских вещей, как исполненных только либо Леонардом Пошем, либо Карлом Шинкелем. Такая легкость недопустима. Сейчас даже в Германии, например, многие атрибуции Шинкеля меняются на более корректные, например: «созданные в традициях Шинкеля».
С 1818 года Шинкель — член Академии изобразительных искусств в Берлине, с 1822 года — профессор Академии архитектуры, главный архитектор Пруссии, с 1834 года — почетный вольный общник Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Важной для Королевского прусского литейного завода в Берлине была деятельность скульптора Кристиана Даниэля Рауха (Christian Daniel Rauch, 1777—1857). Среди изделий мелкой пластики, выпущенных этим предприятием, было большое количество повторений его крупных работ: портретных бюстов и скульптур-памятников генерал-фельдмаршалу Гебхарду Леберехту Блюхеру (1742— 1819), генералу Герхарду Иоганну Шарнхорсту (1755— 1813), Фридриху Вильгельму графу Бюлову фон Денневитц (1755—1816) и другим. Раух занимался моделированием небольших статуэток. В 1829 году он выполнил в чугуне фигуру великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832), которая слркила образцом для портретных скульптур, отливаемых его учениками. Раух заботился о подготовке хороших литейщиков и чеканщиков, в 1824— 1827 годах руководил специальной школой, где их обучали этим ремеслам. В 1833 году по модели Рауха в Берлине отлили ставшую впоследствии известной скульптуру «Дева Лауренсия (Лаурентия) из Тангермюнде», которая уже в трех вариантах демонстрировалась на академической выставке 1834 года Эта статуэтка пользовалась большим успехом, ее позже исполняли и в Гляйвице.
К числу мастеров берлинской скульптурной школы классицизма относится и ученик Шадова Кристиан Фридрих Тик (Christian Friedrich Tieck, 1776—1851), на счету которого многочисленные бюсты и фигурная пластика. Наиболее известен его рельеф «Христос» 1830 года, который отливался в Берлине и Гляйвице.
Работа Шадова, Рауха и Тика на Королевском заводе в Берлине способствовала тому, что уровень произведенных на нем отливок превосходил уровень продукции не только частных литейных, но и других чугунолитейных заводов Пруссии. В Гляйвице и Зайне успешно использовали берлинские технические новинки. В 1819 году Шадов, Раух и Тик основали школу скульпторов, где готовили специалистов, которые потом работали не только для завода в Берлине. Кроме них здесь трудился еще целый ряд мастеров.
Иоганн Карл Фридрих Ризе (Johann Carl Friedrich Riese, 1759—1834) был скульптором Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, однако он выполнял также модели бюстов и медальонов и для чугунного литья. Так в 1810—1815 годах в Берлине по модели Ризе было отлито пресс-папье с лежащим львом. С небольшими изменениями такое же пресс-папье исполнили в Гляйвице и Зайне.
Эрдманн Теодор Калиде (Erdmann Theodor Kalide, 1801—1863) в юношестве был воспитанником в литейной в Гляйвице, затем учился в Берлине у Шадова, Рауха и Штилярского. Больше всего он любил выполнять фигуры зверей, в первую очередь львов. Однако известность ему принесли конные статуи прусских королей Фридриха II, Фридриха-Вильгельма III и Фридриха-Вильгельма IV, которые отливали как в Берлине, так и в Гляйвице. В 1819 году Калиде работал в модельном отделении Королевского литейного завода, с 1820 года его изделия экспонировались на выставках Берлинской академии изобразительных искусств, в 1831 году он стал членом академии.
Август Карл Эдуард Кисс (August Carl Eduard Kiss, 1802—1865) обучался вначале в Гляйвице, затем в Берлине Портретному мастерству Кисс учился у Леонарда Поша, скульптуре — у Тика и Рауха, работе формовщика — у Штилярского. С 1822 года он трудился в модельном отделении завода, с 1824 года его изделия экспонировались на выставках Берлинской академии изобразительных искусств. В 1838 году Кисс стал членом академии. Многие предметы он исполнял по эскизам Шинкеля. В 1820-х годах по его модели в Берлине выполнили статуэтку императора Александра I, которую отливали затем и в Гляйвице.
Наряду с упомянутыми мастерами на заводе работали скульптор и ювелир Фердинанд Август Фишер (Ferdinand August Fischer, 1805—1866), скульптор Фердинанд Даниэль Отто Грюттнер (Ferdinan Daniel Otto Griittner, 1797—1858), скульпторы и не канщики Фридрих Вильгельм Людвиг фольгольд (Friedrich Wilhelm Ludwig Vollgold, 1804 1864) и Ho ганн Карл Вильгельм Кратценберг (Johann Саг Wilhelm Kratzenberg). Они не просто изготовляли моде ли, но и совершенствовали технику литья и чеканки.
