Овеянный легендами янтарь — окаменевшая смола хвойных деревьев — уже несколько тысячелетий сосуществует с человеком и радует его своим уникальным качеством: богатством радостных цветов и оттенков — солнечных, медовых и молочных. Он привлекает пластичностью и податливостью в обработке, допускает многообразие форм и вариации декора.
На протяжении уже почти двух веков археологи находят природные кусочки янтаря в культурах неолита. Самое раннее ювелирное украшение из этого материала — резная подвеска. У нее весьма почтенный для произведения искусства возраст — почти десять тысяч лет. Современные юные «археологи» с завидным энтузиазмом собирают мелкие осколки янтаря на балтийском побережье. Из этих осколков рождаются подчас трогательные пейзажные панно. Янтарная смола в сочетании с тонкой золотой нитью, фигурными пластинами и плакетками из резной слоновой кости использовалась для инкрустации драгоценной мебели в Древней Греции. Римские императоры и патриции носили в коронах и нагрудных цепях, которые в это время служили инсигниями, геммы. Наряду с сапфиром, аметистом и сердоликом существовали резные по янтарю камеи с профилями правителей. Янтарные интальи, что, правда, встречалось чрезвычайно редко, украшали площадки колец-печаток. Ювелирный комплект богатых модниц непременно включал бусы, браслеты, серьги, шпильки и заколки из янтаря. Светские красавицы эпохи Средневековья гордились резными подвесками и брошами из солнечного камня. Он использовался для вставок в драгоценные пояса и венцы, изготовления четок. Янтарными настольными украшениями можно было полюбоваться во дворцах эпохи Ренессанса, восхититься изысканной орнаментацией блюд, тацц и кубков, ставших уже в то время объектами коллекционирования.
Достоинства камня породили множество преданий о его происхождении и магической силе. Древнегреческий миф о Фаэтоне особенно красив. Юноша позаимствовал колесницу у своего отца, бога солнца Гелиоса. Кони занесли ее так близко к Солнцу, что Фаэтон сгорел. Его сестры, Гелиады, долго оплакивали смерть самонадеянного гордеца. Превратившись в тополя, они печально зашелестели кронами у его могилы. Их слезы и превратились в янтарь.
В XVII — начале XVIII века искусство резьбы по окаменевшей смоле переживало расцвет. Оно развивалось в Северной Германии, Польше и Балтийском регионе, но янтарные мастерские работали тогда и при многих королевских резиденциях Европы. Специалисты, умевшие ремонтировать янтарные предметы, были и при московском дворе — их называли
«янтарщиками». Трудно в точности перечислить все типы изделий, которые делали в то время, используя янтарь. Это были небольшие кабинеты, шкатулы и рамы для зеркал. Из цельных массивов материала или резных фрагментов формировали корпуса настольных часов, подсвечники и даже люстры. Четки, ложки, табакерки и курительные трубки, рукояти тростей и шпаг, ручки столовых приборов, а также пуговицы и разнообразные ювелирные украшения — это тот типологический ряд изделий из янтаря, который в основном и привлекает современных коллекционеров. Но при этом в музейных собраниях и частных коллекциях гораздо больше изысканных и разнообразных предметов.
Попадая в монаршие сокровищницы как закупки и подарки, эти произведения оказывались среди самых главных — тех, что становились основой известных коллекций натуралий — изделий из морских раковин, слоновой кости, кокосового ореха, художественного янтаря. Эти коллекции и ныне хранятся в музеях Вены, Флоренции, Дрездена, Мальборка, Москвы, Санкт-Петербурга и его пригородных дворцов. Музей Оружейная палата, унаследовавший казну российских самодержцев, хранит уникальные и редкие произведения из солнечного камня работы немецких и польских мастеров. Значительная их часть — дипломатические подарки царям от польских королей и послов, немецких правителей, полномочных представителей и купцов Голландии, подношения государю от его подданных. Архивные документы и воспоминания иноземцев содержат сведения о том, что многоярусные буфеты, сооружавшиеся во время торжественных трапез в парадных залах дворца, непременно включали резную янтарную посуду.
