Мода не всегда была благосклонна к ювелирным украшениям с гранатами. В XVI—XVII веках они были явно в фаворе, а вот позднее — в XVIII и XIX столетиях успехом уже не пользовались. Сегодня мода на изделия с гранатами вновь переживает ренессанс.
Этимология названия этого минерала, связана скорее всего, с хорошо известным нам плодом гранатового дерева, отличающимся не только своими великолепными вкусовыми качествами, но и выразительной цветовой гаммой — пурпурным или ярко красным цветом правильно ограненных зерен.
Строго говоря, гранатами называется целая группа минералов из класса силикатов, разнящихся содержанием кальция, магния, алюминия, марганца, хрома и железа. В зависимости от превалирования каких-либо химических компонентов гранат приобретает те или иные физические свойства, цвет, различные по величине показатели дисперсии и преломления света и т.д. В ювелирном деле чаще всего используются огненно-красные гранаты — пиропы, малиновые и сизо-красные — альмандины и изумрудно-зеленые гранаты — демантоиды, ценимые не только за цвет, но и за высокую дисперсию, ставящую их в один ряд с алмазами. Визуально отличить пироп от альмандина практически невозможно. Так же трудно бывает отличить качественные гранаты от рубинов, а демантоиды от хризолитов.
Впервые демантоид был обнаружен в 1874 году в золотоносных и платиновых россыпях Среднего и Нижнего Урала. Сегодня его добыча не регулируется, предложения этого камня крайне ограничены, а общее количество этого минерала, появляющегося на рынке, крайне мало. Месторождений гранатов — альмандинов и пиропов в России известно множество, территориально это — Урал, Дальний Восток и Карелия, но они практически не разрабатываются, поэтому гранаты на наш рынок поступают в основном из Чехии, Африки и Индии. Показательно, что генезис пиропов таков, что они являются постоянными спутниками алмазов и, как и алмазы, в большом количестве присутствуют в кимберлитовых трубках. Кристаллы пиропа достигают иногда довольно больших размеров. Так, в коллекции кайзера Рудольфа II, в бывшем Императорском казначействе в Вене, в музее «Зеленый свод» в Дрездене есть пиропы размером с голубиное яйцо. Кристалл пиропа весом 468,5 карата украшает орден Золотого Руна, принадлежавший королям Саксонии. Крупные пиропы есть и в отечественных хранилищах. Самые большие из добытых кристаллов демантоидов весят 29,8 г и 50,5 г, они считаются уникальными.
В сводной классификации драгоценных камней по стоимости гранаты демантоиды наряду со шпинелью, благородным опалом и аквамарином отнесены к третьей группе, все остальные причислены к четвертой группе.
Классификация ювелирных камней
I группа: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин.
II группа: александрит, благородный жадеит, оранжевый, желтый и фиолетовый сапфир.
III группа: демантоид, хризолит, благородные шпинель и огненный опал, аквамарин, топаз, лунный камень, родонит, красный турмалин.
IV группа: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, циркон, берилл, бирюза, аметист, хриизопраз, гранат, цитрин, благородный сподумен.
Демантоиды используют для украшения серег, кулнов, колье, брошей. Чтобы подчеркнуть высокие показатели преломления света и дисперсии, их гранят бриллиантовой огранкой, реже — изумрудной или ступенчатой. Из-за мягкости, также как и другие гранаты, этот камень редко использовали при изготовлении колец и запонок. Гранаты часто применяли при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства - различных рамок, пасхальных яиц и пр. К.Фаберже, например, демантоидами иногда имитировал глазки животных, выполненных из камня. Известно уникальное блюдо из орской яшмы, украшенное различными драгоценными камнями, в том числе и великолепными крупными демантоидами. Блюдо принадлежало наследнику русского престола Великому князю Николаю Александровичу.
Оценивать антикварные ювелирные изделия с гранатами значительно труднее, чем ювелирные изделия с бриллиантами. При высокой стоимости бриллиантов можно пренебречь различными «мелкими» деталями, при оценке же изделий с гранатами, относительно более простого самоцвета, это недопустимо.