Всемирную известность Королевскому заводу в Берли не принесли новогодние плакетки, которые отливали здесь в 1805—1848 годах. Вначале их называли новогодними почтовыми карточками. Это были чугунные пластинки размером чаще всего 6x9 или 7x10 см. Они носили представительский характер. Новогодние плакетки с изображения ми завода или его изделий нередко были посвящены важным событиям прошедшею года. Иногда фоном для чугунных рельефных частей изображения служила стальная полированная пластина. Плакетка могла быть в чугунной, бронзовой или стальной рамке. Их вкладывали в футляры синего или красного цвета и посылали в подарок прусскому королю, в министерство или деловым партнерам Гилл. 4). На иллюстрации изображена новогодняя плакета 1805 года в оригинальном подарочном футляре, которая хранится в собрании «Markisches Museum» (Музее города, Берлин). 1 ноября 1815 года император Александр I вместе с Фридрихом-Вильгельмом III посетили Королевский литейный завод в Берлине. Этому событию была посвящена новогодняя плакетка 1816 года. Осмотр Александром I завода и выставки его изделий послужил толчком к развитию чугунолитейного дела в России.
1810—1840 годы — самый успешный и плодотворный период для Королевского завода в Берлине. Здесь к тому времени уже успели оправиться от горечи поражения Пруссии, от конфискации французскими чиновниками в 1808 году сотен отливок, моделей и всех чугунных украшений и вывоза их в Париж. Был уволен граф Реден, многие сами уехали, в том числе и в Россию. Леонарда Поша вынудили работать в Париже для императора Наполеона I. После заключения мира в Тильзите на заводе в 1812—1815 годах отливали пушки и боеприпасы. Но в этот же период выполнили и рекордное количество художественного литья из чугуна. Причем на заводе трудилось не так много рабочих: в 1804 году — 6 человек, в 1805-м — 24, а в 1874 году, при закрытии производства, — 159. За их ручной работой высокого качества был установлен жесткий контроль. Зарабатывали они мало, их часто штрафовали, поэтому почти постоянно они находились в нужде.
Около 1810 года появились первые женские украшения из чугуна: колье (илл. 5), браслеты, броши, диадемы, серьги, заколки, крестики, кулоны и кольца. На иллюстрации изображено ожерелье с овальным портретным рельефом и подвеской в форме креста, отлитое в Берлине в 1820—1830 годах. Его длина — 500 мм, вес — всего 41 грамм. Ожерелье хранится в собрании «Markisches Museum». Такие вещи в последующие годы получили большое распространение. Во время освободительных войн в 1813 году патриоты Пруссии провели акцию под девизом «Золото отдам я за чугун», собрав для нужд отечества приблизительно 160 тысяч золотых украшений и обменяв их на чугунные. Но это значит, что только в том году было выполнено как минимум такое же количество великолепных, даже сейчас не воспроизводимых чугунных изделий. Они были достаточно хрупкими и нежными, поэтому их сохранилось не так много. В настоящее время они являются украшением любой коллекции художественного литья из чугуна.
На заводе был отлит из чугуна монумент — Национальный памятник войнам 1813—1815 годов на Кройцберге, под Берлином, — наверное, самый крупный из исполненных столичными литейщиками. Он состоит из отдельных частей и имеет высоту 21 метр. На закладке памятника 19 сентября 1818 года присутствовал император Александр I. Открытие его, в котором приняли участие и представители России, состоялось 30 марта 1821 года, в седьмую годовщину победоносного вступления союзников в Париж. Однако последние части памятника изготовили лишь в 1826 году. Его изображение использовалось в малой пластике на новогодней плакетке и медали 1821 года (илл, 6). Медаль «На открытие памятника освободительной войне в Кройцберге в Берлине» выполняли в Берлине и Гляйвице. Диаметр ее - 96,5 мм. (Находится в частном собрании.)
