Дo революции 1917 года паломнические святыни находились в каждом русском доме, так как по святым местам путешествовала вся Россия. Уже к 1914 году паломничество приобрело широкий размах и превратилось в религиозно-нравственный порыв всего православного народа.
На память о совершенном паломничестве по святым местам люди еще издревле приносили домой святыни, или, по-гречески, — евлогии. Эти памятные предметы паломники покупали или получали в многочисленных православных монастырях как благословение, как дарование божественной милости человеку. Всю жизнь их бережно сохраняли в красном, святом углу дома, под иконами, к ним с благоговением прикладывались, призывая на помощь святых угодников Божьих, когда в семейство приходила беда и наступали особо трудные и горестные времена. Их передавали из поколения в поколение во славу будущего века.
В разные исторические периоды развития христианства на Руси святынями служило множество различных предметов: разной формы кресты — деревянные и металлические, изделия мелкой пластики, резные и живописные предметы, сосуды для масла, освященного на мощах святых угодников Божьих, и многие другие святыни религиозного почитания, привезенные из святых мест.
С XII века русские паломники начали приносить из Иерусалима на Русь огромные, в рост человека, пальмовые ветви, как память о посещении Святой земли — земной родины Спасителя мира, Иисуса Христа. Двунадесятый праздник — Вход Христа в Иерусалим, на Святой земле и поныне празднуется христианами с цветами и пальмовыми ветвями в руках, а у нас на Руси этот весенний, предпасхальный праздник православные люди встречают с вербами, поэтому он и называется в народе Вербным воскресением. В XII веке русских людей, возвращавшихся из Иерусалима домой с огромными пальмовыми ветвями, дразнили «пальмовниками», потом стали шутливо называть «паломниками», и лишь спустя какое-то время слово «паломник» укоренилось в бытовой и религиозной жизни наших предков. Им по праву стали именовать тех православных людей, которые побывали на Пасху в Иерусалиме у Животворящего Гроба Господня и вернулись живыми и здоровыми в свой родной город, село, в милое сердцу деревенское приволье со многими паломническими святынями в котомках и в плетеных сундуках. К таким людям на Руси испокон веку относились с особым уважением, душевной теплотой и безграничной любовью. О пальмовой ветке как о благословенной святыне гениальный русский поэт М.Ю.Лермонтов написал духовное стихотворение, которое называется просто и в тоже время боговдохновенно — «Ветка Палестины».
Вода из святых источников тоже всегда считалась святыней. Ее привозили в особых стеклянных сосудах, в металлических жестяных банках с изображением тех святых мест, откуда бралась студеная и вкусная вода. По-особому почиталась иорданская вода из священного Иордана, в котором крестился сам Господь Иисус Христос. В водах Иордана любили купаться и русские паломники, погружаясь в них троекратно — во имя Отца, и Сына, и Святого духа... Есть один любопытный и малоизвестный в православном мире факт, свидетельствующий об особенной набожности русского человека: в момент погружения в священные воды Йордана в нем проявлялся благочестивый, возвышенный порыв души, поднимая его паломнический подвиг на еще большую духовную высоту. В дореволюционной литературе встречаются описания посещений русскими паломниками священной реки Иордан, куда они отправлять большими караванами. Еще издали, увидев священные воды Иордана, паломники начинали ускорять шаг и даже бежать, многие из них сразу же погружались в реку, не снимая с себя перегретых от солнца одежд. Но были и такие благочестивые паломники, которые привозили из России на Святую землю длинные полосы льняного домотканого холста и, посещая в первые дни своего пребывания в Иерусалиме храм Воскресения Господня, прикладывали их к мироточивой плите Миропомазания, на которую был возложен Христос Спаситель после снятия его с Честного Животворящего Креста... Когда же караван паломниников прибывал из Иерусалима на Иордан, русские крестьяне прежде чем окунуться в его воды, обматывали свои грешные телеса полосами этого холста — по евангельскому подобию обвития пеленами Четырехдневного Лазаря — и с душевным трепетом и страхом, троекратно погружались в освященную Христом Спасителем иорданскую купель. Эти омовенные в священных водах холсты паломники аккуратно складывали в свои котомки и, вернувшись
В Россию, бережно хранили до своего последнего, смертного часа. В русском народе эти крестьянские пелены назывались паломническими саванами». Их сохранилось совсем немного и то потому, что родственники паломников или паломниц не исполнили по-христиански их последнее, предсмертное желание — по отшествии ко Господу быть обвитыми погребальными паломническими саванами. Эта святыня вряд ли может стать антикварным раритетом. Она не представляет для коллекционера никакой художественной ценности, но то, что ее духовная значимость символизирует наивысшую степень благочестия христианина — вне всяких сомнений.