Следует учитывать не только стоимость драгоценного металла, из которого выполнена основа (каркас) изделия, и его характеристики (вес и пробу), но и вес, цвет, качество, огранку и закрепку самоцветов. Большое значение для оценки любого украшения имеют эксклюзивность его художественного решения и стильность, делающие его элегантным аксессуаром современного женского или мужского костюма и придающие ему яркость и броскость изящность ювелирной вещицы, выявляющей индивидуальность авторского почерка мастера-ювелира (фирмы). Все эти нюансы очень важны для правильного понимания статуса антикварного ювелирного изделия, которое может быть и обычным, рядовым, хотя и старым по времени изготовления и настоящим произведением ювелирного искусства известной российской столичной фирмы.
Понятно, что при оценке любого антикварного предмета следует учитывать состояние антикварного рынка в целом, многие другие факторы, но в конечном итоге все должно быть сведено к одному-единственному — цене изделия. Остановимся на важнейшем.
Материал — основа ювелирного изделия
С XIX века и до настоящего времени в качестве основы для ювелирных изделий с гранатами, как правило, используется золото, в более ранние периоды это зачастую было серебро. Чистое золото — материал мягкий, для большей прочности в ювелирном деле используется его сплав с другими металлами, например серебром и медью. В зависимости от процентного содержания чистого золота в сплаве приняты к обращению следующие пробы — 999, 958, 750, 585—583 и 375. В старой русской золотниковой системе проб этим цифрам соответствуют значения 96, 92, 72, 56 и 36. За рубежом принята каратная система мер — 24, 23, 18, 14 и 9. Сплавы серебра принято характеризовать так: 960, 925, 916/98/, 875/84/ и 800/76/, в скобках приведены «золотниковые» значения проб. Вес материала, используемого для производства ювелирного изделия, определяется либо простым взвешиванием, либо расчетом, уменьшая общую массу изделия на величину иных его составляющих. Это могут быть как самоцветы, так и другие сопутствующие материалы. Примем к сведению, что ежедневно в сводках биржевых новостей публикуются оптовые цены очищенных металлов, а не их сплавов. К примеру, при цене золота за 1 тройскую унцию $417, 1 г золота 0,9999 чистоты стоит $13,407.
Понятно, что 1 г золота 585 пробы в таком случае обойдется в $7,816, а 375 пробы — в $5,028.
Гранаты
Пироп — наиболее популярная разновидность граната. Имеет рубиново-красную окраску, но если по химическому составу он приближается к альмандину, то его цвет приобретает малиновую окраску, иногда с лиловым оттенком. Его твердость по шкале Мооса равна 7,25 ед., то есть он тверже кварца. Показатель преломления пиропа варьируется от 1,730 до 1,751.
Цвет альмандина — малиновый и фиолетово- или сизо-красный, иногда коричневый либо черный. Коричневые и черные альмандины в ювелирных украшениях не используются. Показатель преломления — 1,75 —1,78. Твердость по шкале Мооса равна 7,5 ед. Демантоиды — изумрудно-зеленого цвета, который в отдельных кристаллах изменяется до фисташкового либо оливково-зеленого цвета. Из-за богатства цвета ювелиры иногда называют его «уральским изумрудом». Его название, производное от английского «Diamond», обусловлено, скорее всего алмазным блеском и сильной дисперсией. Показатель преломления демантоида — 1,888—1,889, дисперсия — 0,057, то есть самая высокая среди всех драгоценных камней. Твердость относительно невелика — 6,5 ед. по шкале Мооса, среди ювелирных гранатов — самая низкая. Характерная особенность демантоидов — наличие включений волокнистого минерала биссолита, образующего скопления, формой напоминающие «конский хвост». Существует несколько классификаций демантоидов — по весу, дефектности, цвету и огранке. Наиболее простая из них выглядит следующим образом. По цвету демантоиды делятся на: темно-зеленые, ярко-зеленые насыщенные, зеленые и желто-зеленые. По дефектности демантоиды делят на 5 групп.