В середине 30-х годов XIX века производство на заводе достигает высшего уровня развития. Изделия отличаются все большей роскошью, используются чеканка и воронение, золочение, серебрение и таушировка Обработка поверхности чугунных изделий становится дороже, чем собственно бронзовое литье по тем же моделям, а производство художественных изделий из чугуна — нерентабельным В 1840-х годах изменилась мода и на первое место вышла бронза На берлинском заводе с 1822 по 1837 год бронзовое литье выполняли в небольших количествах. В 1848 году произошла трагедия — пожар на Королевском заводе. Погибли все модели, формы и документация. Правда, предприятие и запас моделей восстановили в кратчайшие сроки. При этом были сделаны гипсовые отливки по гляйвицким образцам Странная история случилась с каталогом изделий литейного завода в Берлине. До сих пор так и не удается найти выходивший в 1810—1840 годах «Журнал изображений продукции Берлинского завода». Но несмотря на пожар и падение интереса к чугуну, прусское художественное литье было достойно представлено на 1-й Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.
Однако в новых экономических условиях художественное литье постепенно теряло свое прежнее значение. Нерентабельным становилось даже производство деталей машин. В 1874 году по решению правительства завод, проработавший 70 лет, был закрыт. Но в наследство потомкам навсегда остались его прекрасные художественные изделия из чугуна. 200-летию со дня открытия Берлинского завода была посвящена прошедшая в ноябре 2004 — апреле 2005 года в «Marldsches Museum» выставка «Берлинское железо — история королевского предприятия с 1804 по 1874 г.». На ней экспонировались лучшие образцы художественного литья из чугуна прусских заводов и частных берлинских литейных из собрания музея, насчитывающего более 800 таких предметов.
Ситуацию с клеймением изделий берлинского завода сами немецкие специалисты описывают примерно так: подписи и клейма были исключением, редко можно определенно указать изготовителя, поэтому, как правило, — только предположительная атрибуция. К этому необходимо добавить отсутствие каталога, обмен моделями с другими королевскими заводами в Гляйвице и Зайне и восстановление после пожара модельного кабинета в Берлине по гляйвицким образцам. В результате в каталоге упомянутой выставки появилась такая атрибуция ряда предметов: «Королевская прусская чугунолитейная (Konigliche Preussische Eisen-Giesserei, KPEG)», что фактически объединяет изделия трех прусских заводов.
Всего на двух предметах, увиденных в Германии, мне удалось найти клеймо Королевского прусского чугунлитейного завода в Берлине: изображение орла с надписью «BERLIN» и датой на чугунном колоколе 1812 года, а также просто оттиск в виде орла на одной кабинетной скульптуре.
В Берлине существовала практика, когда скульптуру и постамент, на котором она стояла, выполняли разные мастера. Так, Шинкель делал проекты постаментов, на которых иногда можно увидеть надпись следующего содержания: «Королевская чугунолитейная в Берлине, 1867» («Konigliche Eisengiesserei Berlin 1867»).
На предметах круглой пластики, выполненных Раухом, часто встречаются надписи, подтверждающие участие в выполнении такого изделия его самого и других лиц, например: «Сан-Суси 12 июля 1821 Кристиан Раух выполнил. Отлил Фишер» («SANS SOUCI 12 JULI 1821 СН. RAUCH A.V. EEC. Gegos: und Gisel: V. Fischer»). Возможно, это связано с использованием моделей круглой пластики для отливки, в том числе и в бронзе А на бронзовых вещах такие надписи были приняты. Есть фамилии медальеров на двух новогодних плакетках. На плакетке 1821 года, «BEIERHAUS».
На плакетке 1831 года по модели медальера Карла Пфойффера (Carl Pfeuffer, 1801—1861) справа — монограмма «CPFEUFFER». Но это опять же исключения из правил. Бейерхаус и Пфойффер, каждый из них, поставили свои фамилии лишь на одной из большого числа выполненных ими плакеток.
Сейчас уже сформировалась атрибуция большинства предметов, выпущенных берлинским заводом, по качеству литья, стилистике исполнения, весу и окраске. Кроме того, используются сохранившиеся документальные источники, фотографии и различные изображения. Все это позволяет с достаточно большой долей уверенности правильно атрибутировать в вышедших каталогах и работах по художественному литью изделия Королевских литейных заводов.
Королевский прусский чугунолитейный завод в Гляйвице. В соответствии с програлшой графа Редена и барона Хайнитца его строительство началось в 1794 году, а открыли его в 1796-м. Успешной работе здесь способствовало все: наличие воды, леса, канала, каменного угля, рабочей силы и денег, выделенных прусским королем. Внедренные уже при строительстве всех известных на то время передовых технологий литья из чугуна, и в первую очередь английских, способствовало выпуску изделий высокого качества. Уже в первые годы существования завод работал очень успешно. В 1798 году по английским моделям были отлиты 24 распятия и 1254 разнообразных предмета медальерного искусства: медалей, гемм и медальонов. В 1804 году гляйвицкий завод впервые экспонировал 20 изделий художественного литья на выставке берлинской Академии изобразительных искусств. Всего в том году было отлито 10 каминов, 25 распятий, 9474 медали и медальона, а также целый ряд других изделий. Историю создания и деятельности завода Эрвин Хинтце (Erwin Hintze) в 1928 году подробно описал в своем труде «Gleiwitzer Eisenkunstguss».