Паломнические святыни высокого художественного уровня изготавливались в мастерских монастырей и храмов. В первые века христианства святыни обычно приносили паломники из Святой земли, потому что в те далекие времена это было единственное место посещения христианами. Специальных сосудов и реликвариев для святынь тогда еще не было, поэтому первые последователи Христа Спасителя использовали для евлогий античные сосуды из различных материалов, в которых первоначально хранились драгоценности и украшения, мази и пряности. Эти сосуды из дерева, стекла, металла или глины хорошо подходили для вложения в них различных святынь. Они были разных форм, украшены в основном на библейские и евангельские мотивы Святой земли. Чаще всего на них изображался Гроб Господень, находящийся в Иерусалиме в Воскресенском храме. На глиняных сосудах делалась надпись на греческом языке: «Свет Христов сияет для всех».
Святую воду из Иордана первые христиане приносили на родину в сосудах в виде флаконов-ампул из глины, стекла и свинца, которые уже в VI — XII веках во множестве изготавливались в Византии. В Италии, в городе Монце, в сокровищнице церкви Иоанна Предтечи можно увидеть эти замечательные ампулы. Такие святыни, как бронзовые кресты-энколпионы из Палестины, были найдены при археологических раскопках и у нас, в Херсонесе. В крестах-энколпионах хранились частицы мощей Святых угодников Божьих раннехристианского периода, а также другие святыни — частицы Животворящего Креста Господня или частицы дуба Мамврийского, возле которого пророку Аврааму в ветхозаветные времена явилась Пресвятая Троица в виде трех странников.
На флаконах-ампулах чаще всего изображались те места, куда устремлялись паломники, — Иерусалим, Вифлеем, Назарет и река Иордан, где родился, крестился, жил и проповедовал Иисус Христос, где он был распят на Кресте и где воскрес из мертвых... Содержимое этих сосудов — святое масло, святая вода — и есть евлогии, или святыни.
Первые западные христиане-пилигримы в большом количестве приносили их после хождений во Святую землю. Русские путешественники, как поначалу называли тех, кто с благочестивым помыслом устремлялся туда, «где воздух
свят, где тьма святых видений, где каждый камень освящен стопами Бога...», стали посещать Святую землю, по летописным источникам, после Крещения Руси. Впрочем, справедливо будет предположить, что и до Крещения русских людей в Киевской купели многие калики перехожие, путешественники из богатых боярских родов, а также многие купцы, доходившие на своих ладьях по Днепру и Черному морю даже до стран Ближнего Востока, с особым благочестивым рвением посещали и святые места Византии и Палестины. Они, как и западные христиане, привозили оттуда на родину — в Киев, Новгород, Полоцк и другие русские города и веси — благословенные святыни. В первую очередь они приносили в свои дома и в храмы металлические кресты-энколпионы с изображениями Пресвятой Богородицы, святых угодников Божьих, а также получали евлогии — глиняные ампулы со святой водой из Иордана. Позднее, в XII — XV веках, русские паломники стали приносить из святых мест Палестины каменные резные иконки с изображением Гроба Господня. Эти святыни изготавливали в основном православные христиане Сирии и Палестины. С конца XVIII века наши предки приносили в Россию со Святой земли перламутровые резные раковины-пластины с изображением евангельских сюжетов. Самая большая перламутровая раковина-иконка, по свидетельствам русских паломников XIX века, была величиной с мужскую ладонь. Именно такого размера святыня с изображением «Тайной «вечери» находится в новом музее «Путешествий и паломничества по святым местам» в Москве, на Крутицком Патриаршем подворье. Евангельскими темами таких перламутровых иконок были: «Тайная вечеря», «Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане», «Вознесение Господне» и другие религиозные сюжеты. Перламутровые раковины-иконки производили православные арабы Святой земли в Вифлееме, преимущественно для русских паломников, вплоть до революции в России в октябре 1917 года.