1. Камни содержат очень мелкие включения, видимые только при десятикратном увеличении.
2. Камни содержат включения, едва различимые невооруженным глазом, которые слегка уменьшают блеск.
3. Камни содержат включения, легко различимые невооруженным глазом, которые слегка уменьшают блеск.
4. Камни содержат многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, которые заметно уменьшают блеск.
5. Камни, полностью заполнены включениями, блеск отсутствует.
Масса ограненных гранатов при возможности определяется простым взвешиванием либо по расчетным формулам, приводимым во многих руководствах по оценке драгоценных камней. Если огранка камней типовая, можно использовать соответствующие палетки.
Цена демантоидов, естественно, зависит от их веса, дефектности, цвета и качества огранки. Вот как выглядит классификация по ценам этих ограненных самоцветов I группы дефектности, высшей группы цвета и совершенных пропорций.
Цена на гранаты альмандины и пиропы значительно ниже. Так, яркие насыщенные по цвету гранаты этих минералогических видов для весовой группы 1 — 5 карат стоят от $10 до $40 за карат. Гранаты весовой группы 5 —10 карат стоят от $16 до $100 за карат. Естественно, кроме веса этого камня на цену влияет и цвет, и его насыщенность, и качество огранки, и дефектность и т.д. Показательно, как различные свойства самоцветов сказываются на их ценах. Так, дифференциация цвета меняет цену самоцвета на 40—70%. Изменения дефектности сказываются на цене камня, порой уменьшая ее на 30, а то и 50%. Скидки по отношению к прейскурантной цене на качество обработки составляет от 5 до 50%. Надбавки за ту или иную форму огранки обычно указываются в прейскурантах цен на различные самоцветы.
Огранка и качество обработки гранатов
Чтобы наилучшим образом выявить блеск камня, игру его граней, прозрачность, яркий цвет и другие достоинства самоцветов, эти застывшие капли «космической материи» гранят и шлифуют. Качество этих технологических операций для оценки ювелирных изделий очень важно, поскольку плохо ограненные и плохо отшлифованные камни теряют до 50% стоимости. Для крупных гранатов пиропов и альмандинов самая распространенная форма технологической обработки — «кабошон», форма, получившая свое название от латинского «саbо» — голова. Выделяется несколько типов формы кабошона: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).
Более сложная огранка с симметрично расположенными гранями — это «роза» (она состоит из полусферы с 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы). Розой гранятся мелкие гранаты. Существует несколько видов этой огранки, отличающихся друг от друга различным расположением граней треугольной формы и высотой собственно самоцвета.
Демантоиды предпочитают гранить бриллиантовой огранкой, наилучшим образом подчеркивающей оптические свойства этого уникального самоцвета, реже — изумрудной или ступенчатой. Для камней несимметричной формы были изобретены специальные виды бриллиантовой огранки, при которой расположение граней обычное, но с той или иной долей искажения. В настоящее время пиропы и альмандины гранят, придавая им самые разные формы. Например, для прямоугольных или трапециевидных камней используется ступенчатая огранка, ее разновидности — изумрудная или багет; для вытянутых камней больше подходит фантазийная огранка. Это может быть «маркиз», «груша», «капля» и т. д. Показательны современные цены на гранаты различной огранки. Так, гранат массой в 1 г бриллиантовой огранки или огранки типа «октагон» стоит в одной из московских фирм, торгующей самоцветами, 1746 рублей. Гранаты той же массы, но фантазийной огранки «овал», «сердце», «квадрат» стоят 1527 рублей. По качеству обработки цветные камни делятся на несколько групп.
Совершенная группа. Углы наклона граней «коронки» и «павильона» оптимальны, пропорции линейных параметров совершенны, хорошая сходимость граней, отличная полировка и т. д.
Хорошая группа. Все то же самое, но с незначительными отклонениями. Скидка в цене на такие камни достигает 10%.
Удовлетворительная группа. Те же показатели, но с очевидными отклонениями. Имеются царапины, сколы рундиста, плохая полировка. Скидка в цене на такие камни достигает уже 30%.