Первые модели мелкой пластики были исполнены в 1802—1803 годах Кристофом Менделем (Christoph Mendel, 1777 1845). В 1804 году в Гляйвице было уже 8 скульпторов и медальеров. Часть работников прибыли из первой прусской чугунолитейной «Малапане». В Гляйвице начинали и Вильгельм Штилярский, Иоганн Генрих Курек (Johann Heinrich Kureck) и Йозеф Кутцера (Joseph Kutzera).
Кроме архитектурных деталей на заводе отливали мелкие предметы: медали, медальоны, плакеты, геммы, распятия, розетки, подсвечники, табакерки, бра, вазы и подставки под зеркало (илл. 7). На иллюстрации изображена подставка под зеркало в неоготическом стиле, высотой 234 мм, выполненная в Гляйвице в 1830 году. Ее стоимость 1280 евро. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters».) Именно эти изделия, а затем новогодние плакетки и украшения стали визитной карточкой Гляйвица.
На иллюстрации (илл. 8) — браслет, выполненный в Гляйвице в 1820 году. Его цена - 1480 евро. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Pltftz-Peters».)
1815-м были отлиты первые бюсты, в следующем году завод выполнил уже 281 бюст — в основном это были полководцы и герои Освободительных войн 1813—1815 годов. Первый прейскурант художественного литья был издан в 1822 году. Самым полным и известным считается прейскурант 1847 года. К нему прилагались 44 таблицы с изображениями предметов. Прейскуранты издавались до 1862 года. В 2005 году был опубликован обнаруженный прайс-лист Королевской чугунолитейной в Гляйвице 1911 года. Но он представляет собой лишь несколько рукописных листов без изображений художественных изделии.
В Гляйвице и в других немецких городах, а также в Вене и Кракове были открыты специализированные магазины, в которых продавались художественные изделия из чугуна. Поначалу покупатели больше интересовались памятными медалями, геммами и односторонними рельефами по античным образцам. Затем появился интерес к портретным медалям. Эти изделия стали излюбленным предметом торговли на заводе.
Однако в 1836—1838 годах из-за снижения спроса производство в Берлине и Гляйвице сокращается. Кроме того острее становится и конкуренция со стороны частных литейных. В 1872 году выпуск продукции в Гляйвице ограничивается изготовлением печей, могильных крестов и строительных конструкций. Однако в начале XX века на заводе возрождаются традиции художественного литья. В 1914—1918 годах здесь вновь вернулись к исполнению чугунных украшений, которые обменивались на золотые изделия для блага отечества. Чугунные ювелирные украшения отливали как по старым, так и по новым моделям.
В 1924 году завод был преобразован в акционерное общество «Prussag» с головной конторой в Берлине. Руководство предприятия поставило задачу обновить модельный кабинет. Из Берлина пригласили скульптора Петера Липла (Peter Lipp, 1902 — ?), который выполнил модели ряда вещей, в том числе новогодней плакетки 1928 года и рельефа «Святой Георгий», на котором есть монограмма мастера (R). Художественное литье предприятие выпускало до Второй мировой войны.
История с клеймением изделий завода в Гляйвице достаточно любопытная. 30 мая 1801 года вышестоящее литейное руководство в лице г-на Абта (Abt), проведя ревизию имевшихся моделей для медалей и готовых медалей, отметило, что учет поставлен слабо, необходимо как можно быстрее закупить или изготовить шкафы для хранения. Кроме того оно обязало маркировать все медали клеймом, которое состоит из изображения орла, названия литейного завода и года выполнения изделия.
Касалось ли это только медалей или вообще всех изделий, из текста акта неясно. В результате до сих пор не найдено ни одного предмета с таким клеймом, да и с любым другим гляйвицким клеймом того времени.