На Святой земле в художественных мастерских, располагавшихся при Русской Духовной миссии в Иерусалиме, работало немало и русских мастеров, которые изготавливали на Благословение многие предметы для паломников из России. Выполняли здесь и перламутровые резные иконки-раковины с ликами русских святых, и большие даны, инкрустированные перламутровыми резными пластинами, на которых изображали евангельские сюжеты. В больших количествах изготавливали деревянные кипарисовые кресты с изображением распятого Христа Спасителя. На одни кресты просто наклеивали бумажные хромолитографические изображения Голгофского сюжета и продавали в Иерусалиме для простых паломников из России по самым низким ценам, другие кипарисовые кресты-распятия украшали ажурной горельефной высокохудожественной резьбой. На оборотной стороне всех таких кипарисовых крестов-распятий было принято ставить синюю овальную печать с надписью: «Благословение святого града Иерусалима». Наиболее привлекательными изделиями русских мастеров, работавших в Иерусалиме, были кипарисовые кресты-распятия, полностью инкрустированные перламутром и украшенные по всей поверхности ажурной резьбой. На оборотной стороне этих крестов тоже ставилась печать Русской Духовной миссии в Иерусалиме с благословенной надписью. Такой же крест приобрел в Иерусалиме и Н.В.Гоголь, который посетил Святую землю в 1848 году. Господь сподобил его уединенно помолиться у Гроба Господня не только за спасение своей души, но и за всю многострадальную Россию. В Москву писатель привез еще небольшую перламутровую шкатулку, которая находится ныне в экспозиции Государственного Исторического музея. Надо сказать, что благочестивые русские паломники искренне верили, что в этих перламутровых шкатулках они везут в Россию и святой иерусалимский воздух... Видимо, в том же был убежден и Н.В.Гоголь. Известно, что из Святой земли он привез своим друзьям и домочадцам множество паломнических святынь — деревянный кипарисовый посох, иконки-образки, небольшие перламутровые крестики и четки. Но были среди них и особые святыни и реликвии, которыми благословил его митрополит Петрас Мелетий, выдавший Гоголю свидетельство о их подлинности: «1848, Февраля 23: во Граде Иерусалим, ради усердия, которое к живоносному Гробу Господню и на прочих святых местах духовный сын наш Николай Васильевич, в том и благословляю ему маленькой части камушка от Гроба Господня и часть дерева от двери Храма Воскресения, которая сгорела во время пожара 1808 сентября 30-го дня; эти частички обе справедливость. Митрополит Петрас Мелетий и наместник Патриарха в Святом граде Иерусалиме» (В.Воропаев. «Гоголь над страницами духовных книг». М., 2002).
Русские цари и царицы, их августейшие дети, как и простой народ, любили путешествовать по святым местам. Из богомольных походов они привозили в свои царские хоромы монастырские именные подарки и святыни. Их хранили в Московском кремле, в Крестовой палате, где совершались церковные службы — утренние и вечерние молитвы, всенощные... Крестовая палата была как царская домашняя церковь. Стены ее снизу доверху были сплошь убраны иконами и святынями. Эти священные реликвии приносили из местных монастырей августейшие путешественники или передавали от заморского духовенства с христианского Востока в царскую Крестовую палату паломники, ходившие на Святую землю ко Гробу Господню. Из местных монастырей, кроме именных икон, сюда доставляли и праздничные святыни — святую воду в вощанках, сосудах из воска. Из Иерусалима от Гроба Господня паломники приносили свечи «воску ярого», перевитые сусальным золотом, которые были зажжены от Благодатного огня на Пасху и вскоре погашены, чтобы хранить их как святыню.