Не все известные по дворцовым и музейным описям произведения дошли до наших дней. Хрупкий материал и сама конструкция нередко приводили к потере устойчивости и целостности произведений. Их современная реставрация требует особого мастерства, высокой квалификации, увлеченности своим делом и терпения. Все эти качества присущи А.А. Журавлеву, который сумел возродить к жизни прекрасные произведения янтарщиков.
Среди них — посох, принадлежавший патриарху Филарету Никитичу, главе русской церкви в 1619—1633 годы (илл. 2). В мирской жизни он состоял в браке, в котором родился будущий царь Михаил Федорович, основатель династии Романовых. Подобные высокие жезлы, как каноническая принадлежность архиерейского сана, символизировали духовную пастырскую власть над христианами. В коллекции посохов Оружейной палаты есть единственный янтарный, выполненный в Германии на рубеже 1620—1630-х годов. На штифт нанизаны различные по форме и тщательно подобранные по цвету резные смоляные массивы золотисто-красных и желто-медовых оттенков с тонким растительным стилизованным орнаментом в плоском рельефе. Они дополнены маленькими ажурными костяными вставками. Сочетание янтаря и кости тогда только начало тогда входить в моду, достигшую апогея лишь к середине столетия.
Выполненный в 1650-х годах в балтийском городе Кенигсберг, крупнейшем европейском центре янтарного производства, изысканный подсвечник из полупрозрачного желто-коричневого янтаря имеет уникальное костяное украшение — тончайшую ажурную профитку, в которую вкладывали свечу (илл. 1). Обычно эту деталь подсвечника делали из металла. Его пирамидальное основание дополнено миниатюрными изображениями христианских добродетелей в виде женских полуфигур с соответствующими атрибутами: ягненком, голубем, весами и мечом, кувшином с водой, также выполненными из кости. Ее белый цвет резко контрастирует с остальной янтарной поверхностью.
Подсвечники на одну свечу часто встречаются среди присланных и поднесенных московским царям в дар. Они были самым распространенным осветительным прибором и эффектным интерьерным украшением. Как правило, их делали в паре. Так, редкими образцами рубежа XVII—XVIII веков, отличающимися крупными размерами, богатым и пышным декором со множеством накладных деталей, являются подсвечники, выполненные в Германии (илл.3). Ножка составлена из точеных элементов темного прозрачного и светлого опакового янтаря. Все они — в виде рифленых полушарий, листьев аканта, венков и корзиночек с рельефной резьбой. Зрительный эффект создается сочетанием янтаря разных оттенков. Светлые накладные детали — раковины, розетки, картуши и изображения херувимов — контрастируют с темно-медовым коричневатым фоном. В декор включены и другие христианские символы — монограммы Иисуса Христа и евангелистов на трех сторонах основания. Они выполнены в сложной технике — резное изображение помещено на внутренней стороне прозрачной янтарной пластинки. Таким образом достигался оптический эффект перспективы, востребованный в разных видах европейского искусства того времени.
К числу редких произведений, представленных в российских музеях, относятся настольные Распятия и алтари. Интересно, что именно они поступали в московскую сокровищницу как подарки из Варшавы. Потепление отношений московского двора с Речью Посполитой происходило после длительного, продолжавшегося почти одиннадцать лет, перерыва в обмене Великими посольствами. Двадцать шестого января 1645 года посол Габриель Стемпковский и его свита были приняты в Грановитой палате. Дары короля Владислава IV включали изделия из янтаря и полудрагоценных камней, предметы мебели и настольные часы. В настоящее время только янтарные предметы из этой посылки можно условно соотнести с экспонатами Оружейной палаты. Первым в перечне даров значится «святыня в ковчеге, а в нем вырезано Распятие господа нашего Исуса Христа римские веры в киоте ентарном, а ковчег оболочен кожею, изнутри подложен отлас червчат, у святыни же тринатцат мест резаны на ентаре ж». Один из экспонатов музейной коллекции янтаря вполне мог быть описан подобным образом (илл. 4). На одной стороне янтарной пластины из светлого матового янтаря — резное Распятие с предстоящими Марией
и Иоанном и двумя распятыми разбойниками, а на другой — две сцены: «Воскресение» с ангелом у гроба и «Поклонение волхвов», разделенные высокой колонной с херувимом на капители. Пластина поднята на ступенчатую подставку, дополненную резными вставками. На обороте тонких пластин из прозрачного янтаря гравированы орудия страстей — трости и копья с губками, терновые венцы, стрелы, плети, клещи, гвозди, рана в сиянии, а также петух.
