От начала ХХ dека нас отделяет всего одно столетие, однако в дворцовых собраниях Петербурга сохранилось, как ни парадоксально, значительно меньше предметов того времени, чем, скажем, конца ХVIII или начала XIХ столетия.
Впрочем, парадокс объясняется довольно просто: интерес к предметам эпохи историзма и модерна у нас появился лишь в последние десятилетия, но все равно раньше, чем возможность свободно изучать предметный мир императорских дворцов и художественные пристрастия их владельцев, К этому времени революции, войны и идеология уничтожили многое, что имело если не художественную, то мемориальную ценность, столь важную для сохранения исторической памяти.
В этом отношении интересен последний дом последнего императора России — Александровский дворец в Царском Селе, своего рода вместилище информации о времени и людях, прекративший свое существование в годы Великой Отечественной войны. Только вывезенные в эвакуацию, а потому сохранившиеся отдельные предметы, а также воспоминания владельцев и очевидцев, архивные материалы и фотохроника позволяют, пусть эскизно, реконструировать предметную среду, бесспорно, интересную для историка.
Хочется отметить, что из всего убранства дворцовых покоев особенно пострадала мебель, воспринимавшаяся как утилитарная составляющая комнатного наполнения. Действительно, жилые и парадные интерьеры дворца включали не только специально изготовленные предметы, но и образцы массовой продукции столичных фабрик. Может быть, именно поэтому в послереволюционные годы мебель из Александровского дворца раздавали в различные государственные учреждения и практически не эвакуировали в годы войны. Сегодня мы по-иному оцениваем и время, и его материальные памятники. Нам интересны как произведения, созданные по проектам архитекторов для конкретного интерьера, так и серийные изделия, выпускавшиеся ведущими отечественными производителями. Важно отметить, что многие из аналогичных предметов сегодня встречаются в домах и на антикварном рынке, поэтому сведения о мебельном убранстве царскосельского дворца могут идентифицировать бытующие безымянные предметы.
С 1905 по август 1917 года Александровский дворец в Царском Селе стал любимым домом Николая IIи его семьи. Император родился в царскосельском дворце и на всю жизнь сохранил любовь и привязанность к этому месту. Сюда в 1894 году, вскоре после бракосочетания, он привез Александру Федоровну; юная супружеская чета остановилась в комнатах левого флигеля, где прошло детство Николая Александровича.
К следующему пребыванию царственной пары в нескольких комнатах этой половины произвели ремонт, привели в порядок мебель, находившуюся здесь еще при прадеде НиколаяII. Возможно, учитывая ампирный стиль мебели, в Угловой гостиной левого крыла, где в первый раз останавливались Николай и Александра, установили двери карельской березы, позаимствовав их из бывших комнат Николая I, и, в соответствии с ними, по рисункам архитектора Царскосельского дворцового управления С.А.Данини (1867—1942), фирма Ф.Ф.Мельцера изготовила два застекленных шкафа, также из карельской березы, Сюда же была внесена мебель, созданная в 1820-х годах для Николая Павловича по проектам В.Стасова в мастерской А.К.Тура.
Убранство помещений этого флигеля продолжалось и в следующие годы, в связи с этим в 1896 году в дворцовых документах впервые появилось имя фабриканта Н.Ф.Свирского, ставшего поставщиком двора еще при Александре IIIи много работавшего для Николая II. По желанию Александры Федоровны этому столичному мастеру поручили «сделание мебели для спальной и дамской уборной, с обшивкою ванны и ватерклозета» «по привезенным Ее Величеством из-за границы образцам и эскизным калькам»,
В конце 1890-х годов фабрика Свирского поставила во дворец еще несколько предметов и комплектов мебели: киот — для спальни старших княжон, возможно, по рисунку уже упоминавшегося А.Данини, угловой диван в стиле «Людовик ХVI» — для Угловой гостиной императрицы, мебель с окраской и позолотой — для Портретного зала (илл. 1, 2). К этому же интерьеру Свирский изготовил шесть стульев «резного золоченого дерева, в стиле классицизма, подражание стульям Jacob», повторив формы и декор гостиного гарнитура Ж.Жакоба из Арабескового зала Екатерининского дворца, перенесенного в Александровский дворец по желанию Николая IIи Александры Федоровны.