Группа наихудшего качества. Имеются значительные недостатки огранки и полировки самоцвета. На такие камни скидка в цене достигает 50%.
Закрепка гранатов. Необходимо специально остановиться на видах закрепки гранатов, поскольку, согласно Н.Д. Дроновой, стоимость этого вида работ в ювелирных изделиях достаточно высока. Так, «глухая» закрепка одного камня весом до 1,0 г стоит $2,50, а камня весом более 5,0 г равна $5,00. Закрепка «фаден-гризант» (с разделкой поверхности) одного камня стоит уже $16,00.
Ювелиры различают три основных широко применяемых вида закрепок: «глухую», «ободковую» и «корнеровую». В «глухой кастовой» оправе камень удерживается в гнезде вертикальным ободком металла, лучи света при этом падают на камень только сверху, снизу он закрыт. Так обычно крепятся крупные гранаты в форме кабошонов. Для крепления самоцветов часто применяют «ободковую» оправу в ее различных вариантах. Камень в этой оправе лежит на опорном пояске так, что свет падает на него и сверху, и снизу. Разновидность «ободковой» оправы — «крапановая». Камень крепится здесь отдельными выступающими полосками металла — «крапанами». Доступ света к камню обеспечивается со всех сторон, и освещенность гранатов при этом значительно выше, чем в глухой «кастовой» оправе. Такая оправа больше всего подходит для крепления демантоидов. Несколько следующих видов оправ используются при закрепке мелких гранатов. В «фаденовой» оправе камни закрепляют в длинной полосе металла так, что они почти соприкасаются рундистами.
В «тактовой» оправе (оправе «паве») камни устанавливают настолько плотно друг к другу, что создается впечатление, будто они соединены вместе. Близка к «паве» набивная («штоцен») оправа, которую раньше очень часто использовали для закрепки мелких гранатов.
Цена антикварного ювелирного изделия и мастер-художник, его творец
Перечисленных составляющих оценки в первом приближении достаточно для определения цены современного серийного ювелирного изделия с гранатами, но явно недостаточно для оценки изделия антикварного. Не хватает главного. Пока все материальные составляющие не перемешаны в «творческом котле» художника-ювелира и их не коснулась рука мастера, ценность их относительная. Художественные достоинства ювелирных изделий рядового мастера и мастера высшей категории невозможно уравнять, поставив их на одну чашу весов. Как количественно, в денежном выражении, измерить творческий потенциал художника? Это важная проблема антикварного рынка, и ясности в этом вопросе пока нет. Сколько стоит, например, 1 кв. см полотна Врубеля или 1 г каменной фигурки животного с глазками-демантоидами, выполненной мастерами Фаберже? Имея сведения о весе изделия, весе гранатов, данные о затратах на изготовление того или иного компонента, о различных потерях металла и камня при обработке и т. д., можно рассчитать только стоимость современного изделия. Ну а если это изделие мастера мирового уровня прошлого века? На практике эта проблема решается с помощью составления различных рейтингов. Вот пример: в справочнике 2004 года «Единый художественный рейтинг. Ювелирное искусство» почти две тысячи ювелиров разнесены по 7 категориям и нескольким подгруппам внутри категорий, всего получается 14 позиций. 1-я категория присвоена мастерам уровня Фаберже и Хлебникова, а 7-я — начинающим мастерам.
Для укрупненной оценки антикварных ювелирных украшений такая детальная рубрикация, на мой взгляд, не нужна. Упростим категоризацию. Выделим только три группы ювелиров. К первой отнесем мастеров рядового уровня, творивших в начале прошлого века и ранее, работы которых на антикварном рынке обращаются, но пользуются весьма ограниченным спросом. Ко второй группе отнесем ювелиров среднего уровня, работавших в то же время. Например, ювелиров фирмы Морозова или Мишукова. Изделия этих мастеров достаточно популярны, а спрос на них на антикварном рынке весьма устойчив. И к третьей группе отнесем мастеров экстра-класса из фирм Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Сазикова и аналогичных им. Работы мастеров этих фирм настолько популярны, что зачастую цены на них достигают заоблачных высот.