В списке даров упоминаются и другие янтарные предметы, в частности стол с шахматами и «стопа ентарная с кровлею, оправлена серебром, на ней лагалище, оболено кожею черною». В собрании Оружейной палаты хранится янтарная кружка в серебряной оправе (илл. 5). Описания янтарных произведений в казенной и посольской документации за редким исключением лишены подробностей, необходимых для их точной идентификации с экспонатами музея, что порождает разные версии их поступления в сокровищницу. Одну из них предлагал ГД. Филимонов — автор первой научной Описи Оружейной палаты, опубликованной в 1880-х годах. Он связывал появление стопы в Москве с визитом пана Битовского, посла польского короля, в 1651 году. Кроме этой версии, необходимо отметить еще одно упоминание о факте дарения похожего сосуда. На аудиенции, данной придворным в сентябре 1645 года, царь Алексей Михайлович принял в дар от окольничего князя В.П. Черкасского янтарную стопу, которая была «с кровлею и с руко- ведю, обложена серебром золоченым».
Янтарная стопа с характерным для кенигсбергских мастеров решением серебряной оправы, в особенности — трехлопастного ажурного отъема крышки и завершения ручки в виде звериной лапы, хранится в Оружейной палате. Пояса различны по цвету янтаря и плоско резаны овами в ремешках и овалами со связками плодов, цветами и птицами, между которыми помещены вьющиеся виноградные лозы. Мотивы резьбы по янтарю и чеканки перекликаются: на серебряной оправе крышки — овалы со связками плодов и львиные маски.
Еще одно существенное поступление янтарных произведений в московскую Казну состоялось в 1667 году, когда изнурительная тринадцатилетняя война между Россией и Польшей завершилась подписанием Андрусовского договора о перемирии. Для Казенного приказа это перемирие обернулось ценнейшими приобретениями. На аудиенции в Грановитой палате в октябре 1667 года послы Станислав Казимир Веневский и Циприан Павел Бжостовский поднесли царю королевские дары. Замечательны были и посольские подношения. В дар от пана Бжостовского, кроме произведений из серебра, были приняты и янтарные редкости: очень дорогая шкатулка, настольное зеркало в оправе, две пары односвечных подсвечников с медными профитками, а также «рюмочка». В собрании Оружейной палаты представлены замечательные подсвечники, в том числе и с медными профитками, зеркало в янтарной оправе, но более всего близка к упомянутым предметам рюмочка (илл. 6).
Ее конусовидный корпус и основание прозрачно-золотистого цвета украшены сплошным резным орнаментом с ренессансными мотивами.
В верхнем пояске изображены сердцевидные чешуйки, в среднем — растительные завитки с листьями и цветами, а в нижнем — провисающие ленты со связками плодов и крохотными птицами. Середина низкой ножки-балясины орнаментирована вытянутыми овами. Весь миниатюрный декор выполнен мастерски, изящно и грациозно, поскольку предназначен для рассматривания с близкого расстояния. Форма, размер, выбор цвета материала и мотивов декора говорят об ориентации мастера на стеклянные образцы XVI века.