Представленные нами два варианта клейма относятся к XX веку. В овале — начальные буквы «HAG (Htittenamt Gleiwitz) — Литейный завод в Гляйвице». Королевский прусский чугунолитейный завод в Зайне. Третья государственная прусская литейная располагалась недалеко от Нойвида (Neuwied), в Рейнской области. Она была основана в 1769 году трирским курфюрстом Клеменсом Венцеслаусом (Clemens Wenzeslaus). В соответствии с решениями Венского конгресса в 1815 году завод перешел к Пруссии. По примеру Берлина и Гляйвица с 1818 года в Зайне начали выполнять художественное литье из чугуна Автором первых моделей на заводе стал ученик Леонарда Поша Генрих Зумпфт (Heinrich Zumpft). Он работал здесь до 1835— 1840 годов вместе с художником Карлом Остервальдом (Karl Osterwald), с которым они создали модельный кабинет. Самая известная работа Зумпфта — уменьшенная копия римского надгробного памятника в г.Игеле, недалеко от Трира Он был поставлен в 250 году н.э. и имел высоту 23 метра Игельская колонна Зумпфта была выполнена в 1828 году, ее размеры— 160x140x550 мм (илл. 9). (Изделие находится в собрании «Hans Schell Collection» в городе Грац, Австрия). Отливались на заводе изделия высокого качества и по берлинским моделям. В 1822 году художественное литье зайнского завода впервые было представлено на выставке Берлинской Академии изобразительных искусств.
В 1827 году появился первый прейскурант художественных вещей, который издавался до 1846 года.
С1819по 1865 год в Зайне отливали великолепные новогодние плакетки. После Зумпфа над ними работали Карл Кристиан Крамер (Carl Christian Kramer) и Вильгельм Вайгельт (Wilhelm Weigelt).
В 1865 году фирма Крупп купила завод, после чего производство было переориентировано, художественное литье больше не выполнялось. В 1922 году завод прекратил свое существование.
Некоторые художественные изделия завода в Зайне имели клеймо. Оно представляло собой овал с буквами «SH» внутри (Sayner Htitte — зайнская литейная).
Чугунолитейный завод в Лауххаммере (Lauchhammer). Литейный завод в Лауххаммере с 1725 года располагался в 50 километрах севернее Дрездена, недалеко от Коттбуса, в Бранденбурге. Он был основан по инициативе саксонской баронессы Бенедикты Маргарете фон Лёвендаль (Benedikta Margarete von Lowendahl).
В 1725 году она получила привилегию и концессию на сооружение завода по производству железа на месте принадлежавшей ей мельницы. И вот на широких болотистых лесных просторах по берегам реки Шварце-Эльстер небольшой, комплексный, со всем необходимым оборудованием сталеплавильный и чугунолитейный завод с первой доменной печью, которая была введена в эксплуатацию в 1725 году. Нужный для плавки и для производства высокого качества чугуна древесный уголь поставлял окрестный лес. Использовавшаяся в Лауххаммере железная руда содержала большое количество фосфора, который делал чугун твердым и хрупким, но одновременно и очень жидкотекучим. Благодаря этому металл очень хорошо заполнял формы, что позволяло получить продукцию великолепного качества. Сначала производство обеспечивало свои заводы прокатом для изготовления молотов и наковален. Затем постепенно удалось начать отливать из чугуна котлы и трубы.
После смерти баронессы фон Лёвендаль в 1776 году владельцем завода стал Детлеф Карл граф фон Айнзидель (Detlev Carl Graf von Einsiedel, 1737—1810). Он модернизировал производство на основе передового опыта черной металлургии Англии. Вскоре лауххаммерские предметы из чугуна широкого спроса заняли место рядом с самыми лучшими такими же изделиями из Франции, Англии и Италии. Айнзидель, воодушевленный высоким качеством жидкотекучего чугуна, получаемого на заводе в Лауххаммере, занялся отливкой статуй и бюстов, чем сразу же привлек внимание художников и скульпторов. Уже в 1780 году он начал активно собирать коллекцию лучших античных статуй и голов, которые впоследствии должны были послужить образцами для моделей художественного литья из чугуна.
В 1781 году Айнзидель пригласил на завод скульптора Тадеуса Игнатиуса Вискочила (Thaddeus Ignatius Wiskotschill, 1753—1795), позднее — его коллегу Йозефа Матгерсбергера (Joseph Mattersberger, 1754—1825) и поручил им разработку метода литья крупных монолитных скульптур. После ряда неудач был изобретен способ литья с помощью восковой модели, благодаря которому в 1782 году в Германии впервые удалось отлить в чугуне фигуру больших размеров. Это была скульптура античной вакханки. В 1784 году, тоже впервые, отлили большую вазу, которую позже установили на фронтоне административного здания завода. Она и в наши дни вызывает заслуженное восхищение. Таких успехов не удавалось достичь в то время ни одному чугунолитейному производству. Именно с этой вазы начинается история всего немецкого художественного литья из чугуна. Первые успехи в нем были закреплены изготовлением скульптур Бахуса и Геркулеса, также отлитых по восковым моделям. После этого Вискочилл становится художественным руководителем чугунолитейного производства в Лауххаммере. Он отливает городскую скульптуру для Милана и Дрездена, а затем поступает на службу к русскому послу, по протекции которого в 1794 году становится придворным скульптором Екатерины II. В России Вискочилл создал для царских резиденций и дворцов более семидесяти мраморных статуи.
