Не так давно на аукционе Sotheby’s в Лондоне на продажу была выставлена превосходная коллекция западноевропейского стекла из Музея искусства Хида Такаяма. Этот музей находится высоко в горах над городом Такаяма, в префектуре Тифу, в 250 километрах от Токио. Его основатель и владелец Тецуя Мукаи отобрал 105 предметов из коллекции стекла; чтобы основать фонд для постоянного пополнения собрания своего музея.
Под № 71 в каталоге аукциона значится великолепный кубок, декорированный гравированной
сценой, изображающей закладку памятника в честь русских войск в Кульме в 1835 году. Это раритет. Сегодня известно еще только три кубка, изготовленных по случаю этого события. Они хранятся в Корнингском музее стекла, штат Нью-Йорк (R.J. Charleston, Masterpieces of glass), Технологическом музее в Вене (Pazaurek/ Philippovich, Glaser der Empire und Biedermeierzeit, 19~6), Государственном Историческом музее в Москве, а раньше два из них находились в Музее Гогенцоллернов в Берлине (G. Pazaurek, Glaser der Empire und Biedermeierzeit, 1923). Стоимость лота — от 235 000 до 392 000 евро.
Эти изделия поистине монументальны. Их высота с учетом крышки составляет 40—41 см. Все они выполнены по единой схеме только у кубка Корнингского собрания крышка отсутствует): мощная шестисланная граненая чаша, основание чаши и сложной пластики ножка с декоративными «шишечками» декорированы цветными «лазурями» (тонкими накладами цветной стеклянной массы) и частично расписаны красным орнаментом «вермикули». На дне ножки яркими цветными эмалями на фоне сложновитого орнамента «вермикули» (на экземпляpax ГИМ и Корнинга он програвирован по черному фону; на экземпляре, представленном на Сотбис, выполнен золотом) написан роскошный цветочно-лиственный венок, в каждом случае несколько отличающийся набором цветов. Куполообразная крышка сделана в форме короны, увенчанной крестом, со сферой (державой) на подушке с четырьмя кистями, покрытыми янтарным накладом. Она расписана прозрачными разноцветными эмалями: на фоне завитков помещены перекрещенные меч и скипетр, дополненные надписью «Gott mit uns» («С нами Бог»); прорези «короны» расписаны под драгоценные камни.
Декор чаши тоже сделан по единому принципу. Одна сторона украшена рельефной вставкой светло-янтарного наклада с гравированным изображением церемонии закладки памятника, выполненным по современной гравюре. На заднем плане виден пьедестал будущего монумента, на котором за столом стоят князь Меттерних, прусский король Фридрих Вильгельм III, австрийский император Фердинанд I, русский император Николай I и аббат Франц Зальц фон Ауссих. Налево от этой группы располагается изготовленная Петером фон Нобиле модель памятника, в окружении пехоты и кавалерии, а направо — павильон, украшенный флагами, в котором находятся приглашенные. Оборотная сторона чаши декорирована полихромной росписью прозрачными эмалями, и эти росписи довольно заметно разнятся при общем стилистическом сходстве и богатстве стилизованного орнамента из завитков, розеток и «перьев».
На экземпляре Государственного Исторического музея помещены гербы Австрии, России и Пруссии; на экземпляре, выставленном на Сотбис, эти гербы отсутствуют, а оборотная сторона чаши украшена только гербом Саксонии; на экземпляре Корнингского музея стекла между гербами Австрии и России помещено изображение так называемого «полного герба королевства Пруссии». Это явно свидетельствует о том, что заказ, хотя и был единым, но оговаривал некоторые различия в декоре, в зависимости от того, кому из официальных лиц, приглашенных на церемонию, предназначался тот или иной кубок. Например, кубок с полным гербом королевства Пруссии, скорее всего, мог быть сделан специально для прусского монарха, а кубок с саксонским гербом — для короля Саксонии.