Особое место в челобитиях пана Бжостовского занимало янтарное Распятие (илл. 7), с которого и начинался их перечень: «крест янтарный, на нем Распятие белое, ноги прибиты одним гвоздем, да у креста у подножия образ Пречистыя Богородицы да Иван Богослов литые ж янтарные, без подписи, не ценены». Описание этого Распятия встречается в Описи 1690 года среди животворящих крестов. Один из экспонатов Оружейной палаты, на наш взгляд, во многом схож с этим описанием. Для изготовления Распятия резчик по янтарю использовал смолу нескольких оттенков и слоновую кость — концы креста завершаются резными костяными изображениями фигур апостолов. Такое сочетание материалов было характерно для творчества как кенигсбергских, так и гданьских мастеров второй половины XVII века. Крест выполнен из нанизанных на штифты пластин каленого прозрачного золотисто-красного янтаря. Фигура Христа контрастирует с ним по цвету: как и голова Адама у подножия Распятия — она светлая желто-медовая. Головы предстоящих Иоанна и Марии — светло-желтые, а проработанные многочисленными складками одежды — красно-коричневые, прозрачные. Нимбы святых дополнены серебряной фольгой. Важно отметить, что изделия из янтаря церковного назначения как привозы поступали в царскую сокровищницу только из Варшавы. Дипломаты и торговцы из других стран дарили царям янтарные предметы светского назначения.
Как минимум раз в год царь принимал во дворце крупных купцов, а важные события в жизни монаршей семьи отмечались их подношениями. В течение нескольких месяцев после вступления на трон в 1645 году к царю Алексею Михайловичу шел поток подданных из придворных и служилых людей, представителей духовенства из многочисленных монастырей, делегаций городов, а также купечества с поздравлениями. Среди купцов преобладали голландцы, спешившие ко двору в надежде на продолжение своего прибыльного дела при новом монархе. Они и в дальнейшем регулярно напоминали о себе российскому престолу в доходчивой и убедительной форме. Так, подношения голландского купечества в январе 1646 года отличались богатством и разнообразием, включали изделия из янтаря. Особенно отличился Петр Де ла Далле, один из многочисленных потомков солидного и разветвленного семейства, которое торговало хлебом с Россией еще в 1620—1630-х годах и вплоть до конца XVII века удачно продолжало пребывать на русском рынке. В январе 1646 года на аудиенции в Грановитой палате он «явил» царю семь небольших кубков, деревянный «погребец» и «рог костяной». Среди его челобитий был янтарный кубок «с кровлею, оправлен серебром». В Оружейной палате хранится кубок из янтаря в серебряной оправе (илл. 8). Конструкция его чаши изначально предполагала наличие крышки. Чаша составлена из чередующихся светлых и темных пластин янтаря с плоскими резными овами. Рельефные овы украшают также нижнюю часть чаши, ножку и основание. На его серебряной оправе в глухих зубчатых кастах размещены вставки с резными плодами и цветами. Лаконичные описания янтарных произведений в документах не позволяют с полной уверенностью связывать экспонаты Оружейной палаты с какими-либо из них. «Голландская дипломатическая» версия происхождения янтарного кубка кенигсбергского мастера 1620-х годов может рассматриваться наряду с «польской» и «бранденбургской».
Еще один источник поступления янтарной посуды в Москву — Бранденбург. Так, в Описи государственной Казны 1663 года значатся присланные в 1649 году бранденбургским курфюрстом шесть янтарных ваз- рассольников в золотой с эмалью оправе. Четыре из них до сих пор хранятся в Оружейной палате (илл. 9). Та- рель и основание ваз-рассольников украшены резным орнаментом из ов, растительных мотивов — цветка лилии, спиралевидных завитков, переплетающихся побегов и плодов на провисающих драпировках. Золотые ободки с эмалевым растительным орнаментом обрамляют основания и чаши.
Коллекция исторического янтаря Оружейной палаты — из числа объектов исключительной важности. Многие формы не встречаются в других собраниях, поскольку изначально были адресованы московскому двору.
Таинственные природные качества, неисчерпаемый художественный потенциал янтаря, его не до конца раскрытые терапевтические возможности всегда порождали у нас глубокий и неподдельный интерес.
Ирина ЗАГОРОДНЯЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 41 (октябрь 2006), стр.80