Современники отзывались о Лауххаммере как о месте художественного и технического паломничества. Расцвет чугунного художественного литья совпал в Германии с периодом классицизма. В последней четверти XVIII века чугун преобладал в немецкой скульптуре и архитектуре благодаря своим великолепным художественно-пластическим качествам, которые идеально сочетались с простыми и четкими формами классического стиля.
Сохранившиеся многочисленные предметы из чугуна того периода свидетельствуют о высоком художественном уровне литья завода в Лауххаммере. Пример тому — памятник великому И.В.Гёте в чугуне, установленный в 1794 году у фонтана за Красным дворцом в Веймаре.
При поддержке ряда авторитетных специалистов в области металлургии дело, начатое Айнзиделем, с 1804 года продолжил его сын Детлеф фон Айнзидель (Detlev von Einsiedel, 1773—1861). На рубеже XVIII — XIX веков была построена вагранка, позволявшая выпускать более качественный чугун благодаря традиционному использованию соснового древесного угля. Переход от плавки с применением древесного угля к каменноугольной плавке произошел в Лауххаммере лишь в 1841 году.
Ассортимент продукции охватывал широкий ряд изделий: от наковален, сковород, поручней мостов, печей, гирь, кастрюль, шестерен, водопроводных труб, фонарных столбов, памятников, статуй, оконных и каминных решеток до мелких предметов — ваз, блюд, подсвечников, плакеток, медалей. Все это было отражено в имевшемся в 1810 году в Лауххаммере на «Грефлих Айнзиделынес Айзенверк (Graflich Einsiedelsches Eisenwerlc Lauchhammer)» прейскуранте товаров в технике литья.
Приносящее большие прибыли изготовление пуль и гранат в больших объемах пришло на смену мирной продукции во время войны с Наполеоном I. Благодаря этому 1813 год стал для Лауххаммера одним из лучших в коммерческом плане за весь период его работы до празднования столетия завода в 1825 году.
Начиная с 1840 года бронзовое литье стало постепенно вытеснять в Аауххаммере художественное чугунное литье. Переход от выдержанного в классических традициях чугуна к «романтической» бронзе был достаточно легким благодаря быстрой реорганизации производства и установлению отношений с известным берлинским скульптором Кристианом Даниэлем Раухом. Он был инициатором выпуска бронзового литья в Лауххаммере, которое выдержало конкуренцию с продукцией бронзолитейных фабрик южной Германии и Франции и стало бесспорным лидером в монументальном литье из бронзы. Кроме того этот завод выпустил большое количество мелкой пластики. Лучшие образцы бронзового литья Лауххаммера хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях. Так, в «Markisches Museum» есть три скульптуры с надписью на подставке «Lauchhammer» и «Lauchhammer Bildguss» («Лауххаммерское художественное литье»).
Сенсацией в области художественного литья стало создание в 1863—1868 годах на этом предприятии грандиозного архитектурного творения — павильона в мавританском стиле для острова на реке Нил, около Каира, в Египте, весом 400 тонн, длиной 300 метров и высотой 15 метров.
В 20-х годах XX века началось возрождение некогда столь знаменитого художественного чугунного литья в Лауххаммере, а именно — в меньшей степени в виде литья монументальной скульптуры и в значительно большей в виде литья памятных и новогодних плакеток и медалей. После 1945 года наступила очередь возрождения традиций выпуска монументальной скульптуры как в бронзе, так и в чугуне. Новый этап в развитии художественного литья Лауххаммера начался в 1993 году. В ноябре 1994 года была возобновлена отливка колоколов, а к марту 2001 года уже был изготовлен двухсотый колокол. С 1995 года на заводе по заказам клиентов производят художественную реставрацию изделий из металла, а также методом тонкого литья изготавливают дверную и оконную фурнитуру «под старину». Обширные контакты и выполняемые с 1999 года совместные проекты с партнерами из Европы, США, Японии и стран Персидского залива дали новый импульс 280-летней традиции художественного литья.