Для Угловой гостиной императрицы на фабрике Свирского в стиле «Людовик ХУ были изготовлены небольшие резные золоченые столики с круглой и прямоугольной столешницами белого мрамора, подстолье которых украшали гирлянды, провисавшие на бантах, с головками букраниев — типичный классицистический мотив. Изящные ножки заканчивались копытцами и соединялись красивой по силуэту проножкой с точёной вазой в центре. Эти предметы — образцы изысканной стилизации, в которой видна рука умелого рисовальщика, чье имя по- ка не удалось установить (илл. 3).
Внимание и интерес к исторической обстановке, свойственные последним владельцам дворца, объяснялись, вероятно, архитектурным решением парадных залов, которым соответствовало торжественное и нарядное классицистическое убранство. Из переписки вдовствующей императрицы Марии Федоровны стало известно, что характер интерьеров во многом определяли художественные наклонности хозяйки, императрицы Александры Федоровны. Как отмечает Ю.Кудрин в книге «Императрица Мария Федоровна Романова. Дневники. Письма. Воспоминания» (М., 2000), в январе 1896 года, после посещения новых апартаментов в Зимнем дворце, Мария Федоровна, критикуя вкус своей невестки, в частности, писала: «.. они [Николай и его супруга — И.Б.] возымели неудачную мысль выбрать стиль ампир, который я ненавижу до такой степени, что для меня это просто а-а, и я не хотела бы жить там ни за что на свете. Будем надеяться, что все это со временем будет выглядеть лучше, когда все здесь пополнится и устроится. Главное, что это им нравится: Аликс любит этот ужасный ампир, а так как она здесь будет жить, то все делается по ее вкусу, и она очень довольна».
В 1909 году «...Государыня Императрица Александра Федоровна изволила выбрать рисунок, отмеченный красным крестом, и приказала сделать по нем стулья для столов в круглом зале Александровского дворца», где обычно собиралось семейство во время парадных завтраков. 48 буковых стульев, покрытых эмалевой краской и украшенных позолоченным ампирным декором, были изготовлены по рисунку архитектора Данини на фабрике Ф.Ф.Мельцера. Появление этих предметов в одном из самых нарядных залов дворца не только свидетельствовало о модном ретроспективном направлении в русском искусстве 1910-х годов, но было продиктовано внутренней архитектурой и оформлением зала. Интересно отметить, что на рассмотрение и утверждение императрице были представлены два эскиза, из которых коронованная заказчица выбрала, как представляется, лучший вариант (илл. 4, 5).
Долгие годы художественные вкусы последних Романовых у нас было принято ругать. Действительно, жилые апартаменты Николая IIи Александры Федоровны не отличались изысканностью отделки и были «насыщены... предметами фабрично-заводского производства, характерного для промышленно-капиталистического класса», как писал в 1928 году хранитель дворца-музея В.И.Яковлев. Однако можно допустить, что для Николая и его семейства уют и тепло человеческого общения были важнее модного и нарядного убранства, которому уделялось мало внимания. Достаточно вспомнить, что интерьеры в Зимнем дворце оформляли лишь к бракосочетанию, а жилые комнаты Александровского дворца, ставшего любимым домом, создавали в два этапа — в 1890-х и 1900-х годах, и за два десятилетия они практически не менялись (илл. 6, 7). Тем не менее сегодня трудно отрицать, что по заказу императорской семьи работали лучшие архитекторы и ведущие столичные мастера своего времени, а такие интерьеры, как Парадная библиотека в Зимнем дворце, Кленовая гостиная императрицы (отделка и убранство которой погибли в годы войны) и Новый кабинет Николая IIв Александровском, — в числе лучших интерьеров рубежа веков.