В наших расчетах примем, что цена изделия рядового мастера начала прошлого века и более раннего времени возрастет по сравнению с ценой современного изделия примерно в 1,2—2,0 раза. Во втором варианте положим, что работа старого мастера была неординарной, тогда цена возрастет как минимум в 5 —10 раз. В последнем варианте цена антикварного ювелирного изделия возрастет по сравнению с современным более чем в 10 раз. Эти поправочные коэффициенты взяты из практики антикварного рынка Москвы и Санкт-Петербурга.
Экономика страны и антикварный рынок драгоценностей
Очень важным для оценки любого антиквариата, в том числе и для оценки старинных ювелирных украшений, является состояние экономики страны в целом и антикварного рынка в частности. Любители антиквариата помнят то время, когда антикварный рынок переживал стагнацию, впрочем, как и вся экономика страны, и те дни, когда с полок антикварных магазинов сметали все подряд, правда, в других магазинах в это же время тоже ничего не оставалось.
Известно, что в условиях стабильной экономики цены на антикварном рынке ежегодно возрастают в среднем на 5%. В условиях нестабильной экономики они за тот же период возрастают на 100% и более. В последние несколько лет цены на предметы декоративно-прикладного искусства ежегодно поднимались в среднем на 10—30%. Это и понятно. Нельзя считать нынешнее состояние нашей экономики устойчивым и по многим параметрам равным состоянию ведущих стран Старого света и Нового света.
В стране накапливается большое количество денег, в том числе и долларов, не находящих неизменных и экономически выгодных сфер применения. Рынок ценных бумаг непредсказуем, и доходность его сегодня невысока. Рынок недвижимости «перегрет» и для серьезных вложений опасен. Доллар имеет тенденцию к падению, и когда и на каком уровне это падение остановится, пока не ясно. Темпы инфляции достигают 10—12% в год, и неработающие денежные средства тают с возрастающей скоростью. Сужение сферы направлений прибыльных вложений делает антикварный рынок особенно благоприятным для инвесторов, где даже по коротким позициям можно получить существенный доход.
Как же все эти особенности нашей экономики отражаются на функционировании современного антикварного рынка? Косвенно они проявляются в том, что на рынке антиквариата нет и не может быть оптовых или розничных цен. Есть только договорные цены, в той или иной мере учитывающие состояние народного хозяйства в целом и антикварного рынка в частности. Динамика изменений этих цен тесно коррелируется с динамикой изменения основных показателей экономики. Именно поэтому в оценке любых антикварных предметов, в том числе антикварных ювелирных изделий с самоцветами, необходимо учитывать уровень стабильности отечественной экономики на данный момент. Прямых методов учета такого сложного экономического явления не существует, но можно говорить о каких-то опосредованных приемах. Как один из допустимых вариантов — вводить в оценку антикварных изделий поправочный коэффициент, назовем его «коэффициентом нестабильности», изменяющийся от 1,0 до 10,0. Единица соответствует уверенной устойчивой позиции (годовой рост цен на антикварные изделия не превышает 5,0 %), а коэффициент, равный 10,0, соответствует ситуации, когда значения цен за год увеличиваются на порядок. Величина коэффициента внутри обозначенного интервала тесно увязывается с макроэкономическими показателями народного хозяйства страны.
Ежегодный рост цен на антикварные ювелирные изделия за последние несколько лет составлял примерно 20%. В соответствии с этим коэффициент нестабильности в авторской интерпретации равен 1,2. Именно такое значение этого коэффициента мы примем в расчетах стоимости антикварных изделий с гранатами.
Примеры
Оценим три гранатовых браслета. Один — со вставками демантоидов (илл. на стр. 40), другой — ср вставками гранатов и небольшими речными жемчужинами (илл. на стр. 41), третий — комбинированный с демантоидами и с гранатами.