Благодаря современным технологиям, процессам и техническим средствам рабочие Лауххаммера могут сегодня создавать из чугуна и бронзы предметы, которые станут историческими «документами» для потомков, а также сохранять исторические памятники, тщательно их реставрируя. Кроме того, по частным заказам мастера отливают копии с существующих произведений искусства. Поскольку в запасниках предприятия хранится примерно 2500 моделей, на заводе могут отлить античные бюсты, рельефы, декоративные тарелки, изразцы для каминов, дверную и оконную фурнитуру и много другое. Все это выполняется в бронзе, чугуне, меди и других металлах. Только по моделям и эскизам К.Ф.Шинкеля в каталоге завода предлагается к отливке 24 изделия. Еще один интересный проект — повтор новогодних плакеток, которые с 1921 года и по сей день отливают в Лауххаммере. С 1993 года на копийных изделиях здесь ставят специальное клеймо (илл. 10), но, как правило, это, к сожалению, изделия лишь большого размера. Качество литья, как и в старину, — высокое, и эти предметы уже появляются на художественном рынке России. Их стоимость, безусловно, на порядок ниже, чем стоимость изделий, отлитых в XIX веке.
Единственное, что не повторили в Лауххаммере в настоящее время, — это украшения из чугуна: ожерелья, браслеты, броши, серьги, застежки, цепочки, заколки для волос, нагрудные кресты, кольца. Немецкие ювелирные изделия начала XIX века своей невероятной технической сложностью и красотой исполнения способствовали международному признанию «берлинского железа» — прусского художественного чугунного литья. Сегодня по этим моделям на заводе в Лауххаммере отливают украшения из серебра, которые окрашены в черный цвет, под чугун. Официально это объясняется тем, что немецкие врачи не рекомендуют подолгу носить на теле украшения из чугуна.
Сейчас трудно назвать какой-нибудь крупный деловой центр или город Германии, где бы не было лауххаммерского литья из чугуна. Есть оно и во многих странах мира на разных континентах. Это хорошо видно из реестра изделий, ведущегося в Лауххаммере с 1784 года до сих пор, в котором записано, кому и куда они были отправлены. В отличие от Королевских прусских литейных заводов в Лауххаммере изделия клеймили. Начали ставить клейма с 1872 года. Они многократно изменялись, что хорошо видно на иллюстрации.
Кроме этих четырех крупных чугунолитейных заводов, в Европе работали мелкие заводы и частные литейные, исполнявшие прекрасные художественные изделия.
Чугунолитейная «Карлсхютте» (Carlshiitte). В 1827 году Маркус Хартвиг Холлер (Marcus Hartwig Holler, 1796 1858) около города Рендсбург (Rendsburg) в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн основал литейную. Она была названа в честь покровителя Холера, ландграфа гессенского Карла, наместника датского короля. Герцогство в то время было индустриально слабо развито. Вначале на «Carlshutte» выполняли заказы на хозяйственно-бытовое литье чугунных кастрюль, сковородок, котлов, ступок и других предметов домашней утвари. Изменения произошли после обучения Холлера на Королевских прусских литейных заводах. На производстве было выделено отдельное место для художественного литья, где начали отливать подчасники, пресс-папье, держатели для зеркал, подсвечники и многое другое. Модели поступали как с заводов Берлина, Гляйвица, Зайна, Лауххаммера, так и из частных литейных Гайсса и Деваранна. При этом модели часто разбирали, а затем из них же комбинировали в различных вариантах «новые» вещи. В результате этого Холлеру удалось наладить выпуск достаточно большого ассортимента предметов. Необходимо отметить, что в чугунолитейной работал и свой скульптор Юлиус Хельме (Julius Helms). Характерным для «Carlshiitte» было производство большого количества фигурок различных животных, которые пользовались спросом во второй половине XIX века. Широко тиражировали в литейной и работы парижского скульптора-анималиста Пьера-Жюля Мена (Pierre-Jules Мепе, 1810—1879). Устойчивый спрос был и на другие вещи, например, на декоративные чугунные печи. «Карлсхютте» отливала и предметы, относящиеся к медальерному искусству. Так, здесь, как и во многих других литейных Германии, был выполнен известный медальон, посвященный знаменитому немецкому поэту и драматургу Фридриху Иоганну Шиллеру (1759—1805) по модели Леонарда Поша 1809 года.
В 1871 году литейная превратилась в большой чугунолитейный завод. В 1907 году на нем уже работало около 1100 человек. В XX веке предприятие стало называться «Альманн-Карлсхютте в Бюдельсдорфе» (Ahhnann-Carlshiitte KG) (Btidelsdorf).
До 1834 года у литейной не было своего клейма. С 1834 года на обратной стороне предметов стали ставить клеймо: буквы «СН» или «ОН». Рядом располагалось изображение скрещенных горных молоточков.