Русские цари и царицы сами никогда не посещали Святой земли из-за нестабильности политической обстановки в Оттоманской империи. Поэтому особые святыни преподносили государю и членам его семейства греческие архиереи, игумены и монахи, приезжавшие в Москву, в основном за денежными пожертвованиями. Кроме золотых крестов с мощами Святых угодников Божьих в кремль в разное время были привезены: камень с Синайской горы из Египта, древо Моисеева жезла, земля Иордан-реки, млеко Пречистой Богородицы, камень Гроба Господня; камень с горы Голгофа, на которой Христос был распят... В Крестовой палате с 1640 года хранились частица Древа Креста Господня, небольшая частица ризы Богородицы. На все священные реликвии имелись письменные Благословения дарителей. Русский историк И.Е.Забелин в своей книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» (М., 1990. Кн. 1) сообщает о святынях, находящихся в Крестовой палате и Образовой казне Московского кремля, интересные детали и исторические факты. Он пишет, что в разное время в Образной казне хранились также: «В 1640 г. Древо Честного креста Господня. В бумажке заверчена часть невелика ризы Преч. Богородицы. В двух местах трава Преч. Богородицы. Четыре меры Гроба Господня питныя. Свеча цареградская навожена сусальным золотом и розцвечена разными красками, длина ей аршин пол сема вершка; да три свечи белые ярого воску — прислал к Государю Иерусалимский патриарх. На двух блюдечках кассия. Миро в сосудце свинцовом, освящено патриархи, прислал к государю Цареградский патр. Кирилл в 1632 г. Ладану черного в двух местах, привез Иерусалимский архимандрит Климент в 1636 г. Камень во влагалище в суконном, а от него пахнет благоухание, а какой камень, про то неведомо». Приведя тексты из описи Образной палаты за 1640 год, И.Е.Забелин дополняет опись святынь, сохранявшихся в царских хоромах в 1669 году: «Ставик точеный писан краски, а в нем Камень небеса, где стоял Христос на воздухе. Ставик точеный, а в нем часть камени небеса, что от воздуха. Ставик точеный писанный, а в нем: камень от Голгофы, где Христа распяли. Камень, где Христос постился четыредесять дней. Камень, идеже стоял Христос, искушаем от Диавола... Камень от столпа, где Христос привязан был. Камень от того места, где Христос молился и говорил: Отче наш. Ставик, а в нем: песок реки Иорданския, где Христос крестился. Коробочка деревянная велика, а в ней (между прочим) часть от дуба Маврийского. Вощанка (восковой сосудец), а в ней вода Иорданския реки. Древо клады Пречистыя Богородицы. Два камени простые, печать Гроба Господня. Хлеб Пресвятыя Богородицы. Мера срачицы Пресвятыя Богородицы (поднесена Макарием, Патр. Антиохийским в 1668 г.)». Эти святыни были подарены царю Алексею Михайловичу, который и сам часто путешествовал по русским святым местам.
Его супруга, царица Наталья Кирилловна, тоже хранила паломнические святыни в своей Крестовой палате. Бережно сохранялась ею «травка, словет ручка Пречистыя Богородицы, принесенная также из Палестинских мест. В 1632 г. архимандрит Исайя с Синайской горы поднес: того места, где был Моисеев жезл, две финиковы, древо финиково и финики». Из богомольных походов по окрестным монастырям августейшее семейство царя Алексея Михайловича привозило в свои хоромы русские святыни. В Образной палате сохранялись: перст и часть от гроба Святого Александра Свирского, в серебряном с позолотой ковчеге — два зуба преп. Евфимия Суздальского; посох, часть клобука, башмаки и онучки Пафнутия Боровского; часть клобука Кирилла Белозерского...
Год от года в Крестовых палатах царей и цариц собирались так много паломнических святынь, что их время от времени передавали на Казенный двор, где тысячами хранились древние иконы и церковная утварь. Там же находись множество икон в золотых и серебряных окладах с каменьями, комнатные золотые кресты и панагии, складни, маленькие резные иконки — каменные и костяные и т.д.
Простые русские богомольцы так же, как и цари, имели в своих домах паломнические святыни, привезенные ими со Святой земли, Святой Афонской горы, с Синая, но получить обыкновенному, не знатному жителю России на благословение Голгофский камень или камушек от Гроба Господня не было ни какой возможности. Они и не надеялись на то, что им кто-то передаст в дар такие великие святыни... Русский богомолец с котомкой за спиной и посохом в руках шел по Святой земле, по стопам Спасителя мира Иисуса Христа, поклоняясь ему во святых местах, связанных с его земной жизнью, смиренно перенося любые трудности, лишения и скорби, собирая свои памятные камни, совершал свой крестный паломнический подвиг.
С конца XIX века на улицах Иерусалима и на площадке перед входом в храм Воскресения Господня продавалось множество памятных святынь и предметов для паломников из России и пилигримов из Западной Европы. Особенно оживленная торговля памятными предметами велась в Иерусалиме и Вифлееме накануне Пасхи Христовой и всю неделю на Светлой седмице. Обычно после празднования в Иерусалиме Пасхи Христовой русские паломники возвращались домой на родину, и каждый благочестивый богомолец хотел привезти в свой дом что-нибудь памятное о пребывании на Святой земле. Русские люди покупали каменные иконы с изображением Гроба Господня, кипарисовые иконки и посохи, небольшого формата альбомы-гербарии с цветами Святой земли, перламутровые крестики и иконки-пластины с резными изображениями религиозных сюжетов, хромолитографические виды святых мест Палестины, гравюры и наборы открыток, вино в бутылках из Канны Галилейской, где Господь совершил свое первое чудо. Эти памятные паломнические предметы богомольцы обычно прикладывали к мраморной плите Гроба Господня, к чудотворным иконам, к мощам угодников Божьих или к другим святыням — для освящения. Русский православный народ хранил и почитал их наравне со святынями.
