Диапазон творческих интересов медальера Александра Шабанова весьма разнообразен — это популярные темы спорта, театра, балета, природы. Коллекционеров работы художника привлекают прежде Всего тем, что по ним можно судить о развитии медальерного искусства в советский период.
Надо сказать, что выпущенные на монетных дворах по проектам А.Б. Шабанова (1937—1995) памятные медали свидетельствуют, на- сколько далеки были темы официальных заказов от работ, созданных им «для себя». Среди отчеканенных на государственных предприятиях медалей А.Шабанова практически нет портретных произведений, посвященных конкретному деятелю истории мили культуры, за исключением набора медалей и плакеток в честь Георгия Димитрова. Действительно, он не был сильным портретистом. Ему особенно удавались медали «на событие»: «Полярная экспедиция «Комсомольской правды» (АМД 1981), «Альпинисты СССР — покорители Эвереста» (ЛАМ 1982), «50 лет Севморпути» (АМД 1982), «75 лет февральской революции» (ММА, 1993), «100 лет выхода книги В.В.Аюкучаева «Русский Чернозем» (АМД 1983), «Беспосадочный перелет В.Чкалова, Г.Байдукова, А.Белякова» (АМД 1983), «Отраслевая техническая конференция в Степногорске» (1984), «100 лет со Аня основания журнала «Морской флот» (АМД, 1986).К каждому проекту этих медалей Шабанов старался подойти прежде всего нетривиально и с возможной долей юмора.
Тема спорта особенно выделяется среди литых авторских медалей скульптора. Она вообще была актуальной в 1970 — начале 1980-х годов. В связи с подготовкой к всемирной Олимпиаде в Москве и студенты художественных вузов, и крупные мастера работали над проектами украшения города, оформления праздничных мероприятий, сувениров и наград. А.Б.Шабанов участвовал в общесоюзных, российских и международных выставках, входил в конкурсные советы и комиссии по спортивной тематике МОСХа, СХ РСФСР, СХ СССР и спортивного комитета. И хотя он не стал автором ни одной официальной спортивной награды, работая в этой теме до конца жизни, именно здесь он мог в полной мере выразить динамику движения м пластику тела, экспрессию состязательности.
Больше всего А.Шабанова интересовал не изящный и «легкий» вид спорта, а мощный и «тяжеловесный», вот где можно было, считал художник, выразить монументальность и энергию движения. Например, В литых бронзовых медалях на тему дискобола он прекрасно вы- разил технику этого вида спорта и целую серию работ ПОСВЯТИЛ первой советской олимпийской чемпионке в дискоболе Нине Ромашковой-Пономаревой. Фигуру дискоболки мастер лепил довольно в высоком рельефе, гипертрофируя ее ладони и акцентируя внимание на диске в ее руках. Художник полностью отказался от гладкого зеркального фона и старался передать среду. Края медалей чуть-чуть приподняты и практически вы- ведены на уровень рельефа, тем самым, форма медали становится частью некоей заключающей в себе фигуру спортсменки.
Часто композиции медалей А.Б.Шабанова напоминают репортажный кадр, как, например, в медали «Прыжок», В ней центральную часть медальерного поля занимает пространство, которое преодолевает спортсменка. Это еще одно подтверждение того, как современное искусство меняет уравновешенную эстетику традиционной медали.
Медаль «Наездница» стилизована под древнегреческую монету. Мастер имитировал несовершенную технику штамповки, декорируя часть границы медали точечным ободком. Известно, что нумизматика периода расцвета спортивных празднеств Олимпии оставила нам не только портреты правителей и богов, но и великих атлетов того времени.
Надо отметить, что спортивные медали А.Б.Шабанова, многие из которых были отлиты лишь в единственной экземпляре, не были широко известны.
Еще одна большая группа его медалей посвящена балету. В танце художник видел больше мощи, чем изящества. Танцовщики на его медалях демонстрируют силу воли и тела, а не легкость и эфемерность танца. Судя по всему, мастер любил самый атлетический русский балет «Спартак» А.Хачатуряна, а среди танцовщиц Майю Плисецкую. На медали «Майя Плисецкая. Кармен» фигура балерины представлена крупно, во всю высоту медальерного поля, и доминирует своей экспрессивной силой.
Медальера привлекали и лиричные темы. К ним относятся медали с героями театра комедии Дель Арте и пейзажными мотивами. Медаль «Весенний кросс в старинном парке», с одной стороны — посвящена спорту, с другой — тонко передает эмоциональную атмосферу любования природой.
В период перестройки и в начале 1990-х годов миро- воззрение Шабанова отразилось в одном из его произведений — медальерном диптихе «Память жертв Гулага». Это — две скрепленные медали, в брутальную пластику которых вбиты стальные гвозди, определяющие на карте СССР места нахождения лагерей, — единственная работа, которую автор создал в авангардистской стилистике. Еще один памятник «перестроечного» времени — медальерный портрет А.А,Сахарова, который изображен как философ, подпирающий рукой подбородок, подобно «Мыслителю» Родена или пророку Меремийе Микеланджело. Надпись на оборотной стороне медали гласит: «НАРОДНЫЙ / ДЕПУТАТ СССР / АКАДЕМИК / АНДРЕЙ / АМИТРИЕВИЧ / САХАРОВ / — ГОРЬКАЯ / СОВЕСТЬ / НАША...»
Период творчества А.Б.Шабанова пришелся на время активного развития и большой популярности медали. В 1970 году была проведена первая Всесоюзная выставка медальерного искусства, вторая — в 1975 году. Именно в это время начала проявляться авторская медальерная пластика, и Шабанов одним из первых стал воплощать в ней новаторские идеи. В своих «программных» работах — «За облаками» и «Подводный мир» — мастер решил задачу представления в скульптуре неизобразимого — воздуха, атмосферы и водного пространства. Композиция «За облаками» очень проста — самолет в небе. Но главное здесь — облака и высота. Поверхность медали необыкновенно динамична, края неровные, сглаженные границы будто размываются.
Любая медальерная коллекция только выигрывает, если в ней наряду с тиражным вариантом хранится литая авторская модель, в 5 раз большая по величине. По ней на монетном дворе делается штамп для чеканки. Но в «лаборатории» художника создается несколько промежуточных эскизных вари- антов будущего произведения. Подобная медаль, ставшая этапом поиска образа и композиции, отличается от заключительного варианта, В ней особенно акцентированы творческие идеи автора и отсутствуют отвлекающие моменты, такие, как над- писи, картуши, пояснительные детали, Такова медаль-эскиз А.Б.Шабанова «Атомоход «Арктика». Обобщенные объемы в ней переданы грубо, что создает образ суровой природы, ощущение преодоления стихии и мощи атомохода. Отчеканенная на государственном предприятии медаль «50 лет Севморпути» потеряла часть эмоциональности подготовительной работы.
Для коллекционеров, безусловно, самые интересные работы Александра Шабанова — это медали «Альпинисты СССР — покорители Эвереста» (ЛАМ 1982) и «Беспосадочный перелет В.Чкалова, Г.Байдукова, А.Белякова» (ЛМА 1983). Правда, ориентировочную цену на эти и другие медали указать сложно. В среднем стоимость одного экземпляра может составлять от 150 до 500 рублей.
Мария САРЫЧЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.141