Герцогства Анхальт чугунолитейный завод «Мэгдешпрунг (Magdesprung)» был основан еще в 1646 году герцогом Фридрихом фон Анхальт-Бернбург-Харцгероде (Friedrich von Anhalt-Bemburg-Harzgerode) в Зелькетале (Selketal), в горах Гарц (Харц). Сначала он работал как железоделательный завод, а промышленное чугунолитейное производство началось в 1757 году. В 1781 году неудачной оказалась попытка создать модельный кабинет художественного литья. В XVIII и начале XIX века на заводе отливали хозяйственнобытовые вещи, оружие и детали машин. В 1843 году из Зайна был приглашен скульптор Иоганн Курек, который наладил выпуск художественного литья. На заводе вещи выполняли как по собственным моделям Курека, так и по моделям из Берлина, Зайна и Гляйвица. Так, по берлинским образцам отлили великолепные портретные медальоны, а работы из Зайна стали побудительным мотивом к выполнению в 1830—1840 годах восьми новогодних плакеток с видами Гарца и с изображением завода. По гляйвицким и берлинским моделям отливали бюсты, распятия, украшения, предметы домашней утвари и игральные марки с античными мотивами. Для ряда предметов моделями послужили работы двух крупнейших парижских скульпторов — Пьера-Жюля Мена и Анри Мари Альфреда Жакмара (Henri Marie Alfred Jacquemart, 1824—1896).
Среди собственных работ завода в художественном плане выделяются фигура богини цветов и весеннего цветения Флоры по модели 1820—1830 годов Франца Вольтрека (Franz Woltreck), побежденный олень, а также могильный крест работы Курека. На иллюстрации мы видим вазу для фруктов, модель которой была разработана в «Мэгдешпрунге» (илл. 11). Она сборная, состоит из трех элементов, общая высота—180 мм. (Изображение вазы предоставлено московской антикварной фирмой «Акция».)
С 1862 года художественное литье отходит на второй план, а предпочтение отдается изготовлению ремесленных инструментов, измерительных приборов и деталей машин.
В период между двумя мировыми войнами была попытка вернуться к выпуску художественного литья. На заводе выполнили прекрасный тяжелый пресс для бумаг с анималистическими скульптурами. С 1945 года выпуск художественного литья был прекращен.
До второй половины XIX века вещи на заводе не клеймили. Затем в качестве клейма стало использоваться изображение отлитого в 1812 году в «Magdesprung» обелиска с различными монограммами. С 1872 по 1879 год клеймо представляло собой вертикальный овал, в середине - изображение обелиска и букв «MN». Затем на клейме вместо букв «MN» появились «МЕ». Рядом располагался горизонтальный овал с надписью внутри по верхнему краю «Musterschutz» и четырехзначным модельным номером. На вазе для фруктов —
номер «5166». Размещены эти два овала внизу верхней части вазы. На подставке вазы, внизу — три четырехзначных номера без овалов: «4885», «4887» и «4888». Скорее всего, этот компонент вазы использовался еще в ряде изделий. В таком виде клеймо существовало приблизительно до 1925 года. Затем клеймом служило изображение единорога, щита и монограммы «Н» с обелиском. Иногда рядом ставился и год основания завода — 1646. На предметах художественного литья ставилось также клеймо в виде треугольника в двойной рамке (вместо овала) с изображением внутри обелиска, монограммы и номера модели.
Чугунолитейная Мевеса. Альберт Антон Мевес
(Albert Anton Meves (Mewes), 1812—?) с 1837 года был совладельцем литейной GA.Schwan. В 1844 году в Берлине он открыл свою бронзо- и чугунолитейную, в 1840—1860 годах выполнил большое количество высокохудожественных предметов чугунного литья. Его наследники тоже достигли хороших результатов. Большим спросом у населения пользовались чугунные спичечницы. На иллюстрации 12 представлена ее настенная модель с изображением собаки. Длина спичечницы 185 мм. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Акция».) Были еще разнообразные варианты, например, в виде шкатулки (илл. 13, размеры 60x95x35 мм. Эта спичечница находится в частном собрании). Клейма: «A.Meves. Berlin» и «Verlag von (bei) A: Meves Berlin», иногда рядом ставился четырехзначный номер модели. Клеймо наследников Мевеса было в виде монограммы «А М Nachf» в рамке. Рядом — четырехзначный номер модели в овале. На представленных спичечницах это номера «7014» и «6848». На спичечнице-шкатулке клейма поставлены внутри на нижней части. На спичечнице настенной — на оборотной стороне изделия.
Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Продолжение следует.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 43 (декабрь 2006), стр.30