Привозили паломники из Иерусалима в Россию и пучки свеч — по тридцать три свечи в каждом пучке (столько лет прожил Иисус Христос на земле), зажженные на Пасху у Гроба Господня от Благодатного огня и погашенные, как это делалось в старину, чтобы хранить их дома как святыню. Иерусалимские свечи в конце XIX — начале XX века были такими же по виду, размерам и цвету — белого «воску ярого», какими их изготавливали на Святой земле в древние, былые времена.
Очень много предметов на память о посещении святых мест стали производить в российских монастырях в конце XIX столетия, в «золотой век» паломничества, когда стремление посетить русские святые места охватило всю Россию. Из Саровской пустыни и женского Серафимо-Дивеевского монастыря, где в 1903 году состоялось прославление в лике святого угодника Божьего батюшки Серафима Саровского, паломники привозили домой стеклянные пузырьки-сосуды с освященным на его мощах маслом, на которых было изображение благословляющего паломников Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Такие пузырьки-сосуды изготавливались на мальцевском заводе хрустальных изделий в городе Гусь-Хрустальный. Там же, видимо, производились к прославлению батюшки Серафима и большие полулитровые бутылки для святой воды с надписью «вода из источника преподобного Серафима Саровского». Кроме того, было создано много иконописных деревянных, металлических и финифтяных икон и образков с изображением этого святого. В 1903 году иконы Серафима Саровского писали не только в иконописных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, но и в других городах России, писали их и монахини Серафимо-Дивеевского монастыря. Финифтяные иконки производились на художественной фабрике в городе Ростове Ярославском, где традиция изготовления финифтяных изделий существует и в наше время.
Ко дню прославления Серафима Саровского были изготовлены также медные и бронзовые медальоны: с изображениями святого — на одной стороне, Пресвятой Богородицы «Умиление» — на другой. Умельцы Саровской пустыни вырезали из дерева пасхальные яйца, раскрашивали их ярко-красной краской, рисовали на них угодника Божьего, благословляющего паломников и делали надпись: «Христос Воскресе, радость моя!». Такими словами Препобный Серафим Саровский встречал богомольцев, прибывавших в Саровскую пустынь не только на Пасху, но и в любой день в течение всего года.
В Троице-Сергиевой Лавре монастырские мастера делали для паломников диковинные подарки на память о посещении древней русской обители. Монахи и послушники собирали в литровых и пол-литровых бутылках кипарисовые иконки, кресты-распятия, деревянных голубков на шестах — в подарок к празднику Благовещения. Мастер опускал в пустую бутылку первые два резных фрагмента иконки, предварительно расписанных красками. На одном фрагменте был сделан паз, на другом — шип, затем в бутылку опускались две тонкие деревянные палочки-лучинки и, словно пинцетом, мастер соединял между собой эти пятимиллиметровые фрагменты иконки. Это была весьма кропотливая работа. Видимо, много времени уходило на то, чтобы внутри стеклянной бутылки, будто по мановению волшебной палочки, «вырастали» чудесно украшенная иконка «Явление Преподобному Сергию Радонежскому Пресвятой Богородицы» или резной кипарисовый крест-распятие. А деревянные голубки, сидящие на шестах в пол-литровой бутылке, не только радовали православных ребятишек, но и восхищали умудренных жизненным опытом их седоволосых дедушек и бабушек.
В конце XIX — начале XX века во многих русских монастырях работали собственные литографические мастерские, в которых производилось множество литографий и хромолитографий с видами обителей, живописно расположившихся среди русской природы, а также на плотной бумаге печатались цветные хромолитографические иконки разных размеров, стоившие от 1 копейки и больше. Особенно популярными у православного русского народа были форматные хромолитографические листы с яркими и красочными видами града Иерусалима и Святой Афонской горы. Их массовым тиражом выпускала типография И.ДСытина в Москве. В Одессе такую религиозную продукцию производило крупное издательство И.Фесенко. Были подобные издательства и в других крупных российских городах. Хромолитографические картины с видами святых мест привозили русские паломники и со Святой земли, с Афона, а также из Синайского Екатерининского монастыря.