С именами уже упоминавшегося Ф.Ф.Мельцера и его брата Р.Ф.Мельцера связаны наиболее значительные работы в Царском Селе. Для правого крыла Александровского дворца, ставшего жилой половиной царской семьи, по проектам придворного архитектора на фабрике придворного мебельного поставщика было создано убранство всех жилых и парадных помещений.
Работы здесь начались зимой1896 года, а в первый год пребывания во дворце новые хозяева довольствовались обстановкой, сохранившейся от прежних владельцев. Если же и появлялись здесь предметы мебели, то те, которые не создавали специально, а подбирали из предложенных фабрикантами. Так, в 1895 году у поставщика императорского двора и двора великого князя Владимира Александровича К.Гринберга, изготавливавшего мебель для Александровекого дворца еще при Александре II, в Опочивальню Их величеств приобрели «по согласованным ценам мебель, крашенную лаковою краскою в тонах», обитую ситцем с рисунком — «по белому фону круглые медальоны из цветов. Судя по небольшому числу предметов, указанному в счете Гринберга, а также по упоминанию, что в это же время в Опочивальне «старая мебель вновь перс- крашена лаковою краскою в тонах», фабрикант лишь дополнил существовавшее убранство комнаты, обновленное к пребыванию царственной четы (илл. 8).
Продукция небольшой мебельной и обойной мастерской Карла Гринберга, в которой в 1880-х годах работали 30 подмастерьев и пять учеников, была отмечена медалью на Парижской выставке 1878 года и Большой — серебряной медалью, полученной в 1885 году от города Петербург — «за весьма хорошее исполнение мебели и обойные работы», Гринберг поставлял и ремонтировал мебель во дворце в течение нескольких десятилетий. Большие платяные шкафы из ясеня с раздвижными дверцами для гардеробных императора и императрицы, два из которых сохранились до наших дней, были изготовлены им в 1890-х годах.
К сентябрю 1896 года в Александровском дворце, кроме Опочи-вальни, были готовы Палисандровая гостиная и Лиловый кабинет (комната «mauve») — на половине императрицы, Уборная и Рабочий кабинет — для Николая II. Убранство этих комнат было создано на фабрике Ф.Ф.Мельцера по проектам архитектора Р.Ф.Мельцера, включавшего в сметную документацию брата 10% — «за составление рисунков и технический надзор за живописными, штукатурными и печными работами». Объемы и сроки выполнения заказа впечатляют: только для Лилового кабинета фабрика изготовила более 30 предметов лакированной мебели, причем, как писал в обязательстве Ф.Ф.Мельцер, «срок исполнения главных означенных работ, включая составление рисунков, шаблонов, моделей, — 2 1/2 месяца». При этом Мельцер не только изготовил мебель, панели и «облицевал пианино в стиле комнаты», но и поставил таганы, осветительное оборудование, камины, материи на стены и оконные приборы. Короткие сроки исполнения заказа объяснялись большим и хорошо налаженным производством и использованием в меблировании императорского дворца наработанных образцов серийной продукции, отличавшихся высоким качеством.
Мебельное убранство созданных интерьеров вполне вписывалось в стилистику историзма 1890-х годов — это мебель «третьего рококо» Лилового кабинета, «крестьянские стулья» Рабочего кабинета Николая, два «богато резных» кресла «Renaissance» из ореха и стулья «alaЧиппендейль» Библиотеки и Парадного Кабинете Николая II, поставленные фирмой Мельцера в 1896—1898 го-дах (илл. 9—13).
К числу лучших работ, выполненных в 1902—1903 годах «дуэтом» Мельцеров во дворце, относятся парадные комнаты царской четы — Кленовая гостиная императрицы и Новый кабинет Николая II, в ко-тором появились мебель красного дерева, керамические камины из Вены, мраморные колонны на антресоли, изготовленные фирмой «Duskerhoff& Neumann» из Нассау. Мельцер поставил в Кабинет императора плафоны «с пестрыми стеклами в пайке тифани», бра «с тюльпанами тифани», лампы над круглым столом и бильярдом и 8 стекол «пестрых тифани в пайке для фрамуг». Аналогичное оборудование и более 40 предметов встроенной и отдельно стоящей мебели были изготовлены для Кленовой гостиной императрицы (илл. 14—18).