Браслет № 1 состоит из двух створок, соединенных шарнирным замком. Россия. Вторая половина XIX века. Золото — 56 пробы, демантоиды — ярко-зеленого цвета, 3-й группы дефектности, старой бриллиантовой огранки, пропорции и качество обработки хорошие, сколов нет, есть небольшие царапины, закрепка демантоидов — крапановая. Вес браслета — 15,6 г. Демантоиды весят 0,83 к., 0,73 к., 0,68 к.; всего — 2,24 к. Эстимейт владельца — $1000. Частная коллекция.
Расчеты. Вес золота равен весу браслета за минусом веса камней. Всего получается 15,152 г. Уже рассчитанная нами цена 1г золота 56 пробы — $7,816. Цена материала равна: $7,816x15,152 г = $118,428. По прейскуранту демантоиды такого качества, огранки и сохранности стоят $290 за карат, итого — $649,6. С некоторой долей условности примем, что работа по изготовлению браслета плюс потери золота при плавке, плюс затраты на сопутствующие операции и т. д. равны 100% стоимости материала. Тогда изготовление браслета будет стоить: $118,428x2 + $649,6 = $886,456. Надбавка рынка к цене производства, положим, равна 40%. Тогда браслет с демантоидами работы современного мастера будет оцениваться в $1241,04. Наш браслет изготовлен неизвестным мастером в XIX века. Согласно приведенной выше методике, это обстоятельство увеличивает цену в 1,2 раза, получается $1489,25. Аналогично учтем коэффициент нестабильности, так же увеличив цену в 1,2 раза. В итоге цена описанного антикварного браслета второй половины XIX века — $1787,1. Сравним наши расчеты и эстимейт владельца. Очевидно, что владелец недооценил браслет.
Браслет № 2 состоит из двух створок, соединенных шарнирным замком с цепью. Россия. Вторая половина XIX века. Золото — 56 пробы, гранаты — яркого красного цвета, форма огранки — кабошон, один самоцвет весит 9,8 к., два других, в совокупности, — 8,4 к., имеются незначительные потертости и царапины. Кроме гранатов в браслете есть вставки из 12 зерен речного жемчуга размером от 2,0 до 4,0 мм. Вес браслета — 39,64 г. Частная коллекция. Эстимейт владельца — $2000.
Расчеты. Вес золота, равный весу браслета за минусом веса камней: 39,64 г — 6,5 г = 36 г. Цена 1 г золота 56 пробы — $7,816; итого цена материала — $7,816x36 г = $281,38. По прейскуранту гранаты такого качества, огранки и сохранности стоят $26 за карат, итого: 18,2 к.х$26 = $473,2. Жемчужины по прейскуранту стоят $72. Как и раньше, примем, что работа по изготовлению браслета плюс потери золота при плавке, плюс затраты на сопутствующие операции и т. д. равны 100% стоимости материала. Тогда стоимость изготовления браслета: $281,38 х 2 + $473,2 — $72 — $1107,96. Надбавку рынка к цене производства положим равной 40%. В итоге цена браслета — $1551,14. Напомним, что этот наш браслет изготовлен неизвестным мастером второй половины XIX века, поэтому увеличим цену в 1,2 раза и получим $1861,37. Дополнительно учтем коэффициент нестабильности, равный 1.2. Следовательно, цена антикварного браслета второй половины XIX века — $2233,65. Сравним наш итог и эстимейт владельца. Очевидно, что и этот браслет владельцем недооценен.
Браслет № 3, комбинированный со вставками из демантоидов и гранатов. Фотографии нет. Воспользуемся его детальным описанием: «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — кабошонов», и далее: «под их гладкой яйцевидной поверхностью... прелестные густо-красные живые огни... между большими камнями... один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат». Вы узнали его? Да, это браслет из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Писатель настолько точно и профессионально, с позиции оценщика, описал украшение, что рассчитать его цену очень просто.