В народных хромолитографических картинах в центре изображали главным образом монастыри или пустыни, а внизу, на первом плане, —голубые воды какой-либо реки, озера, моря с плывущими по ним малыми и большими кораблями, лодками с многочисленными паломниками, монахами и духовенством. В лодках плыли с особой торжественностью Крестные ходы с хоругвями и иконами, «притекавшие» на праздник Святой обители или в дни памяти какого-нибудь святого угодника Божьего. Еще ниже в картине, на зеленой прибрежной травке, небольшими группками и поодиночке располагались только что подошедшие богомольцы: крестьяне, одетые в длиннополые зипуны, купцы в поддевках и сапогах «бутылками», дамы с кружевными зонтиками, их дети, наряженные в белые кружевные платья и рубахи, с кудрявыми собачками, резво бегающими по весеннему лужку. Особо благочестивые паломники коленопреклоненно творили крестные знамения, благоговейно устремляя свои взоры на храмы и соборы святых Божьих обителей.
В Тверской губернии, на озере Селигер, в Нило-Столобенском монастыре монахи и послушники изготавливали деревянные скулъптурки Преподобного Нила Столобенского. Они вырезали их из цельного куска дерева, а затем окрашивали в черный цвет и выставляли на продажу в монастырских лавках, которые располагались перед входом в Нилову пустынь. В огромных количествах их изготавливали и крестьянские умельцы из окрестных сел и деревень, раскинувшихся по берегам озера Селигер. Скульптуры Нила Столобенского в схимническом одеянии вырезались разных размеров, самая высокая — около метра, находится в одном из монастырских храмов. Немало резных скульптур этого святого — высокого художественного уровня исполнения. У русских паломников они пользовались большим спросом, богомольцы разносили и развозили их во многие города и веси православной дореволюционной России.
Многие паломники, посещавшие на Пасху Святую землю, пытались привозить домой Святой Благодатный огонь, который сходит в Великую субботу на Гроб Господень. Конечно, не каждому из них удавалось сохранить и донести до дома воженную лампаду со Святым огнем. Но были и такие благочестивые богомольцы, которые по обету все-таки доставляли драгоценную святыню в свой приходской храм. Весь долгий путь из Иерусалима в Россию им приходилось постоянно подливать в лампаду масло, чтобы поддерживать горение Благодатного огня в лампаде. А чтобы ветер не загасил его, лампаду убирали в специальный фонарь. Такие фонари с дверцею, застекленные с четырех сторон, продавали русским паломникам в Иерусалиме. Верх фонаря украшался пятью главками с крестами, сделанными из меди. Но многие богомольцы привозили на Святую землю самодельные фонарики. Простота их конструкции не требует описания.
Представим себе такую картину. Ночь. Средиземное море. По темным волнам плывет пароход с паломниками со Святой земли в Россию. Весь пароход состоит из маленьких точек-огоньков... Это русские паломники везут на Родину фонарики с Благодатным огнем. И все богомольцы хором поют: «Христос Воскресе из мертвых...».
Впервые на Русь Благодатный огонь был принесен древнерусским писателем игуменом Даниилом в 1108 году. Он на Пасху поставил на Гробе Господнем византийскую стеклянную лампаду от всей земли русской, а когда она возгорелась от Святого огня, бережно взял ее и вскоре отправился со своей дружиной в обратный путь, в родные пределы, сохраняя Святой огонь на протяжении всего пути от Иерусалима до Киева.
Традиция проношения Благодатного огня из Иерусалима на Русь, а затем и в Россию, которую заложил игумен Даниил, сохраняется и в наше время. Теперь Святой огонь доставляют на Пасху из Иерусалима в Москву спецрейсом в аэропорт «Внуково», а оттуда в Храм Христа Спасителя — на пасхальное богослужение. Благодатный огонь привозят в специально приспособленном для этой цели масляном фонаре, от которого наш Патриарх зажигает два пучка свеч, как бы повторяя иерусалимскую традицию. И уже от этих свеч зажигают лампады в алтаре Храма Христа Спасителя.
В наше время в Вифлееме православные палестинцы возродили производство перламутровых резных раковин-икон, и вновь паломники из России привозят домой эти традиционные изделия, почитая их как святыни.
Сегодня в русских монастырях и в православных зарубежных обителях работает множество монастырских мастерских, в которых изготавливается огромное количество памятных изделий на благословение паломникам. Традиция русского паломничества привозить из святых мест святыни-евлогии никогда не прекращалась, несмотря на годы лихолетий, бушевавших в нашей стране. Эта благочестивая традиция продолжает развиваться и в наши дни.
Виктор КОМИССАРОВ, Лидия ДЕМИДОВА
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 48 (июнь 2007), стр.30