В 1903 году Мельцер выполнил большой объем работы в детских комнатах, коридоре и Угловой комнате верхнего этажа, для которых изготовленная из ясеня и дуба мебель была окрашена в цвета «слоновой кости» и «кленового зеленого дерева». В комнатах детей императора предметы были окрашены под слоновую кость и украшены розовыми, голубыми и зелеными полосками, сочегавшимися с рисунком чинцев на стенах и драпировками на окнах. В то время белая крашеная мебель была в моде: в 1895 году на день именин великой княжны Ольги, сестры Николая II, императорская «подарили ей разную мебель белой окраски, обтянутую красивым ситцем»; окрашенные предметы были и в Лиловом кабинете императрицы.
Сегодня некоторые мебельные предметы из комнат императорских детей можно увидеть в собрании Государственного Эрмитажа, на довоенных фотографиях, акварелях 1930-х годов и на проектах архитектора придворной конторы Данини (илл. 19). Среди них — рисунок шкафа для столовой, спроектированного им в 1900-х годах, и проект киота для спальни наследника. Детская столовая — почти квадратное помещение с двумя окнами в парк — находилась над служебными покоями Александры Федоровны. Как и в других интерьерах, ее стены были затянуты английским чинцем, который императрица считала гигиеничным материалом, подходящим для детских апартаментов. В столовой стояли: обеденный стол, буфет, несколько пристенных столов и венских стульев с накладными подушками. Интересно отметить, что стулья были разной высоты — в соответствии с возрастом и ростом великих княжон. Там был спроектированный Данини буфетный шкаф с посудой, преимущественно «для детского употребления», а также бутылками с водой из Саровской пустыни: императорская семья, как известно, была очень религиозна и часто совершала паломничество к святым местам.
Данини принадлежит и проект киота для спальни цесаревича Алексея, изготовленного на фабрике Мельцера. «Киот о шести отделениях с закрытыми шкафчиками в нижней части, окрашенный под слоновую кость и декорированный витыми колонками и плоской резьбой, располагался в углу комнаты и был заполнен иконами «нового письма» в ризах или окладах, а так- же образками, крестикам и, фарфоровыми пасхальными яйцами. Такие же киоты с иконами были в спальнях всех августейших детей (млл. 20, 21).
Все работы в Александровском дворце с первых лет пребывания в нем императорской четы проводились под наблюдением Александры Федоровны. Императрица утверждала образцы ковров; по ее желанию в дамской уборной изготовили камин из зеленых майоликовых плиток в никелированной оправе; для электрического освещения поставили выбранные ею лампы, на ее рассмотрение поступали даже образцы бронзовых ручек, казанные для дверей и окон; выполняя ее желание, Данини поручили выписать по имеющимся образцам из Дармштадта — родного города императрицы — обои для верхнего этажа левого флигеля дворца и т.д. Александра Федоровна с любовью благоустраивала свой дом, используя для создания уюта и комфорта все технические достижения того времени. Так, к примеру, в 1897 году императрица повелела «в собственных покоях Их Величеств и в комнатах В. Кн. Ольги Николаевны, а равно в Угловом помещении верхнего этажа левого флигеля устроить обогревания оконных рам посредством электричества, для чего установить между рам особые металлические ящики по одобренному Ее Величеством образцу».
Этот дом был наполнен вещами, напоминавшими владельцам о частных и официальных событиях их жизни, любимыми книгами и фотографиями родных и близких, благоухал цветами, которые очень любила Александра Федоровна, Дом в Александровском дворце радовал семью Николая IIи, покидая его ранним утром 1 августа 1917 года, они надеялись вернуться в Царское...
Этого, однако, не случилось, и история дворца после Романовых оказалась такой же трагичной, как и судьба его последних обитателей, а сохранившиеся предметы до сих пор не могут вернуться на свои исторические места.
Ираида БОТТ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.20