Расчеты. Вес золотого браслета — а он массивный, допустим, такой же, как и во втором примере, — 39 г. Из описания известно, что кабошоны — крупные, величиной с хорошую горошину, по аналогии с другими браслетами, такие гранаты весят примерно по 4 к. каждый, всего их — 5. Получим общий вес кабошонов — 20 к. Цвет кабошонов — густо-красный. Браслет весь покрыт мелкими гранатами, их количество, как мне известно по образцам, — 40 штук, а каждый весит 0,3 к. В XIX веке такие гранаты гранили только розой, цвет мелких самоцветов — красный, сохранность плохая. По центру граната расположен демантоид весом примерно 0,5 к. Поскольку А.И.Куприн не уделил ему особого внимания, указав только, что он редкий, по-видимому, его геммологические характеристики не высоки. Золото в браслете низкопробное — 375 пробы, его масса (при цене $5,028 за грамм) — 32,5 г. Стоимость золота соответственно равна $163,41. Вес всех гранатов 6,4 г. Вес кабошонов 20 к. Стоимость гранатов такого качества, обработки и веса равна $16 за к., значит, всего — $320. Мелкие гранаты весят: 40x0,3 к. = 12 к., каждый стоит по $5, итого — $60. Демантоид низкого качества и весом 0,5 к. стоит по прейскуранту $130. Совокупная стоимость всех камней — $510. Примем, как и раньше, что работа по изготовлению браслета плюс потери золота при плавке, плюс затраты на сопутствующие операции и т. д. равны 100% стоимости материала. Тогда цена готового браслета будет: $510 — $163,41x2= $836,82. Надбавка рынка к цене производства, положим, равна 40%. Итого — $1171,55. Браслет изготовлен неизвестным мастером второй половины XVIII века. Учитывая это, увеличим цену в 2,0 раза, получим $2343,1. Не забудем коэффициент нестабильности, равный 1,2. В итоге цена антикварного браслета второй половины XVIII века, описанного А.И.Куприным, — 52811,72.
По меркам сегодняшнего дня, господин Желтков сделал княгине Шеиной не такой уж и пустяшный подарок.
Заключение
На что же следует обратить внимание, покупая антикварные изделия с гранатами. В первую очередь — на художественные достоинства изделия и имя мастера-ювелира, качество выполненной работы в целом и качество камней в частности, а также на цвет, дефектность, огранку, сохранность, сколы, царапины, наличие аналогичных изделий на рынке и т.д. Сделайте небольшой анализ антикварного рынка. Не поленитесь обойти несколько магазинов, продающих аналогичные ювелирные украшения, сориентируйтесь в ценах. Попробуйте сами сделать расчеты, чтобы иметь отправные точки при торговле и быть уверенным, что вы не переплачиваете. Если вы покупаете изделие крупного мастера с достойными самоцветами, потребуйте соответствующее заключение геммолога и музейного сотрудника, специализирующегося на экспертизах антикварных ювелирных украшений. Не обращайте внимания на объявления типа «скидка на все ювелирные украшения с самоцветами 30—50%» — это, скорее всего, рекламная акция владельцев ювелирного магазина. Сначала они завышают цены изделий, а затем, делая вид, что идут навстречу покупателям, снижают цены. В реальности ювелирные изделия продаются по изначально запланированным ценам. И помните, аналогов антикварному рынку в отечественной экономике нет, но рынок есть рынок, и торг здесь всегда уместен.
Выводы
1. Общее состояние экономики страны таково, что сегодня инвестиционные вложения в антиквариат становятся крайне выгодными. Доходность отдельных сегментов антикварного рынка доходит до 50% годовых.
2. Крупные гранаты (альмандины и пиропы) в ювелирных изделиях высокого класса встречаются на антикварном рынке довольно редко, а отечественные демантоиды добывали и добывают только кустарным способом и в небольшом количестве. Поэтому цены на ювелирные изделия с гранатами постоянно растут, что делает этот раздел антикварного рынка весьма привлекательным для инвесторов.
3. Участники антикварного рынка в настоящий момент недооценивают ювелирные изделия с гранатами, поэтому их приобретение — большая удача для истинного любителя самоцветов такого рода.
Леонид СЕРЕБРИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.34