Поскольку инициаторами установления памятника русским войскам в Кульме были австрийские императоры, можно предположить, что и заказ на памятные кубки исходил от австрийской стороны. Это косвенно подтверждает и место их изготовления. Столь блестящие, репрезентативные вещи, необычайно сложные в исполнении, потребовавшем привлечения всего арсенала технических достижений и использования всего репертуара декора стеклоделов эпохи бидермайера (того, что Р.Дж.Чарлстон так метко назвал «декоративным магазином»), тогда могли быть выполнены только в Богемии, с участием самых знаменитых мастеров разных предприятий.
Сами кубки, вероятнее всего, были сделаны на фабрике Гаррахов, в Новом Свете. Гравировали их по единому образцу, по-видимому, также в Новом Свете, в мастерской Франца Поля, который работал главным образом для Гарраховской стекольной фабрики. Расписной же декор с применением цветных «лазурей», несомненно принадлежит знаменитой «рафинери» Фридриха Эгерманна в Хайде.
Уровень исполнения памятных кульмских кубков соответствует пышности события, для которого они были заказаны. Кульманское сражение, происходившее 17—18 августа 1813 года, было одним из поворотных моментов в истории противостояния армии Наполеона войскам Тройственного союза. Благодаря мужеству 1-й Гвардейской армии под командованием И.Остермана-Толстого, левый фланг которой сразу же был уничтожен артиллерийским огнем, принявшей на себя ожесточенные удары превосходящих сил противника, прусские и австрийские войска смогли выбраться из горной ловушки у селения Арбезау на дорогу и дождаться подхода основной части русской армии. Результатом сражения стал полный разгром корпуса генерала Вандамма и его пленение. Французам пришлось отказаться от вторжения в Богемию. Всем участникам этого боя прусский король пожаловал железный крест, который в России получил название «кульмского».
В память о героизме русских войск, проявленном в этом сражении, и был воздвигнут монумент. Закладка его состоялась в Кульме 29 сентября 1835 года, там, где был отсечен левый фланг дивизии генерала Остермана. Два подобных памятника — в честь прусской и австрийской армий — были сооружены в Арбезау, соответственно в 1817 и 1825 годах.
Возвести монумент русским воинам впервые предложил австрийский император Франц I, инициативу подхватил его наследник, Фердинанд I. Венского архитектора Петера фон Нобиле, автора проекта памятника, русский царь наградил орденом Св. Владимира. Это произошло в день закладки монумента, когда была представлена его точная модель.
«...Был построен павильон для избранных гостей и флаги Австрии, Пруссии и России вместе с вымпелами цветов трех союзных сил развевались на четырех шестах. Четыре роты гренадеров Траппа и полки принца Эмиля фон Гессена, четыре роты пехоты Латура и два эскадрона Кобург-Клессенского полка выстроились в каре.
29 сентября около 9 часов утра... старшие члены императорской фамилии и министры австро-венгерской монархии, главнокомандующий и штаб и многие члены австрийской аристократии прошествовали к месту церемонии. В 10 часов император Фердинанд I, царь Николай I, король Фридрих Вильгельм III прусский и две императрицы прибыли из Теплице... После того как князь Меттерних громко прочел документ о заложении монумента, он был подписан тремя монархами. Затем Меттерних сопроводил их к основанию монумента. Декан Ауссиха аббат Франц Зайлес провел освящение церемонии. Меттерних поместил документ, включая рисунки и планы Петера фон Нобиля и памятные медали, отчеканенные по этому случаю, в углубление закладочного камня.
Три салюта сопровождали освящение, закладку краеугольного камня и заключительную молитву. Каждому салюту, залп в залп, отвечали артиллерийские батареи, находившиеся в тот момент около прусского и австрийского монументов в Арбезау, куда после церемонии направились руководители и гости, чтобы осмотреть тамошние монументы перед возвращением в Теплице». Так было описано это торжественное событие в издании Wiener Zeitschrift (1835), ярким напоминанием о котором остались памятные «кульмские» кубки, которые, наверное, нельзя назвать «сувенирами чувств», но звание «сувениров-монументов», «сувениров-триумфов» они заслуживают точно.
Елена СМИРНОВА
Иллюстрации предоставлены автором. Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.42